Рекомендации педагогам по работе над детской ролью
Автор: Жохова Юлия Александровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад п. Каменники Населённый пункт: п. Каменники Наименование материала: статья Тема: Рекомендации педагогам по работе над детской ролью Раздел: дошкольное образование
Рекомендации педагогам по работе над детской ролью
Работа
с
детьми
пяти-шести
лет
в
театрализованной
деятельности
осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям.
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ предполагает работу по развитию внимания,
воображения, движений детей, снятия их сценического волнения и т.п.
ВТОРОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
целиком
посвящено
работе
над
ролью
и
включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над
текстом,
обсуждение
особенностей
характеров
героев,
отбор
средств
сценической выразительности, отработка мизансцен, овладение приемами
грима и т.п.
Предложим
методику
работы
с
детьми на первом обучающем этапе.
Вначале педагог:
-
заинтересовывает
детей
содержанием
произведения,
которое
будет
использоваться
для
инсценировки,
выразительно
исполняет
его
или
предлагает детям самим сочинить сцену для своего выступления;
- интересуется, понравилось оно детям или нет. Получив положительную
оценку,
предлагает
разыграть
его
в
ролях
перед
родителями
и
повторно
выразительно читает его детям. Если дети сами придумывают содержание, то
предлагает каждому из них выбрать для себя роль.
Организуя
работу
непосредственно
над
ролью,
педагог
кратко,
но
достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет
происходить
действие
инсценировки
(лес,
дом,
дорога
и
т.п.),
вновь
выразительно
читает
поэтическое
произведение,
привлекая
детей
к
проговариванию
отдельных
строк,
которые
им
запомнились.
Затем
анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует у детей
интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в
этом, приняв на себя определенную роль.
После
распределения
и
принятия
ролей,
педагог
побуждает
детей
к
фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения,
отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть
представлены
значительно
шире
тех
событий,
которые
входят
в
инсценировку.
Обсуждение
заканчивается
выразительным
чтением
инсценировки педагогом с участием детей.
Работа
над
ролью
заканчивается
подведением
детей
к
пониманию
необходимости
создания
неповторимого
своеобразия
каждого
образа,
в
котором ему предстоит действовать («Какой твой поросенок - веселый или
грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него
хорошее или плохое настроение?» и т.п.). По мере необходимости педагог
предоставляет
в
распоряжение
детей
необходимые
материалы
для
художественного
воплощения
имеющихся
у
детей
представлений.
Так,
например,
каждый
ребенок
раскрашивает
заготовку
маски
поросенка
в
соответствии с тем, как он себе это представляет.
По
окончании
работы
дети
примеряют
изготовленные
атрибуты
и
действуют в них. Затем педагог переходит к этюдам.
«Мимический этюд»
Участникам предлагается голосом изобразить рёв различных
животных, автомобиля, речь разных людей.
«Импровизация»
Предлагается определённый образ и ситуация, в которой исполнитель
должен проявить себя как актёр. Предлагаемые роли: экскурсовод в музее;
милиционер на перекрёстке; капризный ребёнок в магазине; начальник на
стройке.
Очевидно,
что
вопрос
о
глубине
сценического
перевоплощения
в
широком плане этого понятия не может стоять перед детьми шестого года
жизни.
Но
мы
видим,
что
жизненный
опыт
ребенка,
его
знания
и
представления об окружающей действительности позволяют ему создать в
своем
воображении
образ
того
персонажа,
роль
которого
ему
предстоит
исполнить. Поэтому при проведении работы с детьми рекомендуем педагогам
следующие приемы.
Начать следует с костюма, как самого ребенка, так и куклы, управлять
которой он будет во время кукольного спектакля. Это связано с тем, что
собственная творческая деятельность ребенка в области театра затруднена из-
за особой сложности выразительных средств, характерных для этого вида
искусства. Живопись и художественный труд ближе, доступнее детям, у них
уже имеется для этого практический и творческий опыт. Все это позволяет в
сравнительно полном объеме и в ясной форме сохранить одно из важнейших
качеств художественной деятельности - ее творческий характер в создании
образа
с
использованием
уже
знакомых
детям
средств
выразительности
(формы, цвета, декора и т.п.).
Вначале с помощью наводящих вопросов педагог подводит детей к
пониманию того, что для накидки куклы надо выбирать цвета подходящие,
соответствующие, с его точки зрения, ее характеру. При этом очень важно
уберечься
от
опасной
ошибки,
часто
подстерегающей
педагогов
–
надо
избегать цветовых шаблонов (например, если человечек из конусов злой –
значит, цвет его одежды должен быть черным, а если добрый - то светлым и
красным
и
т.п.).
Задача
педагога
состоит
в
том,
чтобы
помочь
ребенку
связывать цвета, которые он избирает для своей куклы, с чувствами, которые
он испытывает и хочет выразить.
В
зависимости
от
желания
и
интереса
детей
к
театрализованной
деятельности, с конца декабря или в начале января можно каждую пятницу
играть не одну, а две, и даже три, инсценировки. Начинать следует с новой, а
для того чтобы дети могли органично перейти к уже знакомым им образам,
нужно больше внимания уделять описанию обстановки и настроению героев.
Помочь маленькому актеру работать над собой и над ролью является
довольно сложной задачей. Педагог на следующем этапе может эффективно
решить её лишь при условии, что он не будет переносить в работу с детьми
методы и приемы школ-студий актерского мастерства для взрослых.
Этот
подход
к
развитию
детей
в
театрализованной
деятельности
строится на основе ведущей деятельности дошкольников - игре. Но, несмотря
на то, что ребенок «играет в театр», а профессиональный актер действует по
законам актерского мастерства, у них много общего. Работая с детьми, с
одной стороны, очень важно сохранить для сцены богатство их воображения,
живость
и
непосредственность
передачи
различных,
эмоциональных
состояний. Но, с другой стороны, необходимо вооружить их элементарными
приемами актерской техники.
Предлагаем работу с детьми построить следующим образом.
Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде
специальных
упражнений,
которые
после
разучивания
с
педагогом,
надо
ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.
Упражнения на напряжение мышц:
– бить» дрова;
– волочить «тяжелый» ящик;
– нести очень «тяжёлый» чемодан;
– дотянуться до высоко висячего яблока, сорвать его и быстро спрятать и
т.п. (приложение 1).
Упражнения на расслабление мышц:
– заснуть» на стуле;
– сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды;
– сидя на стуле, медленно напрячь пальцы правой руки, следя за тем,
чтобы были напряжены только пальцы, локоть и плечо - свободны. Уметь
двигать локтем и плечом, оставив пальцы в напряжении.
Упражнения на развития воображения:
– передавать друг другу веревку, произнося слово «змея!»;
– передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженное»;
– передавать друг другу пустую коробку и по очереди «вынимать» оттуда
что-либо воображаемое и обыгрывать это.
Работа
маленьких
актёров,
освоивших
первые
навыки
актерского
мастерства, над
ролью
под
руководством
педагога
строится
следующим
образом.
•
знакомство
с
инсценировкой:
О
чем
она?
Какие
события
в
ней
главные?
• знакомство с героями инсценировки: Где они живут? Как выглядит их
дом? Их внешность, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с
другом и т.п.
• распределение ролей;
• работа над ролью:
–составление словесного портрета героя;
–фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями,
друзьями, задумывание его любимых блюд, занятий, игр;
– сочинение случаев жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
– анализ придуманных поступков героя;
– работа над текстом: Почему герой так говорит? О чем он в этот момент
думает? Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку
понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста.
–
работа
над
сценической
выразительностью:
определение
целесообразных
действий,
движений,
жестов
персонажа
на
игровом
пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм
исполнения, мимика, интонация;
– подготовка театрального костюма;
–
создание
образа
с
использованием
умело
наложенного
грима.
Очевидно, что оправданным на сцене должно быть все: каждый поступок,
каждый взгляд. Все действия должны быть вызваны какой-то причиной, и
быть
целесообразными.
Сценическое
поведение
ребенка
должно
быть
мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую
он исполняет.
Работая
над
выражением
лица,
постигая
язык
тела,
движений
дети
постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут
добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в
себе и своих возможностях.
Н.Карпинской
была
разработана
методика
работы
с
детьми
над
постановочным произведением на занятиях:
на первом этапе - дети коллективно воспроизводят текст.
на
втором
этапе
-
предлагается
одному
ребенку
читать
за
всех
персонажей произведения.
на третьем этапе – дети выполняют ряд творческих заданий (выразить
радость, страх и т.п.).
на четвертом - осуществляется чтение произведения по ролям и т.п.
По
окончании
каждого
спектакля
весь
реквизит
и
декорации
сохраняются и используются детьми в процессе свободной самостоятельной
деятельности.
Наши наблюдения и большой опыт работы показали, что наградой для
детей
остается
торжественное
представление
педагогом
каждого
ребенка
зрителям индивидуально как главного действующего лица данного спектакля.
Поэтому
важнейшей
частью
методики
работы
с
детьми
является
заключительная часть спектакля. Педагог говорит: «В нашем спектакле роли
исполняли
замечательные,
заслуженные
артисты
нашей
группы:
Олечка
Михнева, ...», и родители должны наградить каждого исполнителя бурными
аплодисментами (приложение 2) .
Кроме
того,
каждый
раз,
по
окончании
спектакля,
педагог
должен
спросить зрителей о том, не хотели бы они еще раз, «на бис», посмотреть
этот
спектакль.
Повторное
исполнение
доставляет
детям
ни
с
чем
несравнимое удовольствие. А родители-зрители должны быть щедрыми и
доставить это удовольствие детям.