Автор: Щеглова Ольга Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ №8 Населённый пункт: г. Сергиев Посад Наименование материала: конспект урока в 5 классе Тема: "Сложение и вычитание смешанных чисел" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Конспект урока
по математике
в 5 классе
«Сложение и вычитание смешанных чисел»
подготовила
учитель математики
Щеглова Ольга Владимировна
г. Сергиев Посад
2016
«Сложение и вычитание смешанных чисел»
Цель урока: повторение и закрепление изученного материала, контроль усвоения знаний.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Математическая разминка.
3. Игра «Найди клад».
4. Итог урока.
Оборудование: распечатанные листы с заданиями, таблицы к подсказкам, пронумерованный
алфавит, ключевые слова к уроку.
Ход урока
1.
Организационный момент
–
Ребята!
Сегодня
у
нас
необычный
урок.
Мы
должны
повторить,
как
складываются
и
вычитаются смешанные числа. Но делать мы это будем играя. Поиграем в игру «Клад». Но сначала
проведем небольшую математическую разминку.
2. Математическая разминка.
1) Какое слово «лишнее» и почему?
– Сумма, разность, множитель, уменьшаемое.
(Подчеркнутое слово лишнее, так как множитель не является компонентом ни сложения, ни
вычитания).
2) Вместо звездочки вставьте такие числа, чтобы равенства оказались верными:
5
1
5
31
;
4
3
10
4
;
3
9
3
29
;
5
2
1
7
;
5
3
23
.
Ответ: 6, 43, 2, 5, 6.
3) На доске записаны примеры с ответами. Если пример выполнен верно – поднять зеленый
квадратик, неверно – красный, если выполнен не до конца – желтый.
1)
10
5
8
5
4
5
5
1
3
- неправильно
4)
7
5
7
3
7
1
1
- правильно
2)
8
3
8
5
1
- правильно
5)
6
8
3
6
3
3
6
5
- не до конца
3)
5
5
5
5
3
3
5
2
2
- не до конца
6)
4
3
3
4
1
2
5
- неправильно
В ходе решения исправить ошибки.
Ответ: 1)
9
5
5
8
; 2)
8
3
; 3)
6
5
5
5
; 4)
7
5
; 5)
6
2
4
6
8
3
; 6)
4
3
2
.
3.
Игра «Клад».
- Итак, мы ищем клад. Чтобы его найти, вы должны найти 4 подсказки, которые будут
прятаться в математических заданиях.
1 подсказка
Самостоятельная
работа
по
вариантам
(дифференцированный
подход:
1
вариант
–
более
простой, чем 2 вариант).
– Нужно решить примеры и, найдя ответы в таблице, составить слово (буквы открываются не
сразу).
1 вариант
1)
1
3
1
2
; 2)
3
2
3
1
4
; 3)
9
1
1
9
2
4
; 4)
10
3
1
Ответ: 1)
3
1
3
; 2)
5
; 3)
9
3
5
; 4)
10
7
.
(должно получиться слово
СТОЛ
)
2
вариант
1)
3
1
6
3
2
3
; 2)
7
3
1
7
2
2
; 3)
7
5
2
7
4
5
; 4)
18
17
1
;
5)
8
1
2
8
7
4
.
Ответ: 1)
10
; 2)
7
5
3
; 3)
7
2
8
; 4)
18
1
; 5)
8
6
2
.
(должно получиться слово
ДОСКА
)
После
выполнения
работы
проверяются
ответы,
и
ребятам
учитель
открывает
первую
подсказку: слово
КЛАД
(слово вывешивается на доску).
2 подсказка
– Чтобы получить вторую подсказку, вы должны открыть 3 сейфа (каждый вариант открывает
свой сейф). А сейф – это уравнение. Чтобы открыть сейф, надо решить уравнение.
1 сейф
6
1
31
6
5
х
Ответ:
6
2
30
х
2 сейф
7
6
1
7
4
21
n
Ответ:
7
5
19
n
3 сейф
8
3
9
8
7
5
a
Ответ:
8
2
15
a
Целая
часть
смешанного
числа,
получившегося
при
решении
уравнения,
соответствует
определённой букве алфавита. Определите свою букву, и если вы все сделали верно, то должно
получиться слово.
А
ЭТО…»
)
3 подсказка
– Получить подсказку становится труднее, задания усложняются. Чтобы получить третью
подсказку, надо вычислить значения двух выражений (по вариантам).
1)
5
4
3
5
2
2
5
1
4
5
2
3
Ответ:
5
2
1
2)
6
5
2
6
2
3
6
5
1
6
1
2
Ответ:
6
5
– А теперь найдите ответы в таблице и составьте слово.
ВА
МЫ
НА
ШИ
ВЫ
5
2
1
6
1
5
2
2
6
5
6
5
1
(должно получиться слово
ВАШИ
, на доске фраза:
«КЛАД – ЭТО ВАШИ…»
)
4 подсказка
– Вам осталось найти последнюю подсказку. Она прячется в этой задаче.
Клоун гастролировал в двух городах: в одном
7
2
8
недели, в другом – на
7
4
3
недели меньше.
Сколько всего недель гастролировал клоун? Сколько дней он провел на гастролях?
Ответ: 13 недель, 91 день.
ЗНА
13
ВОЛНЕ
7
14
11
НИЕ
90
МУЧЕ
7
7
12
НИЯ
91
(должно получиться слово
ЗНАНИЯ
, на доске фраза:
«КЛАД – ЭТО ВАШИ ЗНАНИЯ»
)
4.
Итог урока.
Подведение итогов урока, выставление оценок:
ребята,
на
парте
у
каждого
из
вас
находятся
цветные
листочки:
розовый
–
соответствует оценке «5»
зеленый – соответствует оценке «4»
желтый – соответствует оценке «3».
– Оцените свои знания и работу на уроке.
1 вариант
ВЫ
5
2
1
6
1
5
2
2
6
5
6
5
1
4 подсказка
Клоун гастролировал в двух городах: в одном
7
2
8
недели, в другом – на
7
4
3
недели меньше.
Сколько всего недель гастролировал клоун? Сколько дней он провел на гастролях?
2 вариант
ВЫ
5
2
1
6
1
5
2
2
6
5
6
5
1
4 подсказка
Клоун гастролировал в двух городах: в одном
7
2
8
недели, в другом – на
7
4
3
недели меньше.
Сколько всего недель гастролировал клоун? Сколько дней он провел на гастролях?
Номер
задания
С