Автор: Стаценко Анастасия Валерьевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ "Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов" Населённый пункт: пгт. Федоровский Наименование материала: статья Тема: Проектная деятельность на уроках истории Раздел: среднее образование
проектов –
система
обучения,
в
которой
знания
и
умения
учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно
усложняющихся
практических
заданий
–
проектов .
Метод
проектов
ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся
личности.
В процессе проектной деятельности осуществляется эмоциональное
развитие учащихся, их памяти, логического и критического мышления, речи
и творческих способностей.
Учитель, организуя проектную деятельность учащихся, должен научить
детей
проблематизации,
целеполаганию,
планированию
и
выполнению
конкретных шагов и операций по решению проблемы.
В
курсе
истории
метод
проектов
может
использоваться
в
рамках
программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы
должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от
возраста учащихся.
Применение
проектной
деятельности
на
уроках
истории
позволяет
решить ряд образовательных задач, таких как:
- выдвигать темы для исследования
- умение формулировать цели и задачи
- вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы.
Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется
на интересах учащихся.
Отдельные
элементы
метода
проектов
вполне
успешно
можно
использовать при изучении истории в среднем звене (6-9 классы). В ходе
урока возможно создание ситуации интеллектуального поиска, основанной на
поиске решения задачи или ситуации в различных ее вариантах.
В своей работе я применяла следующие виды проектной деятельности.
Так, в 5-х классах при изучении истории Древнего мира учащиеся в качестве
домашнего
задания
лепили
«глиняные
горшки»
из
пластилина
имитируя
керамические
изделия
древней
Греции.
В
ходе
изучения
темы
«Письменность», учащиеся придумывали свой алфавит и с его помощью
писали текст на искусственно состаренной бумаге, имитирующей папирус.
В 6-м классе при изучении истории Средних веков после изучения
соответствующего
материала
в
качестве
домашнего
задания
можно
предложить:
нарисовать
средневековую
крепость\город,
изготовить
из
подручных материалов (бумага, обрезки ткани и т.п.) средневековый костюм,
витраж и т.д.
После изучения разделов, связанных с ролью католической церкви в
обществе, Крестовых походов или положение рыцарского сословия учащимся
можно
предложить
творческое
задание
на
дом:
придумать
и
написать
биографию
рыцаря,
девиз,
составить
карту
Крестовых
походов,
описать
сражения, составить геральдический альбом и т.д.
В своей работе я использую такой вид работы как: составить кроссворд
или ребусы по изученному разделу. Одной из форм работы с кроссвордом
можно использовать кроссворд, в котором часть вопросов будет заменена
рисунками,
символами,
картами
и
т.д.
Таким
образом,
для
составления
кроссвордов
используются
самые
разнообразные
источники
информации.
Такая
творческая
работа
требует
большого
объема
времени,
поэтому
ее
можно организовать в качестве творческого домашнего мини-проекта.
В качестве работы на уроке учащиеся могут составить вопросы по
материалу
учебника
и
затем
задать
их
классу.
С
помощью
такого
вида
деятельности можно провести рефлексию изученного материала.
В процессе работы, учитель должен показать владение искусством
коммуникативности,
не
навязывать
учащемуся
свою
точку
зрения,
а
направлять
учащегося
путем
решения
поставленных
проблем,
поощрять
самостоятельность учащихся.
Учащийся
в
ходе
выполнения
работы
должен
продемонстрировать
знание и владение исследовательскими методами (анализ литературы, сбор и
обработка данных, научное объяснение полученных результатов).
При выполнении проектной работы необходимо соблюдать следующие
правила:
• Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся
выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и
регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
• Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми,
поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе
выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный
материал.
• В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными
учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в
группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного
сотрудничества.