"Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"
Автор: Шпак Татьяна Николаевна Должность: педагог - психолог доо Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №33 "Радуга" Населённый пункт: г. Элиста Республика Калмыкия Наименование материала: выступление на ГМО "Психологическая служба" Тема: "Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
этнической, религиозной и социальной принадлежности;
способствовать реализации права обучающихся на
свободный выбор взглядов и убеждений».
Выполнить
задачи,
поставленные
в
14
статье
закона,
можно только формируя в ребенке с раннего возраста
социально приемлемые нормы поведения, развивая его
нравственные представления.
Повышенная
агрессивность
детей
является
одной
из
наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и
психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы
несомненна,
поскольку
число
детей
с
таким
поведением
стремительно растёт.
Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных
факторов:
•
ухудшением социальных условий жизни части детей;
•
кризисом воспитания в ряде семей;
•
невниманием педагогов к психическому состоянию детей;
•
увеличением доли патологических родов, оставляющих
последствия в виде повреждений головного мозга ребёнка;
•
социокультурными факторами, как средства массовой
информации,
кино,
которые
регулярно
пропагандируют
культ насилия.
Агрессивное
поведение
-
это
взаимодействие,
в
ходе
которого
одним
человеком
(агрессором)
умышленно наносится вред другому (жертве).
Агрессор - тот, кто умышленно наносит
вред
другому:
насмехается,
дерется ,
портит вещи и т. д.
Жертва - человек, которому умышленно
наносит вред агрессор.
Агрессивность
–
это
свойство
личности ,
выражающееся в готовности к агрессии.
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная
на
оскорбление
или
причинение
вреда
другому
живому
существу;
явно
злонамеренное
поведение,
предполагающее
действия,
посредством
которых
агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве.
поведения у ребенка способствуют:
* скандалы в семье;
*применение физической силы во время семейных
ссор (драки);
* грубое, жестокое обращение с ребенком;
* привлечение его к посещению (просмотру) жестоких
спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.
просмотр боевиков, сцен насилия как в
художественных, так и в мультипликационных
фильмах;
*одобрение агрессивного поведения как способа
решения конфликта, проблемы:
«А ты тоже его ударь»,
«И ты сломай»,
«А ты что, отнять не можешь?!»
Характерные особенности
агрессивного поведения ребенка:
*
Отказывается от коллективной игры.
* Слишком говорлив.
* Чрезмерно подвижен.
* Не понимает чувств и переживаний других детей.
* Часто ругается со взрослыми.
* Создает конфликтные ситуации.
* Перекладывает вину на других.
* Суетлив.
* Импульсивен.
* Часто дерется.
* Не может адекватно оценить свое поведение.
* Имеет мускульное напряжение.
* Часто специально раздражает взрослых.
* Мало и беспокойно спит
Методические средства в
профилактике и
преодолении агрессивного
поведения детей:
*Игровая терапия – метод воздействия
на детей с использованием игр;
*Психогимнастика;
*Релаксация;
*Проектное рисование.
Задачи системы психолого-педагогической работы
по данному вопросу в ДОО :
*Снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные
реакции детей ;
* Формировать эмоциональное осознание своего поведения ;
*Обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий
, поступков , эмоциональных состояний ;
*Формировать социально приемлемые , адекватные способы
выражения гнева и агрессивности ;
*Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого
человека;
*Развивать коммуникативные стороны общения , обогатить опыт
общения навыками конструктивного , адекватного поведения;
*Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.