Напоминание

Системно-деятельностный подход в обучении математике – новый или хорошо забытый подход?


Автор: Бронникова Галина Николаевна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МБОУ "Плотавская СОШ Корочанского района Белгородской области"
Населённый пункт: село Плотавец Корочанского района Белгородской области
Наименование материала: Проект
Тема: Системно-деятельностный подход в обучении математике – новый или хорошо забытый подход?
Раздел: среднее образование





Назад





Системно-деятельностный подход

в обучении математике – новый или

хорошо забытый подход?
(проект)
Оглавление
 введение  основная часть: Глава 1. Теоретический материал по теме исследования,
1.1
Требования ФГОС; 1.2 Страницы истории; 1.3 Сущность системно-деятельностного подхода. Глава 2. Практический материал. Обобщение ре зульт атов исследования: 2.1 Сравнение у рока в режиме системно- деятельностного подхода с традиционным уроком
2.2
Технологии системно-деятельностного подхода заключение (выводы по теоретическому материалу и проведенному исследованию);  Список использованной литературы; «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой 1

Введение
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования. В современной школе важнейшей задачей обучения становится уже не передача знаний, а приобретение умений, позволяющих самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения технологий, которые формировали и развивали у учащихся способность учиться творчески и самостоятельно. Одним из вариантов такого обучения являются методики, ориентированные на действия, а именно системно-деятельностный подход.
Проблема:
Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в 2
основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход (СДП). Как же учителю перестроиться к новым условиям работы с введением ФГОС? Необходимо ли забыть всю старую методику преподавания математики и применять только новый подход? Насколько новым он является? Применимы ли педагогические технологии, известные учителю до сих пор, с введением СДП?
Актуальность
рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Системно-деятельностный подход в обучении математики – новый или хорошо забытый старый?».

В связи с этим возникла проблема исследования: применение системно-деятельностного подхода, как условия повышения потенциала обучения математике в основной школе.
Цель исследования
: Исследовать системно-деятельностный подход на новизну. Поставленную цель можно решить с помощью следующих задач
Задачи исследования
: - исследовать освещенность в научной литературе сущности системно- деятельностного подхода в обучении ; - рассмотреть исторические корни СДП; - выявить технологии, которые являются механизмом реализации системно – деятельностного подхода; - проиллюстрировать реализацию системно -деятельностного подхода в обучении математике на примерах из своей практики. гипотеза
Гипотеза исследования
: системно-деятельностный подход, используемый при обучении математике в основной школе, не является для школы новым. Его продуктивность, значимость вытекают из разумного сочетания ранее известных подходов и технологий педагогики.
Научная новизна
данного подхода заключается в идее о том, что введение в учебный предмет( в моем случае это математика) должно начинаться с открытия детьми наиболее общих свойств предмета математики. 3
Научная новизна проектной работы – сопоставление СДП с ранее применяемыми подходами в обучении.
Объект исследования:
процесс организации обучения в основной школе.
Предмет исследования
: системно-деятельностный подход в обучении математике в основной школе и степень его новизны в педагогической практике.
Практическая значимость:
результаты исследования помогут учителю математики основной школы сопоставить свою систему работы по методике преподавания математики с новыми системами требований ФГОС и легко перейти к применению СДП.
Метод исследования
: аналитический
Краткое описание структуры работы:
Проектная работа содержит теоретический и практический материал по теме исследования, обобщение результатов исследования.
Основная часть:

Глава 1. Теоретический материал по теме исследования

1.5Требования ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трёх систем требований: требований к результату освоения основной образовательной программы требований к структуре основных образовательных программ, требований к условиям реализации стандарта. Все эти требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на второй ступени обучения, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидов. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ. Если в Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования – темы, дидактические единицы, то в Стандарте нового поколения 4
содержание образования детально и подробно не прописано, но чётко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:  личностным результатам  метапредметным,  предметным умениям Таким образом, ФГОС - совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы. Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; 5
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
1.2 Страницы истории:
Герберт Спенсер, английский философ, социолог 19 века сказал: «Великая цель образования –это не знания, а действия». В 20-м веке американский философ и педагог Джон Дьюи выдвинул концепцию «Учение через деятельность». Основные принципы: учет интересов, учение через обучение мысли и действию, познание и знание как следствие преодоления трудностей, свободная творческая работа и сотрудничество.
1985 год
– первое упоминание о системно - деятельностном подходе в России. Авторы: Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов; Л.С. Выготский, Л.В. Занков А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи. Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно- деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. 6
Деятельностный подход разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи. Главная новизна данного подхода заключается в идее В. В. Давыдова о том, что введение в учебный предмет( в моем случае это математика) должно начинаться с открытия детьми наиболее общих свойств этого предмета математики. Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (Б.Г. Ананьев, Б.Ф.Ломов). Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.
1.3 Сущность системно-деятельностного подхода
В системно- деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир – человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития - учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!». 7
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.). Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов. Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды — обеспечить условия для рождения у учеников
собственного образовательного продукта
. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от 8

формирование универсальных способов действий
заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения. Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.
Системно-деятельностный подход

Основной результат – развитие личности ребенка

на основе универсальных учебных действий

Основная педагогическая задача –

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Чему учить?

обновление

содержания

Ради чего

учить?

ценности

образования

Как учить?

обновление

средств

обучения
Для включения учащегося в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:  связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;  планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
Вектор смещения акцентов нового стандарта
9
 привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;  оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются

следующие компоненты овладения знаниями.
а) восприятие информации; б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); в) запоминание (создание образа); г) самооценка.
Позиция учителя:
к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика:
познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача
– задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
Учебная деятельность
– управляемый учебный процесс.
Учебное действие
– действие по созданию образа.
Образ
– слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие
– я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка
– Я считаю так …. (формирование мировоззрения).
Глава 2.

Практический материал. Обобщение результатов

исследования:

2.1 Сравнение урока в режиме системно-деятельностного подхода с

традиционным уроком
по ряду элементов:
Элементы

сравнения

Традиционный

урок

Урок в режиме

системно-деятельностного

подхода
Формулиро вание темы Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся 10
урока Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирова ние Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическ ая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Осуществл ение контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществл ение коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивани е Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) 11
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Цели и результаты
Образовательные Предметные результаты Развивающие  Метапредметные результаты Воспитывающие  личностные результаты 
2.2Технологии системно-деятельностного подхода
Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока- основной формы организации обучения. С помощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке? Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие
технологии, как:
- Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) - Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) - Технология, основанная на реализации проектной деятельности - Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
-
Технология деятельностного метода 12
Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности. Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке: Этапы урока Организующая роль учителя 1 Мотивация к учебной деятельности Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). 2 Актуализац ия знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. 3 Выявление места и причины затруднения Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. 4 Построение проекта выхода из затруднения Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. 13
5 Реализация построенного проекта Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. 6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах). 7 Самостояте льная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. 8 Включение в систему знаний и повторение Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 9 Рефлексия учебной деятельности. Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами
«ищу и нахожу», «думаю и

узнаю», «пробую и делаю
». Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. Системно-деятельностный подход в преподавании математики требует формирования практических умений применения теории. Позиция учителя 14
математики должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математическими понятиями, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике.
Заключение
1. В результате проведенной работы и теоретических исследований были получены следующие результаты и выводы. Увеличение количества изучаемых дисциплин, усложнение учебных программ, увеличение объема информации, необходимой для усвоения обучающимися, зачастую приводят к отторжению этих знаний, нежеланию трудиться для их получения, к отрицательному отношению к школе в целом. Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности. Базовыми понятиями данного подхода являются: воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, коими являются гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность, индивидуализация. Достижение результата возможно через включение в деятельность. В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»! Таким образом, идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде. 15
Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться. В результате исследования научной литературы о сущности системно- деятельностного подхода и изучения дидактических принципов организации учебной деятельности на уроках математики было установлено и определено одно из возможных направлений повышения качества обучения учащихся основной школы на уроках математики. За основу для разработки необходимых дидактических средств мною принята теория учебной деятельности, разработанная в трудах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и других психологов. Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.»
2. Системно-деятельностный подход, используемый при обучении математике в основной школе, не является для школы новым. Его продуктивность, значимость вытекают из разумного сочетания ранее известных подходов и технологий педагогики. Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие
технологии, как:
- Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) - Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) - Технология, основанная на реализации проектной деятельности - Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
-
Технология деятельностного метода 16

Список используемой литературы:
1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22. 2. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – С. 230–243. 3. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики. М.- Просвещение. 2005; 2. Сухов, В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. Уфа. 2004 17


В раздел образования