Напоминание

Разработка и проектирование программ отдельных учебных предметов


Автор: Прощенко Галина Михайловна
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 23" Находкинского городского округа
Населённый пункт: Приморский край
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Разработка и проектирование программ отдельных учебных предметов
Раздел: среднее образование





Назад





Разработка и проектирование программ отдельных учебных

предметов
ФГОС ООО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО будет осуществлен с 01 сентября 2015 года. Нормативно-правовое обеспечение введения в действие ФГОС ООО осуществляется на основе сочетания нормативных документов федерального и регионального уровней. В свою очередь в общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствую- щей требованиям ФГОС ООО, одним из которых является:
обеспечение преемственно-

сти при введении и реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
(слайд2)
Основная образовательная программа
основного общего образования (далее - ООП ООО) общеобразовательного учреждения
является

локальным

нормативным

документом
, описывающим содержание образования и механизм реализации требований ФГОС ООО в общеобразовательном учреждении. При проектировании и разработке ООП ООО школы необходимо учитывать , что основная
образовательная

программа

разрабатывается

общеобразовательным

учреждением

самостоятельно
на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования.
ООП

ООО

регламентирует

организационно-педагогические

условия

и

содержание

деятельности

школы

по

реализации

ФГОС

ООО,

утверждается

органами

самоуправления

общеобразовательного

учреждения

в

соответствии

с

уставом.
Это означает, что после утверждения основная образовательная программа не должна проходить экспертизу и согласование в региональных и муниципальных органах управления образованием.
Объектом

внешней

оценки
основная образовательная
программа
общеобразовательного учреждения
становится
один раз в пять лет в
период

прохождения процедуры лицензирования и государственной аккредитации.
Условия и порядок разработки основной образовательной программы устанавливается отдельным локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения и включает в себя следующие разделы: 
Целевой раздел
 пояснительная записка;  планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;  система оценки достижения планируемых результатов освоения основной об- разовательной программы основного общего образования. 
Содержательный раздел
 программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования  программы отдельных учебных предметов, курсов  программа воспитания и социализации  программа коррекционной работы 
Организационный раздел
 учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;  система условий реализации основной образовательной программы в соответ- ствии с требованиями Стандарта. (Слайд 3) 1
Реализация ФГОС ООО при изучении конкретных учебных предметов (курсов) о суще ствляет ся на о снове входящих в
содержательный

раздел
основной образовательной программы школы
рабочих

программ

по

учебным

предметам

(курсам),

которые

представляют

собой локальный

документ

образовательного

учреждения, определяющий перечень вопросов, которые подлежат обязательному

изучению, и характеризующий систему организации образовательной деятельности

педагога.
Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются педагогами образовательного учреждения на основе: а) примерных программ по отдельным учебным предметам (курсам) общего образования и авторских программ; б) примерных программ по отдельным учебным предметам (курсам) общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне). Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения. Авторы рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения.
Структура рабочей программы по учебному предмету (курсу)
определена ФГОС ООО и включает в себя следующие разделы: 1)
пояснительная записка
, в которой конкретизируются нормативные документы, на которые опираются составители рабочей программы (вначале обязательно указывается ФГОС ООО и Примерная ООП образовательного учреждения; затем можно указать при- мерную программу по учебному предмету и авторскую программу); указывается направ- ленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных ре- зультатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательно- го процесса как отражение требований ФГОС и др.; формулируются (обобщенно) цели изучения предмета/курса в основной школе с точки зрения формирования представлений и знаний, развития умений и навыков; формирование способов действий в отношении к опорной системе знаний. 2)
общая характеристика учебного предмета, курса
. Раскрывается роль и важ- ность предмета/курса с точки зрения целей общего образования, современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета/курса в на- чальной, основной и старшей школе; делаются акценты на осуществление связи обучения предмета/курса с практикой и актуальными событиями современности; 3)
описание места учебного предмета, курса в учебном плане
. Указываются клас- сы, в которых планируется осуществлять освоение рабочей программы предмета/курса в основной школе, количество часов, выделяемое на освоение программы. Возможно разде- ление на инвариантную (70%) и вариативную (формируемую участниками образователь - ного процесса (30%) части. Необходимо четко расписать количество часов по неделям и годам обучения. 4)
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретно-

го учебного предмета, курса
. В рабочие программы включаются формулировки результа- тов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП ООО, а не обобщенные требования к результатам ФГОС ООО, которые обобщенно сформулированы в тексте ФГОС ООО. Требования к результатам отличаются от самих результатов. В данном разде- ле отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкрет - 2
ного учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государ- ственные потребности, сформулированы в деятельностной форме, что позволяет затем разрабатывать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов. Предполагается, что все результаты будут раз- биты по годам обучения (т.е. на весь курс). Например: физика на 3 года обучения: 7, 8 и 9 класс. В данном случае необходимо обращаться к авторской программе по предмету (авто- ра учебника, по которому вы будете обучать детей).
В любом случае необходимо сравнить формулировки из авторской программы

учебников с формулировками, заданными в Примерной программе ООПОО ОУ.

Если педагоги ОУ в рамках одного учебного предмета/курса работают по разным

учебникам, то и рабочие программы по одному и тому же учебнику будут разные.

Если педагоги работают по одному и тому же учебнику и количество изучаемых

часов у них совпадает, то и рабочая программа будет одна.

Не все примерные рабочие программы, равно как и авторские рабочие программы

по учебным предметам содержат все 8 разделов, поэтому необходимо внимательно

анализировать взятые за основу программы количество разделов и их содержание.
5)
содержание учебного предмета, курса.
В разделе в формате списка раскрывают- ся названия тем/разделов курса и их краткое содержание с разбивкой по классам (годам обучения) 6)
тематическое планирование с определением основных видов учебной дея-

тельности.
Календарно-тематическое планирование лучше не включать в структуру рабо- чей программы по учебным предметам/курсам. Тематическое планирование представляет- ся в виде таблицы. Тематическое планирование выполняется с разбивкой по классам (го- дам изучения). Необходимость включения в тематическое планирование основных видов деятельности обучающихся обуславливается требованием стандарта к структурным эле- ментам программ по учебным предметам/курсам. 7)
описание учебно-методического и материально-технического обеспечения об-

разовательного процесса
. Включает в себя описание необходимого для успешной реали- зации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информа- ционного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная техника, электронный образовательный контент, специализированные программные сред- ства). Возможно включение описания материально-технического обеспечения в виде до- полнительной колонки в тематическом планировании, для каждой темы или раздела курса. 8)
планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В качестве обя- зательного в ООП ООО УО входит пункт «Планируемые результаты освоения ООП ООО». В этом пункте разрешается приводить все результаты (личностные, метапредметные – 6 позиций, предметные) на конец обучения в рамках ООО с формулировкой «выпускник», т.е. на конец 9 класса. Поэтому все формулировки прописываются как: Выпускник научится (для базового уровня результатов); Выпускник получит возможность научиться (для повышенного уровня результатов). Поэтому в рабочей программе по учебному предмету/курсу необходимо разбивать результаты по годам. Так как рабочая программа – нормативный документ, все детализации, задающие основу построения образовательного процесса по своему предмету, переходят в ка - лендарно-тематическое планирование, которое не входит в состав рабочей программы и не входит в приложение. Поэтому календарно-тематический план, описание системы оценки 3
планируемых результатов обучения в основной текст рабочей программы включать не нужно, данные материалы оформляются в виде локальных актов ОУ и других документов. В соответствии с Законом об образовании рабочие программы по учебным предметам (курсам) разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно и не должны проходить обязательную внешнюю экспертизу и согласование в региональных, муниципальных органах управления образованием и методических службах. Любая рабочая программа нормативно подтверждает, что:  предмет изучается с такой-то целью,  ради достижения таких-то результатов по годам обучения,  в таком объеме часов по темам и разделам этого предмета,  гарантированно организует основные виды учебной деятельности (70% обязательная часть ООП ООО – поэтому основные виды учебной деятельности, заданные в примерной программе по конкретному предмету, должны быть точно организованы на учебных занятиях с обучающимися),  обеспечена учебно-методическим и материально-техническим оборудованием по данному предмету. 4


В раздел образования