Напоминание

Духовно-нравственные основы семьи


Автор: Карайченцева Ольга Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Плотавская СОШ Корочанского района Белгородской области"
Населённый пункт: село Плотавец Корочанского района Белгородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Духовно-нравственные основы семьи
Раздел: полное образование





Назад





МОУ «Плотавская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»

Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 класса

Тема: Духовно-нравственные основы семьи
Подготовила: учитель истории и обществознания Карайченцева О.А.

Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 класса

Тема: Духовно-нравственные основы семьи.
Цель:1. Познакомить учащихся с духовно-нравственными основами семьи. 2. Привить уважение к православным традициям семьи. 3. Воспитывать нравственные качества любви к ближнему. Методическая цель: Использовать технологии: коллективные способы обучения и проблемного обучения для совершенствования духовно- нравственного воспитания и развития исследовательской деятельности учащихся. Ход мероприятия. 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы познакомимся с темой: «Духовно-нравственные основы семьи». Мы изучаем такой предмет, как обществознание и помним, что любой вид деятельности человека имеет цель. Вдумайтесь ещё раз в название темы и постарайтесь сформулировать цель нашего занятия. ( Учитель корректирует ответы учеников) 3. Вступительное слово учителя. Духовно-нравственные основы семьи- эта тема довольно актуальна сегодня. К сожалению, пока количество расторгаемых браков остаётся очень большим. Во многих регионах страны распадается каждый 3-ий брак, а в некоторых- даже- каждый 2-ой. Среди множества причин развода, зависящих от самих супругов, на 1-ом месте- незнание и невыполнение супругами нравственных основ семьи. А когда разрушаются семьи, расшатываются устои государства. Это как в человеческом организме: если болен один орган- болеет всё тело, так и в обществе: его благоденствие зависит от каждой семьи. В подтверждение этому я хочу привести цитату: «Государство сильно не только мощью своей армии, твёрдостью своих законов и богатством своей земли, но и крепостью входящих в него малых государств- человеческих семей.» В.В. Путин. Обратите внимание на эпиграф нашего занятия. (Записан на доске)
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример

тому. В. Брант.
Эти слова должны пройти красной нитью через всё наше мероприятие. К этому эпиграфу мы вернёмся в конце нашего занятия. Тема, о которой мы будем говорить сегодня, поистине неисчерпаема, её не охватить никаким количеством знаний.

Любовь, брак, семья… Каждый человек всегда, всю жизнь думает о любви, нуждается в ней, ждёт её, стремиться к ней. И нет у людей более сильного чувства. Ни страх, ни жадность, ни зависть, ни ненависть- ничто не одолеет любовь. Влюбившись, мы начинаем видеть и ценить в любимом человеке то, чего подчас не видят и не ценят другие.
Много раз вы читали в книгах, видели на экранах телевизора примерно такой сюжет: Встретились два человека, увлеклись, полюбили, а затем, что же будет потом? Потом обычно любовь приводит к брачному союзу, и в историю человечества входит ещё одна семья. Так что же такое семья? В научной литературе семья определяется как малая первичная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью.
На наше мероприятие мы пригласили священнослужителя (отец

Михаил).
4. Беседа со священником - Отец Михаил, а какой смысл вкладывает православная церковь в понятие семья? - Что такое обряд венчания, и каковы основные условия этого церковного таинства? - При вступлении в брак есть такое понятие как родительское благословление. Как объясняет это понятие православная церковь? - Как, с точки зрения православной церкви расценивается расторжение брака? 5. Работа в группах . (Коллектив учеников при подготовке к этому занятию был разбит на три группы. Каждая группа получила задание- исследовать жизнь семьи и оформить соответствующий материал. Первая группа : семья благоверного князя Пётра и княгини Февронии, вторая группа : семья Стремских из селения Саракташ Оренбургской области, третья группа: семья Сергия Радонежского.) Учитель: Есть жития святых .И есть среди святых, те, кто именно благочестивой семейной жизнью стяжал свою святость. Среди них благоверный князь Пётр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы, о которых расскажут представители 1 группы. Но прежде чем, вы начнёте слушать выступление своих товарищей, я хочу поставить перед вами проблему: Постарайтесь понять, каковы духовно-нравственные основы этой семьи?  Выступление представителей 1 группы. После выступления, повторяю вопрос. Ученики дают ответы , записывая их в символическое изображение сердца:
Верность,

Любовь,

Взаимопонимание.
Итог выступления участников 1 группы: В семье святых Петра и Февронии мы видим, что они не совершали подвигов, не брали на себя непосильных трудов. Они просто любили друг друга христианской любовью, были единой полтью, достойным образцом истиной христианской семьи.
Жития святых Петра и Февронии учат нас великому и простому: верности, способности нести тяготы семейной жизни не как обузу, а как радость и желанный крест. Вопрос священнику: Отец Михаил, мы знаем, что многие наши соотечественники отмечают День влюблённых в феврале, как День Святого Валентина. Но ведь это, как известно католический праздник. Можем ли мы считать Днем влюблённых 8 июля как день прославления святых Петра и Февронии? Учитель: Во все времена не было недостатков в обездоленных людях. Особенно в дни народных бедствий. Но всегда на это смотрели как на недолжное, как выпадающее из норм обычной жизни. А что же в наше время? Ведь у нас, в России, свыше миллиона сирот и два миллиона детей-бродяжек. Какие странные парадоксы происходят с нами. Казалось бы: какое счастье- на свет рождается дитя! Приходит в этот мир, чтобы познать его и украсить собой. Рождается чистым, ангельским и нуждается в поддержке, любви и ласке взрослых. Но бывает и так, что маленький человечек остаётся один со своими бедами. Не дадим ему пропасть, не дадим не состояться его судьбе, будем милосердными! Вторая подготовила материал, назвав его «Теплый дом отца Николая» о семье Стремских из селения Саракташ Оренбургской области. Вслушайтесь в выступление своих товарищей из 2 группы и постарайтесь понять в чём состоят духовно-нравственные основы этой семьи?  Выступление представителей 2 группы. После выступления, повторяю вопрос. Ученики отвечают, записывая ответы :
любовь к детям, доброта, милосердие, сопереживание,

сострадание.
Вопрос священнику: Отец Михаил, понятно что это один из выходов. Как Вы думаете, как можно изменить ситуацию с проблемой детей-сирот и бродяжек в нашей стране? Учитель: Наступает срок, когда дети вырастают и покидают родное гнездо. У них появляются свои семьи, новые заботы. Но существуют не только законы, которые обязывают заботиться содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Для защиты своих прав родители могут обратиться в суд. Но не лучше ли, когда дети заботятся о своих родителях, не по решению суда, не велению закона, а по зову сердца. Одно из самых святых и заветных имён для русского сердца- преподобный Сергий Радонежский. Третья группа подготовила материал «Почитай родителей» о семье Сергия Радонежского. Постарайтесь понять, в чём духовно- нравственные основы этой семьи?  Выступление представителей 3 группы. После выступления повторяется вопрос. Ученики отвечают, записывая ответ
: Почитай родителей.

Хочется добавить, в продолжение этой темы такую историю: как- то раз пришла к храму старушка и говорит священнику: «Мне идти больше некуда. Выгнали меня родные из дома. Что делать?» так в 1992 г. был организован Дом Милосердия - приют для одиноких стариков и старушек, оставшихся без попечения близких. Вопрос священнику: отец Михаил, просветите нас, пожалуйста, какой смысл вкладывает Православная церковь в высказывание «Почитай родителей»? И существуют ли в нашей области подобные Дома Милосердия? Учитель: Святитель Филарет, митрополит Московский даёт такое наставление : «Дети должны почитать родителей во время болезни и старости. Когда ваши родители требуют помощи, утешения, служения, между тем, как вы сами в труде, скорби, в немощи, соберите последние силы ваши, забудьте свою скорбь для облегчения их скорби, разделите с ними последнюю крупинку и последнюю каплю». Итак, подведем предварительный итог. Какие же духовно- нравственные основы семьи вы узнали?
Верность,

любовь

к

ближнему,

доброта,

милосердие,

почитание родителей, терпимость…
6) Работа над статьёй 38 Конституции Р.Ф.(Вывесить на доске) 1. Материнство и детство, семья находится под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. - Объясните, как вы понимаете смысл данной статьи? 7) Многие поэты, художники, композиторы прославляли в своих произведениях женщину – мать.( Работа следующим произведениям) 1. Икона Державная Пресвятая Богородица с Богомладенцем на коленях. 2.Репродукция картины А.А. Дейнка. Мать.1932 г. 3. Репродукция картины В.И. Ерофеева. Счастье. 1972 г. 4. Стихотворение Р. Островой Есть в природе знак святой и вещий, Ярко обозначенный в веках Самая прекрасная из женщин Женщина с ребёнком на руках! Пусть ей вечно солнце рукоплещет, Так она и будет жить в веках-
Самая прекрасная из женщин- Женщина с ребёнком на руках. Многие художники в своих произведениях пытались изобразить проблему духовно-нравственных основ семьи. Сейчас каждая группа получит задание: вам будут розданы репродукции картин, вы будете выполнять задания опираясь на памятку №1 (см. приложение), не забывая о проблеме – Какие семейные нравственные качества вы смогли увидеть в картине? 1 группа- картина «Возвращение блудного сына». 2 группа- картина К.С. Петров- Водкин 1919 год. Тревога. 1934 3 группа- картина Ф.П. Решетникова. Опять двойка.
Взаимопонимание,

сочувствие,

сопереживание,

прощение,

сострадание, трудолюбие… (
Записать данные качества) Учитель: Как важно сочувствовать, сопереживать своим близким, какое значение для благоприятного климата в семье имеет такое нравственное качество- как взаимопонимание. 8) Работа над христианскими заповедями. Известно, что жизнь христианская есть путь для истины, добра и счастья. И большую роль в такой жизни играют заповеди данные Богом людям. Давайте их вспомним их. (Вывешиваю на доске, учащиеся их читают и стараются объяснить некоторые из заповедей) Вопрос священнику: Отец Михаил, какую роль играют эти заповеди в жизни отдельного человека и семь? Почему нужно стараться выполнять данные заповеди? Можем ли мы некоторые из них считать духовно-нравственными основами семьи? 9) Вернёмся к нашему эпиграфу, прозвучавшему в начале нашего занятия. Постараемся более глубоко понять смысл этих слов, проанализировав басню Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» (Работа в группах, по памятке №2 (см. приложение) 10) Я знаю, что некоторые учащиеся хотели бы задать вопросы отцу Михаилу, на которые сами не нашли ответа.  Почему говорят что ребёнок расплачивается за грехи своих родителей? Правда ли это?  Как отличить страсть, увлечение от настоящего чувства любви?  Можно ли простить измену и обман?  Что делать, когда ты совершил что-то плохое, тебе не по себе, ты не находишь себе места? 11) Отец Михаил, перед нами сидят не просто ученики- это будущие мужья, жёны, родители. Какое напутствие Вы хотели бы дать им на пороге взрослой жизни.
12) Итог мероприятия.  Какую проблему мы сегодня решали на нашем занятии?  Получили ли вы ответы на вопросы, которые были в начале нашего занятия? Учитель: Давайте ещё раз обратимся к заповедям Божиим, к Конституции РФ, к некоторым произведениям писателей, художников, композиторов… Мы увидим , что и православная церковь, и государство, и школа, и творчество многих людей , стремятся к одной целее: чтобы наши граждане были духовно- нравственными личностями, а их семьи крепкими. Вы стоите на пороге взрослой жизни и ваша жизнь, ваше счастье в ваших руках. Ведь не случайно наш народ сочинил столько пословиц. Вот послушайте некоторые из них(см. приложение). Мне бы хотелось, чтобы те духовно- нравственные качества, которые вы сегодня записали на доске и на своих «сердечках» не оставались «мёртвым капиталом», чтобы вы почувствовали их своим сердцем, чтобы следовали им в собственной жизни, чаще давали отчёт в собственных поступках. Ну, а если у вас остались вопросы, то я хочу посоветовать вам, что при подготовке к этому мероприятию был накоплен достаточно большой материал (Обратите внимание на выставку). Там вы можете более подробно изучить те вопросы, которые вас заинтересовали.
Приложение
Христианские заповеди
: 1. Я- Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме меня. 2. Не сотвори себе кум ира и н и к а ко г о изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, не поклоняйся им. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его. 5. Почитай отца твоего и мать твою. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства. 10. Не пожелай ничего, что у ближнего твоего. ПОСЛОВИЦЫ 1. Не оставляй отца и мать на старости лет, и Бог тебя не оставит. 2. Кто родителей почитает, тот во век не погибает. 3. Кто добро творит , того Бог благословит. 4. Глупа та птица, которой гнездо своё не мило. 5. Каждый человек кузнец своего счастья. 6. Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает. 7. Там счастье на диво, где трудятся не лениво.
Памятка №1 1. Как называется репродукция картины? 2. Кто на ней изображён? (члены семьи) 3. Какой психологический климат присутствует на этой картине на момент, изображённым художником? 4. Какие чувства вызывает у вас эта картина? 5. Постарайтесь двумя-тремя репликами озвучить картину. 6. Каким может быть выход из этой ситуации? (отрицательный и положительный) Памятка №2 1. Прочитайте басню. 2. Как называется басня и кто её автор? 3. В чём смысл этой басни? 4. Как бы вы охарактеризовали отношение сына к своему отцу? 5. Что заставило сына и невестку одуматься, понять всю недопустимость такого отношения к отцу? 6. Для кого написал Л.Н. Толстой свою басню, для родителей или детей? 7. Соотнесите смысл басни со смыслом нашего эпиграфа.
Приложение. Информация подготовленная участниками 1 группы .
Тема : Житие святых Петра и Февронии,- Муромских Чудотворцев.
Эпиграф : Да любите друг друга! Любовь- это истина и смысл жизни. (Христианская заповедь) Есть жития святых. И есть среди святых те, кто именно благочестивой семейной жизнью стяжал свою святость. Среди них благоверный князь Пётр и княгиня Феврония,- Муромские чудотворцы. 1228 год. Древняя Русь. Глубина веков, за которой не разглядеть нам уже наших соотечественников. Но есть жития святых, из их мы узнаём о Петре и Февронии. Князе и княгине. Это уже позже – княгине, а сначала красивой и разумной крестьянской девушке, ставшей судьбой благоверного князя. Не сразу захотел он признать в Февронии свою супругу, мучался да боялся молвы- не пара, мол… Господь через скорбь и болезнь указал Петру на Февронию. Крестьянская девушка исцелила князя от тяжёлого недуга. И стали они жить – поживать, да добра наживать. Это хмурые дни тянутся долго и уныло, солнечные- бегут в радости и благодарении. Добро наживали супруги не в сундуки и закрома, а в душах своих возводили хрустальные замки. Зависть людская не терпит чужого счастья. Но верные супруги и кротостью, и смирением переносят хулу и наветы. Княгиня Феврония утешает и поддерживает мужа, князь Пётр заботится о жене. Они не совершали подвигов, не брали на себя непосильных духовных трудов, не давали бесцельных клятв. Они просто любили друг друга христианской любовью, были единой плотью, достойным образцом истиной христианской семьи. И когда пришёл конец их земной жизни, они оставили её в один день, приняв перед смертью иноческий постриг. Князь Пётр- с именем Давида, а княгиня Феврония- с именем Ефросинии. Незадолго до смерти святые супруги сделали для себя общий гроб, завещав похоронить их вместе. Но их положили в отдельные гробы. И оставили в церкви. Наутро тела супругов оказались в одном гробу. Поудевлялись люди произошедшему чуду, да и опять положили тела Петра и Февронии отдельно. И вновь наутро оказались святые в одном гробу. Так и похоронили их вместе. Удивительная история. Из глубины веков она пришла к нам подтверждая старую как жизнь истину: супружеская верность- понятие святое, и подвиги семейной жизни значимы у Господа и щедро одарены. Никаких особых секретов семейной жизни, никаких условий, ничего – кроме верности и любви.
Приложение. Информация подготовленная участниками 2 группы.
Тема:

Тёплый дом отца Николая
Эпиграф: Забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей (Конституция РФ статья №38 ) В 1990 году получил отец Николай назначение настоятелем в Саракташ, в храм праведного Симеона Верхотурского. Кстати, и святой Симеон прославился тем, что творил дела милосердия. Однажды зимой, в первый год служения, к отцу Николаю пришла незнакомая старушка и привела малого ребёнка. Малыш остался без родителей, то ли бросили они его, то ли нашли себе погибель в нынешнем житейском водовороте. И вот старая немощная бабушка замаялась одна с малолетним ребёнком. Сил у неё нет, ума не приложит, что с ним делать. Попросила Христа Ради приютить дитя. А у отца Николая и свои детишки, и строительство храма полным ходом идёт. Только посмотрел он на сироту несчастного и на старушку болезненную и не смог дитя назад отправить. И матушка Галина поддержала мужа. С тех пор пошёл по окрестным деревням слух, что батюшка берёт детей- сирот на воспитание. И повели к нему детей. Кто одного, а кто и двоих. И принял это отец Николай и матушка Галина как Божию волю. Пусть уж семья будет большая, коли так. И решили они, всех приведённых к ним сирот ,усыновить. И такой жалостью души их к детям преисполнилось, что стали они брать детей даже из детских домов. Ведь ничто не заменит отцовского тепла и материнской ласки. За короткий срок собралось у супругов Стремских 43 ребёнка в возрасте от 9 месяцев до 9 лет. В вере, в любви ,радости растут эти дети. А ведь совсем недавно не было у них по разным причинам ни родного дома, ни папы с мамой. Кто-то осиротел в раннем возрасте, кого-то родители бросили. Но не пришлось им скитаться по стране беспризорниками- попали они в добрые руки отца Николая и матушки Галины. Конечно не просто воспитывать столько детей сразу. Только представьте себе- пятьдесят человек! Два класса в школе можно запросто заполнить. И всех надо накормить, напоить, одеть. А на Рождество получила семья ещё один подарок от Детского фонда- автобус. Средства на его покупку собирались по всей России. Передача этого замечательного и очень нужного подарка стала настоящим праздником. Семья Стремских из года в год увеличивается сегодня в ней уже 50 детей. Да вот только сирот в России всё же не убавляется. Наверное, пора уже всем нам подключиться к спасению детей. Ведь каждый, если захочет, может внести хоть бы маленький, но свой вклад. Надо только видеть, чувствовать сердцем чужую беду. Не отводить от неё глаза.
Приложение Информация подготовленная участниками 3 группы
Тема: Сергей Радонежский- чудотворец и наставник
Эпиграф: Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (Конституция Р.Ф статья 38) Одно из самых святых и заветных имён для русского сердца- преподобный Сергий Радонежский. Живя в Радонеже, в доме родителё, долго томился он суетою мирской жизни и помышлял оставить мир и удалиться в пустыню. Он просил родителей, чтобы они позволили ему вступить на путь иночества, стать монахом. Однако родители говорили ему: «Помедли, мы стары и немощны, некому послужить нам. Твои братья Стефан и Пётр женились и заботятся о своих семействах, а ты позаботься о нас. Хорошо поступаешь ты, что стараешься во всём угодить Господу, но благая твоя часть не отнимется от тебя. Проводи нас в гроб и тогда сможешь исполнить своё желание». Сын не ослушался, но повиновался родителям. Спустя некоторое время Кирилл и Мария сами вступили в монастырь в Хотькове и, совсем недолго пожив там, отошли к Богу. Варфоломей, так звали преподобного Сергия в миру, сорок дней молился при гробе их и служил панихиды, а затем передал все имение своему младшему брату Петру и отправился в пустыню исполнить давнее желание сердца своего. Но сначала он в полной мере выполнил свой сыновий долг. Святость его проявилась и в этом деле, казалось бы обычном для мирянина.
Литература 1. Журнал « Дитя человеческое» №5,6 2003 г. 2. Журнал «Божий мир» №5 2000 г. 3. Журнал «Русский дом» №2,3,4 2002 г, 2003 г., №11 ,2005 г. 4. Как создать православную семью. Наставление святителя Филарета христианам, жившим в миру. Московский Сретенский монастырь «Новая книга», 1996 г.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники