Автор: Васкевич Майя Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ комбинированного вида д/с "Родничок" Населённый пункт: г. Лянтор Наименование материала: конспект-занятие Тема: Путешествие в Волшебное царство знаний Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной
группе.
«
Путешествие в Волшебное царство знаний».
Программное
содержание:
Продолжать
учить
называть
гласные и согласные звуки. Учить детей проводить ЗАС.
Развивать фонематический слух, Упражнения в определении
количества звуков в словах, в определении количества слогов
в словах. Продолжать делить слова на слоги.
расширять
словарный запас. Воспитывать внимание .
Ход занятия:
Ребята, вы верите в чудеса? Хотите верьте, хотите нет, но к
нам в группу принесли посылку из волшебного царства.
(на посылке адрес: г. Лянтор, д/с Родничок)
(Вскрываем
посылку,
в
которой
находится
волшебная
палочка.)
- Ребята, что это за палочка?
- Волшебная палочка!
Да,
волшебная,
палочка.
А
теперь
послушайте
письмо,
которое прислала нам фея,
«Здравствуйте дети! Знаю, что вы любите сказки, разные
умные чудеса, поэтому посылаю вам в подарок волшебную
палочку. Тот кто возьмёт её в руки, произнесёт волшебные
слова и взмахнёт три раза, станет волшебником!.»
Волшебные слова…..
Дети, закройте глаза и откройте их на слове, три.
(Детям одевают колпачки красного и синего цвета).
Теперь мы с вами волшебники. Команда гласных и согласных
звуков.
Итак,
ребята
-
у
вас
впереди
большое,
загадочное
путешествие, по волшебному царству знаний.
Дорога у нас будет очень длинная и нелёгкая. Путешествие
продлится пять дней.
1-день – понедельник.
Перед нами необыкновенная дорога. Чем она отличается от
обычной?
(полоски синего и красного цвета).
Что обозначают полоски синего цвета? Звонкие согласные!!
А красные? Гласные звуки!
Чем отличаются согласные от гласных?
- Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была
совсем крохотная. И жителей было всего 31. Никто их не
видел, т.к. невидимками. А вот услышать их было можно.
Шесть звуков были певцами: А,У,Ы,И,Э,О. За голосистость, за
певучесть их прозвали гласные, им подпевали Я(йа), Ё(ио),
Ю(йу), Е(йе).
Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь
не умели. Вот послушайте:
Б, В, Г, Д, Ж, К… Они очень дружили, во всем соглашались ,
гласные и согласные, любили с ними стоять рядышком. Звуки
и теперь живут вместе, распевают волшебные песни.
Вы тоже можете петь их вместе с ними, но для этого нужно
уметь
узнавать
все
звуки
и
правильно
произносить.
Попробуйте.
«В добрый путь». Ребята может быть вы ещё знаете что-
нибудь интересное про звуки?
1-ребенок: Воздух свободно идёт через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос зовёт
Звук получается гласный.
2-ребёнок: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и кричать.
3- ребёнок: А согласные, согласные
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
4- ребёнок: ССС-змеиный слышим свист,
ШШШ-шуршит опавший лист,
ЖЖЖ-шмели в саду жужжат,
РРР - моторы тарахтят.
Продолжаем наше путешествие.
П/И: « Займи домик»(круги синие и красные)
Считалка: « В детском садике у нас - тихий час
Потому – что нам нужна тишина»
2-день путешествия. Вторник.
Посмотрите, ребята! Какая- то птица-
Всё ближе и ближе, ребята, к нам мчится.
(попугай)
Что же это за птица?
Он хочет что-то сказать:
«Дорогие дети, помогите
Бедных больных детей к
Айболиту отвезите»
- Ребята, что-то случилось со зверями.
Они заболели и не могут попасть к доктору.
Из какой сказки прилетел к нам попугай?
«Доктор Айболит»
Кто написал эту сказку? (Корней Чуковский)
Кто собрался на поляне? - дети перечисляют.
Очень хорошо ребята. Но животным нужно помочь?
Как это сделать?
Игра « Поезд».
Цель: учить определять наличие звука в словах.
С заданием справились.
- Ребята смотрите? У попугая в клюве конверт с заданием:
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая ….(лисица).
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался … (зайка)
Динь-дон, динь-дон,
В переулке ходит … (слон).
У меня пропал носок,
Утащил его … (щенок).
И вот, наконец дорого свободна! Но как поезду передвигаться!
Чего не хватает? (дороги для поезда).
А как ее по-другому можно назвать? (рельсы).
Рельсы нужно выложить.
З А С - ( дом дорога)
«Счастливого пути!»
А
мы,
кажется,
прибыли
ребята!
Перед
нами
волшебное
царство (ворота с надписью «Заниматика», картина: замок, и
на дверях замок).
Дети
читают
название
волшебного
царства,
обращают
внимание на картинку замок (обсуждают с детьми значения
слова замок).
Что
мешает
нам
пройти
в
волшебное
царство?
(замок).
Сравниваем
два
слова
замок
и
замок.
Выясняем,
что
значение слова меняется при помощи ударения.
- Ребята! Вы были очень внимательными. Но мы не заметили,
что
кое-что
очень
значительное?
Что?
(звуковые
часы).
Давайте поиграем с вами в игру «Найди пару».
Цель: упражнять в подборе слов отличающихся друг от друга
одним звуком.
С/л «Звук заблудился».
(бой часов, открываем замок, заходим в ворота царства).
Физкульт минутка.
- Вот и закончился второй день. Как он назывался? (дети
вспоминают, вторник).
3-й день, среда.
Остановка «Молчанка».
Игра со звуковыми линейками.
Следующая остановка – театр. Игра с петрушкой.
1-ая игра. («Подскажи звук»)
2-ая («Подскажи слово»)
3-я («Живое слово»).
4-ый день. Четверг. «Бюро находок».
(на столе разложены потерявшиеся предметы из: мебели,
посуды, одежды). Группируем предметы и называем одним
общим словом.
С/л игра «Назови предмет».
«Заниматика»
Работа с раздаточным материалом. В прямоугольниках на
каждой карточке, под каждым предметом нарисуй столько
кружков, сколько слогов в слове.
- Подошел еще один день путешествия к концу.
5-й день. Пятница.
«Зоопарк».
1. Загадки
о
животных.
В
каких
ответах
есть
гласные?
Сколько их? На каком месте?
Игра «Кто в домике живет?»
«Цирк» (говорящий медведь: слова благодарности за
спасение зверей).
Игра «Опиши предмет» (говорим о медведе: какой он?)
Демонстрация игрушек животных (собачка, тюлень, поющий
мишка, говорящий попугай).
Мы пришли в сказочный лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(звуковая запись: пение птиц, шелест деревьев)
- Ребята, мы попали в волшебный лес, в этом лесу, как и в
этом
царстве,
все
необыкновенное.
Слышите
эти
таинственные звуки?
1-ое дерево: Ребята, обратите внимание на дерево? Что в
нем необычного? (много птиц).
Послушайте, как они поют.
Каких птиц вы знаете? Давайте расскажем птицам, что еще
знаем о них?
Скороговорки.
1. Кукушечья. 3. Галчиная
2. Синичья 4. Грачиная.
2-ое дерево: посмотрите, что выросло на этом дерево?
Иллюстрации к сказкам. К каким? (перечисляют).
Послушайте стихи. Назовите героев сказок.
«На сметане мешон
На окошке стужон
Круглый бок, румяный бок
Покатился… (колобок)
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое,
А ну подскажи-ка ее (Красная шапочка).
Любит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки глядит
Добрый доктор … (Айболит).
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герой этой сказки? (три медведя)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (карлсон)
Игра «Цветочная поляна».
Все ли цветы одинаковые? Нет.
Есть цветок не похож на другие цветы
Грамзапись « Шум дождя»
Как он называется? Ро-за
ЗАС « Роза»
П/ игра « Дождик»
Капля первая упала-кап!
И вторая прибежала-кап!
Мы на небо посмотрели,
Капельки кап-кап запели.
Намочили лица,
Мы их вытирали,
Туфли, посмотрите,
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведём
И все капельки стряхнём.
От дождя убежим.
Под кусточком посидим.
(Под шум дождя штриховка.
Подготовка руки к письму).
- Ребята я совсем забыла письмо феи дочитать.
«Я
надеюсь,
что
превратившись
в
волшебников,
в
своём
волшебном царстве, ваши слова будут только добрыми»
Как вы думаете, надежды феи оправдались? А волшебные
дела были умными и добрыми?
Какая остановка вам понравилась больше всего?
Какой
день
недели
путешествия
больше
всего
вам
заполнился?
Почему?
Тут ребята ещё один сюрприз! Закройте глаза и на счёт три
- открывайте глаза
(Волшебный сундучок с призами)
А в конце нашего замечательного путешествия поиграем:
« Скажу я слово высоко
А ты ответишь …низко
Скажу я слово далеко
А ты ответишь….близко
Теперь начало я скажу
А ты ответишь …..конец!!!».