"Содержание деятельности с воспитанниками детского дома по нравственному воспитанию"
Автор: Рогова Тамара Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКУ "Детский дом № 4 "Солнышко" Населённый пункт: п.Солнечнодольск Изобильненского района Ставропольского края Наименование материала: Статья для педагогов детских домов Тема: "Содержание деятельности с воспитанниками детского дома по нравственному воспитанию" Раздел: среднее профессиональное
Статья для педагогов детских домов на тему:
«Содержание деятельности с воспитанниками детского дома по
нравственному воспитанию»
Рогова Тамара Васильевна,
воспитатель
ГКУ «Детский дом № 4 «Солнышко»
Солнечнодольск, 2016
Содержание деятельности с воспитанниками детского дома по
нравственному воспитанию.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей
жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как
прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его
разум и сердце из окружающего мира – от этого в
решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский.
В
настоящее
время
от
правильного
духовно
–
нравственного
воспитания детей зависит не только благополучие, но и выживание нашего
общества. В стране ежегодно выявляются тысячи детей, нуждающихся в
опеке взрослых. Воспитатели должны подготовить их к жизни, т.е. заложить
фундаментальные
качества
личности,
обеспечивающие
позитивные
нравственные
ориентации,
жизнеспособность
и
целеустремленность.
Эти
нравственные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются,
в том числе в детских домах. В.А.Сухомлинский писал: «Богатство духовной
жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь
воедино, живут в высоконравственном поступке». Эти слова
отражают
сущность
бытия
и
являются
основным
ориентиром
в
работе
с
воспитанниками по формированию нравственных основ личности.
Сегодня,
в
обществе
остро
ощущается
дефицит
бережного
и
заботливого отношения друг к другу, большинство из нас понимают важность
и
необходимость
формирования
в
детях
таких
качеств,
как
доброта,
отзывчивость, милосердие.
Теперь,
когда,
кажется,
все
осознали
необходимость
нравственного
воспитания, возникает вопрос: а чему воспитывать, как воспитывать?
2
Нравственная
сфера
для
нашего
детского
дома,
где
главное
–
воспитание добра в человеке, является определяющей.
Именно
поэтому
возникла
необходимость
в
2015
году
разработать
программу
нравственного
воспитания
«Древо
жизни»,
направленную
на
постижение воспитанниками детского дома нравственного опыта народа.
Программа охватывает все возрастные этапы воспитанников, начиная с
дошкольного, и осуществляется непрерывно в течение всего пребывания в
детском доме.
Программа
предусматривает
различные
формы
организации
воспитанников в период пребывания в детском доме:
►
воспитательские часы, как специально организованную форму
обучения;
►
нерегламентированные виды деятельности детей;
►
организацию свободного времени в течение дня.
Все
занятия
проводятся
так,
чтобы
дети
постепенно
постигали
азы
нравственной культуры.
Психологи отмечают, что ребенок с дошкольного возраста понимает,
как высоко ценится людьми способность к сочувствию и поддержке. Он
может подобрать котенка и искренне пожалеть его, но он же способен и на
злое озорство. Ребенок может порадоваться за успехи товарища, но он же
может и позавидовать ему.
При
проведении
воспитательских
часов
обращаем
внимание,
что
существование
в
нашей
душе
добра
и
зла,
их
столкновение
и
борьба
воспринимаются как главная трагедия человека, в то же время освоение
непреходящих
нравственных
ценностей
дает
возможность
находиться
в
гармонии и с природой, и с социумом, и с самим собой. Нравственность – это
не
раз
и
навсегда
существующая
данность,
а
результат
трудного
пути.
Недаром
преподобный
Серафим
Саровский
говорил,
что
для
настоящей
праведной жизни необходима решимость. Через себя, свои переживания,
3
свою потребность в любви и сочувствии воспитанник детского дома учится
сочувствовать другим.
Чтобы детям было интересно на занятиях, используем всевозможные
методы и приемы воспитания нравственности:
►
беседа;
►
наблюдение эмоционально – нравственных ситуаций в жизни;
►
сюжетно – ролевые игры;
►
анализ фильмов и прочитанных книг;
►
включение
детей
в
специально
создаваемые
ситуации
нравственного выбора;
►
проективные оценки;
►
использование различных видов деятельности, направленных на
заботу о младших, пожилых;
►
убеждение;
►
внушение;
►
организация подражательной идентификации.
В рамках реализации программы «Древо жизни» предлагали детям ряд
фильмов с ситуацией нравственного выбора. Остановлюсь на данном аспекте.
Сильное
впечатление
на
воспитанников
произвел
фильм
«Я
сюда
больше никогда не вернусь» (« Люба ») Ролана Быкова. Это история девочки
из неблагополучной семьи. Играя со своей куклой – воображаемой дочкой,
Любочка ведет себя точь – в – точь как мать, которая не гнушалась ни
бранью,
ни
рукоприкладством.
Так,
выходит,
правы
те,
кто
твердит,
что
яблоко
от
яблони
недалеко
падает?
Это
же
просто
замкнутый
круг
получается. Наконец Любочка, не выдержав, убегает из дома и трагически
погибает.
Так, где же выход? Кто может спасти сотни таких девчонок, а заодно и
наше
будущее?
На
этот
вопрос
отчасти
отвечает
автор
фильма
«Послушайте…» 2002 года Светлана Музыченко, которая в кадре использует
4
записи разговоров по телефону доверия. В конце фильма приходит ясное
понимание, что только искреннее стремление оказать помощь, жертвенность
и любовь способны победить и спасти человека.
По
отзывам
детей
было
очевидно,
что
просмотренные
фильмы
не
оставили ребят равнодушными.
Для оценки результатов проводимой работы в конце учебного года
воспитанникам было предложено заполнить таблицу признаков проявления
нравственности, опираясь на следующие компоненты:
►
познавательный
–
умение
раскрыть
содержание
понятия
«нравственность»,
выделить
и
проанализировать
нравственный
поступок,
дать ему оценку; знание способов регуляции и коррекции взаимоотношений
со сверстниками с учетом нравственных проявлений ( способность простить,
уступить
и
т.д.);
осознание
и
мотивировка
как
своих
нравственных
поступков, так и поступков других;
►
эмоциональный
–
способность
к
осознанию
своих
чувств
и
переживаний окружающих, умение разделять их радость и горе; владение
эмоционально – выразительными средствами передачи переживаний;
►
поведенческий
–
осознание
необходимости
регуляции
своего
поведения
на основе гуманного и милосердного отношения к другому;
позитивное
принятие
незнакомого
человека,
в
том
числе
внешне
непривлекательного, слабого, больного, искренность в общении с ним.
Критериями
оценки
сформированности
нравственных
качеств
личности воспитанников являлись:
►
ориентация
на
приоритет
гуманных
взаимоотношений
с
окружающими и внутреннее принятие нравственности как общественной
ценности;
►
сформированность представлений о ценности другого человека и
знаний о способах проявления нравственности;
5
►
восприимчивость
к
чувствам
других
людей,
потребность
в
выражении чувств сострадания, жалости, человеколюбия, нетерпимость к
проявлениям унижения, оскорбления;
►
бескорыстная
забота
о
близких
и
далеких
людях,
умение
сопереживать им в несчастье и радоваться благополучию.
В
заключении
можно
сказать,
что
реально
изменить
поведение
воспитанника детского дома в позитивную сторону невозможно лишь путем
сообщения
ему
информации
об
одобряемых
нормах
поведения.
Нужно
добиваться изменения реальных отношений ребенка к окружающему миру.
Необходима
собственная
практика
нравственного
поведения,
в
основе
которой
лежит
свободный
и
осознанный
нравственный
выбор.
Единство
действия, образа и слова способствует мобилизации всех резервов психики
ребенка для нравственного формирования собственной личности.
Совершенно ясно, к формированию нравственных качеств личности
воспитанника нужно подходить с любовью и с пониманием. Умный и добрый
воспитатель
может
организовать
с
ребенком
тесные
доверительные
отношения,
обеспечивающие
глубокое
удовлетворение
социальных
потребностей ребенка и его гармоническое развитие. Эту мысль достаточно
справедливо высказал К.Д.Ушинский: «Лучше не говорить вовсе ребенку той
или иной высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем
приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для воспитательского
часа…»
Воспитывать нравственные качества ребенка не просто. На этом пути у
взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в
том, что работа по формированию нравственности воспитанников детского
дома была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и
действий.
Верой в лучшее будущее живет человек, этой неосознанной верой,
подсознательным
чувством
полны
дети.
Мы,
педагоги,
можем
уверенно
6
сказать: будущее станет таким, каким будет Человек. Дети всегда чувствуют,
за кем идти, кто их любит, и ориентируются на тех, кто живет вместе с ними.
Об этом никогда не должны забывать педагоги, особенно детского дома.
7
Список использованной литературы
1.
Журнал «Воспитание школьников» - М.: «Школьная пресса», 2/2001.
2.
Католиков
А.А.
Дом
моих
детей.
Сборник
–
М.:
Издательство
Российского детского фонда «Дом», 1997.
3.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Минск: «Народная света»,
1981-1982.
8