Разработка и проектирование программ отдельных учебных предметов
Автор: Прощенко Галина Михайловна Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 23" Находкинского городского округа Населённый пункт: Приморский край Наименование материала: методические рекомендации Тема: Разработка и проектирование программ отдельных учебных предметов Раздел: среднее образование
Разработка и проектирование программ отдельных учебных
предметов
ФГОС ООО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации
от
17
декабря
2010
г.
№
1897.
Обязательный
переход
всех
общеобразовательных
учреждений
на
новые
основные
образовательные
программы,
соответствующие требованиям ФГОС ООО будет осуществлен с 01 сентября 2015 года.
Нормативно-правовое обеспечение введения в действие ФГОС ООО осуществляется
на основе сочетания нормативных документов федерального и регионального уровней.
В
свою
очередь
в
общеобразовательном
учреждении
должен
быть
обеспечен
комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствую-
щей требованиям ФГОС ООО, одним из которых является: обеспечение преемственно-
сти при введении и реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО. (слайд2)
Основная образовательная программа основного общего образования (далее -
ООП
ООО)
общеобразовательного
учреждения является
локальным
нормативным
документом , описывающим содержание образования и механизм реализации требований
ФГОС ООО в общеобразовательном учреждении.
При проектировании и разработке ООП ООО школы необходимо учитывать , что
основная образовательная
программа
разрабатывается
общеобразовательным
учреждением
самостоятельно
на
основе
примерной
основной
образовательной
программы основного общего образования.
ООП
ООО
регламентирует
организационно-педагогические
условия
и
содержание
деятельности
школы
по
реализации
ФГОС
ООО,
утверждается
органами
самоуправления
общеобразовательного
учреждения
в
соответствии
с
уставом. Это означает, что после утверждения основная образовательная программа не
должна проходить экспертизу и согласование в региональных и муниципальных органах
управления
образованием.
Объектом
внешней
оценки
основная
образовательная
программа общеобразовательного учреждения становится один раз в пять лет в период
прохождения процедуры лицензирования и государственной аккредитации.
Условия
и
порядок
разработки
основной
образовательной
программы
устанавливается
отдельным
локальным
нормативным
актом
общеобразовательного
учреждения и включает в себя следующие разделы:
Целевой раздел
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования;
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной об-
разовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел
программа
развития
универсальных
учебных
действий
(программа
формирования
общеучебных
умений
и
навыков)
на
ступени
основного
общего
образования
программы отдельных учебных предметов, курсов
программа воспитания и социализации
программа коррекционной работы
Организационный раздел
учебный план основного общего образования как один из основных механизмов
реализации основной образовательной программы;
система условий реализации основной образовательной программы в соответ-
ствии с требованиями Стандарта. (Слайд 3)
1
Реализация ФГОС ООО при изучении конкретных учебных предметов (курсов)
о суще ствляет ся
на
о снове
входящих
в содержательный
раздел основной
образовательной
программы
школы рабочих
программ
по
учебным
предметам
(курсам),
которые
представляют
собой локальный
документ
образовательного
учреждения, определяющий перечень вопросов, которые подлежат обязательному
изучению, и характеризующий систему организации образовательной деятельности
педагога.
Рабочие
программы
по
учебным
предметам
(курсам)
составляются
педагогами
образовательного учреждения на основе:
а)
примерных
программ
по
отдельным
учебным
предметам
(курсам)
общего
образования и авторских программ;
б)
примерных
программ
по
отдельным
учебным
предметам
(курсам)
общего
образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии
соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном
перечне).
Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не
задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или
годам обучения. Авторы рабочих программ могут предложить собственный подход к
структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения.
Структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) определена ФГОС
ООО и включает в себя следующие разделы:
1) пояснительная записка , в которой конкретизируются нормативные документы,
на которые опираются составители рабочей программы (вначале обязательно указывается
ФГОС ООО и Примерная ООП образовательного учреждения; затем можно указать при-
мерную программу по учебному предмету и авторскую программу); указывается направ-
ленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных ре-
зультатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательно-
го процесса как отражение требований ФГОС и др.; формулируются (обобщенно) цели
изучения предмета/курса в основной школе с точки зрения формирования представлений и
знаний, развития умений и навыков; формирование способов действий в отношении к
опорной системе знаний.
2) общая характеристика учебного предмета, курса . Раскрывается роль и важ-
ность предмета/курса с точки зрения целей общего образования, современных требований
к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета/курса в на-
чальной, основной и старшей школе; делаются акценты на осуществление связи обучения
предмета/курса с практикой и актуальными событиями современности;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане . Указываются клас-
сы, в которых планируется осуществлять освоение рабочей программы предмета/курса в
основной школе, количество часов, выделяемое на освоение программы. Возможно разде-
ление на инвариантную (70%) и вариативную (формируемую участниками образователь -
ного процесса (30%) части. Необходимо четко расписать количество часов по неделям и
годам обучения.
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретно-
го учебного предмета, курса . В рабочие программы включаются формулировки результа-
тов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП ООО, а не обобщенные
требования к результатам ФГОС ООО, которые обобщенно сформулированы в тексте
ФГОС ООО. Требования к результатам отличаются от самих результатов. В данном разде-
ле отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкрет -
2
ного учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения
рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государ-
ственные потребности, сформулированы в деятельностной форме, что позволяет затем
разрабатывать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени
достижения запланированных результатов. Предполагается, что все результаты будут раз-
биты по годам обучения (т.е. на весь курс). Например: физика на 3 года обучения: 7, 8 и 9
класс. В данном случае необходимо обращаться к авторской программе по предмету (авто-
ра учебника, по которому вы будете обучать детей).
В любом случае необходимо сравнить формулировки из авторской программы
учебников с формулировками, заданными в Примерной программе ООПОО ОУ.
Если педагоги ОУ в рамках одного учебного предмета/курса работают по разным
учебникам, то и рабочие программы по одному и тому же учебнику будут разные.
Если педагоги работают по одному и тому же учебнику и количество изучаемых
часов у них совпадает, то и рабочая программа будет одна.
Не все примерные рабочие программы, равно как и авторские рабочие программы
по учебным предметам содержат все 8 разделов, поэтому необходимо внимательно
анализировать взятые за основу программы количество разделов и их содержание.
5) содержание учебного предмета, курса. В разделе в формате списка раскрывают-
ся названия тем/разделов курса и их краткое содержание с разбивкой по классам (годам
обучения)
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной дея-
тельности. Календарно-тематическое планирование лучше не включать в структуру рабо-
чей программы по учебным предметам/курсам. Тематическое планирование представляет-
ся в виде таблицы. Тематическое планирование выполняется с разбивкой по классам (го-
дам изучения). Необходимость включения в тематическое планирование основных видов
деятельности обучающихся обуславливается требованием стандарта к структурным эле-
ментам программ по учебным предметам/курсам.
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения об-
разовательного процесса . Включает в себя описание необходимого для успешной реали-
зации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информа-
ционного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная
техника, электронный образовательный контент, специализированные программные сред-
ства). Возможно включение описания материально-технического обеспечения в виде до-
полнительной колонки в тематическом планировании, для каждой темы или раздела курса.
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. В качестве обя-
зательного в ООП ООО УО входит пункт «Планируемые результаты освоения ООП ООО».
В этом пункте разрешается приводить все результаты (личностные, метапредметные – 6
позиций, предметные) на конец обучения в рамках ООО с формулировкой «выпускник»,
т.е. на конец 9 класса. Поэтому все формулировки прописываются как:
Выпускник научится (для базового уровня результатов);
Выпускник получит возможность научиться (для повышенного уровня результатов).
Поэтому в рабочей программе по учебному предмету/курсу необходимо разбивать
результаты по годам.
Так как рабочая программа – нормативный документ, все детализации, задающие
основу
построения
образовательного
процесса
по
своему
предмету,
переходят
в
ка -
лендарно-тематическое планирование, которое не входит в состав рабочей программы и не
входит в приложение. Поэтому календарно-тематический план, описание системы оценки
3
планируемых результатов обучения в основной текст рабочей программы включать не
нужно, данные материалы оформляются в виде локальных актов ОУ и других документов.
В
соответствии
с
Законом
об
образовании
рабочие
программы
по
учебным
предметам
(курсам)
разрабатываются
и
утверждаются
образовательным
учреждением
самостоятельно
и
не
должны
проходить
обязательную
внешнюю
экспертизу
и
согласование
в
региональных,
муниципальных
органах
управления
образованием
и
методических службах.
Любая рабочая программа нормативно подтверждает, что:
предмет изучается с такой-то целью,
ради достижения таких-то результатов по годам обучения,
в таком объеме часов по темам и разделам этого предмета,
гарантированно
организует
основные
виды
учебной
деятельности
(70%
обязательная
часть
ООП
ООО
–
поэтому
основные
виды
учебной
деятельности, заданные в примерной программе по конкретному предмету,
должны быть точно организованы на учебных занятиях с обучающимися),
обеспечена учебно-методическим и материально-техническим оборудованием
по данному предмету.
4