Автор: Добровольская Ирина Леонидовна Должность: учитель математики и физики Учебное заведение: МАОУ СОШ № 37 г. Томск Населённый пункт: г. Томск Наименование материала: Сценарий интегрированного внеклассного мероприятия Тема: ЭРУДИЦИОН Раздел: полное образование
Методическая разработка интегрированного внеклассного
мероприятия
ЭРУДИЦИОН
по наукам естественно - математического цикла между
сборными командами 10х и 11х классов
Составители:
Добровольская И.Л. – учитель математики и физики МАОУ СОШ № 37 г. Томска
Кукина Е.Л. – учитель физики МАОУ СОШ № 37 г. Томска
Для интеллектуального развития учеников, для продуктивного усвоения ими знаний
очень важно, чтобы изучаемые ими предметы не были обособлены друг от друга. Только при
установлении широких связей, как между разными разделами изучаемых курсов, так и между
разными предметами в целом (внутрипредметная и межпредметная интеграция), можно
добиться высоких результатов в познавательной деятельности. Интегрированные занятия имеют
большое значение для развития интеллектуальных творческих способностей учащихся. Это
объясняет и тот факт, что в современной науке все более усиливается тенденция к синтезу
знаний, проявляется установка на осознание и раскрытие общности объектов познания. При
этом ученые утверждают, что данная тенденция должна постоянно усиливаться в будущем. По
существу, ставится вопрос о формировании нетрадиционного способа мышления, характерного
и необходимого для современного человека. И одним из вариантов решения этой проблемы
являются интегрированные познавательные занятия, рассчитанные на синтез различных
репродуктивных уровней знания.
Цель игры: Повысить интерес учащихся к изучению наук естественного цикла: физике,
биологии, географии, химии.
Задачи игры:
Образовательная : продолжить формирование понятийных основ учащихся, их умение
применять свои знания в нестандартных ситуациях
Развивающая: развивать аналитическое мышление, произвольное внимание, память, через
постоянное обращение заданий к имеющимся знаниям учащихся.
Воспитательная: воспитывать у учащихся сознательную дисциплину, умение работать в
группе, умение выражать свою мысль в форме, доступной пониманию товарищей, формировать
“здоровое” соперничество.
Структура турнира:
1.Организационный момент.
2. Жеребьёвка.
3.Представление команд.
4.Конкурс капитанов- Блиц.
5. Эрудицион.
6. Конкурс - импровизация .
1.Организационный момент.
Вступительное слово
Представление жюри
Представление ведущих
Представление гостей
Знакомство присутствующих с правилами турнира и критериями оценивания.
В турнире участвуют 2 команды: одна - сборная команда 10
х
классов, вторая – сборная команда
11
х
классов. Команды состоят из 6 человек, один из них – капитан. За каждое выполненное
задание команды получают определённое количество баллов. Побеждает та команда, которая
наберёт большее количество баллов.
Пока команды заняты, в эрудиции соревнуются болельщики. Активность болельщиков
поощряется сладкими призами.
2. Жеребьёвка.
Для проведения турнира каждой команде необходимо присвоить название. С этой целью
командам предлагается в ходе жеребьёвки вытянуть жетон с готовым названием.
Например, могут предлагаться такие названия:
Ботаники;
Тушканчики;
Физики - шизики;
Ёжики;
Химики – алхимики.
3.Представление команд.
Командам предлагается в течение 3 минут к выбранному названию придумать девиз и
представить свою команду присутствующим и членам жюри.
Критерии оценивания:
Соответствие названию;
Лаконичность;
Оригинальность;
Артистизм.
Максимальное количество баллов: 6 баллов.
Время выступления: 7 минут (по 2 минуты на выступление каждой
команды и 3 минуты на подготовку).
Участники: 1-6 человек от команды.
Пока команды готовятся к выступлению, ведущий предлагает болельщикам разгадать
несколько ребусов. Первый разгадавший ребус получает сладкий приз.
4.Конкурс капитанов- Блиц.
Капитанам предлагается за 1 минуту ответить на как можно большее число односложных
вопросов. Набор вопросов выбирается жеребьёвкой.
Критерии оценивания:
Правильность;
Краткость;
Быстрота;
Находчивость.
Максимальное количество баллов: по 1 баллу за правильный ответ.
Время выступления: по 1 минуте на каждую команду
Участники: 1 человек от команды – капитан.
5. Эрудицион.
На доске наклеено 5 ромашек с 6 лепестками каждая. Каждая ромашка посвящена определенной
науке:
Синяя – физике;
Жёлтая – химии;
Оранжевая – географии;
Зелёная – биологии;
На лицевой стороне лепестков написано число баллов, на которое рассчитан данный
вопрос.
На обратной стороне каждого лепестка написаны вопросы разной сложности (на 1 балл; на 2
балла; на 3 балла; на 4 балла; на 5 баллов). На каждой ромашке 1 лепесток без вопроса – это
сюрприз. Он приносит команде 3 балла.
Команды по очереди выбирают себе 1 лепесток от любой ромашки на любое количество баллов
и, посовещавшись 5 секунд, отвечают на выбранный вопрос.
Внимание! Более 1 раза вопрос из одной и той же категории выбирать нельзя.
Критерии оценивания:
Правильность;
Краткость;
оригинальность
Максимальное количество баллов: определяется ценой правильных ответов.
Время выступления: по 1 минуте на каждый ответ.
Участники: 1 человек от команды.
6. Конкурс - импровизация .
Командам предлагается инсценировать одно из предложенных научных понятий, так, чтобы их
смогли узнать зрители и жюри. Тип понятия определяется жеребьёвкой.
Предлагаемые понятия:
Баллистическое движение;
Реакция изомеризации;
ДНК;
Критерии оценивания:
оригинальность;
Узнаваемость
Артистизм.
Максимальное количество баллов: 5 баллов.
Время выступления: по 3 минуте на каждую команду (2 минуты на обдумывание и 1 минута
на выступление).
Участники: 1- 6 человек от команды .
Вопросы по физике.
1 балл:
Вы получили задание: измерить высоту здания. Как это можно сделать, если вы можете
воспользоваться только 2 предметами: часами и компьютером.
2 балла:
Будет ли гореть спичка в состоянии невесомости? Почему?
3 балла:
Человек с пудовой гирей в руке прыгает со стула. Сколько весит гиря во время падения?
4
балла
:
Какое бельё больше пачкается: выглаженное накрахмаленное или ненакрахмаленное? Почему?
5 баллов
:
Можно ли наблюдать падающие звёзды на Луне
.
Вопросы по биологии.
1 балл:
Какие органоиды клетки выполняют энергетическую функцию?
2 балла:
Емкость этого «прибора» - примерно 100 млрд. Бит, он содержать информацию в 500 раз
больше, чем вся британская энциклопедия. Очень многие имеют к нему доступ, но не все им
правильно пользуются. Что это за «прибор»?
3 балла:
Второе название этого дерева, распространенного в африканских саваннах – адансония. Оно
было присвоено в честь ботаника М. Адансона, который в конце 18 века занимался
исследование этого вида с поперечником ствола 9 метров и установил, что его возраст 5150 лет.
Неизвестно, как ученому это удалось, ведь у дерева нет годичных колец. Очень необычно
выглядит это дерево в период цветения: на его ветвях распускаются белые ароматные цветы
диаметром от 12 до 20 сантиметров. В это время на дереве совсем нет листьев, они опадают
перед началом цветения. Как мы называем адансонию?
4 балла:
По поводу одной из самых грандиозных проблем современной биологии в профессиональной
среде бытует грустное, но блестящее парадоксальное высказывание, гласящее, что через 10 000
лет разумные существа, населяющие Землю, будут с негодованием отрицать свое
происхождение от него. От кого?
5 баллов:
Если японские пчелы встречают хищную осу, то так «рады» ей, что роем окружают ее и
«общаются» минут 20, после чего разлетаются в разные стороны, оставляя ее на месте мертвой
без единого следа укуса. От чего она погибла?
Вопросы по химии.
1 балл:
Самый тугоплавкий металл?
2.
балла:
Самый легкий металл?
3
балла:
В 1889 году Д. И. Менделееву во время его пребывания
в
Лондоне в качестве драгоценного
подарка преподнесли весы, одна чашка которых была изготовлена из золота, а другая - из
несравненно более драгоценного металла. Из какого металла была сделана
другая чашка?
4
балла:
Причиной гибели экспедиций Роберта Скотта было олово. Почему?
(При сильном охлаждении белое олово переходит в серое, которое рассыпается на морозе. Такое
рассыпание оловянных изделий раньше называли "оловянной чумой". Топливные баки у
экспедиции Скотта были изготовлены из олова, в результате разрушения которого топливо
вылилось.)
5
баллов:
Этот химический элемент получил греческое название "разрушающий". Асбест, кирпич и
даже благородные металлы сгорают в нем при нагревании; бор, йод, сера и мышьяк в его
присутствии самовоспламеняются при обычной температуре. При неосторожном обращении с
ним разрушаются зубы, обезображиваются ногти, возникает хрупкость сосудов и костей. Зачем
же мы так часто кладем его в рот?
(Чтобы чистить и укреплять зубную эмаль. Это фтор).
Вопросы по географии.
1 БАЛЛ.
Кого в Индии называют "инспекторами тормозов"?
(
коров)
2 БАЛЛА .
Тюркское слово "алтын" обозначает "золото". Какую горную систему тюрки
называли золотой? (Алтай)
3 БАЛЛА.
По какому временному поясу можно измерять время на Северном полюсе? (по
любому)
4 БАЛЛА.
Побывав на корриде, вы сразу поймете, почему на национальном флаге Испании
чередуются именно эти два цвета. Какие? (красный и желтый)
5 БАЛЛОВ.
Данте, описывая одежды Беатриче, появившейся в трех кругах рая, пишет:
"В венке олив, под белым покрывалом,
Предстала женщина, облечена в зеленый плащ,
И в платье огне-алом."
Что увидел в этих стихах Н.Бонапарт и утвердил почти 500 лет спустя?
(флаг Италии).
Блиц
1.
Сколько на земном шаре океанов? /4/
2.
Что больше 10 м/с или 36 км/ч?/одинаково/
3.
В каком году основан город Томск? /1604 /
4.
Первая женщина –космонавт? /Терешкова /
5.
Столица Швейцарии? /Берн/
6.
Как зовут боксёра Тайсона? /Майк/
7.
Сколько атомов в молекуле кислорода? /два/
8.
Кто написал Лунную сонату? /Бетховен/
9.
Температура кипения воды? /100/
10.
Атом, потерявший один или несколько электронов? /положительный ион/
1.
Что такое Килиманджаро? /гора/
11.
Как называется прибор для измерения атмосферного давления? /барометр-анероид/
12.
Денежная единица Великобритании? /фунт стерлинг/
13.
Как взаимодействуют одноимённо заряженные тела? /отталкиваются./
14.
Вторая производная координаты по времени? /ускорение/
15.
5
3
=? /125/
16.
Что такое НИИ? /науч. ис. инс./
17.
Сколько секунд в одном часу? /3600 /
18.
Единица измерения силы тока?/А/
19.
Автор романа Война и мир? /Толстой/
20.
Столица Кыргызстана? /Бишкек/
21.
В чём измеряют мощность? /ватт/
22.
Процесс превращения воды в пар? /парообраз./
23.
Столица Швеции? /Стокгольм/
Блиц.
1.
Что больше 54 км/ч или 20 м/с? /20 м/с/
2.
Кто быстрее машет крыльями шмель или комар? /комар/
3.
Самое большое сухопутное животное? /слон/
4.
Единица измерения сопротивления проводников? /Ом /
5.
Сколько планет в Солнечной системе? /9/
6.
Единица измерения энергии? /Джоуль/
7.
Сколько было гномов в сказке про белоснежку? /7/
8.
Сколько месяцев в году не считая седьмого? /11/
9.
Денежная единица США? /доллар/
10. Столица Франции? /Париж/
11. Сколько цветов в радуге? /7/
12. Денежная единица Белоруссии? /зайцы/
13. Прибор для измерения температуры? /термометр/
14. Первый русский император? /Петр1/
15. Самое высокое дерево? /секвойя/
16. Кто такой мустанг? /дикая лошадь/
17. Наибольшее трёхзначное число? /999/
18. Самый быстрый зверь? /гепард/
19. Как называется мельчайшая частица вещества? /молек./
20. Что тяжелее пуд пуха или пуд железа? /одинаково/
21. Столица Литвы? /Вильнюс/
22. Какой стране принадлежит остров Гренландия? /Дания/
23.
Как взаимодействуют разноимённые заряды? /притягиваются/
24.
Самая маленькая птица? /колибри/