Напоминание

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников.


Автор: Усачёва Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Дьяченковский детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: с.Дьяченково
Наименование материала: статья
Тема: Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл… Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки». Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, изменяет по мере необходимости. Основным инструментом в лепке является рука (вернее обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Занятия лепкой комплексно воздействуют на ребёнка: — повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. — развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику. — синхронизируют работу обеих рук Остановимся на более подробном рассмотрении нетрадиционной техники работы с пластилином –
пластилинографии
и её влияние на развитие мелкой моторики. Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет большую роль в овладении учебными навыками. Большинство первоклассников испытывают трудности от школьных нагрузок из-за неполного развития костно-мышечной мускулатуры рук. Слабую, неокрепшую руку ребёнка необходимо развивать. Существует большое количество подходов к решению проблемы развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Обратившись к
пластилинографии
, я объясняю это её большими воспитательно - образовательными возможностями. Пластилинография, как синтез рисования, лепки и аппликации, способствует развитию творческих способностей, воображения, развивает усидчивость, терпение, прилежание, аккуратность, внимание, выступает одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук.
Пластилинография
- это нетрадиционный вид изобразительной деятельности (создание лепных картин с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности). Пластилинографию можно использовать для развития творческих способностей у детей любого возраста, поскольку развитие воображения и эстетического вкуса является очень важным. Но особую ценность эта методика приобретает при использовании её для развития мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста, ведь именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. У детей 6-7 лет уже имеются необходимые данные для создания выразительного образа в лепке. Пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребёнка. При работе с пластилином руки должны быть тёплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев. Существует много форм работы по развитию мелкой моторики, которая проводится мною с детьми: - игры с пальчиками: пальчиковые игры со стихами, с палочками, со скороговорками, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр; - рисование красками нетрадиционными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щёткой и т. д; -аппликация (мозаичная, обрывная, из палочек); -конструирование из бумаги – оригами; - ручной труд (плетение, нанизывание бус из бисера и т.д.) - развитие графической моторики: рисование по трафаретам, рисование по фигурным линейкам, штриховка, работа в тетрадях, выполнение графических упражнений, работа в занимательных прописях для дошкольников. Два года дети занимались в кружке «Пластилиновая картина».
Организация работы
проходила в несколько этапов. Подготовительный. Изучение авторских подходов к пластилинографии. Проведение начальной диагностики детей. Подготовка технических средств. Написание рабочей программы кружка. Практический. Организация и проведения занятий. Консультации для родителей. Обогащение развивающей среды в группе. Итоговый. Оформление выставок детских работ. Итоговая диагностика детей. На подготовительном этапе мной были проанализированы различные авторские подходы по технике пластилинографии (Т.Н. Давыдовой, Г.А. Лебедевой, Е.А. Румянцевой, О.Ю. Тихомировой, И.О. Шкицкой). Я провела диагностику детей. По ее результатам была разработана рабочая программа кружка «Пластилиновая картина». При ее разработке отбирались наиболее интересные и доступные детям темы, сюжеты. Занятия проводились на втором, практическом этапе. Они проходили 1 раз в неделю по 30 минут во второй половине дня.
Работа по формированию навыков
по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определенные задачи. Подготовительный. Освоить приемы размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; научиться не выходить за контур рисунка; использовать несколько цветов пластилина.
Основной. Доводить дело до конца, работать аккуратно, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя; научиться самостоятельно решать такие творческие задачи как выбор рисунка для работы и цвет фона; научиться получать разные оттенки путём смешивания разных цветов пластилина. Итоговый. Сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности. Расскажу об этапах подробнее. Для успешного освоения детьми техники пластилинографии очень важен подготовительный этап, когда дети учатся простым приёмам пластилинографии. На первых занятиях все дети учатся приёму размазывания пластилина кончиком (подушечкой) пальца. Дети приступают к рисованию, т.е. размазывают пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. Параллельно они учатся работать на ограниченном пространстве и с пластилином нескольких цветов. Этому этапу отведены первые несколько занятий на первом году обучения. На основном этапе обучения дети совершенствуют технику рисования пластилином. Дети учатся создавать композиции. Учитывая разные возможности детей одной возрастной группы, в конспектах занятий мной предусмотрены усложнения. Усложнения могут быть использованы как индивидуально, так и для всего коллектива детей. На третьем, итоговом этапе дети самостоятельно выполняют задания, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому объекту. На данном этапе (а это заключительные занятия), как правило, преобладают такие задания, как «Придумай волшебный цветок», «Твоя птица счастья» и другие. Все они предполагают личностное отношение ребёнка. Создание образа в воображении – наиболее трудный путь, требующий большого объема знаний и впечатлений, богатой эмоциональной гаммы душевных переживаний, умения удивляться, наблюдать. Поэтому важно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желание поделиться своим состоянием с окружающими. Данная форма работы с детьми позволяет заложить хорошую основу для их гармоничного развития. Для занятий с детьми по развитию мелкой моторики рук я использовала рекомендации С.Е. Большаковой: - Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие. - Выполнение упражнений должно быть регулярным. - Нужно соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения. - Очень важно ободряющее поведение взрослого. - Ребёнку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять её рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
- Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу. Таким, образом, использование метода пластилинография будет эффективным для развития мелкой моторики при создании следующих условий: наличии системы поэтапного обучения данной технике, заинтересованности детей техникой пластилинография, совместной работе воспитателя и родителей, обеспечивающей единство подходов в образовании и при взаимодействии педагога с детьми. Список литературы: 1.Баренцова Н. Готовим руку к письму //Дошкольное воспитание. — 1996 - №2. — С. 89. 2. Березина Т.А., Полякова М.Н. Влияние взаимодействия родителей с ребенком на развитие детского творчества // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее: Герценовские чтения. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – С.68-70. 4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. – М.: Просвещение, 1978. – 95 с. 5. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: Монография-М.: Педагогика, 1972.- 240 с. 6. Гаврина С.С. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.С. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 192с. 7. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. –15 с. 8. Горяев В.Г. Использование музыки на уроках изобразительного искусства в начальной школе. – М.: 1991. 9. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей.- М.: Скрипторий. — 2003.- 80с. 10. Давыдова Г.Н. Пластилинография 1,2,3. Скрипторий 2003.- 51с.


В раздел образования