Напоминание

"РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по выбору "Решение текстовых задач" по математике"


Автор: Хисамутдинов Владислав Миншаикович
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Старый Варяш
Населённый пункт: с. Старый Варяш, Янаульский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: учебная программа
Тема: "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по выбору "Решение текстовых задач" по математике"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Старый Варяш муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по выбору

«Решение текстовых задач»

по математике, 9 класс


Всего часов на изучение программы 34 Количество часов в неделю 1 Учитель математики Хисамутдинов Владислав Миншаикович с. Старый Варяш 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка
Государственную итоговую аттестацию (ОГЭ) по алгебре за курс основной школы сдают все обучающиеся 9 классов. Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на консультациях и индивидуальных занятиях. Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу. Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов задач прикладного характера, формируется в течение первых восьми лет обучения обучающихся в школе. Однако, статистические данные анализа результатов государственной итоговой аттестации за курс основной школы, что решаемость текстовых задач составляет очень малый процент. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет техникой решения текстовых задач и не умеет за их нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого раздела математики. Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии обучающихся
.
С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи обучающегося. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, их систем, графических образов, т.е. составлять математическую модель. Решение задач способствует развитию логического и образного мышления, повышает эффективность обучения математике и смежным дисциплинам. Научить решать текстовые задачи – значит, научить такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а её решение – как объект математического моделирования. Умение производить процентные расчёты в настоящее время становится необходимым в силу неоднозначности в восприятии различных проблем, часто им необходимо дать оценку с точки зрения математических знаний. Прикладное значение этой темы затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс демонстрирует обучающимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Учебный материал курс а будет спо собствовать успешному похождению атте ст ации обучающихся з а к у р с о с н о в н о й ш к о л ы . Курс рассчитан на 34 часа. 2

Цели курса:
 формирование понимания необходимости усвоения спектра текстовых задач, показав широту применения расчётов в реальной жизни;  развитие устойчивого интереса обучающихся к изучению математики;  воспитание понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира;  осуществление интеллектуального развития обучающихся, формирование качеств мышления, которые позволят им быть успешными на следующей ступени обучения, для решения практических проблем.
Задачи курса:
 развивать систему ранее приобретённых программных знаний темы «Решение текстовых задач» до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, экономика, основы информатики и др.),  познакомить обучающихся с разными типами текстовых задач , особенностями методики и различными способами их решения;  привить обучающимся основы экономической грамотности;  создать условия, способствующие самоопределению обучающихся;  развивать ключевые компетенции, обеспечивающие успешность в будущей профессиональной деятельности.
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Формы итогового контроля
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные самостоятельные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет обучающимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний. 3

Содержание занятий

1.

Текстовые задачи и техника их применение
 понятие текстовой задачи и ее виды;  этапы решения текстовой задачи;  арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи;  наглядные образы как средство решения математических задач;  оформление решения текстовых задач;  рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач.
2.

Задачи на движение.
 движение в одном направлении;  движения навстречу друг другу;  движение в противоположных направлениях из одной точки;  движение по реке (движение по течению и против течения);  движение по кольцевым дорогам;  относительность движения;  чтение графиков движения;  графический способ решения задач на движение.
3.

Задачи на работу.
 алгоритм решения задач на работу;  вычисление неизвестного времени работы;  путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа;  задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами;  задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы;  задачи, в которых требуется найти производительность труда;  задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение;  предусмотренного объёма работы;  система задач, подводящих к составной задаче.
4.

Задачи на проценты.
 типы задач на проценты; 4
 процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы,банковские операции, голосования).
5.

Задачи на смеси и сплавы.
 основные допущения при решении задач на смеси и сплавы;  задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание», «переливание»;  способы решения задач на смеси и сплавы (арифметический, алгебраический, с помощью линейных уравнений и систем линейных уравнений);  объёмная концентрация;  процентное содержание.
6.Задачи на прогрессии.
 особенности выбора переменных и методика решения задач на прогрессии;  решение задач на формулы общего члена и суммы первых п членов арифметической и геометрической прогрессии.
6.

Задачи с геометрическим содержанием.
 вычисление периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях;  практическая работа на местности;  решение геометрических задач алгебраическим способом.
8. Решение текстовых задач, предлагаемых в ходе ГИА (ОГЭ) .

Распределение часов курса по темам.
Всего на проведение занятий отводится 34 часов. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов математики:  текстовые задачи и техника их применение - 2 часа. (лекция)  задачи на движение -6 часов;  задачи на работу и производительность труда –7 часов  задачи на проценты –4 часов;  задачи на смеси и сплавы – 6 часов;  задачи на прогрессии – 2 часа;  задачи с геометрическим содержанием – 3 часа;  решение текстовых задач, предлагаемых в ходе ГИА (ОГЭ) – 4 часа.


Календарно-тематическое планирование
5



уро-

ка

Содержание материала урока (разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата

проведения

Приме-

чание

план

факт

I.

Текстовые задачи и техника их применения

2
1 Понятие текстовой задачи и ее виды. 1 2 Оформление решения текстовых задач; рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач. 1
II.

Задачи на движение

6
6
3. Решение задач на движения навстречу друг другу 1 4. Решение задач на движение в противоположных направлениях из одной точки. 1 5. Решение задач на движение в одном направлении 1 6. Решение задач на движение по реке (движение по течению и против течения). 1 7. Решение задач на движение по кольцевым дорогам. 1 8 Чтение графиков движения. Графический способ решения задач на движение 1
III.

Задачи на работу

7
9. Алгоритм решения задач на работу. Вычисление неизвестного времени работ
1
10. Решение задач на путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа
1
11. Р е ш е н и е задач н а б а с с е й н , з а п о л н я е м ы й одновременно разными трубами.
1
12. Решение задач, в которых требуется определить объём выполняемой работы
1
13. Р е ш е н и е задач, в которых требуется н а й т и производительность труда
1
14. Решение задач, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы
1
15 Решение систем задач, подводящих к составной задаче
1
7

IV.

Задачи на проценты

4
16 Решение типовых задач на проценты. 1 17 Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы ) 1 18 Процентные вычисления в жизненных ситуациях (банковские операции, голосования) 1 19 Процентные вычисления в жизненных ситуациях (банковский процент) 1
V.

Задачи на смеси и сплавы

6
20 Основные допущения при решении задач на смеси и сплавы 1 21 Решение задач на концентрацию, смеси и сплава. 1 22 Способы решения задач на смеси и сплавы ( 1 23 Решение задач на объёмную концентрацию смеси (сплава) 1 24 Решение задач на переливание 1 25 Решение задач на процентное содержание смеси (сплава) 1
VI.

Задачи на прогрессии

2
26 Особенности выбора переменных и методика решения задач на прогрессии.
1
27 Решение задач на формулы общего члена и суммы первых п членов арифметической и геометрической прогрессии.
1

VII.

Задачи с геометрическим содержанием

3
8
28 Вычисление элементов, периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях. 1 29 Практическая работа на местности
1
30 Решение геометрических задач алгебраическим способом 1
VIII

.

Решение текстовых задач, предлагаемых в ходе

ГИА и ЕГЭ

4
31 Решение текстовых задач из второй части модуля «Алгебра» 1 32 Решение текстовых задач из второй части модуля «Алгебра»
1
33 Решение текстовых задач из второй части модуля «Алгебра» 1 34 Итоговое занятие. Обобщение решения текстовых задач 1
Требования к подготовке обучающихся по результатам изучения элективного курса:
В результате изучения данного курса обучающиеся должны:
знать
:  основные методы и приёмы решения текстовой задачи;  классифицировать текстовые задачи и основные методы их решения;  особенности их решения;  знать применение текстовых задач в жизни, решать задачи на движение, работу, процентные расчёты, смеси и сплавы;
уметь:
 определять тип текстовой задачи ;  правильно употреблять термины, связанные с различными видами задач;  производить прикидку результатов вычислений;  применять полученные математические знания в решении жизненных задач;  при вычислениях сочетать устные и письменные приёмы, применять компьютерные технологии;  использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
Ожидаемые результаты
После изучения курса обучающиеся смогут:  определять тип текстовой задачи, знать особенности её решения, использовать при решении разные подходы; 9
 самостоятельно производить процентные расчёты, а так же поделиться с одноклассниками своими знаниями.  применять математический аппарат к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства;  уметь использовать дополнительную математическую литературу.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Ф.Ф.Лысенко. Математика , 9 класс. Подготовка к ОГЭ -2016. Ростов – на – Дону: «Легион» , 2016 г. 2. Корянов А.Г., Надежкина Н.В. Задания В13. Текстовые задачи, 2014 г. 3. А.Л.Семенов, И.В. Ященко .ОГЭ -2016 по математике. ( 30 вариантов) 4. А.Н.Шевкин. Текстовые задачи в 5-9 классах. «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»). №17-24,2005 5. Т.Шекунова. Задачи на движение. «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»). №15,2000. 6. А.Е.Захарова. Учимся решать задачи на смеси и сплавы. Научно-практический журнал «Математика для школьников». №3,2006 7. Е.С.Канин. Текстовые ( или сюжетные) задачи алгебры и их решение. Научно-практический журнал «Математика для школьников». №2, 2008. 8. С.Дворянинов. Об одном забытом способе решения задач на совместную работу. Самара, 2008 г. 9. Ю.Садовничий. Решаем конкурсные задачи ( решение задач на прогрессии, решение задач на работу). «Математика» (приложение к газете «Первое сентября», №8 2008 г. 10. А.Л.Семенов, И.В. Ященко. 3000 задач по математике. ОГЭ-2014. 11. Материалы по текстовым задачам в электронном виде. . 10
11


В раздел образования