"Проектная деятельность на основе регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста"
Автор: Трощенкова Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС №211 г. Челябинска Населённый пункт: Челябинск Наименование материала: статья Тема: "Проектная деятельность на основе регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
«Проектная деятельность на основе регионального компонента с детьми
старшего дошкольного возраста
»
Педагог
высшей
квалификационной категории
МАДОУ№211г. Челябинска
Трощенкова Е.В.
На сегодняшний
день главной задачей образования является развитие
личности,
способной
к
анализу
существующей
ситуации,
самостоятельно
принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
З а д а ч а современного дошкольного
образования
—
за ложи ть
нравственные
основы
в
детях,
которые
сделают
их
более
устойчивыми
к
нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к
родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких
людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Технология
проектирования
–
один
из
таких
способов,
позволяющих
развивать
творческие
способности
каждого
ребёнка.
В
её
основе
лежит
концептуальная
идея
доверия
к
природе
ребёнка,
опора
на
его
поисковое
поведение.
В современной дошкольной педагогике используются интегрированные
методы обучения. Особое место занимает интеграция разделов программы, т.е.
их взаимопроникновение друг в друга, что способствует развитию творческих
способностей детей и их коммуникативных навыков. Существует несколько
вариантов
интеграции,
но
мы
используем
вариант
интеграции
по
единому
проекту,
в
основе
которого
лежит
определённая
проблема.
Именно
такую
интеграцию и представляет собой проектный метод.
Проектная
деятельность поддерживает
детскую
познавательную
инициативу в условиях дошкольного
учреждения и семьи
.
Почему эта тема
очень актуальна в нашем современном мире:
Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный
опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо
для
ребенка
еще
и
представляет
интерес
для
других
людей,
он
оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его
личностный рост и самореализацию.
Во-вторых,
все
возрастающая
динамичность
внутри
общественных
взаимоотношений,
требует
поиска
новых,
нестандартных
действий
в
самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается
на оригинальности мышления.
В-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры
(познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно
проектная
деятельность
позволяет
не
только
поддерживать
детскую
инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Проектирование
представляет
важную
сферу
познавательной
деятельности
детей,
которая
положительно
оказывает
положительное
развитие детей. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык
публичного изложения своих мыслей.
Таким
образом,
основной
целью
проектного
метода
в
дошкольном
учреждении
является
развитие
свободной
творческой
личности,
которое
определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности
детей.
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в
истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание,
для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего
для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных
историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций,
национальных,
географических,
и
регионально
-
культурных
особенностей
своей социальной среды.
Национально-региональный
компонент (родная природа, культурное
наследие
—
памятники
архитектуры,
искусства,
декоративно-прикладного
искусства,
художественно-ремесленные
традиции,
язык,
обряды,
фольклор,
народные
игры)
в
дошкольном образовании помогает детям ощутить и
сознать
свою
принадлежность
к
своей
«Малой
Родине»,
к
своему
дому,
воспринимая
всю
полноту
ближайшего
окружения,
усваивая
при
этом
общечеловеческие
и
национальные
ценности
в
духовном,
материальном
и
морально-эстетическом плане.
Впечатления о полученных знаниях дети отражают в художественно —
продуктивной деятельности.
Осуществляя работу по ознакомлению детей с родным краем, в старшей
группе был реализован проект «Знакомство с каслинским литьём», в рамках
которого
у
детей
формировались
навыки
самостоятельности,
активности,
развивалось
творческое
и
познавательное
мышление. В
ходе
проектной
деятельности дети приобретают необходимые социальные навыки, развиваются
и детско-родительские отношения. Ребёнок оказывается интересен родителям,
поскольку
он
выдвигает
различные
идеи,
открывая
новое
в
уже
знакомых
ситуация. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Вид проекта: творчески-информационный.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Цель: формировать представление о промысле Южного Урала.
Задачи:
-
познакомить
детей
со
старинным
уральским
промыслом
–
каслинским
художественным литьём, с историей возникновения этого промысла;
-воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства, чувство гордости
за успехи уральских мастеров.
Основные направления реализации проекта:
- Рассматривание о «Каслинском литье»;
- Организация выставки «Каслинское художественное литьё»;
- Беседы о «Каслинском литье»;
- Рассказы о детей о «Каслинском литье»;
- Экскурсия для детей подготовительной группы;
- Лепка «Тарелка»;
- Рисование «Рамка для картинки».