Автор: Шихалиева Мира Нажмудиновна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №3" Населённый пункт: Город Избербаш Республика Дагестан Наименование материала: Конспект урока литературы Тема: "Кавказ в судьбе Лермонтова" Раздел: полное образование
судьбе М.Ю.Лермонтова"
Провела Шихалиева Мира Нажмудиновна - учитель русского языка и
литературы МКОУ СОШ№3 г. Избербаша Республики Дагестан.
Тема: "Кавказ в судьбе М.Ю.Лермонтова"
Цели урока:
обучающая – способствовать углублению знаний учащихся о творчестве
М.Ю.Лермонтова на основе исследования одного из периодов его жизни;
развивающая – формировать опыт участия в творческих группах,
самостоятельного литературоведческого исследования и обобщения
материала; развивать познавательную творческую сферу учащихся;
воспитательная – прививать интерес к русской литературе, формировать
представление об истинных человеческих ценностях.
Оборудование: портреты поэта, выставка книг, презентация, стенгазета,
свечи
Ход урока
1.Романс на стихи Лермонтова "Горные вершины"
2.Вступление.
В школьной программе по литературе 9 класса нам предстоит подробное
изучение жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, талантливого поэта и
потрясающе мудрого человека. Сегодня на открытом вступительном уроке
мы
будем
говорить
о
лирике
М.Лермонтова,
смело
встречавшем
удары
судьбы и так и оставшемся в памяти всех, кто его любил, человеком с
большими умными и очень грустными глазами. Сегодня мы услышим поэта,
который из своего времени обращается к нам с напоминанием: любите жизнь
и будьте счастливы в этом лучшем из миров.
Одна из серьёзнейших тем творчества М.Лермонтова в литературоведении
-"Лермонтов и Кавказ". Мы сегодня проведём своё исследование, в ходе
которого
попытаемся
определить:
какое
место
в
лирике
поэта
занимает
кавказская
тема;
что
формировало
лермонтовское
отношение
к
Кавказу,
каково общечеловеческое звучание кавказской лирики Лермонтова.
Поиск ответов на эти вопросы и определит содержание нашего урока "Кавказ
в лирике М.Ю.Лермонтова"
Ученик 1
Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я
посвящаю снова стих небрежный.
Ещё ребёнком робкими шагами
Взбирался я на гордые скалы,
Увитые туманными чалмами,
Как головы поклонников аллы
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы;
Я в гости к ним летал мечтой послушной
И сердцем был товарищ их воздушный.
Ученик 2 (Информация)
- Из воспоминаний Лермонтова.
Кто мне поверит, что я узнал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были
большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тётушки, кузины. К
моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я её
видел там. Я не помню, хороша была она или нет. Но её образ и теперь
хранится в голове моей, он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я
помню, я вбежал в комнату, она была тут и играла с кузиной в куклы; моё
сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни о чём ещё не имел понятия
тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая; это была истинная
любовь; с тех пор я не любил так. О! Сия минута первого беспокойства
страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано!.. Надо мной смеялись
и дразнили, ибо примечали волнение в лице: я плакал потихоньку без
причины, желал её видеть. Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые,
непринуждённость - нет, с тех пор я ничего подобного не видал, или это мне
кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз.
Ученик 3 Стихотворение "К..."
Ученик 4
С тех пор прошло тяжёлых много лет,
И вновь меня меж скал своих ты встретил.
Как некогда ребёнку, твой привет
Изгнаннику был радостен и светел,
Он пролил в грудь мою забвенье бед
И дружески на дружный зов ответил.
Учитель
Ссылка на Кавказ под пули горцев последовала за запрещённое цензурой
стихотворение "Смерть поэта". Шёл 1837 год. Несмотря на трагизм
происходящего, поэт радовался новой встрече с Кавказскими горами –
"престолами природы"
Фонохрестоматия "Смерть поэта".
Ученик 5. (Информация)
М.Ю.Лермонтов. Из письма.
"Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на
самом
высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться
до моей кровли. Нынче в 5 часов утра, когда я открыл окно, моя комната
наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки
цветущих
черешен
смотрят
мне
в
окна,
и
ветер
иногда
усыпает
мой
письменный
стол их белыми лепестками. Вид с трёх сторон у меня что
чудесный.
На
запад
пятиглавый
Бештау
синеет,
как
последняя
туча
рассеянной бури; на севере поднимается Машук, как мохнатая персидская
шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее;
внизу
передо
мною
пестреет
чистенький,
новенький
городок,
шумят
целебные ключи, шумит разноязычная толпа,- а там, дальше, амфитеатром
громоздятся
горы
всё
синее
и
туманнее,
а
на
краю
горизонта
тянется
серебряная
нить
снеговых
вершин,
начинаясь
Казбеком
и
оканчиваясь
двуглавым
Эльбрусом.
Весело
жить
в
такой
земле!
Какое-
то
отрадное
чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист,
свеж, как поцелуй
ребёнка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше? Зачем тут
страсти, желания, сожаления?
Учитель
Однако благие пятигорские впечатления вскоре заслонили картины войны.
Валерик (отрывок).
Ученик 6
Что нужды? Здешние полки
Народ испытанный..."В штыки,
Дружнее!- раздалось
за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди....
Верхом помчался на завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня...
"Урок!" - и смолкло". Вон кинжалы,
В приклады!" - и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть...
(И зной и битвы утомили
меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.
Ученик 7(Информация)
Из донесения командования:
"В делах 29 сентября и 3 октября Лермонтов обратил на себя особенное
внимание отрядного начальства расторопностью, верностью взгляда и
пылким мужеством, почему и поручена ему была команда охотников
10 октября, когда раненый юнкер Дорохов был вынесен из фронта, я поручил
его начальству команду, из охотников состоящую.
Невозможно было делать выбора удачнее: всюду поручик Лермонтова, везде
первым подвергался выстрелам хищников и во всех делах оказывал
самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы.12 октября на
фуражировке Шали, пользуясь плоскостью местоположения, бросился с
горстью
людей
на
превосходящего
числом
неприятеля
и
неоднократно
отбивал его нападения на цепь наших стрелков и поражал собственною
рукой хищников.15 октября он с командой первый прошёл шалинский лес,
обращая на себя все усилия хищников, покушавшихся препятствовать
нашему движению и занял позицию в расстоянии ружейного выстрела от
опушки. При переправе через Аргун он действовал отлично против
хищников и, пользуясь выстрелами наших орудий, внезапно кинулся на
партию неприятеля, которая тотчас же ускакала в ближайший лес, оставив в
руках наших два тела.
Учитель
Судьба хранила М.Ю.Лермонтова от нелепой пули. Бабушке же удалось тем
временем
выхлопотать для него отпуск. Но вскоре за первой ссылкой
последовала вторая.
В
последний
раз,
покидая
петербургский
свет,
Лермонтов,
кажется,
был
уверен: любимые горы не подведут, помогут забыться, пусть не излечат, но
притупят душевную боль. Но именно Кавказским горам суждено было стать
безмолвными свидетелями трагедии.
Уеник 8
Вспоминает секундант Лермонтова
"Когда мы выехали на гору Машук и выбрали место по тропинке, тёмная,
громовая туча поднималась из- за соседней горы Бештау. Мы отмерили с
Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя
противников на крайние дистанции, предложили им сходиться каждому на
10 шагов по команде "марш". Зарядили пистолеты»
Фонохрестоматия "Гибель поэта"
Романс на стихи .М.Ю.Лермонтова"Выхожу один я на дорогу
Инсценировка отрывка из романа "Герой нашего романа"
(Грушницкий, Печорин и Княжна Мери")
Учитель
Каждая
встреча
с
Кавказом
была
для
поэта
судьбоносной,
требовала
наивысшего напряжения душевных сил.
(Чтение учеником стихотворения "Кавказ")
Ученик 10
Анализ стихотворения «Кавказ». Нежный лиризм чувств и воспоминаний
героя
переплетается
в
данном
стихотворении
с
величественной
торжественностью
песнопения
благодаря
использованию
церковно
-
славянских, книжных слов и форм. М.Ю.Лермонтов сравнивает Кавказ со "
сладкой песней отчизны." Сладкий - сладкозвучный, приятный, отрядный,
благозвучный, мелодичный, гармоничный, стройный.
Лермонтов любил вечер. Вечер, упоминаемый в стихотворении, поэт назвал
"розовым"
1-4строчки
-
четырёхстопный
амфибрахий,
5
-
строка
каждой
строфы
-
двустопный амфибрахий
Ученик 11.
Выразительное чтение миниатюры "Синие горы Кавказа"
Учитель
Определим стихотворный размер. Такая особым образом организованная
проза называется ритмической. Подобная организация текста, подчинение
его
единому
ритму
позволяет
добиться
эффекта
необычайной
взволнованности, усилить лирическое начало произведения.
Миниатюра Лермонтова позволяет представить картину от неба до земли.
Вверху мы видим одичалые хребты, небо, облака, громовые тучи, снега и
далёкие льдины утёсов, восходящее солнце. Внизу - темноты, пещеры, на
гладком холме - одинокое дерево, виноградник, шумящий в ущелье, речка,
неизвестный
путь
над
пропастью,
нежданный
выстрел.
Поэт
называет
кавказские горы "престолами природы" Престол - трон, высокий стол,
стоящий посередине церковного алтаря, за которым совершается
богослужение. Престолы природы - метафора, подчёркивающая царскую
сущность и божественную мощь природы в восприятии
М.Ю.Лермонтова
(Исследовательская
работа
учащихся
«М.Ю.Лермонтов
в
долине
Дагестана» Презентация из 15 слайдов)
Ученик 12
Поэт воспринимает горы Кавказа небожителями, но вполне доступными
земному существу.
Всё мечтаю о вас да о небе
Вы носили меня на своих одичалых хребтах,
Облаками меня одевали.
Учитель
Кавказ поэт любил с детства едва ли не больше своей среднерусской родины.
Кавказ был первой любовью русской литературы.
Ученик 13
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать..
Учитель.
Отчего не понял свет
Великого
поэта?
Как
он
не
нашёл себе друзей? Как любви
привет к нему надежду снова не
привёл? Он был её достоин.
Может, от презрения светского общества, ненависти к праздному образу
жизни! Зато его вдохновляли синие горы Кавказа, он с детства мечтал о них.
Остались прекрасные творения замечательного поэта о Кавказе. Большинство
из них стало гимном горам и ущельям, речным потокам, горскому народу.
Надеюсь, что наш урок помог вам в представлении облика певца Кавказа
М.Ю.Лермонтова – поэта и человека.
Прощай, размах крыла расставленный,
Полёта вольное упорство
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворчество.
Домашнее
задание:
прочитать
роман
М.Ю.
Лермонтова
«Герой
нашего
времени»