Автор: Командина Светлана Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Детский сад №2 "Песенка" Населённый пункт: город Саратов Наименование материала: ПРОЕКТ Тема: ""Сказка ложь да в ней намёк" Раздел: дошкольное образование
Тема
«Сказка ложь да в ней намёк».
Адресация проекта
Дети среднего дошкольного возраста, родители
Руководитель проекта
Командиина С.С., Пустоварова Г.И.
Участники проекта
Дети среднего дошкольного возраста, родители
Возраст
воспитанников,
обучающихся
4-5 лет
Особенности проекта
По характеру создаваемого продукта:
-творческий,
-практико-ориентированный.
По количеству детей, вовлеченных в проект:
-групповой;
По продолжительности:
-средней продолжительности;
По уровню контактов и масштабам организации:
-на уровне образовательного учреждения.
Гипотеза проекта:
мы предполагаем, что использование русских
народных сказок покажет позитивное влияние на
развитие нравственных качеств детей среднего
дошкольного возраста, если будут созданы
необходимые условия для ознакомления детей с
русскими народными сказками, разработаны
диагностические методы и тесты, составлены
методические рекомендации в помощь воспитателям.
Цель проекта
изучение
влияния
русских
народных
сказок
на
развитие
нравственных
качеств
детей
среднего
дошкольного возраста.
Задачи проекта
Учить
детей
понимать
эмоциональное
состояние
героев сказок и своё собственное;
Привлекать
детей
к
воспроизведению
образов,
используя различные варианты;
Закладывать
основы
нравственности,
воспитывать
моральные ценности;
Развивать личностно-смысловую сферу (отношение
детей к действительности, переживания и т.д.);
Развивать
групповую
сплочённость,
самооценку
детей.
При
помощи
сказочных
произведений
бороться
с
различными
детскими
«недугами».
В
частности,
посредством сказкотерапии работать с агрессивными,
неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами
стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств;
Воспитывать чувства привязанности и любви к своим
близким;
Воспитывать у детей уважение к самому себе;
Пробуждать интерес к сказкам;
Приобщать детей к процессу познания добра и зла,
честности и справедливости;
Ресурсы проекта
русские народные сказки, иллюстрации к русским
народным сказкам, развивающие и дидактические
игры по народным сказкам, аудиозаписи, видеозаписи
мультфильмов по сказкам,
игры, декорации к сказкам, костюмы сказочных
героев;
атрибуты.
Предполагаемые
результаты и
продукты проекта
Результат деятельности педагогов -
систематизация работы по разрабатываемой теме.
Продукты деятельности педагогов –
Перспективное планирование по ознакомлению детей
с
русскими
народными
сказками.
Создание
тематич е ских
папок
(нагля дные
п о с о б и я ,
дидактические игры); Был сделан подбор библиотеки
в книжный уголок, акция «Подари книгу детскому
саду».
Конспекты занятий.
Продукты деятельности детей:
- творческая выставка рисунков;
- конкурс книжек по мотивам народных сказок.
Предполагаемые результаты:
- дети должны научиться понимать смысл сказок;
-
дети
должны
научиться
отличать
добро
от
зла,
хорошо или плохо, можно или нельзя;
- дети должны стать менее застенчивыми, не боясь,
выбирать любую роль.
-
должно
улучшиться
д е т с ко - р од и т е л ь с к и е
отношения.
Пояснительная записка.
В
настоящее
время
мы
все
чаще
наблюдаем
примеры
детской
жестокости,
агрессивности
по
отношению
друг
другу,
по
отношению
к
близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у
детей
искажены
представления
о
нравственных
качествах:
о
доброте,
милосердии,
справедливости.
С
рождения
ребенок
нацелен
на
идеал
хорошего, поэтому считаю, что уже с дошкольного возраста необходимо
показать ребенку нравственную суть каждого поступка.
Работая с детьми среднего дошкольного возраста, я заметила, что не все
дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к
враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной
ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать
патриотические
ценности
с
самого
раннего
возраста,
когда
формируется
характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок
нацелен на идеал хорошего.
Для решения данной проблемы мною был разработан проект «Сказка
как
средство
нравственно-патриотического
воспитания
детей
среднего
дошкольного
возраста»,
который
направлен
на
ознакомление
детей
с
народными сказками. Именно сказка является одним из основных средств
формирования нравственных качеств.
Этапы реализация проекта
Проект
предполагает
несколько
этапов
его
реализации
в
течение
2016
учебного года.
Наименование этапа
Сроки
Содержание деятельности
1 этап
Подготовительный
январь-
2016г.
Обзор
литературы
по
проблемам
воспитания
детей
с р ед с т ва ми
русских народных сказок.
Выявление
понимания
детьми
образов народных сказок.
Подбор
народных
сказок
(Сказки
помогут
показать,
как
дружба
помогает
победить
зло.
(«Зимовье
зверей», как добрые и миролюбивые
побеждают злых и коварных («Волк
и
с е м е р о
ко з л я т » ) ,
ч т о
з л о
наказуемо.
(«Кот,
петух
и
лиса»),
«Заюшкина
избушка»,
Сказка
«Маша и медведь» предостерегает: в
лес одним нельзя ходить – можно
попасть
в
беду,
а
уж,
если
так
случилось – не отчаивайся, старайся
найти выход из сложной ситуации,
наказ слушаться родителей, старших
звучит
в
сказках
«Гуси-лебеди»,
«Сестрица
Алёнушка
и
братец
Иванушка»,
х и т р о с т ь
и
изворотливость
высмеиваются
в
с к а з к е
« Л и с а
и
ж у р а в л ь » ,
трудолюбие
в
народных
сказках
всегда
награждается,
этот
урок
м о ж н о
и з в л е ч ь
и з
с к а з о к
«Ховрошечка»,«Мороз
Иванович»,
Мудрость
восхваляется
в
сказках
«Мужик и медведь»
Положительные герои в сказках, как
правило,
наделены
мужеством,
смелостью, упорством в достижении
цели,
красотой,
подкупающей
прямотой,
честностью
и
другими
ф и з и ч е с к и м и
и
м о р а л ь н ы м и
качествами,
имеющими
в
глазах
народа наивысшую ценность.
Подбор иллюстраций к народным
сказкам.
Изготовление дидактических игр,
направленных на изучение народных
сказок («Расскажи сказку», «Какая
сказка лишняя?», “Откуда я?”
(описание героев), «Что сначала, что
потом» по мотивам народным
сказкам, лото по народным сказкам)
Разработка перспективного плана
работы по ознакомлению детей с
народными сказками.
2 этап
Основной
февраль-март
2016 г.
Реализация
основных
мероприятий
проекта.
Создание
предметно-окружающей
среды
по
ознакомлению
детей
с
народными
сказками
(привлечение
р од и т е л е й
в о с п и т а н н и ко в
к
изготовлению
дидактических
игр,
книг,
приобретению
литературы,
сувениров, связанных с народными
сказками).
3 этап
Завершающий
апрель 2015 г.
П р о в е д е н и е
м о н и т о р и н г а
результативности работы по проекту.
Анализ реализации проекта.
Показ
драматизации
р у с с ко й
народной сказки «Теремок на новый
лад»
Реализация подготовительного этапа.
Во время проведения подготовительного этапа была изучена литература
по
проблеме
формирования
нравственно-моральных
качеств
детей
посредством народных сказок.
Был сделан подбор народных сказок и иллюстраций к ним, оформлен
уголок
для
родителей
по
народным
сказкам,
а
также
изготовлены
дидактические игры:
«Расскажи сказку»,
«Какая сказка лишняя?»,
«Что сначала, что потом» по мотивам народным сказкам,
лото по народным сказкам,
изготовлены атрибуты по народным сказкам для разных видов театров.
Разработан
перспективный
план
работы
по
ознакомлению
детей
с
народными сказками.
В сказках перед взором ребёнка возникают образы родной природы,
люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают
блестящие образы нравственности и патриотизма.
Реализация основного этапа.
Для реализации основного этапа проекта был составлен план работы по
образовательным областям.
План работы по реализации основного этапа проекта
Содержание работы
Участники
Ответственные
циально-
коммуникативное
Речевые игры («Расскажи
сказку», «Ласковые слова»,
«Назови ласково». чтение сказок
(«Теремок», «Бобовое
зернышко»,» Гуси-лебеди»,
«Хаврошечка», «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»,
«Три медведя», «Волк и семеро
Дети,
родители,
воспитатели
Воспитатель
средней
группы
Речевое
развитие
Речевые игры, пальчиковые игры
(«Апельсин», «Блины» «У нашей
бабушки десять внучат»),
артикуляционная гимнастика,
разучивание пословиц и
поговорок, беседы «Ты любишь
Дети,
родители,
воспитатели
Воспитатель
средней
группы
Познавательное
развитие
Дидактические игры по сказкам
сказок («Расскажи сказку»,
«Какая сказка лишняя?», “Откуда
я?” (описание героев, «Число три
в любимых сказках», «Персонажи
сказки», «Назови сказку»,
«Волшебный сундучок» «Что
Воспитатели,
дети
Воспитатель
средней
группы
Художественно-
эстетическое
Рисование («Моя любимая
сказка»), лепка, аппликация по
мотивам народных сказок («Маша
и медведь», «Три поросёнка» и
т.д.), слушание песен,
драматизация или театрализация
сказок («Гуси – лебеди»,
«Заюшкина избушка»)
Дети,
воспитатели,
музыкальный
руководитель
Воспитатель
средней
группы
Физическое
развитие
Подвижные народные игры
«Кот и мыши», «Гуси-гуси»,
«Заинька», «Наседка и цыплята»,
«Солнышко и дождик». «Гуси –
лебеди»
Дети,
воспитатели
Воспитатель
средней
группы
Реализация заключительного этапа проекта.
Мы совместно с родителями оформили уголок театра по тематике
русских сказок, то есть развивающая предметно – пространственная среда
существенно обогатилась. Родители приобрели, книги, настольные театры по
сказкам.
Для наших пап и мам мы показали сказку «Теремок на новый лад»
Дети научились понимать смысл сказок
- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
- С чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей
Родины
- Проект помог детям привить чувство собственного достоинства,
чувство ответственности за младших сестёр и братьев
- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,
- Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и
родителей;
- Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали
принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские
собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность,
разработка проекта позволяет реализовать возможности воспитания
патриотизма у детей в старшем возрасте. Реализация проекта показала
важность инициативы, творческой направленности педагога и родителей, как
образцов патриотизма.
Проведение мониторинга результативности работы по проекту
Для
определения
качества
знаний
детей
по
ознакомлению
с
народными
сказками, как способа нравственно-патриотического воспитания используем
следующие уровни:
Высокий
уровень
–
характеризуется
правильностью
и
полнотой
представлений
о
родной
республике
и
родном
крае.
Дети
проявляют
устойчивый интерес к народным сказкам, понимают их смысл и содержание,
выражают
свои
переживания,
отличаются
высокой
степенью
активности
эмоционально-эстетического отношения и воображения.
Средний
уровень
–
характеризуется
неполным,
поверхностным
представлением о родной республике, родном крае, городе. Дети мало знают
героев
народных
сказок,
проявляют
неустойчивый
интерес
к
народным
сказкам, понимают их смысл и содержание, но не всегда могут объяснить и
дополнить,
расширить
образ
сказочного
героя
могут
только
с
помощью
взрослого.
Низкий уровень – характеризуется тем, что представления детей о родной
республике, родном крае, городе либо отсутствуют, либо ошибочные. У детей
нет представления о народных сказках, не знают ни одного сказочного героя,
слушают равнодушно, не могут пересказать сказку и дать оценку героям.