Напоминание

Организация элективных курсов


Автор: Васькова Ирина Дмитриевна
Должность: старший методист
Учебное заведение: ФГКОУ "Северо-Кавказское суворовское военное училище"
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация элективных курсов
Раздел: полное образование





Назад





Организация элективных курсов
Васькова Ирина Дмитриевна, старший методист учебного отдела ФГКОУ «Северо-Кавказское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации 1. Общие положения 2. Особенности курсов выбору для предпрофильной подготовки 3. Характеристика элективных курсов для профильного обучения 4. Организация работы элективных курсов 5. Разработка программ курсов по выбору для основной общей и элективных курсов средней общей школы
1. Общие положения
В соответствии с Приказом "Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учебных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего среднего образования", для самоопределения учащихся 9-х классов в отношении профилирующего направления собственной деятельности на старшей ступени обучения организуются элективные курсы. Элективные курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения учащимися в рамках конкретного профиля) являются важной составной частью профильного обучения на старшей ступени. В соответствии с "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе сочетания курсов трех типов (базовых, профильных, элективных), где элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в профильной школе. Элективные курсы (от лат. electus — избранный, т.е. курсы по выбору) составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного плана. Для элективных курсов не существует образовательных стандартов. Но курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки и элективные курсы для профильного обучения отличаются друг от друг от друга.
2. Особенности курсов выбору для предпрофильной подготовки
Время, отводимое на курсы по выбору для предпрофильной подготовки учащихся девятых классов, складывается из часов компонента образовательного учреждения и часов учебного предмета «Технология» В результате изучения курсов по выбору учащийся 9 класса должен быть готовым ответить на два вопроса: «Чего я хочу в своей ближайшей образовательной перспективе?» и «Могу ли я, готов ли я продолжить обучение по выбранному профилю?» В процессе изучения данных курсов учащиеся 9 классов должны иметь возможность: – приобрести опыт приложения усилий по освоению образовательного материала и по освоению компетентностей, востребованных в профильном обучении и послешкольном образовании;
– получить информацию о значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения профильного образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения; – сформировать ценностные ориентации, связанные с профилем обучения и соответствующим ему направлениями послешкольного образования. Школа должна предоставить учащимся возможность изучить несколько курсов по выбору за год, следовательно, эти курсы не могут быть большими. Оптимальная их продолжительность 8–16 часов. Номенклатура курсов по выбору для основной школы формируется из:  профилей школы;  факультативов;  кружков;  учебно-исследовательской работы;  предметных школ;  лабораторно-практической части учебных программ;  общественного запроса;  интересов и увлечений учителя и учащихся. Существует несколько подходов к созданию курсов по выбору.
Фундаментальный подход
предполагает разработку содержания курса в логике перехода от фундаментальных законов и теорий к частным закономерностям, направленного на углубленное изучение предмета, ориентированного, в первую очередь, на одаренных детей в данной предметной области, и непосредственно связанного с профильными учебными предметами старшей школы.
Методологический

подход
основан на научном методе познания, особенности которого демонстрируются на историко-научном материале. Отсюда главная цель изучения курса по выбору, основанного на методологическом подходе: знакомство с методом научного познания, овладение некоторыми исследовательскими умениями. Этот подход предполагает использование проектной технологии обучения, организацию лабораторно-практических занятий, занятий практикумов и т.п.
Универсальный

подход
характеризуется группировкой содержания вокруг ряда важнейших понятий, имеющих универсальное значение для науки. Данный подход предпочтителен для межпредметных курсов, которые рассматривают одну проблему, явление, понятие с разных сторон в свете разных наук. Для него предпочтительными может стать использование технологий рефлексивного обучения, критического мышления, кейс-метода и т.д.
Прагматичный

подход
предполагает приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих базовый культурный уровень учащихся и широко использующихся в дальнейшей жизни. Для него предпочтительными являются практические занятия, серии практикумов в конкретной профессиональной области.
Деятельностно-ценностный

подход
предполагает знакомство со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения содержания того или иного профиля обучения. Существуют определенная взаимосвязь
между рациональным отбором способов деятельности и форм организации учебного процесса с одной стороны и способностям и склонностями учащихся конкретного профиля с другой. Построение курса по выбору, основанного на таком подходе предполагает учет склонностей учащихся к соответствующим способам деятельности. Так, ученики естественного профиля проявляют склонность ко многим способам деятельности и к формам процесса обучения химии и биологии. Для гуманитарного профиля характерны такие виды деятельности, как составление конспектов, планов, тезисов, рефератов, а предпочтительными формами обучения являются экскурсии, демонстрации, дискуссии, ролевые игры. Для математики характерно составление схем, таблиц, нахождение закономерностей.
Компетентностный подход
имеет много сторонников сегодня, и, возможно, многие разработчики отдадут ему предпочтение при разработке курсов по выбору для основной школы. При этом может быть следующая последовательность действий: определение значимых для учащихся данного возраста проблем выделение необходимых умений для их разрешения определение компетентностей, требуемых для решения данного типа задач отбор необходимого содержания разработка методов обучения разработка системы оценивания. Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются на предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные)
.

(слайд 3)

Предметно-ориентированные курсы решают следующие задачи
: 1) реализация учеником интереса к учебному предмету; 2) уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне; 3) создание условий к сдаче экзаменов по выбору, т.е. к наиболее вероятным предметам будущего профилирования. Для предметно ориентированных курсов могут использоваться в качестве учебных пособий существующие учебные пособия, программы факультативов, специальных курсов, фрагменты учебных пособий для подготовки в вузы и классов с углубленным изучением учебных предметов.
Межпредметные (ориентационные) курсы
предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду учебных предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах. Задачи курсов по выбору такого вида можно сформулировать следующим образом: 1) создание базы для ориентации учеников в мир современных профессий; 2) ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям; 3) поддержание мотивации к тому или иному профилю.
В качестве учебных материалов для межпредметных курсов для предпрофильной подготовки используется научно-популярная литература, сообщения средств массовой информации, Интернет и т.п. Отличительными особенностями курсов по выбору для девятых классов являются их нестандартизованность, вариативность и краткосрочность. Вариативность курсов по выбору проявляется в том, что в ходе предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой- то конкретный профиль или, наоборот, еще колеблющийся в своем выборе, должен попробовать свои силы в освоении разных курсов по выбору, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Курсы по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе должны отвечать следующим требованиям: должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор; должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы
(«Пойду

на

социально-гуманитарный

профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что

намерен стать юристом или журналистом»)
; должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, помочь ученикам проверить себя, ответить на вопрос:
«Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?».
Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием, может не позволить ученику ответить на эти центральные вопросы; отбирая содержание, учитель должен ответить на вопросы:
«Чем

будет

полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля

обучения в старшей школе?»;
перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы; следует использовать возможно сти преподавания ку р с о в предпрофильной подготовки другим педагогом, реализующим базовый курс по данному или родственному предмету; курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности. Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность – работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.) Курсы по выбору, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить монополию учителя на информацию. Курсы по выбору для предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не к сдаче экзаменов, а к успешному обучению в старшей школе.

3. Характеристика элективных курсов для профильного обучения
В 10 – 11-х классах число элективных курсов определено учебным планом для каждого профиля. Набор элективных курсов определяется самой школой. Элективные курсы выполняют три основных функции: 1) надстройки профильного учебного предмета, превращающей его в полной мере в углубленный; 2) развития содержания одного из базовых учебных предметов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне; 3) удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Элективные курсы характеризуется тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный с обязанностью посещать и отчитываться. Элективный курс в профильной школе также краткосрочен, но его объем по часам (максимум 35 часов) выше, чем рекомендуемый объем курсов по выбору для девятиклассников (максимум 17 часов). Элективные курсы в старшей школе, когда учащиеся уже определились с профилем и приступили к обучению по конкретному профилю, должны быть более систематичными (раз или два раза в неделю), более долгосрочными (не менее 36 часов) и, что самое главное, ставить совсем другие цели, чем это было в 9 классах в рамках предпрофильной подготовки. В 10–11 классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля. Это главное отличие курсов по выбору в 9-х классах и элективных курсов в 10–11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны. При разработке элективных курсов для средней (полной) школы следует учитывать мотивы учащихся, по которым они выбирают тот или иной курс. Это может быть подготовка к сдаче единого государственного экзамена по учебному предмету, который изучается школьником на базовом уровне, приобретение знаний и умений, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, возможность успешной карьеры и т.д.
4. Организация работы элективных курсов
1. При проведении курсов по выбору допускается деление класса на группы. Количество учащихся в одной группе должно быть не менее 5-7 человек и не более 15-20 человек. Группы могут быть скомплектованы учащимися из различных 9-х классов, других образовательных учреждений, а также временно только на период отдельного курса по выбору. 2. Базовый объем предпрофильной подготовки составляет 68 часов, которые направлены на курсы по выбору (элективные курсы).
3. Курсы предпрофильной подготовки (элективные курсы), проводимые в школе, делятся на три основных вида: 1. предметные элективные; 2. межпредметные элективные курсы; 3. элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Задачи курсов:
1. Дать ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области. 2. Создать условия для формирования индивидуальной траектории развития профессиональных интересов учащихся. 3. Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне. 4. Создать условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору. 5. Формировать у учащихся умения и навыки, и способы деятельности для решения практически важных задач (учебная практика, проектная технология, исследовательская деятельность). 6. Поддерживать мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации.
Содержание курсов:
1. Программы курсов по выбору выходят за рамки традиционных учебных предметов, включают углубление отдельных тем, модульные курсы и обеспечивают повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и методами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации, осознанию возможностей и способов реализации жизненных планов. 2. Формы обучения на элективных курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии (коммуникативная, групповая, проектно - исследовательская и т. д.). Ведение курса может быть обеспечено как учителем школы так и специалистом вуза, суза в условиях сетевого взаимодействия. 3. Программное обеспечение элективных курсов. Реализация содержания предпрофильного обучения обеспечивается программами, утвержденными Минобразованием России. В случае отсутствия программ по профилям, которые были заявлены учащимися, преподавание ведется по программам, разработанным учителями школы и утвержденным научно- методическим советом школы на начальном этапе работы, затем в методическом центре города. Программа элективного курса должна удовлетворять следующим условиям: 1. Учитывать особенности учащихся, интересующихся профилями школы. 2. Знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках и интересующих учащихся. 3. Опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений. 4. Нацеливать на подготовку к ЕГЭ, олимпиадам.
5. Уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия, систематизация. Преподавание элективных курсов ведется по особому расписанию, с которым учащиеся знакомятся за 3 дня до их начала.
Методическое обеспечение элективного курса включает в себя:
1. Программу курса, пособие для учащихся, материалы для учителя, справочную литературу. 2. Систему творческих заданий для учащихся, творческие работы учащихся, выполненные в предыдущие потоки, материалы для оказания помощи учащимся в проведении учебной практики, проектной деятельности, исследований. 3. Оборудование для проведения экспериментов, проектной деятельности. 4. Педагогические средства для работы курсов (в том числе разработки для учителей города, области т. д.). Эффективность преподавания конкретного элективного курса может быть подтверждена: 1. Анализом отметок по предметам, связанных с элективным курсом. 2. Количественным анализом набранных баллов учащимися в ходе занятий. 3. Количественным анализом проектной деятельности учащихся, количеством, проведенных исследовательских работ на элективном курсе. 4. Проведением анкетирования учащихся, учителей, целью которого является исследование уровня удовлетворенности школьников элективными курсами. 5. Результатами участи я школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах. Достижения учащихся на элективных курсах, заносятся в состав индивидуальной накопительной оценки - портфолио
5. Разработка программ курсов по выбору для основной обшей и

элективных курсов средней общей школы

Учебная программа
– нормативный документ, в котором отражены цели, содержание, особенности оценки эффективности результатов процесса обучения конкретного учебного курса
Требования к элективным курсам
1. Избыточность (их должно быть много). 2. Кратковременность (6–16 часов). 3. Оригинальность содержания, названия. 4. Курс должен заканчиваться определенным результатом (творческое сочинение, проект...). 5. Нестандартизированность. 6. Элективные курсы могут проектироваться педагогам, в связи с тем, что это курсы формируются через школьный комитет УП.
Проектирование программ элективных курсов
 На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи.
 Чем содержание элективных курсов будет отличатся от базового курса? (Исключить дублирование.)  Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен этот курс? (В библиотеке, у учителя...)  Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?  Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем обучении?  Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?  Какие критерии позволяют оценить успехи в изучении данного курса? (Оценка за курс не ставиться, но в портфолио может поместить отзыв, результат.)  Чем может завершиться для ученика изучение курса? Какова форма отчетности? Программы курсов по выбору для основной и элективных курсов для средней (полной) школы имеют сходную
структуру:
 титульный лист;  пояснительная записка;  содержание;  примерное планирование учебного материала;  методические рекомендации;  приложение. Рассмотрим требования к каждому из элементов программы элективного курса.
Титульный

лист
содержит данные об организации, в которой разработан курс, например, наименование образовательного учреждения; сведения о том, где, когда и кем утверждена программа; название элективного курса; класс, на который рассчитана программа; имя и должность разработчика программы; название города (населенного пункта) и год разработки программы.
Пояснительная записка
должна содержать следующую информацию:  Актуальность программы, обоснование необходимости программы (доводы о важности изучаемого компонента, недостаточность изучения в базовом курсе, соответствие возрасту, связь с наукой ...).  Цели и задачи программы (развитие интереса, оказание помощи в выборе профессии...), цель должна отражать результат (создать проект...).  Обоснование отбора содержания его логике (элементы программы должны быть взаимосвязаны, должно быть выделено содержание).  Общая характеристика учебного процесса (...предусматривает психологию кл.-ур. с/о, модульное обучение...).  Указание внутри предметных и межпредметных связей.  Сведения об учащихся, на которых рассчитана программа.  Характеристика временных и материальных ресурсов (программа предусматривает типовое оборудование, нуждается в экскурсиях...).  Технические указания к тексту программы (для всех один текст, повышенного уровня – другой).  Сведения об апробации программы.
Объем пояснительной записки должен быть небольшим, но в ней должна содержаться информация, необходимая и достаточная для того, чтобы учитель и ученик могли составить полное представление о предлагаемом элективном курсе.
Содержательная часть
 Последовательный перечень тем с их кратким содержанием, указанием времени, необходимого на их изучение.  Список демонстраций, практических и лабораторных работ, экскурсий.
Методическая часть
 Методические рекомендации.  Требования к уровню ЗУН, полученных в результате обучения.  Развитие компетентности.  Более детального представлены технологии обучения и методика по каждой теме.  Критерии эффективности реализации программы.  Формы и методы контроля.  Список рекомендуемой литературы.
Приложение
 Тематические планирования.  Дидактический материал.  Дискеты с электронными презентациями.
Экспертиза программы
 Экспертиза программы может проводиться на методсовете школьного муниципального уровня.
Критерии оценки программы элективного курса
1. Актуальность содержания программы. 2. Мотивационный потенциал (насколько интересен). 3. Диагностичность и процессуальность целеполагания. 4. Соответствие содержания поставленным целям. 5. Системность содержания (логическая стройность). 6. Инвариантность содержания (содержание одно, а способы реализации для разных
Содержание
курса по выбору для основной и элективного курса для средней (полной) школы описывается по одной схеме. Оно включает в себя перечень тем с примерным распределением времени по темам и их реферативное описание. Однако наполнение этого раздела в разных программах будет различным, поскольку различия в функциях курсов по выбору для основной и элективных курсов для средней (полной) школы обусловливают различия в их содержании. Содержание курса по выбору для 9 класса должно соответствовать познавательным возможностям девятиклассников и одновременно с этим развивать его учебную мотивацию и готовить к сознательному выбору профиля дальнейшего обучения в средней (полной) школе. Содержание курса может представлять собой: а) расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового учебного предмета («Механика», «Международные отношения», «Океаны» и т.д.);
б) введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий (астрономия, археология, журналистика и т.д.); в) совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения (например, «Естествознание») или освоение определенного вида деятельности (например, «Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»). Содержание элективного курса для старшей школы зависит от его типа. Вы уже знаете, что элективные курсы могут быть предметными и межпредметными. Предметные элективные курсы в свою очередь можно разделить на несколько групп: 1) курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом (выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне; в этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно); 2) курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы, входящие в обязательную программу данного предмета; 3) курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета; 4) прикладные элективные курсы, знакомящие школьников с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развивающие интерес учащихся к современной технике и производству; 5) курсы, посвященные изучению методов познания природы; 6) курсы по истории науки, техники, искусства, религии; 7) курсы, при изучении которых учащиеся знакомятся с методами решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлением и решением задач на основе физического, химического, биологического эксперимента. Описание содержания элективного курса составляется в традиционной для учебного предмета форме. Проиллюстрируем это положение несколькими примерами.
Методические

рекомендации
к элективному курсу являются необязательной (факультативной) частью программы и представляют собой очень сжатое изложение рекомендуемых автором форм, методов и средств обучения. При работе с программами элективных курсов, которые содержат методические рекомендации, следует иметь в виду, что это именно рекомендации, а не указания и тем более не требования, предъявляемые учителю.
Рекомендуемая литература
обычно указывается в конце программы и может даваться единым списком или отдельными списками для учителя и для учащихся. При составлении таких списков следует учитывать доступность литературы для школы. Вряд ли учитель и тем более ученик смогут найти книгу, изданную небольшим тиражом в середине 50-х годов XX века. В программы традиционных учебных курсов включаются требования к уровню подготовки учащихся, иногда приводятся рекомендации по оценке
знаний и умений школьников. Особенностью курсов по выбору для основной и элективных курсов для средней (полной) школы является то, что ни знания, ни умения, приобретаемые школьниками, формально не оцениваются. Но это вовсе не означает, что результаты учебной работы остаются вне поля зрения учителя. Качественная оценка успехов ученика в освоении содержания элективного курса должна быть всегда, поскольку в ней заложен огромный воспитательный и мотивационный потенциал.


В раздел образования