Автор: Кочетова Ирина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №6 "Василек" Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО - ЮГРА Наименование материала: Программа по формированию творческих способностей у детей Тема: "В стране чудес" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №6 «Василек»
Программа
по формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста
«В стране чудес»
Возраст обучающихся: 4 – 6 лет
Составила: Кочетова И.С.
«В стране чудес» Кочетова И.С.
Содержание:
Пояснительная записка........................................................................................................................................................ 3
Актуальность темы.............................................................................................................................................................. 4
Цель программы - развитие творческих способностей детей через театрализованные игры..............................6
Технология организации театрализованных игр...............................................................................................................7
Принципы организации театрализованной игры........................................................................................................ 10
Интеграция педагогического процесса по развитию творческих способностей у детей посредством
театрализованных игр........................................................................................................................................................10
Работа с детьми.................................................................................................................................................................. 13
Работа с родителями.......................................................................................................................................................... 20
Список литературы:................................................................................................................................................... 23
«В стране чудес» Кочетова И.С.
Пояснительная записка.
«Без игры нет, и не может быть
полноценного, умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра - это
искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности».
В.А.Сухомлинский
Понятие
«творчество»
имеет
многозначный
характер
и
в
отечественной
психологии существует несколько подходов к этому понятию. В широком смысле
творчество понимается, как деятельность, результат которой – создание новых
материальных
и
духовных
ценностей,
отличающихся
неповторимостью,
оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Новизна результата
творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаёт то, чего
раньше
не
существовало.
Творчество
все
чаще
рассматривается
как
наиболее
содержательная
форма
психической
активности,
универсальная
способность,
обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в
это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются
психические
процессы
(внимание,
память,
восприятие,
мышление,
речь,
воображение),
активно
развиваются
личностные
качества,
а
на
их
основе
—
способности и склонности.
Творчество
–
постоянный
спутник
детского
развития.
«Творческая
деятельность
ребёнка
–
первый
основополагающий
этап
присвоения
социокультурного опыта» (А.Б. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев,
Н.Н. Поддьяков и другие).
Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой
деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и
его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней
передачи своих чувств.
Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и др.
показывают,
что
в
старшем
дошкольном
возрасте,
по
сравнению
с
ранним
детством, появляется новый тип деятельности — творческий. Своеобразие данного
типа деятельности состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к
ситуации,
а
не
наоборот,
как
было
ранее.
Однако,
характеризуя
особенности
творческой
деятельности
детей
старшего
дошкольного
возраста,
педагоги
и
психологи
подчеркивают
ее
специфичность.
Так,
многие
из
компонентов
творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок
постоянно
открывает
что-то
новое.
Н.
Н.
Поддьяков
отмечал,
что
в
детском
возрасте
творчество
следует
понимать
как
механизм
развития
разнообразных
деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста. По мнению Л. С.
Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность
его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе
«В стране чудес» Кочетова И.С.
такой деятельности. «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей.
Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего
творчества» (Л.С. Выготский).
В
исполнительских
видах
деятельности
(пении,
рисовании,
играх-
драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания
взрослому
к
попытке
самостоятельного
переноса
приобретенного
опыта
в
повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.
Н.А.Ветлугина
в
своих
исследованиях
всесторонне
проанализировав
возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества,
пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и
творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что
эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг
друга.
Было
установлено,
что
необходимое
условие
возникновения
детского
творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является
образцом для творчества, его источником. Другое условие детского творчества –
накопление опыта исполнительства.
Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели
искусства. Режиссёр К.С. Станиславский советовал своим актёрам учиться у детей,
игру которых всегда отличает искренность и правда.
Поэт П.Г. Антокольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в
той
или
иной
области
искусства. «Детская
одарённость
проявляется
и
в
наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных
черт,
в
остром
музыкальном
слухе,
в
необыкновенно
развитом
инстинкте
подражания».
Актуальность темы
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые
требования
к
подготовке
детей
к
школе.
Одним
из
них
является
развитие
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и
сложнее.
И
она
требует
от
человека
не
шаблонных,
привычных
действий,
а
подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым
условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Творческие
способности
человека
следует
признать
самой
существенной
частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в
воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные
человечеством
–
результат
творческой
деятельности
людей.
И
то,
насколько
продвинется
вперед
человеческое
общество
в
будущем,
будет
определяться
творческим
потенциалом
подрастающего
поколения.
Творческие
способности
являются
одним
из
компонентов
общей
структуры
личности.
Развитие
их
способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся
психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин
основой
творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ
отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества
творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей:
готовность
к
импровизации,
оправданную
экспрессивность,
новизну,
«В стране чудес» Кочетова И.С.
оригинальность,
легкость
ассоциирования,
независимость
мнений
и
оценок,
особую
чувствительность.
Уникальным
средством
развития
творческих
способностей
детей
является
театрализованная
игра.
Решение
на
всех
этапах
становления
педагогики
проблема
развития
детского
творчества,
имеющая
большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности,
поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы
общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование
творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие
творческих
способностей
начинается
с
раннего
детства.
Важная
роль
в
этом
процессе
отводится
эстетическому
воспитанию,
занятиям
детей
дошкольного
возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.
В
настоящее
время
необходим
поиск
новых
эффективных
технологий
развития
дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. С каждым
годом
возрастают
требования
к
умственной
деятельности,
удлиняются
сроки
обучения, растет объем усваиваемых знаний, но беспредельно увеличивать время
обучения
невозможно.
Возникает
противоречие:
требования
к
умственной
деятельности непрерывно растут, а способность усваивать и использовать полученные
знания, создавать на их основе что-то новое остается на довольно низком уровне
Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир
искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра.
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и
выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее
видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе
осмысления
им
нравственного
подтекста
литературного
или
фольклорного
произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:
дети
знакомятся
с
чувствами,
настроениями
героев,
осваивают
способы
их
внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение
театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и
монологов,
освоение
выразительности
речи).
Наконец,
театрализованная
игра
является средством самовыражения и самореализации ребенка.
«Волшебный
край!»
-
так
когда-то
назвал
театр
великий
русский
поэт
А.С.Пушкин. Чувства поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с
этим
удивительным
видом
искусства.
Театр
является
одной
из
самых
ярких
красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает
воображение
и
фантазию,
способствует
творческому
развитию
ребёнка
и
формированию базиса его личностной культуры. Вся наша жизнь - это большая
сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого
дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире,
законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире,
строить свои отношения.
Мир
детства,
внутренний
мир
ребёнка
-
ключ
ко
многим
волнующим
проблемам
нашей
жизни.
Раскрыть
заветную
дверь
в
мир
детского
сознания
помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная
сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут
говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И
«В стране чудес» Кочетова И.С.
эта волшебная страна существует, и называется она Театр!
Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных,
способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается
этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и
сложную,
поучительную
и
убедительную
правду
жизни.
Театрализованная
деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую
взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей
действительности.
Программа «В стране чудес» рассчитана на трехлетний курс обучении
(4- 7лет).
Цель
программы
-
развитие
творческих
способностей
детей
через
театрализованные
игры
.
Для достижения данной цели определились следующие
задачи
:
создать условия для развития творческой активности детей по возрастным
группам;
способствовать развитию у детей интереса к решению творческих задач, к
разнообразной театральной деятельности;
воспитывать
самостоятельность,
инициативу,
чувство
настойчивости
в
преодолении
трудностей,
стремление
к
самовыражению
в
активной,
интересной, содержательной деятельности;
воспитывать выразительность движений и речи, воображение, фантазию,
творческую самостоятельность;
создать
условия
для
совместной
театральной
деятельности
детей
и
взрослых;
обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных
видов;
ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров;
приобщить
детей
к
театральной
культуре,
обогатить
их
театральный
опыт:
знания
детей
о
театре,
его
истории,
устройстве,
театральных
профессиях, театральной терминалогии, костюмах, атрибутах;
развить у детей интерес к театрально – игровой деятельности.
Основные направления программы:
1.Театрально-игровая
деятельность. Направлена
на
развитие
игрового
поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми
людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит:
игры
и
упражнения,
развивающие
способность
к
перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии;
инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2.Музыкально-творческое. Включает
в
себя
комплексные
ритмические,
музыкальные,
пластические
игры
и
упражнения,
призванные
обеспечить
развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение
ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и
выразительности телодвижений.
«В стране чудес» Кочетова И.С.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и
подвижности;
игры
на
развитие
чувства
ритма
и
координации
движений,
пластической
выразительности
и
музыкальности;
музыкально-пластические
импровизации.
3.Художественно-речевая деятельность . Объединяет игры и упражнения,
направленные
на
совершенствование
речевого
дыхания,
формирование
правильной
артикуляции,
интонационной
выразительности
и
логики
речи,
сохранение русского языка.
Содержание:
упражнения
на
развитие
речевого
дыхания,
дикции,
артикуляционная
гимнастика;
игры,
позволяющие
с формировать
интонационную
выразительность
речи
(научиться
пользоваться
разными
интонациями),
расширить
образный
строй
речи;
игры
и
упражнения,
направленные на совершенствование логики речи.
4.Основы
театральной
культуры. Призвано
обеспечить
условия
для
овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве.
Ребенок получит ответы на вопросы:
Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре.
5.Работа над спектаклем . Базируется на авторских сценариях и включает в
себя
темы
«Знакомство
с
пьесой»
(совместное
чтение)
и
«От
этюдов
к
спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа
над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
поиски
музыкально-пластического
решения
отдельных
эпизодов,
постановка
танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей
пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над
спектаклем
широко
привлекаются
родители
(помощь
в
разучивании
текста,
подготовке декораций, костюмов).
Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках.
Подготовка декораций, реквизита, афиши.
Технология организации театрализованных игр
В
данной
программе
представлена
система
театрализованных
игр
и
игровых упражнений
для развития творческих способностей детей. Дети с
самых первых занятий помещаются в ситуацию, требующую от них творческих
усилий, активных действий. Вместе с тем
уровень сложности сочетается с
созданием
атмосферы
доверия,
доброжелательности,
увлеченности,
позволяющей по-настоящему «раскрыться» и поверить в свои силы каждому
ребенку. Главными путями реализации программы «В стране чудес » являются
театрализованные
игры;
творческие
упражнения;
а
также
самостоятельная
детская деятельность; творческие конкурсы, развлечения, вечера досуга (схема
№2).
Развивающая творческая направленность игровых занятий выражена через
«В стране чудес» Кочетова И.С.
приемы
работы
с
детьми,
которые
предполагают
освоение
содержания
в
условиях творческой познавательной деятельности, базирующейся на детской
самостоятельности.
Дети независимо от возраста включаются в решение простых творческих
задач. Выполнение упражнений вызывает у детей живой, естественный интерес,
способствует развитию творческого мышления.
В детском саду создана предметно-пространственная развивающая среда,
которая позволяет решать поставленные задачи (схема №3)
Схема №3
Работа по формированию творчества органично интегрирована в целостный
педагогический процесс. Важно, что интеграция позволяет включиться в процесс
воспитания и обучения многих специалистов ДОУ (схема №4)
«В стране чудес» Кочетова И.С.
Схема №4
Связь специалистов ДОУ
«В стране чудес» Кочетова И.С.
Принципы организации театрализованной игры.
1.Принцип психологической комфортности.
Предполагает
снятие
стрессообразующих
факторов
воспитательно-
образовательного процесса и создание в группе доброжелательной атмосферы,
ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
2.Принцип вариативности.
Предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания
возможности
различных
вариантов
решения
проблемы,
формирование
способности к перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
3.Принцип креативности.
Предполагает
максимальную
ориентацию
на
творческое
начало
познавательной,
продуктивной
и
игровой
деятельности
дошкольников,
приобретение ими собственного опыта.
4.Принцип индивидуального подхода.
Предполагает овладение детьми доступными для них знаниями, учитывая их
индивидуальные особенности.
5.Принцип доступности.
Учебный материал должен быть доступен ребенку при условии затраты им
оптимального усилия для его усвоения.
6.Принцип последовательности.
В основе принципа лежит преемственность задач как средств и методов
обучения в пределах одного занятия и серий занятий.
7.Принцип интеграции.
Работу по формированию творчества у ребёнка необходимо проводить во
всех
видах
детской
деятельности,
естественно
и
органично
интегрировать
в
целостный педагогический процесс.
8.Принцип дифференциации.
Создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка, учёт
его психологических особенностей, возможностей.
9.Принцип
содействия
и
сотрудничества
детей
и
взрослых,
признание
ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
10.Принцип преемственности.
Педагог
и
родитель
в
вопросах
развития
творчества
у
детей
должны
придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.
Интеграция педагогического процесса по развитию творческих
способностей у детей посредством театрализованных игр.
«В стране чудес» Кочетова И.С.
Таблица № 1
Образовательные области
Задачи
Познавательное развитие
Учить согласовывать свои действия с действиями
ведущего и других участников игры.
Содействовать проявлению и развитию в игре
необходимых качеств.
Знакомить с трудом людей творческих
профессий; с результатами их труда.
Речевое развитие
Продолжать развивать интерес детей к
художественной литературе.
Пополнять литературный багаж сказками,
рассказами, стихотворениями, загадками,
считалками, скороговорками.
Обращать внимание детей на выразительные
средства; помогать почувствовать красоту и
выразительность языка произведения, прививать
чуткость к поэтическому слову.
Продолжать совершенствовать художественно-
речевые исполнительские навыки детей при
чтении стихотворений, в драматизациях.
Помогать детям объяснять основные различия
между литературными жанрами: сказкой,
рассказом, стихотворением.
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями
известных художников.
Художественно – эстетическое
развитие
Расширять представления детей о творческой
деятельности, ее особенностях.
Формировать умение называть виды
художественной деятельности, профессии
деятелей искусства.
Развивать эстетические чувства, эмоции,
переживания.
Умение самостоятельно создавать
художественные образы в разных видах
деятельности.
Поощрять активное участие детей
художественной деятельности по собственному
желанию и под руководством взрослого.
Физическое развитие
Воспитание красоты, грациозности,
выразительности движений, формирование
правильной осанки.
Совершенствование двигательных, ритмических
способностей, координации движений, развитие
мелкой моторики руки в сочетание с речью.
Способности создавать образы живых существ и
предметов через пластические возможности
своего тела с помощью жестов и мимики.
Социально – коммуникативное
развитие
Воспитывать дружеские взаимоотношения между
детьми.
Развивать умение самостоятельно объединяться
для совместной игры. Заниматься самостоятельно
«В стране чудес» Кочетова И.С.
выбранным делом, договариваться, помогать друг
другу.
Воспитывать уважительное отношение к
окружающим.
Формировать умение слушать собеседника, не
перебивать без надобности. Формировать умение
спокойно отстаивать свое мнение.
Обогащать словарь формулами словесной
вежливости.
Воспитывать культуру поведения.
Основными специфическими методами работы по совершенствованию
творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:
метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми
сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут
осваивать способы художественно-творческой деятельности);
метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный
образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление
ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих
ассоциаций создавать в сознании новые образы).
Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной
игрой
являются
прямые
(воспитатель
показывает
способы
действия)
и
косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию)
приемы.
Основные требования к организации театрализованных игр
Содержательность и разнообразие тематики.
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы
педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для
детей, как и сюжетно-ролевые игры.
Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах
организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных
для игр, соответствуют возрасту и умениям детей (Схема№5)
«В стране чудес» Кочетова И.С.
Основные направления содержания деятельности
Как отмечал С.Л. Рубинштейн, деятельностные способности проявляются и
формируются только в деятельности.
В программе "В стране чудес" в ходе театрализованных
игр у детей
формируется весь комплекс деятельностных способностей, необходимых им для
эффективного
обучения
в
современной
школе.
Одной
из
важнейших
деятельностных способностей является мотивация к игре, принятие ее правил,
на личностно-значимом уровне. При организации начала творческой
игры
педагог организует мотивационные ситуации, формирующие у детей понимание
ее смысла и желание в нее включиться.
Познавательные
процессы
на
любом
этапе
обучения
неотделимы
от
процесса воспитания.
Именно в коллективе детей при получении совместного положительного
результата в игровой ситуации ребенок приобретает первый нравственный опыт,
формируется его эмоционально-волевая сфера.
Поэтому основной целью воспитания дошкольников в программе "Страна
чудес» является формирование эмоциональной направленности на получение
совместного положительного результата.
Работа с детьми
Основные методы работы с детьми.
1.Упражнения (творческого и подражательного характера).
2. Игры с правилами (словесные, подвижные и музыкальные).
3.Творческие музыкальные игры: игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.
4. Чтение художественной литературы.
5. Импровизации.
6. Изготовление элементов костюмов, декораций.
В
данной
программе
представлена
система
театрализованных
игр
и
игровых упражнений
для развития творческих способностей детей. Дети с
самых первых занятий помещаются в ситуацию, требующую от них творческих
усилий, активных действий. Вместе с тем
уровень сложности сочетается с
созданием
атмосферы
доверия,
доброжелательности,
увлеченности,
позволяющей по-настоящему «раскрыться» и поверить в свои силы каждому
ребенку.
Для
успешного
формирования
творческой
активности
детей
в
театрализованной игре необходимо соблюдать ряд условий:
Приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров
спектаклей в исполнении взрослых.
Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического
театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления
помогают
им
при
разыгрывании
простейших
ролей,
постижении
азов
перевоплощения.
Осваивая
способы
действий,
ребенок
начинает
все
более
свободно чувствовать себя в творческой игре.
13
«В стране чудес» Кочетова И.С.
Педагог должен осознанно выбирать художественное произведение
для
работы.
Вначале
воспитателю
необходимо
выразительно
прочитать
произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую
понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем
меньше
ребенок,
тем
определеннее,
акцентированнее
должно
быть
чтение,
направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога,
являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным
ситуациям.
Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального
материала играют иллюстрации.
При рассматривании иллюстраций особое
внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей,
изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.). При
организации
игр
можно
использовать
фланелеграф
(особенно
на
начальных
этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для составления
сезонных
сказок:
например,
на
небе
появилась
тучка,
из
нее
сыплются
сестрички-снежинки,
они
покрывают
землю
белым
пушистым
покрывалом.
Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко фиксируются
различные
ситуации.
Особенно
много
сценок
можно
разыграть
с
куклами
бибабо.
Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в
своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских
сюжетов).
Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том
числе и родителей.
Подбор
материалов
проводился
с
опорой
на
требования
Программы
воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – с учетом зоны ближайшего
развития ребенка и организации тематически направленной развивающей среды.
Программа учитывает возрастные особенности развития детей, предполагает
индивидуальный подход к каждому ребенку.
Игровой
материал
дается
в
определенной
системе,
учитывающей
возрастные особенности детей, усложнение дается за счет постановки перед
детьми все более перспективных художественных задач, смены тактики работы
над
игрой,
спектаклем.
Центральное
место
отводится
обогащению
эмоционально – чувственного
опыта детей через комплекс выразительных
средств,
применяемых
в
спектаклях,
обучение
строится
по
принципу
постепенного
движения
от
конкретного
к
абстрактному,
от
чувственного
познания к логическому.
Использование художественного слова в театрализованных играх.
Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше
читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.
В средней группе необходимо учить детей сочетать в роли движение и
слово, использовать пантомиму двух - четырех действующих лиц. Возможно
14
«В стране чудес» Кочетова И.С.
использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким
зайчиком и расскажи о себе».
С
группой
наиболее
активных
детей
целесообразно
драматизировать
простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая
к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведений, в которых
небольшое количество действий (потешка «Кисонька – мурлысенька).
В
старшей
группе
дети
продолжают
совершенствовать
свои
исполнительские
умения.
Воспитатель
учит
их
самостоятельно
находить
способы
образной
выразительности.
Драматический
конфликт,
становление
характеров,
острота
ситуаций,
эмоциональная
насыщенность,
короткие,
выразительные
диалоги,
простота
и
образность
языка
-
все
это
создает
благоприятные условия для проведения игр - драматизаций на основе сказок.
Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала:
такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что
в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и
запомнить текст произведения.
Сказки
по-разному
отражаются
в
играх
детей:
малыши
воспроизводят
отдельные сюжеты, старшие дошкольники - сказку целиком. У дошкольников
6-7 лет игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют
для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся
доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а
ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения
регулировать
свое
поведение,
обдумывать
свои
слова,
сдерживать
свои
движения.
Поддерживать интерес к играм помогают загадки, стихотворения, рассказы,
сказки, скороговорки. Их тексты должны быть небольшими по объему, ярко,
образно характеризовать объект, соответствовать силуэтным изображениям по
содержанию, описываемым признакам. Например, можно использовать тексты
из «Хрестоматии для маленьких» (сост. Л.Н.Елисеева. М., 1987):
Стихи – это доступный дидактический материал. Шуточные стихотворения
Н.
Разговорова
усилят
у
ребят
желание
создать
изображения
лисы
и
гуся,
подскажут возможность преобразования одного силуэта в другой.
Целесообразно использовать отрывки из произведений детских писателей,
например С. Маршака, в которых художественные образы близки и понятны
детям, доступны для изображения, побуждают их добиваться выразительности,
соответствия изображения слову.
Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.
Можно использовать и скороговорки:
У быка губа тупа.
Бык, бык тупогуб.
Скороговорка, рассказ, загадка, стихотворение подскажут малышам тему,
сюжет, образ, который может быть создан. А это способствует развитию не
только изобразительного, но и речевого творчества ребенка, ибо побуждает
вспомнить знакомые произведения, их героев и то, как они характеризуются в
15
«В стране чудес» Кочетова И.С.
разных ситуациях. Силуэтное изображение можно назвать «иллюстрацией» к
произведению, а ребенка - художником-иллюстратором» любимых книг.
Целесообразно
сохранять
придуманные
и
самостоятельно
составленные
детьми
силуэты,
пользуясь
для
этого
фланелеграфом,
магнитной
доской,
альбомами для зарисовки силуэтов. Полезно устраивать выставки, конкурсы
лучших работ детей.
Разгадывание загадок - это увлекательная игра, вызывающая у ребенка
радостное, приподнятое эмоциональное состояние.
Отбирая загадки для работы с детьми, нужно, прежде всего, исходить из
доступности
содержания,
полноты,
точности
характеристик,
сложности
художественного
образа
и
опыта
ребенка.
Загадки
следует
располагать
в
определенной последовательности - от простых к более сложным, то есть от
загадок, где свойства и признаки прямо указаны в тексте (описательные), к
таким, где свойства и признаки предмета завуалированы (метафорические).
Задачи и содержание работы с детьми.
Средняя группа(4-5лет).
Задачи:
Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной
игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков
(способность воспринимать художественный образ, следить за развитием
и взаимодействием персонажей).
Проводить
этюды
для
развития
необходимых
психических
качеств
(восприятия,
воображения,
внимания,
мышления),
исполнительских
навыков
(ролевого
воплощения,
умения
действовать
в
воображаемом
плане) и ощущений (мышечных, чувственных), используя музыкальные,
словесные, зрительные образы.
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым
литературным произведениям; использовать для воплощения образа из-
вестные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в
выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возмож-
ность для экспериментирования при создании одного и того же образа.
Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в
ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной
деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых
каждым ребенком ролей.
Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя
место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в
длительной игре.
Приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки и
бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластмассы,
пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.
16
«В стране чудес» Кочетова И.С.
Продолжать использовать возможности педагогического театра (взрослых)
для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимания детьми
комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле.
Старшая группа(5-6лет) .
Основные направления развития театрализованной игры с детьми старшего
возраста
состоят
в
постепенном
переходе
ребенка:
от
игры
по
одному
литературному или фольклорному тексту к игре - контаминации, в которой
литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или
соединяются
несколько
произведений;
от
игры,
где
используются
средства
выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству
самовыражения
через
образ
героя;
от
игры,
в
которой
центром
является
«артист»,
к
игре,
в
которой
представлен
комплекс
позиций
«артист»,
«режиссер»,
«сценарист»,
«оформитель»,
«костюмер»;
от
театрализованной
игры
к
театрально-игровой
деятельности
как
средству
самореализации
способностей.
Задачи:
Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного
вовлечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в
разных ролях.
Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более
перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач («Ты была
бедной Золушкой, а теперь ты красавица-принцесса», «Эта роль еще никем не
раскрыта»), смены тактики работы над игрой, спектаклем.
Создавать атмосферу творчества и доверия, предоставляя каждому
ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению,
процесса игры.
Учить детей создавать творческие группы для подготовки и проведения
спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.
Учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали
костюмов, сделанные своими руками.
Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.
Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал
детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в
концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность
выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.
Подготовительная группа (6 -7лет).
Задачи:
Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр.
Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку, сти-
хотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и
декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязан-
ности и роли.
17
«В стране чудес» Кочетова И.С.
Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче
образа; отчетливость произношения. Учить использовать средства
выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
Воспитывать любовь к театру. Широко использовать в театрализованной
деятельности детей разные виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный,
театр картинок, перчаточный, кукольный и др.).
Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному
искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов.
Рассказывать детям о театре, театральных профессиях.
Учить постигать художественные образы, созданные средствами
театральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография).
18
«В стране чудес» Кочетова И.С.
Схема №7
Методы работы с педагогами
19
«В стране чудес» Кочетова И.С.
Работа с родителями
Для реализации программы необходима тесная и плодотворная связь с семьей.
Программа определила цели и формы работы с родителями.
Цель:
организация
сотрудничества
с
родителями
для
развития
творческих
способностей детей.
От отношения взрослых к творческому развитию ребенка, от того, насколько
они правильно смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду,
отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его художественно -
эстетическое
развитие.
Педагоги
ДОУ
могут
и
должны
стать
консультантами
и
помощниками в том, как, родители могут решить проблему развития творческих
способностей ребенка в семье (схема №8)
Формы работы:
1.
Общая
лекция
об
особенностях
творческого
развития
ребенка
соответствующего возраста.
2.
Подбор
справочного
материала
и
размещение
на
стенде
для
родителей,
например, информация о театрализованных
играх и пособиях и где их можно
приобрести.
4. Создание библиотечки для родителей
5. Индивидуальные консультации, с
учетом особенностей каждого ребенка
(темперамента, интереса и т.п.).
6. Семинары-практикумы по развитие творчества в семье. Темы:
- «Речевое творчество детей».
- «Творческие способности и их развитие в дошкольном детстве».
- «Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста».
- «Что такое театр».
- « Как интересно провести досуг в кругу семьи».
- «Игры и упражнения для развития творческих способностей у детей».
-
«Создание
благоприятных
условий
для
творческих
способностей
детей
дошкольного возраста».
- «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в семье».
- «Театр для малышей».
- «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».
- «Игры на кухне» (на развитие фантазии и творчества).
Опыт
показывает,
что
современные
родители
отдают
предпочтение
нетрадиционным формам обучения и взаимодействия.
1.Тренинги, формируют у родителей необходимые для создания развивающей
среды навыки:
-
общение
с
ребенком,
стимулирующие
его
собственную
познавательную
и
творческую активность (проводит психолог).
- проведение открытых занятий (проводит педагог);
- проведение беседы, чтение литературы (педагог)
-
просмотра
видео
и
телепрограмм
творческой
направленности
(проводит
педагог),
- домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание,
20
«В стране чудес» Кочетова И.С.
- совместное изготовление атрибутов, костюмов.
2. Дискуссионные клубы. Предметом обсуждения могут стать:
- «Семейный досуг для любознательных».
- «Взаимодействие взрослого и ребенка ».
4. Проведение совместных праздников, игр, викторин.
Тематических вечеров « Любимые сказки».
« Театральные встречи»
21
«В стране чудес» Кочетова И.С.
Методическое и ресурсное обеспечение программы.
Разработка содержания программы;
перспективное планирование работы с детьми;
перспективно планирование работы с родителями;
перспективное планирование работы с педагогами;
разработка конспектов театрализованных игр;
подбор, разработка содержания диагностического инструментария;
комплектование методической копилки:
подбор литературы;
подбор наглядного материала;
подбор дидактических игр;
создание выставок книг, рисунков, поделок;
создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление
музея – студии « Страна чудес», групповой комнаты, музыкального и спортивного
залов);
разработка содержания рекомендаций для родителей;
оформление информационного стенда для родителей;
анализ реализации образовательной программы;
обобщение и распространение педагогического опыта через проведение
открытых занятий, выступления на педагогических советах, семинарах.
Диагностический инструментарий
театрально-игровой деятельности,
разработанных Н.Ф. Сорокиной.
Вопросы наблюдения:
1.
Проявляет заинтересованность в театрально – игровой деятельности.
2.
Эмоциональное воспроизведение содержания образов.
3.
Подражательные навыки животного.
4.
Активное участие в театрализованной игре.
5.
Свободное общение в заданной ситуации.
6.
Умение импровизировать и проявление инициативности.
7.
Использование в театрализованных играх образных игрушек и бибабо.
Уровень оценки:
1 – низкий – не проявляет эмоций, интереса, пассивен.
2 – оптимальный – проявляет интерес, но прибегает к помощи воспитателя.
3 – высокий – проявляет интерес, самостоятельность, активен.
22
«В стране чудес» Кочетова И.С.
Список
литературы
:
1.
1.
.
Журнал «Воспитатель в ДОУ»:
a.
«Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-
игровой деятельности» ,№9/2010г.
b.
«Развитие творчества в театрализованных играх» №11, 2012г.
c.
«Театрализованная деятельность в детском саду» №6,2009г.
d.
«Театрализованная деятельность в работе с детьми младшего возраста»
(№6/2010г.)
e.
«Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте» , №9,2010г.
f.
«Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников»
№4/2009г.
2.
Журнал « Дошкольное образование» № 13, 2011г, Москва.
3.
Журнал « Коллекция идей» № 1, № 5, № 6, № 8 2015г.
4.
Журнал « Ребенок в детском саду» № 1, № 2,№ 3, 2013г, Москва.
5.
Журнал « Ребенок в детском саду» № 1, № 3, 2014г, Москва.
6.
Журнал « Ребенок в детском саду» № 5, 2015г, Москва.
7.
Журнал « Коллекция идей» № 3, № 5, № 7, № 10 2014г.
8.
Журнал « Дошкольная педагогика» № 8, 2015, Москва.
9.
Журнал « Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
№ 3, 2011г., Москва.
10. Журнал « Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
№ 3, 2012г., Москва.
11.
Журнал « Сургутский педагогический вестник» № 2, Сургут, 2004г.
a.
Играют взрослые и дети. Москва, 2006г
b.
Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы
младшими дошкольниками» ,№1, 2013г.
12. Кукольный театр для самых маленьких. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланова
Москва 2009г.
13. Музыка, игра – театр!», Гавришева А.Б., Москва , 2004г.
14. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду», Т.И.
Петрова, Е.Л. Сергеева. Е.С. Петрова, Москва, 2013г
15. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой, Москва 2014г.
16. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4 -5 лет», М.Ю. Картушина,
Москва 2005г.
17. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. М.А. Михайлова, Н.В.
Воронина, Ярославль 2001г.
18. Театр для малышей», Курган, 1991г.
19. Театр кукол. Лелявский А., Минск,1974г.
20. Театрализованные игры в детском саду». Под редакцией Т.И. Петровой,
Е.Л. Сергеевой, Е.С. Петровой. Москва « Школьная пресса» 2000.
21. Театрализованные представления в детском саду. А. Антипина. Москва
23
«В стране чудес» Кочетова И.С.
2010.
22. Театральная деятельность в детском саду» Щеткин А.В., 2008, Москва.
23. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.
24. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
25. Волынкин В. И. Художественно - эстетическое воспитание и развитие
дошкольников: Учебное пособие: Ростов на Дону: Феникс,2007г.-180с
26. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
27. Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника:
развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого,
культурного, активно - творческого. М., 2003.
28. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
29. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
30. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском
саду. - Великий Новгород, 2006.
31. Л.Г.
Программа
«Театр
–
творчество
–
дети»:
Развитие
творческих
способностей детей средствами театрального искусства. М., 1995.
32. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» (игры,
упражнения, сценарии) М. 2006 год.
33. Методическое пособие «Театральная деятельность в детском саду. Для
занятий с детьми 5-6 лет» А.В. Щеткин;
34. Рудченко И., Шоломович С. «Развлечения и театрализованные игры в
детском саду» Киев, 1986 г.
35. Манукян
Т.М.
Театральные
игры.
Развивающий
курс
для
детей
дошкольного возраста. Екатеринбург, 1997.
36. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.
Театр
картинок,
театр
игрушек,
театр
петрушек:
пособие
для
воспитателей
и
музыкальных руководителей детского сада. М., Просвещение, 1982.
37. Доронова Т.Н. Играем в театр: Методическое пособие для воспитателей
дошкольных образовательных учреждений. М., 2005
24
«В стране чудес» Кочетова И.С.