Автор: Саитова Арюзат Кожовна Должность: учитель химии Учебное заведение: МБОУ " Федоровская СОШ№1" Населённый пункт: г п Федоровский Тюменская область ХМАО Наименование материала: Методическая разработка урока Тема: Технологическая карта урока по теме " Кислоты" Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока химии по теме «Кислоты»
1 этап - обучение
Познавательный аспект
На этапе обучения необходимо организовать деятельность учащихся по изучению и первичному
закреплению следующих фактов:
признаки кислот
классификация кислот по основности, по наличию кислорода, по растворимости в воде, по
стабильности,по летучести, по степени электролитической диссоциации.
способ образования названия кислот
кислоты и соответствующие им оксиды
изменение окраски индикаторов в кислой среде
ознакомление с физическими и химическими свойствами кислот
Развивающий аспект
Развитие речи: обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи, усиление ее
коммуникативных свойств.
Воспитывающий аспект
Воспитание дисциплинированности, ответственности и работоспособности.
Примеры заданий
1. Выпишите из учебника определение кислот.
2. Какой атом есть у всех кислот? Как он называется?
3. Чему равна валентность водорода?.
4. Выпишите формулы кислот из следующего перечня веществ: CaO, Mg(OH)
2
, SO
3
, H
2
SO
4
, Al(OH)
3
,
HNO
3
, BaO, CO
2
, H
3
PO
4
, Zn (OH)
2
/
5. Пользуясь примерами из учебника, дайте названия выписанным кислотам.
6. Почему у них разное число атомов водорода?
7. Определите по таблице растворимости, какие из выписанных кислот растворимы в воде.
8. На какие группы можно разделить кислоты, исходя из растворимости в воде?
9. Выпишите из учебника химические свойства кислот.
10. Из предложенных уравнений выберите те, которые характеризуют химические свойства кислот:
a)SО
2
+ H
2
O = H
2
SO
3
б)Ca(OH)
2
+ 2HBr = CaCl
2
+ 2H
2
O
в) MgO + 2HNO
3
= Cu(NO
3
)
2
+ 2H
2
O
г) Sr(OH)
2
+ CO
2
= SrCO
3
+ H
2
O
д) АL + H
2
SO
4
= АL(SO
4)
2 этап - закрепление
Познавательный аспект
Во втором этапе требуется обеспечить усвоение понятий 1 - го этапа
Развивающий аспект ( те же что в 1 – ом этапе)
Воспитывающий аспект ( те же что в 1 – ом этапе)
Примеры заданий
1. Составьте формулы кислот, соответствующих оксидам ( Выполнить упр 6 с.242 Учебник Химия 8
кл. О.С.Габриелян. – изд Дрофа 2014)
2. Перечислите физические и химические свойства кислот, способы их получения и области
применения.
3. Составьте уравнения реакций, характеризующие свойства кислот на примере серной кислоты.
4. С какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота(Выполнить зад. 1 часть 2 с
161 Рабочая тетрадь Химия 8 кл. О.С.Габриелян. – изд Дрофа 2014)
5. Как нужно поступить, если на руки попал раствор кислоты?
3 этап – применение
Познавательный аспект
На 3 этапе нужно обеспечить применение учащимися знаний по теме, умение решать расчетные и
практические задачи.
Развивающий аспект
Развитие мышления и сенсорной сферы: умения анализировать, сравнивать, обобщать и
систематизировать, развитие глазомера, координации движений при выполнении опытов.
Воспитывающий аспект
Воспитание требовательности к себе, дисциплинированности и аккуратности, бережное отношение к
имуществу школы.
Примеры заданий Работа в группе
1Определите с помощью индикатора, в какой из выданных вам пробирок находится кислота.
2 Выполнение лабораторных работ:
№19 Взаимодействие кислот с основаниями
№20 Взаимодействие кислот с оксидами металлов
№21Взаимодействие кислот с металлами
№22Взаимодействие кислот с солями
3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
Ca→CaO→Ca(OH)
2
→CaCl
2
4. Определите массовую долю водорода в азотной
и азотистой кислотах. Какое из этих соединений
богаче водородом?
5. 10 граммов фосфорной кислоты растворили в 90 граммах воды. Определите массовую долю
кислоты в растворе.
6. Вычислите массу соляной кислоты, которая потребуется для нейтрализации раствора, содержащего
10 граммов гидроксида натрия.
4 этап - самоконтроль
Познавательный аспект
На 4 этапе желательно обеспечить деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний
по данной теме.
Развивающий аспект
Развитие мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, доказывать и
опровергать.
Воспитывающий аспект
Проявление требовательности к себе, дисциплинированности и аккуратности, ответственное
выполнение ученического долга.
Примеры заданий
1 С какими из веществне реагирует серная кислота :
a) оксидом серы (IV).
б) серной кислотой
в) фторидом калия
г) оксидом углерода (IV).
2. Укажите ряд, состоящий только из кислот
a) СO, К
2
O, Mg(OH)
2
b) Ca(OH)
2
, LiOH, AL(OH)
3
c) Na
2
S, Zn(OH)
2
, KOH
d) HCL,H
2
SO
4
, HNO
3
3.C cоляной кислотой взаимодействует гидроксид калия с образованием
a) хлорида калия и воды
б) оксида калия и воды
в) хлорида калия, водорода и воды
г) хлорида калия, водорода
4. Серная кислота
a) реагирует с кислотами
б) реагирует со щелочью
в) окисляется на воздухе
г) разлагается при нагревании
5. Рассчитайте массы исходных веществ, необходимых для 11.6 г хлорида натрия в реакции
нейтрализации.
6. В реакции, уравнение которой: Н
3
РО4+ 3KOH = K
3
РО4+ 3H
2
O истрачено 4 моль кислоты
Определите количество вещества и массу полученной соли.
7. Предложите два способа получения кислоты. Составьте уравнения соответствующих реакций.
8. Как можно получить нерастворимое в воде кислоту? Подберите реактивы, проведите необходимые
реакции и запишите их с помощью химических уравнений.
Критерии оценок:
за выполнение тестовых заданий – «3»
тестовые задания и одно из следующих - «4»
тестовые задания и два и более из последующих заданий – «5»
Домашняя работа
§ 39 уч. Химия 8 класс О.С.Габриелян. – изд. Дрофа 2014г, Часть 2 с 181 – 184 по рабочей тетради
Химия 8 класс О.С.Габриелян. – изд Дрофа 2014г.