Напоминание

Проектная деятельность на уроках истории


Автор: Стаценко Анастасия Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: пгт. Федоровский
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность на уроках истории
Раздел: среднее образование





Назад





«Проектная деятельность на уроках истории»

Метод

проектов
– система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов
.
Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности. В процессе проектной деятельности осуществляется эмоциональное развитие учащихся, их памяти, логического и критического мышления, речи и творческих способностей. Учитель, организуя проектную деятельность учащихся, должен научить детей проблематизации, целеполаганию, планированию и выполнению конкретных шагов и операций по решению проблемы. В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. Применение проектной деятельности на уроках истории позволяет решить ряд образовательных задач, таких как: - выдвигать темы для исследования - умение формулировать цели и задачи - вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся. Отдельные элементы метода проектов вполне успешно можно использовать при изучении истории в среднем звене (6-9 классы). В ходе урока возможно создание ситуации интеллектуального поиска, основанной на поиске решения задачи или ситуации в различных ее вариантах.
В своей работе я применяла следующие виды проектной деятельности. Так, в 5-х классах при изучении истории Древнего мира учащиеся в качестве домашнего задания лепили «глиняные горшки» из пластилина имитируя керамические изделия древней Греции. В ходе изучения темы «Письменность», учащиеся придумывали свой алфавит и с его помощью писали текст на искусственно состаренной бумаге, имитирующей папирус. В 6-м классе при изучении истории Средних веков после изучения соответствующего материала в качестве домашнего задания можно предложить: нарисовать средневековую крепость\город, изготовить из подручных материалов (бумага, обрезки ткани и т.п.) средневековый костюм, витраж и т.д. После изучения разделов, связанных с ролью католической церкви в обществе, Крестовых походов или положение рыцарского сословия учащимся можно предложить творческое задание на дом: придумать и написать биографию рыцаря, девиз, составить карту Крестовых походов, описать сражения, составить геральдический альбом и т.д. В своей работе я использую такой вид работы как: составить кроссворд или ребусы по изученному разделу. Одной из форм работы с кроссвордом можно использовать кроссворд, в котором часть вопросов будет заменена рисунками, символами, картами и т.д. Таким образом, для составления кроссвордов используются самые разнообразные источники информации. Такая творческая работа требует большого объема времени, поэтому ее можно организовать в качестве творческого домашнего мини-проекта. В качестве работы на уроке учащиеся могут составить вопросы по материалу учебника и затем задать их классу. С помощью такого вида деятельности можно провести рефлексию изученного материала. В процессе работы, учитель должен показать владение искусством коммуникативности, не навязывать учащемуся свою точку зрения, а
направлять учащегося путем решения поставленных проблем, поощрять самостоятельность учащихся. Учащийся в ходе выполнения работы должен продемонстрировать знание и владение исследовательскими методами (анализ литературы, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов). При выполнении проектной работы необходимо соблюдать следующие правила: • Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность. • Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал. • В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.


В раздел образования