Адаптация к дошкольному учреждению.Рекомендации педагога-психолога.
Автор: Юрьева Елена Евгеньевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ № 229 Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону Наименование материала: статья Тема: Адаптация к дошкольному учреждению.Рекомендации педагога-психолога. Раздел: дошкольное образование
Рекомендации
родителям
Как
родители
могут
помочь
своему
ребенку
в
период
адаптации
к
МДОУ
:
1.
По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодо-
леть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на
действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное
отношение к ним.
2.
Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ,
совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
3.
Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, по-
прыгаем как зайчики».
4.
Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачу-
щего.
5.
Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в до-
школьное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно
самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и
перестают водить его в детский сад. Это происходит от того, что взрослые
не готовы оторвать ребенка от себя.
6.
Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных дей-
ствий.
К моменту поступления в детский сад ребенок
должен
уметь
:
— самостоятельно садиться на стул;
— самостоятельно пить из чашки;
— пользоваться ложкой;
— активно участвовать в одевании, умывании.
Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители. Требова-
ния к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сооб-
щается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повели-
тельный.
Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у Вас отрицательные
переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хны-
чут; я огорчена; мне трудно.
Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возмож-
ностями ребенка.
Важно так же постоянно поощрять ребенка, давать положительную оцен-
ку хотя бы за попытку выполнения просьбы.
Планируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребен-
ком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в
первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от терри-
тории детского сада.
Впериод адаптации важно предупреждать возможность утомления или
перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.
Для этого не посещай людные места, не принимайте дома шумные компании,
не перегружай ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную
обстановку.
Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни.
Задача родителей - быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботли-
выми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по
тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.
Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, рит-
мичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
Как следует готовить ребенка к поступлению
в детский сад
1.
Заранее узнать режим пребывания ребенка в ДОУ и ввести новые режим-
ные моменты дома. Это поможет ребенку быстрее адаптироваться. Ему не-
просто привыкнуть к новому окружению и новому режиму дня. Из-за этого
он может отказаться от еды, от дневного сна, что повлечет за собой отсут-
ствие аппетита, усталость, а значит, усложнит процесс адаптации.
2.
Все волнующие Вас проблемы , связанные с детским садом, обсуждать
только при условии, что малыш Вас не слышит. Он не должен знать, что
детский сад стал для мамы и папы источником определенных проблем.
Иначе сад в воображении ребенка предстанет чем-то плохим, и он решит,
что так его ничего хорошего не ждет.
3.
Необходимо настроить ребенка как можно более положительно к поступле-
нию в детский сад.
4.
Следует подготовить ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять
ему, что это неизбежно потому, что он уже большой. Для ребенка очень
важно, что Вы его уже считаете взрослым, - необходимо внушать ему: это
очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Объясните ре-
бенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим: ему необходимо знать,
что Вы его любите.
5.
Будьте спокойны и уверенны накануне поступления ребенка в ДОУ. Знайте,
что Ваши переживания, тревоги передаются ребенку и разворачиваются в
его сознании иногда с невероятным размахом.
6.
Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком
детского сада у Вас была возможность оставлять его не на целый день в
саду. Пусть первые дни посещения ДОУ станут для него приятными и
оставят положительный отпечаток в сознании.
Как надо вести себя с ребенком,
когда он впервые начал посещать ДОУ
1.
Старайтесь, как можно раньше забирать ребенка домой , чтобы он привы-
кал к новому окружению. Ребенок быстро утомляется, а в первые дни на
него обрушивается много впечатлений, поэтому поступление новой инфор-
мации должно быть постепенным.
2.
Приложите все усилия, чтобы создать спокойный, бесконфликтный кли-
мат в семье . Для ребенка изменение окружения всегда стресс. Он находит-
ся в постоянном нервном напряжении: для него все, что неизвестно, опас-
но. Поэтому, когда он приходит домой, необходимо создать все условия,
чтобы дать отдых его нервной системе.
3.
На время прекратите походы в цирк, в театр, в гости, сократите просмотр
телевизионных передач. Ребенок каждую новую информацию пропускает
через себя, а в детском саду, особенно в первые дни, ее очень много.
4.
Ваша обязанность – как можно раньше сообщить врачу, педагогу-психо-
логу, воспитателям о личных особенностях малыша . Это необходимо для
того, чтобы правильно организовать процесс адаптации, потому что при
организации различных режимных моментов, в процессе лечения работни-
ки МДОУ будут именно с учетом этого строить общение с ребенком, а это,
в свою очередь, облегчит его адаптацию.
5.
Одевать ребенка следует в соответствии с температурой в помещении
группы. Его иммунная система в период адаптации ослабевает – любая ин-
фекция может привести к заболеванию, которое прервет процесс адапта-
ции, и после выздоровления ребенку снова придется проходить все заново.
6.
Приводя ребенка в детский сад, не затягивайте процесс прощания . Поце-
луйте его и уходите твердой походкой, не оглядываясь. Помните , ребенок
будет плакать до тех пор, пока не отвлечется игрой в группе.
7.
Необходимо в выходные дни организовать дома такой же режим , как и в
детском саду.
Что
делать
,
если
...
Что
делать
,
если
ребенок
начал
ходить
в
дет
-
ский
сад
:
1.
Установите тесный контакт с работниками детского сада.
2.
Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
3.
Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.
4.
Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
5.
Поддерживайте дома спокойную обстановку.
6.
Не перегружайте ребенка новой информацией.
7.
Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
Что
делать
если
ребенок
плачет
при
расстава
-
ний
с
родителями
:
1.
Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
2.
Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
3.
Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний пред-
мет.
4.
Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания
(например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
5.
Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
6.
После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке.
Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
7.
Устройте семейный праздник вечером.
8.
Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
9.
Будьте терпеливы.
Что
делать
,
если
ребенок
не
хочет
идти
спать
:
1.
Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зе-
вает).
2.
Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисова-
ние, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не
разбудить игрушки.
3.
Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.
4.
Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.
5.
Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.
6.
Спойте ребенку песенку.
7.
Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.
Что
делать
,
если
ребенок
не
хочет
убирать
за
собой
игрушки
:
1.
Твердо решите для себя, необходимо ли это.
2.
Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.
3.
Убирайте игрушки вместе.
4.
Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл проис-
ходящего.
5.
Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказы-
вайте.
6.
Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.
7.
Учитывайте возраст и возможности ребенка.