Автор: Белоусова Екатерина Анатольевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГБДОУ №65 Выборгского района г. Санкт-Петербурга Населённый пункт: город Санкт-Петербург Наименование материала: конспект Тема: "Дифференциация звуков [ж] и [ш]" Раздел: дошкольное образование
Тема: «Дифференциация звуков [ж] и [ш]»
Выполнила: учитель-логопед
Белоусова Екатерина Анатольевна
Санкт-Петербург
2015
Дифференциация звуков [ж] и [ш]
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное
развитие.
Цель: дифференциация звуков [ж] и [ш].
Задачи:
I.
Коррекционно-образовательные:
•
закрепление навыка дифференциации звуков
[ж] и [ш] в словах и
предложениях;
•
развитие
фонематического восприятия: умение выделять на слух слова со
звуками [ж] и [ш];
•
совершенствование умения правильно произносить одно
-, двух- и
трёхсложные слова с одним стечением согласных;
•
формирование навыка слогового анализа слов
;
•
профилактика дисграфии
и дислексии (восстановление букв Ж и Ш по
элементам, определение буквы «на ощупь», построение буквы из палочек).
II.
Коррекционно-развивающие:
•
развитие зрительного восприятия
, памяти, внимания и мышления;
•
развитие общей и мелкой моторики
.
III.
Коррекционно-воспитательные:
•
воспитание положительного отношения к занятию и самостоятельности
;
•
контроль за собственной речью
.
Использование современных образовательных технологий: ИКТ-технология
(презентация на тему «Дифференциация звуков [ж] и [ш]»).
Материалы и оборудование:
•
мультимедийная система
;
•
«звуковички»
;
•
«сигнальчики» с буквами Ж и Ш
;
•
счётные палочки
;
•
листы с заданиями
;
•
карандаши
.
Предварительная работа: отгадывание загадок со звуками [ж] и [ш].
Ход непосредственно образовательной
деятельности с детьми
Организационный момент
Логопед предлагает детям отправиться в
путешествие в страну звуков. «Звуковички»
Жора и Шура предлагают ребятам отгадать
загадки.
Загадки:
Жу-жу-жу,
Я живу, не тужу,
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу.
(жук)
— Правильно, дети, это — жук. С какого звука начинается слово «жук»? (со звука
[ж])
***
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(мышка)
— Кто это? (мышка)
— Какой звук я выделяю в слова «мы ш ка»? (звук [ш])
— Как вы думаете: с какими звуками предлагают вам поиграть Жора и Шура? (со
звуками [ж] и [ш])
Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков [ж] и [ш].
— Давайте произнесём звук [ш], а потом - [ж]. Как вы думаете: чем похожи эти
звуки? (Эти звуки - согласные. Они не «поются». При их произнесении есть
преграда.)
— Правильно, давайте вспомним артикуляцию звука [ш] и [ж]. При произнесении
этих звуков губы вытянуты вперёд и округлены, между верхними и нижними
зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубками,
боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.
— Скажите, пожалуйста: чем отличаются эти звуки? Положим ладошку на
горлышко и произнесём эти звуки. (Когда произносим звук [ш], горлышко молчит, а
когда звук [ж] — дрожит.)
— Звук [ш] — глухой, а звук [ж] — звонкий.
Игра «Поймай звук»
— Перед вами — сигнальчики — карточки с буквами Ж и Ш. Если вы услышите
звук [ж] в слове — поднимайте букву Ж, а если услышите звук [ш] — поднимаете
букву Ш.
Слова:
ШАЙБА
ЖУРНАЛ
ПЕТУШОК
ШВАБРА
ЖАДНОСТЬ
КОЖАНЫЙ
ЛАМПА
ЖИРАФ
ЛОЖЕ
ЖАЛКИЙ
ЖЁЛТЫЙ
КУВШИН
ЖУРАВЛЬ
ДРУЖНЫЙ
ШКОЛА
ЛИМОН
НАЖИВКА
ШМЕЛЬ
ДОЖДИК
ЧАШКА
— Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. А теперь «звуковички»
предлагают вам немножко отдохнуть.
Физминутка «Жук ползёт»
По тропинке жук ползёт, (изображают пальчиками жука)
У него усы вразлёт.
Жук большой и деловитый, (показывают пальцами размер жука)
У него сердитый вид. (сердятся)
Тащит веточку ракиты (пошевелить «усами»-пальчиками)
И усами шевелит.
Угадать совсем непросто (удивляются)
Что с ней сделает потом.
Может быть построит мостик (соединяют указательные пальцы)
Или даже целый дом!
Вот ползёт он дальше, дальше… (перебирают пальцами рук по ногам)
Мы спешим с тропы сойти, (прячут руки за спину)
Пожелать ему удачи (машут правой рукой)
И счастливого пути.
Игра «Поделим слова на слоги»
«Звуковички» просят вас помочь им определить сколько слогов в словах и
поселить их в нужные слоговые домики. В домике с одним окошком будут жить
слова с одним слогом, а в домике с двумя окошками — слова с двумя слогами.
— Внимательно посмотрите на экран и поселите слова в соответствующие
домики.
Картинки:
ДУШ
ЖИЛЕТ
МЕШОК
ЛЫЖИ
ШУБА
КОВШ
ШЛЕМ
ШАПКА
Игра «Закончи предложение»
На экране изображены картинки. «Звуковички» предлагают ребятам помочь им
закончить предложения. Ребята должны найти на экране нужную картинку.
Предложения:
В ЛУКОШКЕ —… (ВИШНИ).
У МАШИ — ВКУСНАЯ… (ЕЖЕВИКА).
НА ЛИСТОЧКЕ СИДИТ… (ЖУК).
ДЕВОЧКА ЕСТ… (МОРОЖЕНОЕ).
У МАМЫ — НОВАЯ… (ШУБА).
ДЕТИ КАТАЮТСЯ НА… (ЛЫЖАХ).
ПАПА ЕДЕТ НА… (МАШИНЕ).
Игра «Волшебный мешочек»
«Звуковички» предлагают детям на ощупь определить какая буква «спряталась» в
мешочке. Затем, предлагают буквы Ж и Ш «написать» в воздухе, сложить из
счётных палочек. Дети работают за столами и выполняют задания на листах.
— Ну, вот, ребята, вы выполнили все задания, и «звуковички» очень рады вашим
успехам. Давайте вспомним с какими звуками мы сегодня с вами играли? (со
звуками [ж] и [ш])
— Что ещё мы делали на занятии? (отгадывали загадки, играли с
«сигнальчиками», делили слова на слоги, помогали «звуковичкам» закончить
предложения, составляли буквы из счётных палочек, дописывали буквы)
— Давайте на прощание подарим «звуковичкам» слова со звуком [ж] и [ш].