Напоминание

"Дифференциация звуков [ж] и [ш]"


Автор: Белоусова Екатерина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ №65 Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: конспект
Тема: "Дифференциация звуков [ж] и [ш]"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Детский сад №

65 комбинированного вида

Выборгского района города Санкт-Петербурга

Конспект

непрерывной непосредственно

образовательной деятельности

логопеда с детьми

подготовительной группы

компенсирующий направленности

Образовательная область:

«Речевое развитие, познавательное

развитие»

Тема: «Дифференциация звуков [ж] и [ш]»
Выполнила: учитель-логопед Белоусова Екатерина Анатольевна Санкт-Петербург 2015

Дифференциация звуков [ж] и [ш]
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие. Цель: дифференциация звуков [ж] и [ш]. Задачи: I. Коррекционно-образовательные: • закрепление навыка дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах и предложениях; • развитие фонематического восприятия: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш]; • совершенствование умения правильно произносить одно -, двух- и трёхсложные слова с одним стечением согласных; • формирование навыка слогового анализа слов ; • профилактика дисграфии и дислексии (восстановление букв Ж и Ш по элементам, определение буквы «на ощупь», построение буквы из палочек). II. Коррекционно-развивающие: • развитие зрительного восприятия , памяти, внимания и мышления; • развитие общей и мелкой моторики . III. Коррекционно-воспитательные: • воспитание положительного отношения к занятию и самостоятельности ; • контроль за собственной речью . Использование современных образовательных технологий: ИКТ-технология (презентация на тему «Дифференциация звуков [ж] и [ш]»). Материалы и оборудование: • мультимедийная система ; • «звуковички» ; • «сигнальчики» с буквами Ж и Ш ; • счётные палочки ; • листы с заданиями ; • карандаши . Предварительная работа: отгадывание загадок со звуками [ж] и [ш].

Ход непосредственно образовательной

деятельности с детьми

Организационный момент
Логопед предлагает детям отправиться в путешествие в страну звуков. «Звуковички» Жора и Шура предлагают ребятам отгадать загадки. Загадки: Жу-жу-жу, Я живу, не тужу, Я на ветке сижу И жужжу, жужжу, жужжу. (жук) — Правильно, дети, это — жук. С какого звука начинается слово «жук»? (со звука [ж]) *** Маленький рост, Длинный хвост, Серая шубка, Острые зубки. (мышка) — Кто это? (мышка) — Какой звук я выделяю в слова «мы
ш
ка»? (звук [ш]) — Как вы думаете: с какими звуками предлагают вам поиграть Жора и Шура? (со звуками [ж] и [ш])
Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков [ж] и [ш].
— Давайте произнесём звук [ш], а потом - [ж]. Как вы думаете: чем похожи эти звуки? (Эти звуки - согласные. Они не «поются». При их произнесении есть преграда.) — Правильно, давайте вспомним артикуляцию звука [ш] и [ж]. При произнесении этих звуков губы вытянуты вперёд и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубками, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам. — Скажите, пожалуйста: чем отличаются эти звуки? Положим ладошку на горлышко и произнесём эти звуки. (Когда произносим звук [ш], горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит.)
— Звук [ш] — глухой, а звук [ж] — звонкий.
Игра «Поймай звук»
— Перед вами — сигнальчики — карточки с буквами Ж и Ш. Если вы услышите звук [ж] в слове — поднимайте букву Ж, а если услышите звук [ш] — поднимаете букву Ш. Слова:
ШАЙБА ЖУРНАЛ ПЕТУШОК ШВАБРА ЖАДНОСТЬ КОЖАНЫЙ ЛАМПА ЖИРАФ ЛОЖЕ ЖАЛКИЙ ЖЁЛТЫЙ КУВШИН ЖУРАВЛЬ ДРУЖНЫЙ ШКОЛА ЛИМОН НАЖИВКА ШМЕЛЬ ДОЖДИК ЧАШКА
— Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. А теперь «звуковички» предлагают вам немножко отдохнуть.
Физминутка «Жук ползёт»
По тропинке жук ползёт, (изображают пальчиками жука) У него усы вразлёт. Жук большой и деловитый, (показывают пальцами размер жука) У него сердитый вид. (сердятся) Тащит веточку ракиты (пошевелить «усами»-пальчиками) И усами шевелит. Угадать совсем непросто (удивляются) Что с ней сделает потом. Может быть построит мостик (соединяют указательные пальцы) Или даже целый дом! Вот ползёт он дальше, дальше… (перебирают пальцами рук по ногам) Мы спешим с тропы сойти, (прячут руки за спину) Пожелать ему удачи (машут правой рукой) И счастливого пути.

Игра «Поделим слова на слоги»
«Звуковички» просят вас помочь им определить сколько слогов в словах и поселить их в нужные слоговые домики. В домике с одним окошком будут жить слова с одним слогом, а в домике с двумя окошками — слова с двумя слогами. — Внимательно посмотрите на экран и поселите слова в соответствующие домики. Картинки:
ДУШ ЖИЛЕТ МЕШОК ЛЫЖИ ШУБА КОВШ ШЛЕМ ШАПКА

Игра «Закончи предложение»
На экране изображены картинки. «Звуковички» предлагают ребятам помочь им закончить предложения. Ребята должны найти на экране нужную картинку. Предложения: В ЛУКОШКЕ —… (ВИШНИ). У МАШИ — ВКУСНАЯ… (ЕЖЕВИКА). НА ЛИСТОЧКЕ СИДИТ… (ЖУК). ДЕВОЧКА ЕСТ… (МОРОЖЕНОЕ). У МАМЫ — НОВАЯ… (ШУБА). ДЕТИ КАТАЮТСЯ НА… (ЛЫЖАХ). ПАПА ЕДЕТ НА… (МАШИНЕ).
Игра «Волшебный мешочек»
«Звуковички» предлагают детям на ощупь определить какая буква «спряталась» в мешочке. Затем, предлагают буквы Ж и Ш «написать» в воздухе, сложить из счётных палочек. Дети работают за столами и выполняют задания на листах. — Ну, вот, ребята, вы выполнили все задания, и «звуковички» очень рады вашим успехам. Давайте вспомним с какими звуками мы сегодня с вами играли? (со звуками [ж] и [ш])
— Что ещё мы делали на занятии? (отгадывали загадки, играли с «сигнальчиками», делили слова на слоги, помогали «звуковичкам» закончить предложения, составляли буквы из счётных палочек, дописывали буквы) — Давайте на прощание подарим «звуковичкам» слова со звуком [ж] и [ш].


В раздел образования