Автор: Блохина Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11" " Богатырь" Населённый пункт: г. Курчатов, Курской области. Наименование материала: Конспект педагогического мероприятия с использованием информационно – коммуникативных образовательных технологии Тема: "Тайны весеннего леса" Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ
педагогического мероприятия
«
Тайны
весеннего
леса
»
Провела
воспитатель:
МАДОУ «Д/с №11
Блохина Е. Н.
Курчатов 2015
Тайны весеннего леса
1.Расширить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой
природе (количество солнечных дней, цвет неба; конец спячки у зверей,
линька, забота о потомстве; о цветущих растениях- первоцветах.)
2.Уточнить знания детей об обитателях леса, образе жизни.
3.Закрепить правила «лесного» поведения. Познакомить детей с новыми
правилами безопасности в лесу.
4. Вспомнить и закрепить народные приметы.
5.. Воспитывать экологически грамотных детей, умеющих
логически предвидеть последствия своего поведения
в природе и заботливое, внимательное отношение к
ней.
6.Развивать творческие способности при выполнении коллективной работы
«Корзина подснежников»
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться «Доброе утро».
Доброе утро солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый
становится добрым, доверчивым. И доброе утро длится до вечера.
Предложить детям поздороваться с гостями.
Дети стоят на ковре полукругом, лицом к воспитателю..
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
Дети: Весна! -
- Правильно ребята, это Весна. И сегодня мы совершим путешествие в
весенний лес
Собирайтесь скорее.
В необычный поход.
Ждут вас тайны весенние.
Вдаль тропинка зовет.
- Но прежде чем отправиться в лес. Мы с вами должны вспомнить, что
нельзя делать в лесу? ( Нельзя шуметь, нельзя ломать, мусорить, разорять
птичьи гнезда, муравейники, уносить лесных зверей, разжигать огонь и
т.д). А что можно в лесу? (любоваться красотой, слушать пение птиц,
наблюдать)
-А теперь отравляемся в лес. Но я хочу вам напомнить еще одно очень
важное правило- это правило безопасности для детей..В лес без взрослых
нельзя ходить. Почему?
-Но вас я приглашаю со мной отправиться в лес. Вы согласны?
Возьмемся за руки, друзья и по тропе лесной, отправимся туда, где лес
манит нас своей красотой. В королевство природы попасть легко, не надо
ехать далеко (идем). Закройте глаза, сделайте шаг, хлопнем тихонько в
ладоши, вот так. Ну вот откройте, поскорей глаза. Прислушайтесь…Что вы
слышите? Какие звуки вы слышите в лесу (звуки леса, птиц, рыки зверей,
журчание ручья). Звуки леса
-Ну вот ребятки, мы с вами и добрались до леса присаживайтесь на
пенечки.
Ребенок
Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какие птицы?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь – мы свои...
-Ребята давайте все дружно поздороваемся с лесом..
-Скажите, а что весной происходит в природе? (Тает снег, бегут ручьи,
прилетают птицы, набухают почки, появляются первые цветы первоцветы,
солнце начинает светить ярче и греет теплее, день становиться длиннее
ночи.)
- Давайте вдохнем запах весеннего леса. Чем пахнет весна? (Цветами,
талым снегом.)
- Ребята, а какой сейчас весенний месяц? Вы помните, как в народе
называют март? (протальник). А почему так называют? (в этом месяце
начинает таять снег, появляются проталины, капель)
- А мы с вами тоже составляли приметы. Давайте вспомним.
Птицы на ветке нахохлились - жди непогоду.
Ворона кричит - метель летит.
Птицы весело щебечут на суку - значит скоро жди весну.
Почки набухают - весну чуют.
Синички чистят перья - значит скоро оттепель
Под окном снегирь поет - оттепель зовет.
Воробьи чистят перья к теплу.
Снегирь под окном чирикает - оттепель накликивает.
Сколько вы примет знаете, порадовали меня.
- Посмотрите вокруг – какая красота! В какой лес мы с вами пришли?
(весенний, красивый, таинственный, волшебный, сказочный,
дремучий ) . Слайды
- Назовите деревья, которые растут в лесу. (Береза, ель, сосна, рябина, клен,
тополь, дуб, липа и т.д.) Если в лесу растут одни берёзы как называют лес?
(Березовый ,березняк), а как называется лес где растут сосны -
сосновый),ели – еловый)это хвойные леса..
– На каком дереве всю зиму висят ягоды? (На рябине). А кто любит ягоды
рябины?- Правильно, мы с вами наблюдали, как зимой снегири клевали
рябинку.
- Ребята, посмотрите какая полянка. А что растет на полянке? (цветы) Какая
красота! слайд
-Когда появляются первые цветы в лесу? (когда растает снег, когда
появляются проталины.)
- Как называют первые весенние цветы? (первоцветы.) Почему их так
называют? (Они первые расцветают ранней весной).
Как вы думаете, почему подснежник получил такое имя. Вслушайтесь - …
«под-снеж-ник».(Потому что он растет из под снега). Он пробивается
сквозь жесткий лед и снег. Посмотрите, какой он красивый . У нас в России
подснежниками называют любые ранневесенние цветы. Они могут быть
голубыми, желтыми, белыми. Подснежник занесен в Красную книгу редких
и охраняемых растений.
-Ребята ,а вот еще на полянке цветок. Кто его знает? ( Мать и мачеха). Мать
и мачеха тоже первоцвет. Какого цвета? На что похож?
У этого растения сначала появляются цветы, а когда они отцветут– листья.
Одна сторона листа – мягкая, тёплая, другая – гладкая, холодная. Какой
милый цветок.
-А цветы можно рвать в лесу? Почему? ( не будет красоты, не будет семян,
пчелам не смогут собирать нектар.
Ребенок
Цветок на полянке сорвал на бегу
Сорвал, а зачем - объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на полянке простоял!
Что случилось с цветком? Давайте лучше будем любоваться красотой .,
чувствовать их приятный запах. Но их можно фотографировать на
память (изображает — что фотографирует).
3. Физминутка «Лес»
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.…
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх и руки в бок.
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы. Ребятишки.
Замедляем дети шаг.
И на месте стой! Вот так.
-А теперь отправляемся дальше ребята .
Кто же нам повстречался в лесу?( Белка) слайд Белка весной меняет свой
наряд – зимой она была в густой серой шубе. А весной сменила свою шубку
на какую?(рыжую).Полиняла .
-А это что за зверь? ( Волк ).слайд .Весной у волчицы в логове появляются 2-
3 волчонка. Как и все звери, она вскармливает их молоком.
-А это кто проснулся после зимней спячки? (Медведь)
слайд
Ребята, а вы знаете у медведицы в конце зимы, в берлоге появляются
Медвежата. Пригрело весеннее солнышко, и медведица вывела своих
медвежат из берлоги. Она учит их находить себе корм.
А это кто
в норке
? Лиса с лисятами - слайд . В середине весны у лисы
появляются детёныши. Лиса роет или находит себе готовую нору. В ней и
выводит своё потомство.
-А кто же это под кусточком прыг да скок? Заяц- слайд .
Заяц зимой какого был цвета ?А весной? ( серого). Весной у зайчихи тоже
появляются кто? слайд Зайчата рождаются зрячими, в тёплых шубках.
Мама-зайчиха покормит их и убегает от них. А зайчата разбегаются и
прячутся под кустами
- Весной почти у всех обитателей леса появляются детёныши. Поэтому вести
себя в лесу надо тихо, чтоб не напугать их и ни в коем случае не трогать их.
-Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? звучит фонограмма пение
птиц.
-Какая птица открывает весну? (грач). В народе так говорят
«Грач открывает весну». . 17 марта массовый прилет птиц. А каких
перелетных птиц вы знаете? (аист, грач, дрозд, жаворонок, кукушка,
ласточка, стриж, скворец, соловей, цапля, утка.) Почему их так называют?
Давайте с вами вспомним, а как мы с вами заботились о птицах зимой?
(вешали кормушки, насыпали корм в кормушку: семечки, зёрнышки, хлебные
крошки)
На шесте веселый дом.
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец,
Он и летчик, и певец. (Скворец)
-Весной , люди делают для скворцов дом? Что это за дом?
Ты его узнаешь сразу:
Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней. (Грач)
Далеко мой стук слышится вокруг.
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
не ворона, не синица –
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)
Чик – чирик! К зернышку прыг.
Клюй, не робей. Кто же это? (воробей)
Спиною зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица)
-Сколько птиц мы увидели в лесу... А какую пользу приносят птицы?
( уничтожают вредных насекомых, разносят семена растений, радуют
своим чудесным пением)
-А теперь давайте поиграем. Предлагаю вам превратиться в птичек.
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают, (летают, машут руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову
руками)
Там не тронет их никто.
фонограмма шум грома - Ребята, что это? Первый весенний гром.
Посмотрите на небо. Туча надвигается на лесную полянку. Что она несёт с
собой? Какое весеннее явление? (дождь) Если небо хмурится, значит
дождик приближается .
Серая волчица по небу мчится, если зонтик ты не взял, это значит ты
пропал.
Тучи небо заволокли без зонта гулять не ходи .
-Ребята давайте отправляться домой, пока нас дождь весенний не застал. И
скажем дружно лесу до свидания. ( Идем по кругу)
-Ну вот мы с вами и детском саду. Много интересного и нового вы узнали
про лес. Вам понравилось путешествие по весенней лесной тропинке?
-С нами по весеннему лесу также путешествовали и наши гости. А вам
понравилось прогулка по лесу?
-А сейчас ребята, давайте еще раз вспомним первоцветы, которые мы с
вами встретили на полянке? (подснежники, мать и мачеха). Мы знаем, что
цветы рвать нельзя.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок...
Если все - и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То останутся пусты.
И деревья, и кусты...
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвем цветы.
Пусть цветы растут и радуют нас своей красотой, А я предлагаю вам сделать
чудесный букет из подснежников своими. И порадовать наших гостей,
родителей первыми весенними цветами. (Работа детей с готовыми
заготовками.) По окончании работы показ корзины с цветами.