"РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по выбору "Решение текстовых задач" по математике"
Автор: Хисамутдинов Владислав Миншаикович Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Старый Варяш Населённый пункт: с. Старый Варяш, Янаульский район, Республика Башкортостан Наименование материала: учебная программа Тема: "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по выбору "Решение текстовых задач" по математике" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Старый Варяш
муниципального района Янаульский район
Республики Башкортостан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по выбору
«Решение текстовых задач»
по математике, 9 класс
Всего часов на изучение программы 34
Количество часов в неделю 1
Учитель математики
Хисамутдинов Владислав Миншаикович
с. Старый Варяш
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Государственную итоговую аттестацию (ОГЭ) по алгебре за курс основной школы сдают все обучающиеся 9 классов.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и
подготовка к экзамену должна быть другой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на консультациях и индивидуальных занятиях.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал
по школьному курсу.
Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов задач прикладного характера, формируется в течение первых восьми
лет обучения обучающихся в школе. Однако, статистические данные анализа результатов государственной итоговой аттестации за курс
основной школы, что решаемость текстовых задач
составляет очень малый процент. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что
большинство учащихся не в полной мере владеет техникой решения текстовых задач и не умеет за их нетрадиционной формулировкой
увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла
необходимость более глубокого изучения этого раздела математики.
Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом
в познании математики и развитии обучающихся . С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения решения,
проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи обучающегося. В ходе решения текстовой задачи
формируется умение
переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, их систем, графических образов, т.е. составлять математическую
модель. Решение задач способствует развитию логического и образного мышления, повышает эффективность обучения математике и
смежным дисциплинам.
Научить решать текстовые задачи – значит, научить такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного
изучения, а её решение – как объект математического моделирования.
Умение производить процентные расчёты в настоящее время
становится необходимым в силу неоднозначности в восприятии различных проблем, часто им необходимо дать оценку с точки зрения
математических знаний. Прикладное значение этой темы затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и
другие
стороны
нашей
жизни.
Предлагаемый
курс
демонстрирует
обучающимся
применение
математического
аппарата
к
решению
повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Учебный материал
курс а
будет
спо собствовать
успешному
похождению
атте ст ации
обучающихся з а
к у р с
о с н о в н о й
ш к о л ы .
Курс рассчитан на 34 часа.
2
Цели курса:
формирование понимания необходимости усвоения спектра текстовых задач, показав широту применения расчётов в реальной
жизни;
развитие устойчивого интереса обучающихся к изучению математики;
воспитание понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира;
осуществление
интеллектуального
развития
обучающихся,
формирование
качеств
мышления,
которые
позволят
им
быть
успешными на следующей ступени обучения, для решения практических проблем.
Задачи курса:
развивать систему ранее приобретённых программных знаний темы «Решение текстовых задач» до уровня, позволяющего
уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, экономика, основы информатики
и др.),
познакомить обучающихся с разными типами текстовых задач , особенностями методики и различными способами их решения;
привить обучающимся основы экономической грамотности;
создать условия, способствующие самоопределению обучающихся;
развивать ключевые компетенции, обеспечивающие успешность в будущей профессиональной деятельности.
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы по использованию методов поиска решений.
Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в
форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Формы итогового контроля
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные самостоятельные работы и тестовые испытания для определения глубины
знаний и скорости выполнения заданий. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала,
поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет обучающимся встраивать новые понятия в систему уже
освоенных знаний.
3
Содержание занятий
1.
Текстовые задачи и техника их применение
понятие текстовой задачи и ее виды;
этапы решения текстовой задачи;
арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи;
наглядные образы как средство решения математических задач;
оформление решения текстовых задач;
рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач.
2.
Задачи на движение.
движение в одном направлении;
движения навстречу друг другу;
движение в противоположных направлениях из одной точки;
движение по реке (движение по течению и против течения);
движение по кольцевым дорогам;
относительность движения;
чтение графиков движения;
графический способ решения задач на движение.
3.
Задачи на работу.
алгоритм решения задач на работу;
вычисление неизвестного времени работы;
путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа;
задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами;
задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы;
задачи, в которых требуется найти производительность труда;
задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение;
предусмотренного объёма работы;
система задач, подводящих к составной задаче.
4.
Задачи на проценты.
типы задач на проценты;
4
процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы,банковские операции, голосования).
5.
Задачи на смеси и сплавы.
основные допущения при решении задач на смеси и сплавы;
задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание», «переливание»;
способы решения задач на смеси и сплавы (арифметический, алгебраический, с помощью линейных уравнений и систем линейных
уравнений);
объёмная концентрация;
процентное содержание.
6.Задачи на прогрессии.
особенности выбора переменных и методика решения задач на прогрессии;
решение задач на формулы общего члена и суммы первых п членов арифметической и геометрической прогрессии.
6.
Задачи с геометрическим содержанием.
вычисление периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях;
практическая работа на местности;
решение геометрических задач алгебраическим способом.
8. Решение текстовых задач, предлагаемых в ходе ГИА (ОГЭ) .
Распределение часов курса по темам.
Всего на проведение занятий отводится 34 часов. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих
разделов математики:
текстовые задачи и техника их применение - 2 часа. (лекция)
задачи на движение -6 часов;
задачи на работу и производительность труда –7 часов
задачи на проценты –4 часов;
задачи на смеси и сплавы – 6 часов;
задачи на прогрессии – 2 часа;
задачи с геометрическим содержанием – 3 часа;
решение текстовых задач, предлагаемых в ходе ГИА (ОГЭ) – 4 часа.
Календарно-тематическое планирование
5
№
уро-
ка
Содержание материала урока (разделы, темы)
Кол-во
часов
Дата
проведения
Приме-
чание
план
факт
I.
Текстовые задачи и техника их применения
2
1
Понятие текстовой задачи и ее виды.
1
2
Оформление
решения
текстовых
задач; рисунки,
схемы, таблицы, чертежи при решении задач.
1
II.
Задачи на движение
6
6
3.
Решение задач на движения навстречу друг другу
1
4.
Решение
задач
на движение
в
противоположных
направлениях из одной точки.
1
5.
Решение задач на движение в одном направлении
1
6.
Решение
задач
на движение по реке (движение по
течению и против течения).
1
7.
Решение задач на движение по кольцевым дорогам.
1
8
Чтение
графиков
движения.
Графический
способ
решения задач на движение
1
III.
Задачи на работу
7
9.
Алгоритм
решения
задач
на
работу.
Вычисление
неизвестного времени работ
1
10.
Решение
задач
на путь, пройденный движущимися
телами, рассматривается как совместная работа
1
11.
Р е ш е н и е задач
н а
б а с с е й н ,
з а п о л н я е м ы й
одновременно разными трубами.
1
12.
Решение задач, в которых требуется определить объём
выполняемой работы
1
13.
Р е ш е н и е задач,
в
которых
требуется
н а й т и
производительность труда
1
14.
Решение задач,
в
которых
требуется
определить
время, затраченное на выполнение предусмотренного
объёма работы
1
15
Решение систем
задач,
подводящих
к
составной
задаче
1
7
IV.
Задачи на проценты
4
16
Решение типовых задач на проценты.
1
17
Процентные
вычисления
в
жизненных
ситуациях
(распродажа, тарифы, штрафы )
1
18
Процентные вычисления в жизненных ситуациях
(банковские операции, голосования)
1
19
Процентные
вычисления
в
жизненных
ситуациях
(банковский процент)
1
V.
Задачи на смеси и сплавы
6
20
Основные допущения при решении задач на смеси и
сплавы
1
21
Решение задач на концентрацию, смеси и сплава.
1
22
Способы решения задач на смеси и сплавы (
1
23
Решение задач на объёмную концентрацию смеси
(сплава)
1
24
Решение задач на переливание
1
25
Решение
задач
на процентное
содержание
смеси
(сплава)
1
VI.
Задачи на прогрессии
2
26
Особенности
выбора
переменных
и
методика
решения задач на прогрессии.
1
27
Решение задач на формулы общего члена и суммы
первых п членов арифметической и геометрической
прогрессии.
1
VII.
Задачи с геометрическим содержанием
3
8
28
Вычисление элементов, периметров, площадей фигур
в жизненных ситуациях.
1
29
Практическая работа на местности
1
30
Решение
геометрических
задач
алгебраическим
способом
1
VIII
.
Решение текстовых задач, предлагаемых в ходе
ГИА и ЕГЭ
4
31
Решение текстовых задач из второй части модуля
«Алгебра»
1
32
Решение текстовых задач из второй части модуля
«Алгебра»
1
33
Решение текстовых задач из второй части модуля
«Алгебра»
1
34
Итоговое занятие. Обобщение решения текстовых
задач
1
Требования к подготовке обучающихся по результатам изучения элективного курса:
В результате изучения данного курса обучающиеся должны:
знать :
основные методы и приёмы решения текстовой задачи;
классифицировать текстовые задачи и основные методы их решения;
особенности их решения;
знать применение текстовых задач в жизни, решать задачи на движение, работу, процентные расчёты, смеси и сплавы;
уметь:
определять тип текстовой задачи ;
правильно употреблять термины, связанные с различными видами задач;
производить прикидку результатов вычислений;
применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
при вычислениях сочетать устные и письменные приёмы, применять компьютерные технологии;
использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
Ожидаемые результаты
После изучения курса обучающиеся смогут:
определять тип текстовой задачи, знать особенности её решения, использовать при решении разные подходы;
9
самостоятельно производить процентные расчёты, а так же поделиться с одноклассниками своими знаниями.
применять
математический
аппарат
к
решению
повседневных
бытовых
проблем
каждого
человека,
вопросов
рыночной
экономики и задач технологии производства;
уметь использовать дополнительную математическую литературу.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1.
Ф.Ф.Лысенко. Математика , 9 класс. Подготовка к ОГЭ -2016. Ростов – на – Дону: «Легион» , 2016 г.
2.
Корянов А.Г., Надежкина Н.В. Задания В13. Текстовые задачи, 2014 г.
3.
А.Л.Семенов, И.В. Ященко .ОГЭ -2016 по математике. ( 30 вариантов)
4.
А.Н.Шевкин. Текстовые задачи в 5-9 классах. «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»). №17-24,2005
5.
Т.Шекунова. Задачи на движение. «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»). №15,2000.
6.
А.Е.Захарова. Учимся решать задачи на смеси и сплавы. Научно-практический журнал «Математика для школьников». №3,2006
7.
Е.С.Канин. Текстовые ( или сюжетные) задачи алгебры и их решение. Научно-практический журнал «Математика для школьников». №2,
2008.
8.
С.Дворянинов. Об одном забытом способе решения задач на совместную работу. Самара, 2008 г.
9.
Ю.Садовничий. Решаем конкурсные задачи ( решение задач на прогрессии, решение задач на работу). «Математика» (приложение к
газете «Первое сентября», №8 2008 г.
10.
А.Л.Семенов, И.В. Ященко. 3000 задач по математике. ОГЭ-2014.
11.
Материалы по текстовым задачам в электронном виде.
.
10
11