Автор: Ильина Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 94" Населённый пункт: г. Самара Наименование материала: методическая разработка Тема: Педагогический проект "Жители леса" Раздел: дошкольное образование
Вид проекта: творческий, исследовательский.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Участники проекта: дети младшей группы (возраст 3-4 года), воспитатели
группы, родители воспитанников.
Образовательная область: познание, художественное творчество, развитие
речи, здоровье, коммуникация
Актуальность темы: Недостаточно знаний у младших дошкольников о лесе и
его обитателях.
Проблема. Кто живет в лесу?
Цель : Обогащение представлений младших дошкольников о живой и неживой
природе родного края в процессе создания макета «Лес».
Задачи:
1.Познакомить детей с дикими животными родного края и среде их обитания .
2.Формировать представления детей о осенних и зимних явлениях в природе.
3. Расширять представления детей о свойствах воды и её состояниях (лёд,
снег).
4.Развивать художественные, творческие навыки детей в ходе изготовления
животных из природного материала.
5.Познакомить детей с правилами поведения в лесу.
6.Воспитывать любовь к природе родного края.
Продукты проекта.
1.
Макет «Лес» (изготовленный из природного материала с лесные
животными)
2.
Животные – лиса, медведь, белка, заяц, медведь, ёж которые дети сделали
из природного материала с помощью родителей и воспитателя.
3.
Рисование и раскрашивание лесных животных.
4.
Презентация проекта в виде фотографий и слайд-шоу
Сотрудничество с родителями.
Цель: формировать представления о явлениях в природе.
2. Беседа «Правила безопасного поведения в лесу»
Образовательная область «Безопасность»
Цель: познакомиться с правилами поведения в природе.
3.Физкультурное упражнение «Игра в снежки»
4. Физкультминутки
5. Пальчиковая гимнастика
6. Речь с движением
Образовательная область «Физическая культура», «Познание»,
«Социализация»
Цель:расширять знания о свойствах снега, развивать у детей интерес к
физическим упражнениям, играть дружно.
7.Опыты «Как снег изменяется?»
Образовательная область «Познание»
Опыт 1. «Откуда берется туман»
-это испарившиеся капельки воды «опыт с зеркалом»
Опыт 2. «Какими свойствами обладает снег?»
- Он белый, холодный, пушистый, рассыпается, лепится, тает.
Опыт 3. «Как окрасить воду?»
- Использовать для окраски воды гуашевые краски
Опыт 4. «Как из воды получается лед?»
- Воду нужно заморозить
8. Изо- сотворчество «Рисование животных и их раскрашивание»
Образовательная область «Художественное творчество»
Цели: воссоздавать тело дикого животного, раскрашивать его гуашевыми
красками.
6. Составление коллективной композиции "Лес"
Образовательная область «Познание», «Художественное творчество»
Цели: воспитывать любовь к живой и неживой природе родного края
Презентация проекта
Совместно с родителями сделать фотопрезентацию
Цель: развитие коммуникативных навыков у детей 3-4 года жизни
Стихи, с которыми дети познакомились в ходе проекта, вошедшие в
сборник
Стихи о зайце
Просыпались зайки
Утром на лужайке
Просыпались зайки.
Здравствуй, солнце красное!
Здравствуй, небо ясное!
Здравствуй, ёлка!
Здравствуй, пень!
Здравствуй, здравствуй,
Зайчишка - трусишка
У зайчика длинные ушки,
У зайца они на макушке.
Поднимет он ушки повыше –
Тогда хорошо всё он слышит.
Зайчишка-трусишка живёт в лесу,
Зайчишка-трусишка боится лису.
Туда он посмотрит, сюда поглядит.
Новый день!
Заяц
Прокатился шум лесной
Под кустом притих косой.
Уши длинные прижал…
Долго эхо провожал.
Заячий след
В лесу недолго до беды,
Но заяц – не простак. Ушёл запутывать
следы, Вот так! Туда – сюда петляет
след Вперёд, назад и вбок. Где заяц
был, там зайца нет Прыг – скок!
Лиса где-то рядом под ёлкой сидит.
Под кустиком прячется зайка.
Где зайка? Лиса, отгадай-ка!
Зимою зайчишка
как снег белый- белый
Зимой лишь зайчишка-трусишка,
Наш смелый.
Зайчик радуется, скачет, Ушёл
запутывать следы
А лиса под ёлкой плачет Не нашла
зайчишку Не нашла трусишку
Стихи о лисе
Лиса
Знает лисонька – лиса:
В шубе вся её краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
О лисе
Точёный носик, замерла душа,
Шикарный хвостик. Шуба хороша. Лиса
сумеет в хлев любой попасть
И, коль удастся, курочку украсть.
Неслышной поступью спешит лиса.
Свою добычу ищет рыжая краса. Всю
ночь охотится и целый день: Ей о
детёнышах заботиться не лень
В зоопарке
В клетке – хитрая лиса,
Пышный хвост, блестят глаза, Не
страшась глядит на нас,
Ждёт нас в гости ещё раз.
Рыжая плутовка
Рыжая плутовка,
Хитрая воровка.
Курочку стащила,
Курочку стащила,
Курочку стащила,
Ждут её ребята,
Рыжие…ЛИСЯТА
А как зовут маму – красу?
Узнаёте вы…Лису?
Лиса
Хвост пушистый, рыжий мех.
Кто в лесу хитрее всех?
Вытворяет чудеса
Это кумушка – лиса.
Стихи о медведе
Медведь
Любит малину, любит мёд,
Зимою - лапу лишь сосёт.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит ...
МЕДВЕДЬ Почему медведь спит
зимой?
-Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
-Потому, что снег и лёд –
Не малина и не мёд!
Мишка, мишка, лежебока
Мишка, мишка, лежебока Мишка,
мишка, лежебока! Спал он долго и
глубоко, Зиму целую проспал
Загадка ,
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт
Дикий мед у пчел берёт
Грозно может зареветь Косолапый
зверь….(медведь)
Медвежонок
Медведица ласково сына качает.
Малыш веселится. Малыш не скучает.
Он думает, это смешная игра,
Не зная, что спать медвежатам пора.
Загадка
Кто пчелиный любит мёд?
Лапу кто зимой сосёт?
И на ёлку не попал,
И на санках не катался, И снежками не
кидался,
Всё бы мишеньке храпеть.
Эх ты, мишенька-медведь!
В.Берестов
(медведь)
Медведь
По завалам ,по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит мишка сладкий мёд,
Да малину с веток рвёт.
Стихи о белке
Белка
Белка лапки поднимает,
Шишки с веточки срывает
И в дупло их все несёт –
Будет пища целый год.
Есть у белочки дупло
Там уютно и тепло,
В дупле белочка без спешки
Грызёт вкусные орешки.
Белка и шишки
Белка шишку шелушит
И спешит, спешит, спешит...
Вертит шишку так и сяк,
Обнажая зубки.
На тропинку и в овраг
Сыплются скорлупки.
Рыжим столбиком огня
Хвост горит у белки.
-Ах, опять не хватит дня
Поиграть в горелки!...
Т.Белозёров
Белочка Кто бежит по ветке юрко В
рыженькой пушистой шкурке, Хвостик
серенький крючком, И в кусты через
пенёк
Цокнув громко, - с ветки скок,
Белка там нашла грибок
Так вот весело и скачет
И грибочки в ветках прячет.
Это белочка сейчас
Создает к зиме запас.
Загадки
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
Ушки острые торчком?
Промелькнул, как огонёк?
(белка)
Хожу в пушистой шубе, живу в густом
лесу
В дупле на старом дубе орешки я
грызу.
(белка)
Стихи о волке
Дело было в январе
Дело было в январе, Стояла елка на
горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз, ночной порой,
Когда в лесу так тихо, Встречают волка
под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперед
И прыгнули на елку.
Они прижали ушки, Повисли, как
игрушки.
Десять маленьких зайчат Висят на
елке и молчат –
Обманули волка. Дело было в январе,
Волки
Выбегают пять волчат –
Страсти!
Зубы острые торчат в пасти.
Нападут со всех сторон
Молча.
Уж такой у них закон
Волчий.
Им бы только поскорей
Драться.
Не люблю таких друзей
Братцы!
Волк
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит – бродит волк молчком,
Уши серые торчком.
Встреча с зайцем
-
Подумал он, что на горе
Украшенная елка.
Встретил зайку
Серый волк,
И зубами щёлк,
Да щёлк.
Ну а зайка прыг да скок -
И от волка наутёк.
Волк клянёт весь белый свет
- Убежал опять обед!
СТИХИ ПРО БАРСУКА
БАРСУ
Под берёзой на горе
Спит барсук в своей норе.
А нора у барсука
Глубока-преглубока.
Барсуку тепло и сухо,
Целый день ласкают ухо
Шум берёзовых ветвей
Да сопение детей:
На подстилке крепко спят
Мальчики с усами
И от сытости сопят
Влажными носами…
Скрипнет ветка или сук –
Приоткроет глаз барсук.
Чутким ухом поведёт,
Усмехнётся и уснёт:
Ведь нора у барсука
Глубока…
БАРСУК
Барсуку недосуг -
Ищет он поживу.
Ходит в роще барсук,
Растолстел от жиру.
Там достал корешок,
Поурчав несыто, -
И земля на вершок
В дубняке изрыта;
Там гнездо разорил,
Съел сорокопута,
Глухаренка без крыл
Выследил как будто.
Осторожно пошел
Пашней вдоль бороздки,
Двух личинок нашел
Под листом березки.
Раскопал червяка
В придорожной яме,
Жук летел - и жука
Прихватил когтями.
К лесу вышел опять,
И в глухую пору
Вновь до завтрака спать
Возвратился в нору.
Стихи о еже
ЁЖ
Он, как ёлка,
Весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий.
Обижать его не смей.
Он в лесу живёт.
Но вхож
И в сады забавный ёж.
Ёжики смеются
У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
"Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами тыканы"!
ЁЖ
У ежей растет ежонок
Просто паинька-ребенок:
Не боятся мама с папой
Малыша погладить лапой.
Ежата
Деточки-ежата
Летним тёплым днём
Выбрались погреться
С папою ежом.
Юные комочки,
Глазки – угольки,
Мордочки с хитринкой –
Знать озорники.
Бегают, резвятся,
Лапками стучат.
Нежные иголки
На спине лежат.
Пахнет земляникой,
Лугом и цветком.
Для ежат поляна –
Отчий милый дом.
Солнце с неба светит,
В небе стриж летит.
Маленькие дети,
Кто их защитит?
Подрастут иголки,
Зубки станут в ряд,
И вы не узнаете
Маленьких ежат:
Твердые иголки
И бойцовский взгляд...
А пока что папа
Бережёт ежат.
Стихи о бобре
А ближе к вечеру бобёр
Бобрятам мягкой лапой
Глазёнки сонные протёр.
- Куда так рано, папа?
- Мне нынче зяблик у пруда
Пел песенку на ветке.
Ох, дайте вспомнить… вот беда,
Забывчив стал я, детки!
«Свети нам, солнышко, свети
Жили-были три бобра.
Для бобриного добра
Добрый старый бурундук
Подарил бобрам сундук.
— Ах! — воскликнули бобры. —
Бурундук, вы так добры!
Только нет у нас добра,-
Огорчились три бобра.
— Как же нет добра, бобры?
А багры,
А топоры,
Над речкою высоко!
Кору древесную налей
Тягучим сладким соком.
Пускай не любим мы жары,
Милее нам прохлада,
Но чем зимою без коры
Прокормятся бобрята?..»
И в самом деле, без коры
Не проживут зимой бобры.
А рубанки?
Всё в сундук!
— Что вы, дядя бурундук!
Нужен каждый день топор,
И рубанок, и багор.
Где вы видели бобра
Без багра, без топора?
Огорчился бурундук,
Уволок домой сундук.
Трём бобрам отправил в дар
Трёхведёрный самовар
— Ах! — воскликнули бобры,
Побросали топоры,
Вскипятили самоварчик
И на брёвнышке рядком
Пьют чаёк с бурундуком.
Если нет у вас добра,
Пейте чай, как три бобра,
Сидя рядышком, ладком,
Из большого самовара
Самый вкусный чай, с дымком!
СТИХИ О СОВЕ
Вот очковая сова ,
В мягких перьях голова.
Но почему - очковая?
Это что-то новое!
По ночам, твердит молва,
Отправляется сова
На добычу хомячков
Совершенно без очков!
И любой звериный лаз
Замечает зоркий глаз!
Берегись и крот, и мышь!
Все по норам!
Кыш! Кыш! Кыш!
Ах, очковая сова,
Просто кругом голова!
Про очки мне дай ответ –
Ты их носишь или нет?
Ах, ты, Совушка- Сова ,
Что не спится до утра?
На суку сидишь всю ночь,
Как заснуть тебе помочь?
Колыбельную спою,
Чаем с мёдом напою,
Уложу под одеяло,
Чтоб тебе теплее стало.
Только Совушка в ответ:
"У меня сейчас обед,
Сверху вижу далеко,
Мышкам скрыться нелегко.
Под кустом шуршат ежи -
Слышу всех в ночной тиши.
На охоту вышла я,
Кто еда, те - не друзья".
Утром мышек я жалела,
А потом... "корову" ела
В двух котлетах, колбасе...
Хищники мы, в общем, все.
Только вегетарианцу
Не по вкусу мясо, яйца.
Мой стишок он не поймет,
Травку в поле пусть жуёт.
Стихи о бурундуке
- Бурундук, бурундук,
Открывай свой сундук,
Покажи, что для нас
В сундуке ты припас?
- Я бы рад, нет ключей,
Уронил их в ручей,
Не открыть сундука
Без ключей мне никак.
Барсуку недосуг -
Ищет он поживу.
Ходит в роще барсук,
Растолстел от жиру.
Там достал корешок,
Поурчав несыто, -
И земля на вершок
В дубняке изрыта;
Там гнездо разорил,
Съел сорокопута,
Глухаренка без крыл
Выследил как будто.
Осторожно пошел
Пашней вдоль бороздки,
Двух личинок нашел
Под листом березки.
Раскопал червяка
В придорожной яме,
Жук летел - и жука
Прихватил когтями.
К лесу вышел опять,
И в глухую пору
Вновь до завтрака спать
Возвратился в нору.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №94 г.о. Самара
Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста
на тему:
«Жители леса», в условиях реализации ФГТ.
Выполнили: воспитатели 9 группы
Ильина Е.В., Самойлова В.В.
Самара 2013