Интеграл в задачах профессиональной направленности.
Автор: Янишевская Анжела Евгеньевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ КК АТПА Населённый пункт: пгт. Ахтырский Наименование материала: статья Тема: Интеграл в задачах профессиональной направленности. Раздел: полное образование
Интеграл в задачах профессиональной направленности.
Полноценное
осуществление
профессиональной
направленности
обучения
возможно
только
при
тесном
сотрудничестве
преподавателей
математики,
специальных
дисциплин
и
мастеров
производственного
обучения.
Им
предстоит
найти
подходящий
учебный
материал
и
соответствующую методику для того, чтобы изучаемые в курсе математики
теоремы, функциональные зависимости, формулы, правила сопровождались
конкретными
примерами
их
применения
в
будущей
профессиональной
деятельности,
предлагать
для
решения
задачи
с
профессиональной
направленностью и в то же время в ходе профессиональной подготовки
раскрывать
законы, принципы и положения в науке, лежащие в основе
изучаемой техники, технологии производства и профессиональных навыков
и умений.
При
этом
необходимо
учитывать
возможность
взаимосвязи
принципа профессиональной направленности и проблемности как условия
развития
способностей
обучающихся
к
техническому
творчеству
и
самореализации.
Возможные
формы
работы
по
осуществлению
профессиональной
направленности
обучения
в
учреждениях
начального
профессионального
образования:
1)
составление и решение задач с профессиональной направленностью;
2)
иллюстрация
математических
понятий
и
предложений
примерами,
взятыми из содержания профессиональных дисциплин;
3)
использование имеющихся у учащихся знаний по специальностям для
изучения
нового,
систематизации,
обобщения
и
повторения
материалов по математике;
4)
использование
на
уроках
математики
учебно-наглядных
пособий,
применяемых
в
специальных
дисциплинах
(таблиц,
плакатов,
инструментов, макетов, тренажёров и т.п.);
5)
проведения
лабораторно-практических
работ,
связанных
с
профессиональной деятельностью учащихся;
6) использование комплексных межпредметных заданий;
7) внеклассная работа с профессиональной направленностью.
Начинать
нужно
с
выделения
профессионально
значимого
для
конкретной
профессии
материала
в
курсе
математики.
Для
согласования
времени изучения разделов, между которыми существуют межпредметные
связи,
целесообразно
провести
предварительную
классификацию
их
по
временному признаку.
В одних случаях при изучении нового материала используется уже
изученный материал другой дисциплины и разделы математики, изученные в
школе(так называемые ретроспективные связи).
В других случаях связываются одновременно или почти одновременно
изучаемые
понятия,
темы,
разделы
разных
дисциплин
(так
называемые
сопутствующие связи).
В третьих случаях на урок математики привлекается материал другой
дисциплины, который будет изучаться в последующий период обучения (так
называемые перспективные связи).
Остановимся
подробнее
на
составлении
и
применении
различных
видов
заданий
с
профессиональной
направленностью.
Задания
с
профессиональной
направленностью
могут
быть
составлены
различными
способами, причем профессиональный смысл может быть заложен в самом
тексте учебной задачи или показан с помощью рисунка, чертежа, схемы,
инструмента и т.д.
Задания с профессиональной направленностью создаются на основе
профессионально значимых знаний и умений по математике. Для применения
заданий с профессиональной направленностью важно правильно выбрать их
место в структуре урока. Использование таких заданий возможно на любом
этапе урока, но чаще всего эти материалы применяются на этапе закрепления
полученных знаний, умений и навыков.
Интегрирование
функций
Вычисление пути, пройденного точкой.
Путь, пройденный точкой при неравномерном движении по прямой с
п е р е м е н н о й
с к о р о с т ь ю
ν
=
f
(
t
)
>
0 за промежуток времени от t
1
до t
2
вычисляется по формуле
S
=
∫
t
1
t
2
f
(
t
)
dt
(
1
)
1. Скорость движения точки
изменяется по закону
υ
=
(
6 t
2
+
4
)
м/c.
Найти путь, пройденный точкой за 5с от начала движения.
Решение:
Согласно условию
f (t) = 6
t
2
+
4, t
1
=
0, t
2
=
5
.
По формуле (1)
S=
∫
0
5
(
6 t
2
+
4
)
dt
=
2 t
3
+
4 t
¿
0
5
=
250
+
20
=
270
(
м
)
.
Ответ: 270 м.
2. Скорость движения точки выражается формулой
ν
=
(
2 t
+
8 t
−
2
)
м
с
.
Найти путь, пройденный точкой за 2-ю секунду.
Решение:
S=
2 t
+
8 t
−
2
t
¿
¿
( ¿)
dt
=¿
∫
1
2
¿
-
8
t
)
¿
1
2
=(4-4)-(1-8) =7 (м).
Ответ: 7м.
3. Скорость движения точки изменяется по закону
18 t
ν
=¿
– 3
t
2
) м/с.
Найти
путь,
пройденный
точкой
от
начала
движения
до
ее
остановки.
Решение:
Скорость точки равна нулю в момент остановки. Выясним в какой
момент точка остановится, для этого решим уравнение 18 t - 3
t
2
=
0
t
1
=
0, t
2
=
6
Теперь по формуле (1) находим:
9 t
2
−
t
3
(
18 t
−
3 t
2
)
dt
=(¿)¿
0
6
s
=
∫
0
6
¿
=324-216=108 (м)
Ответ: 108 м.
4 . Два тела начали двигаться по прямой, одновременно из одной
точки в одном направлении. Первое тело движется со скоростью
v = (6
t
2
+10) м/с, второе – со скоростью v = 3
t
2
м/с. На каком расстоянии
друг от друга они окажутся через 10 с.
Решение: Искомая величина есть разность расстояний, пройденных телами
за 10с.
( ¿
6 t
2
+
10
)
dt
=
(
2 t
3
+
10 t
)
¿
0
10
=
2∙ 1 0
3
+
10
2
S
1
=
∫
0
10
¿
=2100 (м)
S
2
=
∫
0
10
3 t
2
dt
=
t
3
¿
0
10
=
10
3
=
1000
(
м
)
S
=
S
1
−
S
2
S
=
2100
−
1000
=
1100
(
м
)
Ответ: 1100 м.
5. Для расчета мелиоративных машин, а также процесса дождевания
важное значение имеют закономерности впитывания воды в почву. Скорость
впитывания воды в почву (первые 2-3 часа) изменяется по закону:
v
(
t
)
=
v
1
t
α
.
Г д е v
–
скорость
впитывания
в
конце
первой
минуты
(см/мин); α
–
коэффициент
затухания
скорости,
зависящей
от
свойств
почв
для
большинства почв 0,3<α<0,8.
Определите
толщину
слоя
воды S, который
впитывается в почву за t минут.
Решить для v
1
= 1 см/мин, α=0,5, T=4мин.
Решение:
S (T)=
∫
0
T
v
1
t
α
dt
=
v
1
∫
0
T
t
−
α
dt
=
v
1
t
1
−
α
1
−
α
¿
0
T
=
v
1
T
(
1
−
α
)
T
α
S (4) =
4
(
1
−
0.5
)
∙
√
4
=
4
1
2
∙ 2
=
4
(см)
Ответ: 4 см.
6
*
Решить в общем виде.
При вращении высевающей катушки зерновой сеялки возникает поток
семян,
состоящий
из
семян,
попавших
в
желобки
катушки,
и
семян,
располагающихся
между
катушкой
и
дном
коробки.
Скорость
движения
семян в активном слое непостоянна по толщине слоя. Она измеряется по
закону:
V
(
x
)
=
V
0
(
1
−
x
c
)
k
Где: V
0
– линейная скорость края катушки
с – ширина активного строя
k – константа, зависящая от высеваемой культуры для пшеницы k = 2,6, для
льна k = 1,7.
При
конструировании
сеялки
необходимо
рассчитывать
массу
семян,
выбрасываемых не только из желобков катушки, но и из активного слоя по
формуле:
m
=
ρl V
0
∫
0
c
(
1
−
x
c
)
k
dx
Где: ρ – удельный вес семян, l – длина катушки. Определить массу?
Решение:
Найдем
∫
0
c
(
1
−
x
c
)
k
dx
=
−
c
k
+
1
(
1
−
x
c
)
k
+
1
¿
0
с
=¿
−
(
c
k
+
1
(
1
−
1
)
K
+
1
−
c
k
+
1
(
1
−
0
)
K
+
1
)
=−
(
0
−
c
k
+
1
)
=
c
k
+
1
m
=
ρlc V
0
k
+
1
Ответ:
m
=
ρlc V
0
k
+
1
7.
Нож (коса) сенокосилки совершает возвратно – поступательное
движение, приходя туда и обратно некоторое расстояние S, называемое ходом
ножа. За это время сама косилка передвигается на некоторое расстояние 2L
(величина L называется подачей), и один сегмент (зуб) ножа скашивает траву
с
участка
поля,
изображенного
на
рисунке.
Площадь F
этого
участка
называется площадью подачи косилки.
Найдите F, если известно, что уравнение верхней границы участка
имеет вид
y
=
S
2
(
1
−
cos
πx
L
)
. При L = 100 мм, S = 76,2 мм.
Решение:
F
=
S
2
∫
0
2 L
(
1
−
cos
πx
2
)
dx
=
LS
Т. к.
∫
0
2 L
(
1
−
cos
πx
2
)
dx
=
(
x
−
L
n
sin
πx
2
)
¿
0
2L
=
2 L
−
L
n
sin
2 ln
2
−
0
+
L
n
sin 0
=
2 L
−
L
n
∙ 0
+
0
=
2 L
F =
S
2
∙ 2 L
=
LS
F=100∙76,2=7620мм.
Ответ: 7620мм.
Вычисление работы и давления.
Работа переменной силы X=f(x),
действующей
в направлении оси Ox
на отрезке [
x
0
, x
1
¿
, вычисляется по формуле.
А=
∫
x 0
x 1
f
(
x
)
dx .
Для
вычисления
силы
давления
жидкости
используют
закон
Паскаля,
согласно которому давление жидкости на площадку равно её площади S,
умноженной на глубину погружения h , на плотность p и ускорение силы
тяжести g , т.е.
P=pghS
1. Какую работу надо совершить, чтобы растянуть пружину на 4см,
если известно, что от нагрузки в 1 H она растягивается на 1 см?
Решение:
Согласно закону Гука, сила X H , растягивающая пружину на
x м,
равна X=kx. Коэффициент пропорциональности k найдём из условия: если
x=0,01 м, то x=1 Н; следовательно, k=1/0,01 =100 и Х=100х. Тогда
А=
∫
0
0.04
100 x dx
=
50 x
2
¿
0
0,04
= 0,08 Дж.
Ответ: 0,08 Дж.