Напоминание

Методическое пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по теме "Сестринский процесс при сахарном диабете у детей"


Автор: Волина Нина Юрьевна
Должность: преподаватель клинических дисциплин
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы Медицинский колледж № 7 Филиал "Зеленоградский"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическое пособие для студентов
Тема: Методическое пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по теме "Сестринский процесс при сахарном диабете у детей"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы Медицинский колледж № 7 Филиал «Зеленоградский»
М

ЕТОДИЧЕСКОЕ

ПОСОБИЕ

ДЛЯ

ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ



ПО

ТЕМЕ

:

«С

ЕСТРИНСКИЙ

ПРОЦЕСС

ПРИ

САХАРНОМ

ДИАБЕТЕ

У

ДЕТЕЙ

»
Профессиональный модуль ПМ02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Тема 1. Особенности оказания сестринской помощи детям Специальность: 34.02.01 Сестринское дело Вид работы: Составление диетического меню Количество часов: 3 часа Подготовила Волина Н.Ю. – преподаватель клинических дисциплин высшая квалификационная категория Одобрено на заседании ЦМК № 5 специальных дисциплин II» Протокол № 10 от 14 июня 2016 г. Председатель ЦМК Волина Н.Ю. Согласовано Методист МК №7 Косенко Е.А. 16 июня 2016 г. г. Москва, 2016 г. 1

Содержание
Страницы 1. Мотивация………………………………………………………………… 4 2. Цели выполнения работы ……………………………………………… 5 3. Хронокарта самостоятельной работы……………………………….. 6 4. Инструкция к выполнению самостоятельной работы…..…………. 7 5. Задания для самостоятельной работы ……………………………… 8 -11 6. Рекомендуемая литература…………………………………………… 12 7. Требования к оформлению работы………………………………… 13 - 15 8. Критерии оценки………………………………………………………… 16 - 17 8. Приложения …………………………………………………………….. 18 - 25 2

Мотивация

«Сахарный диабет – не болезнь, а образ жизни»
Частота СД у детей в последние годы неуклонно возрастает, о чем говорят данные монито- ринга основных эпидемиологических показателей. По оценкам экспертов Международной Диабетической Федерации (IDF) около 387 млн. че- ловек в мире имеют сахарный диабет. Половина из них не знают о своем заболевании. Среди тех, кто диагностирован и лечится, только половина достигает результатов, а из них только 50 % живут без осложнений». По ее словам, в 2035 году прогнозируется, что численность больных диабетом в мире достигнет 592 млн. человек. Возможно, общее число больных диабетом будет больше 400 млн., а прогноз, видимо, превысит 600 млн. человек. В России по данным Международной Диабе- тической Федерации сейчас 6,8 млн людей с диабетом. Минздрав России на начало 2015 года за- регистрировал около 4,1 млн. пациентов с диабетом, при этом 8% из них имеют сахарный диабет первого типа. В детском возрасте СД протекает с высокой степенью инсулиновой недостаточности, что определяет тяжелые формы заболевания. Болезнь ребенка меняет весь жизненный уклад семьи, для поддержания компенсации процесса требуются большие физические и эмоциональные уси- лия. Чем грозит развитие СД? Основной и до сих пор нерешенной проблемой для любого боль- ного СД является неотвратимое развитие поздних осложнений этого заболевания, которые вызы- вают существенное ухудшение качества жизни пациентов, их раннюю инвалидизацию и преж- девременную смерть. Важным фактором, повышающим качество жизни больных СД, является приобретение детьми и членами их семей навыков, которые облегчили бы процесс адаптации в новых для них условиях. Дети, в семьях которых приняли как норму постулат «диабет – образ жизни», имеют лучшую компенсацию и реже госпитализируются. В настоящее время в специализированных ста- ционарах и поликлиниках функционируют «Школы диабета», действующие в рамках программ реабилитации. Современная медицина знает много о развитии сахарного диабета, но причина этого забо- левания еще не известна. Будь причина какой угодно, важно научить больного и его семью брать на себя ответственностьза здоровье. Медицинский персонал является для больного источником знаний, педагогом в обучении самоконтролю и уходу за собой, исследователем, но ответствен- ность за свое здоровье находится у самого больного. Диетическое питание является важным компонентом лечения сахарного диабета. В течение всей жизни ребенку с сахарным диабетом придется обращать внимание на то, какое влияние на уровень глюкозы в крови оказывают те или иные продукты питания. Назначая диетотерапию больным сахарным диабетом, преследуются следующие цели:  поддерживать сахар крови на уровне, близком к нормальному значению;  не допускать резкого подъёма или снижения сахара крови;  обеспечить организм ребёнка необходимыми питательными веществами, витаминами и микроэлементами;  добиться, чтобы сахарный диабет стал образом жизни.
Выполнение данного внеаудиторного задания поможет Вам стать источником знаний

для детей и их родителей, педагогом в обучении составления диетического

меню.

«БОЛЕТЬ ДИАБЕТОМ – ВСЕ РАВНО, ЧТО ВЕСТИ МАШИНУ ПО

ОЖИВЛЕННОЙ ТРАССЕ, НАДО ПРОСТО ЗНАТЬ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ «

М. БЕРГЕР
3

ЦЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:
1. Уметь классифицировать продукты по содержанию в них белков, жиров, углеводов. 2. Уметь классифицировать продукты по их влиянию на уровень глюкозы в крови. 3. Научиться определять количество ХЕ в продуктах. 4. Научиться составлять диетическое меню ребенку с сахарным диабетом, используя таблицу за- мены по углеводам.
ХРОНОКАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ



П/П

ВИД РАБОТЫ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

(МИН)
1. Изучить мотивацию к выполняемой работе 5 2. Ознакомиться с целями выполнения работы, инструкцией к выполнению работы, требованиями к оформлению выполненных заданий 20 3. Выполнение заданий 110
ИТОГО

135
4

I.

ИНСТРУКЦИЯ
I. Для выполнения данной работы Вам необходимо изучить материал темы «Сестринский процесс при сахарном диабете» используя конспект лекции, учебник.
Обратите особое внимание на основные принципы диетотерапии сахарного диабета:
1. Питание ребенка должно быть полноценным, сбалансированным (учитывая пожизненный характер терапии). 2. У каждого ребенка индивидуальный план питания в зависимости от возраста, веса и расхо- да энергии. 3. Диету № 9 нужно адаптировать к пищевым пристрастиям ребенка и семьи. 4. Суточный калораж покрывается на 15% за счёт белков, 25 - 30% - жиров и на 55 - 60% - уг- леводов (из них 70% и более должны быть полисахаридными; ди- и моносахаридов следует избегать) 5. Ребенок должен чаще принимать пищу - 6 раз в день (через 3 часа) - 3 основных приёма пищи - завтрак, обед, ужин и 3 дополнительных - «перекусы». 6. После каждого приема пищи ребенок должен испытывать чувство насыщения (чувство го- лода - признак гипогликемии) 7. Назначение инсулина, расчет его дозы, распределение инсулина в течение суток невозмож- но без предварительного, индивидуального расчета диеты.
ИЗУЧИВ МАТЕРИАЛ ТЕМЫ, МОЖЕТЕ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ.
5

II.
К основным компонентам питания относятся
Белки, Жиры, Углеводы, ми-

неральные вещества и витамины.
Все продукты делятся на 3 группы: 1) Продукты, содержащие в основном белки (Б) 2) Продукты, содержащие в основном жиры (Ж) 3) Продукты, содержащие в основном углеводы (У) Чтобы составить меню, необходимо знать, в каких продуктах содержится больше белка, в каких - жира и углеводов
Задание № 1
Расположите продукты из данного списка по содержанию в них Б, Ж, У в таблицу № 1: в столбец № 1 - продукты, содержащие белки в столбец № 2 - продукты, содержащие жиры в столбец № 3 - продукты, содержащие углеводы Арбуз Бобовые Варенье Виноград Виноградный сок Грибы Икра Картофель Квас Кефир Крабы Крупы Макароны Маргарин Масло Мед Молоко Молочные продукты Мясо Овощи Персики Пиво Рыба Сало Сливки Соки Соя Сухофрукты Фрукты Хлеб Чечевица Яблоки Яйца 6

Таблица № 1

1. Продукты, содержащие бел-

ки

2. Продукты, содержащие

жиры

3. Продукты, содержащие уг-

леводы
Животного происхожде- ния Растительного происхождения Животные жиры Растительные жиры Простые сахара Сложные сахара
III.
В течение всей жизни ребенку придется обращать внимание на то, какое влияние на уровень глюкозы оказывают те или иные продукты питания.

Белковые продукты
практически не повышают сахар крови
, если употреблять их в разумных количествах. Жиры, потребляемые в разумных количествах,
не повышают сахар крови.
Уровень глюкозы в крови
ПОВЫШАЮТ ТОЛЬКО УГЛЕВОДЫ!
Необходимо помнить, что углеводсодержащие продукты питания поднимают уровень сахара в крови неодинаково. 7

Задание № 2
Заполните таблицу № 2 - перечислите продукты, содержащие углеводы согласно классификации и запишите, как они поднимают уровень сахара в крови по времени.
Таблица № 2
Основные классы Представители Формула Название углевода
Продукты, содержа-

щие данные углеводы

Быстрота повыше-

ния уровня сахара в

крови
1. Простые углеводы (моносахариды) С 6 Н 12 О 6 (гексозы) Глюкоза Манноза Галактоза Фруктоза 2. Сложные углеводы (полисахариды) - сахароподобные полисахариды (олигосахариды) - несахароподобные полисахариды С 12 Н 22 О 11 (дисахариды) Сахароза Трегалоза Лактоза Мальтоза (С 6 Н 10 О 5 ) n (высокомолеку- лярные полисаха- риды) Крахмал Гликоген Клетчатка Инулин - Пектиновые вещества
IV.
Вы разобрались со свойствами продуктов, выполните
задание

№3
- Заполните таблицу №3 8

Таблица №3

Продукты, не повышающие уровень сахара

в крови

Продукты, повышающие уровень сахара в

крови
1. 2. 3. и т.д. 1. 2. 3. и т.д.
V.

Ребенка и родителей необходимо обучить рассчитывать рацион по хлеб-

ным единицам – (ХЕ)

Одна ХЕ (1 ХЕ) соответствует 12 г усваиваемых углеводов = 25 г хлеба

Не рекомендуется съедать в каждый большой прием пищи более

6 ХЕ, а за сутки более 25 ХЕ!
Есть таблица замены продуктов по углеводам (хлебным единицам) - смотри приложение №1. Продуктовые порции, содержащие 12 г усваиваемых углеводов (1 ХЕ), могут быть взаимозаме- няемыми.
Задание № 4
Составьте два примера завтрака
на 4 хлебные единицы (ХЕ):
2 ХЕ из хлебной группы 1 ХЕ из молочной группы 1 ХЕ их фруктовой группы 9

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1.
Ежова Н.В. и др. Педиатрия: Учеб. Пособие. - Мн.: Высш. шк. 2010 г.
2.
Запруднов А.М., Григорьев К.И. Детские болезни: Учебник. -М.: «ГЭОТАР-МЕДИА» 2013
3.
Севостьянова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии I и II части: Учебное пособие - М.: АНМИ, 2002.
4.
Тульчинская В.Д. и др. Сестринское дело в педиатрии. - Ростов-на -Дону: Феникс, 2015.
5.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Основы сестринского дела: Практическое руководство к предмету – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 г.
6.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учеб. Пособие в 2 частях. – Издательство: М: ГЭОТАР-Медиа Год: 2010
Дополнительная
1. Шабалов Н.П. Детские болезни. С-Пб,: 2012 г. 2. И.Г. Хомченко. Общая химия. Учебник. Издательство: Новая волна.Москва, 2014 г. 10

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вам необходимо заполнить данные таблицы
Таблица № 1

1. Продукты, содержащие

белки

2. Продукты, содержащие

жиры

3. Продукты, содержащие уг-

леводы
Животного происхождения Растительного происхождения Животные жиры Растительные жиры Простые сахара Сложные сахара
Таблица № 2
Основные классы Представители Формула Название угле- вода
Продукты, содер-

жащие данные уг-

леводы

Быстрота по-

вышения уров-

ня сахара в

крови
1. Простые углево- ды (моносахариды) С 6 Н 12 О 6 (гексозы) Глюкоза Манноза Галактоза Фруктоза 2. Сложные углево- ды (полисахариды) - сахароподобные полисахариды (оли- госахариды) - несахароподобные полисахариды С 12 Н 22 О 11 (дисахариды) Сахароза Трегалоза Лактоза Мальтоза (С 6 Н 10 О 5 ) n (высокомолеку- лярные полисаха- риды) Крахмал Гликоген Клетчатка Инулин - Пектиновые вещества 11

Таблица №3

Продукты, не повышающие уровень сахара в

крови

Продукты, повышающие уровень сахара

в крови
1. 2. 3. и т.д. 1. 2. 3. и т.д.
Таблица № 4

Вариант завтрака № 1

Вариант завтрака № 2
12

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание №1

5 (отлично)

4 (хорошо)

3 (удовлетворительно)

2 (неудовлетворительно)
В каждой группе продуктов пра- вильно отмечено 5 и более продуктов Правильно отмечены 4 продукта в каждой группе продуктов Правильно отмечены 2-3 продукта каждой группе продуктов Правильно отмечены по 1 продукту в каждой группе продуктов или нет ответа га задание
Задание № 2

5 (отлично)

4 (хорошо)

3(удовлетворительно)

2 (неудовлетворитель-

но)
В каждой группе про- дуктов правильно от- мечено не менее 5 представителей, пра- вильно отмечено повы- шение уровня сахара в крови  В каждой группе продуктов правиль- но отмечено 3-4 представителя, пра- вильно отмечено повышение уровня сахара в крови  В каждой группе продуктов правиль- но отмечено не ме- нее 5 представи- телей, но непра- вильно отмечено повышение уровня сахара в крови  В каждой группе продуктов правиль- но отмечено 1-2 представителя, имеются неточно- сти в уровне повы- шения сахара в крови В каждой группе про- дуктов правильно от- мечен 1 представитель, неправильно отмечено повышение уровня са- хара в крови
Задание № 3

5 (отлично)

4 (хорошо)

3 (удовлетворительно)

2 (неудовлетворитель-

но)
В каждой группе продуктов правильно отмечено не менее 10 продуктов В каждой группе продуктов пра- вильно отмечено не менее 6-8 продуктов В каждой группе про- дуктов правильно от- мечено 2-5 продукта В каждой группе про- дуктов правильно от- мечен 1продукт 13

Задание № 4

5 (отлично)

4 (хорошо)

3(удовлетворительно)

2 (неудовлетворитель-

но)
Оба варианта завтрака соответствуют 4 ХЕ, продукты разнооб- разны из трёх групп продуктов Оба варианта завтрака соответствуют 4 ХЕ, но продукты не отра- жают все три группы продуктов Один вариант завтрака соответствует 4 ХЕ, второй не соответству- ет 4 ХЕ Оба варианта завтрака не соответствуют 4 ХЕ 14

ПРИЛОЖЕНИЯ
15

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ТАБЛИЦА ЗАМЕНЫ ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦ

Одна ХЕ содержится в:

1.

Сладкое
Сахарный песок 1 столовая ложка Сахар кусковой 2,5 куска (12 г) Мёд 1 столовая ложка Квас 1 стакан (200 мл) Лимонад ¾ стакана (70 мл) Сок яблочный Менее 1/3 стакана (70 мл) Сок виноградный ½ стакана (100 мл)
II. Мучные изделия, каши и мясные изделия

с примесью хлеба или крахмала
Хлеб, булка (кроме сдобных) 1 кусок Крахмал 1 столовая ложка Мука любая 1 столовая ложка Тесто сырое слоёное 35 г Тесто сырое дрожжевое 25 г Пирожок с мясом Менее половины пирожка Сухари 20 г Крекеры 3 крупных Панировочные сухари 1 столовая ложка (15 г) Тонкие блины 1 большой Оладьи 1 средний Вареники 2 щтуки Пельмени 4 штуки Каша (любая сухая крупа) 2 столовые ложки 16
Вермишель, лапша. Рожки 1,5 столовой ложки (15 г) Котлета 1 средняя Сосиски, варёная колбаса 150 – 200 г III.
Фрукты и ягоды
Яблоко 1 среднее (100 г) Груша 1 средняя (90 г) Банан Половина плода (90 г) Апельсин, грейпфрут 1 средний (170 г) Мандарины 3 мелких (170 г) Арбуз 400 г с кожурой Дыня 300 г с кожурой Абрикос 3 средних (110 г) Персик 1 средний (120 г) Сливы синие 4 средние (100 г) Сливы красные 3 средние (80 г) Ананас 90 г с кожурой Гранат 1 крупный (200 г) Хурма 1 средняя (80 г) Манго 80 г Киви 150 г Вишня, черешня 15 крупных (100 г) Курага, чернослив, изюм 20 г Ягоды (клубника, земляника, ежевика, сморо- дина, черника, малина, крыжов- ник, брусника) 1 чашка (150 г) IV.
Овощи, растительный белок и растительные жиры
Картофель 1 небольшой Картофельное пюре 1,5 столовой ложки 17
Картофель жареный 2 столовые ложки (12 ломтиков) Картофель сухой (чипсы) 25 г Бобовые 5 столовых ложек Кукуруза Половина початка (160 г) Зеленый горошек 110 г (7 столовых ложек) Другие овощи (капуста, свёкла, морковь, ре- дис, редька, репа, помидоры, огур- цы, кабачки, лук, салат, ревень, зе- лень) В учёте не нуждаются Соя, растительные жиры В учёте не нуждаются Орехи, семечки (чистые ядра весом менее 59 г) В учёте не нуждаются
V.

Молочные продукты
Молоко, кефир, сливки любой жирности 1 стакан (200 мл) Сырники 1 средний Мороженое 65 г
VI.

Напитки, соки
Сок грейпфрута или апельсина ½ стакана (100 мл) Пиво диабетическое 1 стакан (200 мл) Кофе, чай без сахара В учёте не нуждаются 18

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Образец выполнения задания №1

1. Продукты, содержащие белки

2. Продукты, содержащие жиры

3. Продукты, содержащие уг-

леводы

Животного

происхожде-

ния

Растительного

происхожде-

ния

Животные

жиры

Растительные

жиры

Простые са-

хара

Сложные саха-

ра
Яйца Молочные про- дуты Мясо Рыба Икра Крабы Чечевица Грибы Бобовые Соя Масло Сало Маргарин Мясо Рыба Молочные про- дукты Масло подсол- нечное Масло кукуруз- ное Масло оливковое Семечки Орехи Кукуруза Виноград Виноградный сок Мед Яблоки Персики Арбуз Сухофрукты Соки Варенье Молоко Кефир Сливки Пиво Квас Хлеб Макароны Крупы Картофель Овощи Фрукты 19

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Образец выполнения задания №2
Основные классы Представители Формула Название углевода Продукты, со держащие дан- ные углеводы Как повышают уровень сахара в крови 1. Простые углеводы (моносахариды) С 6 Н 12 О 6 (гексозы) Глюкоза Манноза Галактоза Фруктоза Фрукты (особенно много в винограде) Соки фруктов, плодов Мёд Сухофрукты Компоты варенье Очень быстро повышают 2. Сложные углеводы (полисахариды) - сахароподобные поли- сахариды (олигосахари- ды) - несахароподобные по- лисахариды С 12 Н 22 О 11 (дисахариды) Сахароза Трегалоза Лактоза Мальтоза Обычный пище- вой сахар Соки Компоты варенье Плоды Фрукты Сок клёна, паль- мы Кукуруза Молоко живот- ных Женское молоко Кефир Сливки Пиво Квас Быстро повы- шают (С 6 Н 10 О 5 ) n (высокомолеку- лярные полисаха- риды) Крахмал Гликоген Клетчатка Инулин Хлеб Макароны Крупы Картофель Рис Кукуруза Пшеница Цикорий Топинамбур Плоды Овощи Фрукты Мука Медленно по- вышают. Овощи, кроме картофеля и кукурузы, не повышают - Пектиновые вещества Овощи Фрукты Овощи (кроме картофеля и кукурузы) не повышают Фрукты повы- шают 20

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Образец выполнения задания № 3

Продукты, не повышающие уровень сахара в

крови

Продукты, повышающие уровень сахара в

крови
 Овощи (кроме картофеля и кукурузы)  Зелень  Мясо  Рыба  Колбаса  Сосиски  Яйца  Орехи  Сметана  Нежирный творог  Сыр  Масло  Хлеб  Крупы  Макароны  Вермишель  Фрукты  Ягоды  Молоко  Кефир  Молочные продукты (кроме нежирного творога)  Картофель  Кукуруза
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Образец выполнения задания № 4

Таблица № 4

Вариант завтрака № 1

Вариант завтрака № 2
2 куска белого хлеба (50 г) = 2 ХЕ, 1 стакан молока (200 мл) = 1 ХЕ, ½ стакана апельсинового сока (100 мл) =1 ХЕ, 10 г масла, 1 кусок ветчины или колбасы (Учитываются только те мясные продукты, в которые в процессе приготовления добавляют углеводы) 2 куска ржаного хлеба (50 г) =2 ХЕ 1 чашка кефира (200 мл) = 1 ХЕ 1 яблоко (100 г) = 1ХЕ, а на хлеб – 10 г масла и кусок сыра 40 г
Оба завтрака содержат по 4 ХЕ
: 2 ХЕ из хлебной группы 1 ХЕ из молочной группы 1 ХЕ их фруктовой группы 21


В раздел образования