Напоминание

Формирование логических УУД на уроках истории


Автор: Михайлова Людмила Харитоновна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Республики Марий Эл "Многопрофильный лицей - интернат"
Населённый пункт: п.Руэм, Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: Формирование логических УУД на уроках истории
Раздел: полное образование





Назад




Михайлова Л.Х., учитель истории ГБОУ Республики Марий Эл «Многопрофильный лицей-интернат»
Формирование логических УУД на уроках истории
Содержание курса истории в старших классах требует от обучающихся достаточно высокого уровня сформированности логических универсальных учебных действий. Обучающиеся должны уметь анализировать объекты с целью выявления признаков, составлять целое из частей, выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации, подводить под понятие, выводить следствия, устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений, строить логическое рассуждение, доказывать ту или иную точку зрения, выдвигать гипотезы и обосновывать их. Формировать логические УУД на уроках истории можно с помощью специально подобранных заданий и упражнений:
Логические

универсальные

учебные действия

Примеры заданий
1.Анализ объектов с целью выделения признаков
1.

Какие

города

были

присоединены

к

Москве

в

16

веке?

Запишите их цифрами, под которыми они указаны.
1)Псков 2) Смоленск 3) Тверь 4) Рязань 5) Новгород 6) Коломна
2. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением

двух, относятся к событиям истории России XVII века.
1) всероссийский рынок; 2) народовольцы; 3)отходники; 4)мануфактура; 5) церковный раскол; 6) старообрядцы
Найдите

и

сгруппируйте

термины

XVII

века

по

существенным признакам:

3.
Н
иже приведён перечень терминов. Все они, за исключением

одного, характеризуют хозяйство восточных славян в VI-IX вв.
1) бортничество; 2) перелог; 3)скотоводство; 4) подсечно-огневое земледелие; 5) бондарство; 6) многопольный севооборот.
Выберите

и

сгруппируйте

термины

VI-IX

вв.

по

существенным признакам.

4. Какие три из перечисленных событий относятся к XV веку?

Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) созыв Земского собора 2) пресечение династии Романовых
3) учреждение патриаршества 4) освобождение Руси от ордынского владычества 5)установление единого срока крестьянского перехода в Юрьев день 6)присоединение Новгорода к Московскому княжеству 2 . С и н т е з - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание недостающих компонентов
1. Запишите не названный город.
Нижний Новгород (1393) – Новгород Великий(1478) – Пермь(1472) – Ростов Великий(1474) – ……(1485) – Вятка(1489)
2. Прочтите отрывок и определите год его создания.
«Ст.2. Судебная власть… распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные. Ст.3. Мировой судья есть власть единоличная, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат суть установления коллегиальные…» 1) 1803г. 2) 1832г. 3) 1864г. 4) 1887 г.
3.

Заполните

пустые

ячейки

т аблицы,

и с п о л ь зуя

представленные

в

приведенном

ниже

списке

данные.

Для

каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного

элемента.

Название

договора

Десятилетие

С т р а н а ,

с

к о т о р о й

б ы л

заключен договор
Нерчинский договор 1680-е г.г. __________(А) Деулинское перемирие _________(Б) _________ (В) __________(Г) _________(Д) Швеция __________(Е) 1770-е г.г. Османская империя Пропущенные элементы: 1) Китай 2) Кючук-Кайнарджийский мир 3) Ништадтский мир 4) Персия 5) «Вечный мир» 6) 1720-е г.г. 7) 1610-е г.г. 8) 1580-е г.г 9) Речь Посполитая 3. Выбор оснований и критериев для сравнения, спецификации,
1. Приведен список промышленных и транспортных объектов,

все

они,

за

исключением

двух,

были

построены

в

период

индустриализации 1930-х годов. Ответ обоснуйте.
1) Сталинградский тракторный завод; 2) Днепрогэс; 3) Волжский автомобильный завод; 4) Магнитка; 5) КАМАЗ; 6)
классификации объектов Московский метрополитен.
2. Назовите князя, о котором идет речь
.
Ответ аргументируйте.
«Необычайно расчетливый и осторожный, он пользовался всеми средствами для достижения главной цели…Московский князь часто ездил в Орду с дарами и раболепно кланялся хану; он получал от хана помощь в борьбе с соперниками и таким образом самих татар сделал орудием усиления Москвы». 4.Подведение под понятие, выведение следствий
1
.
Напишите термин, о котором идёт речь.
«В годы четвертой пятилетки трудностями сопровождался процесс одновременного восстановления промышленности и е е _________________, т.е. перевод предприятий, выпускающих военную продукцию, на производство гражданской, мирной продукции».
2. Напишите термин, о котором идёт речь.
«Вооружённый отряд при князе в Древней Руси, участвовавший как в войнах, так и в управлении княжеством и личным хозяйством князя».
3. Запишите имя писателя, о котором идет речь.
«Первый его роман называется «Разгром». Он был председателем Союза писателей СССР. Автор романа о героях г. Краснодона. По этой книге снят фильм с одноименным названием «Молодая гвардия». Вскоре после ХХ съезда КПСС он покончил жизнь самоубийством».
4.

Запишите имя композитора, о котором идет речь:
«Морской офицер. Балакирев М.А. - его учитель музыки. В 27 лет был приглашен на должность профессора Петербургской консерватории, не имея при этом профессионального музыкального образования, и проработал там 37лет. Его оперы «Садко», «Снегурочка», «Псковитянка», «Царская невеста» продолжили народную тему в оперном искусстве». 5.Установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений
1.

Установите

соответствие

между

названиями

периодов

э к о н о м и ч е с к о й

п о л и т и к и

г о с уд а р с т в а

и

м е р а м и ,

осуществленными в каждый из периодов: к каждому элементу

первого столбца подберите соответствующий элемент из второго

столбца:
Названия периодов Меры А ) н о в а я экономическая политика Б) индустриализация народного хозяйства В ) « в о е н н ы й коммунизм» Г) ко с ы г и н с к и е р е ф о р м ы в 1) массовое создание колхозов д л я «перекачивания» средств из деревни в город 2) натурализация заработной платы 3) передача в частную собственность мелких и средних предприятий 4) введение элементов хозрасчета и самофинансирования на промышленных предприятиях 5) отказ от государственного вмешательства в экономику
промышленности
2.

Установите соответствие между процессами

(явлениями,

событиями)

и

фактами,

относящимся

к

ним.

К

каждой позиции первого столбца подберите соответствующую

позицию

из

второго

столбца.

Запишите

получившуюся

последовательность цифр.
Процессы (явления, события) Факты А) принятие христианства на Руси Б) формирование древнерусского государства В) создание системы налогообложения Г) рост международного авторитета власти Киевского князя 1) «Русская правда» 2) уроки, погосты 3) основание Киево- Печерского монастыря 4) принятие Судебника 1497 года 5) Анна – королева Франции
3 .

Что стало одним из следствий проведения НЭПа?
1) ликвидация большевистской монополии на власть; 2) у с т а н о в л е н и е э ко н о м и ч е с ко й б л о к а д ы Р о с с и и капиталистическими странами; 3) достижение довоенных показателей Российской империи в области промышленного производства; 4) ликвидация государственной монополии внешней торговли.
4.

Что

явилось

одной

из

причин

начала

«разрядки

международной напряженности»:
1) достижение военно-стратегического паритета СССР и США 2) принятие советским руководством концепции «нового политического мышления» 3) вывод советских войск из Афганистана 4) принятие новой советской Конституции
5.

Назовите князя, о котором идёт речь. Укажите любые две

причины,

заставившие

князя

обратиться

к

христианской

религии. Ответ аргументируйте.
«В 980 г. киевский князь провёл религиозную реформу, пытаясь создать единый пантеон языческих богов во главе с Перуном, однако уже через восемь лет господствующей, официально признанной религией на Руси становится христианство».
6.

Существует точка зрения, что, несмотря на существование


серьёзных различий, в деятельности первых киевских князей

было много общего.

Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту

общность. Ответ аргументируйте.

7.

Установите соответствие между фрагментами исторических

источников

и

их

краткими

характеристиками:

к

каждому

фрагменту,

обозначенному

буквой,

подберите п о

д в е

соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) «До вступления её на престол выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования… С первых же дней царствования …было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был и решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними». Б) «Верховный тайный совет был создан указом… от 8 февраля .... г. в итоге борьбы за власть между отдельными группировками дворянства. Вначале состоял из 7 членов, из которых А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин, А.И. Остерман, П.А. Толстой выдвинулись при императоре. Результатом компромисса с родовой знатью было включение князя Д.М. Голицына, представлявшего интересы родовой знати. Формально этот орган имел совещательный характер, но фактически решал все государственные дела. Коллегии находились под его контролем». ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) В данном отрывке речь идет о вступлении на престол Елизаветы Петровны. 2) В данном тексте отражена борьба за верховную власть в Российской империи после смерти Петра Великого. 3) Результатом создания Верховного тайного совета стало окончание дворцовых переворотов XVIII века. 4) Итогом политики, проводимой императрицей, стал рост международного авторитета России и ее влияния на европейскую политику.
5) Современником отраженных в документе событий был князь Г.А. Потемкин-Таврический. 6) Дворян, выдвинувшихся при первом императоре, А.С. Пушкин образно назвал «птенцы гнезда Петрова».
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими

буквами.

8.

Установите соответствие между фрагментами исторических

источников

и

их

краткими

характеристиками:

к

каждому

фрагменту,

обозначенному

буквой,

подберите п о

д в е

соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) «По сути дела, господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны… По сути дела, господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда всё будет в порядке, – в противном случае неизбежна война… Я не знаю, удастся ли господину Черчиллю и его друзьям организовать… новый военный поход против "Восточной Европы". Но если им это удастся, – что маловероятно, ибо миллионы "простых людей" стоят на страже дела мира, – то можно с уверенностью сказать, что они будут биты…» Б) «…Решение конца 79 года означает шаг в пучину, ибо умиротворение гражданской войны в горной стране с 16 млн. фанатичных воинственных мусульман потребует громадных усилий, времени и жизней, и кроме того поставит нас во враждебное положение ко всему мусульманскому миру… США потерпели поражение в попытках умиротворить борющийся Вьетнам, наша страна может потерпеть ещё большее поражение…» ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) Данный текст посвящен событиям внешней политики СССР после окончания второй мировой войны. 2) Руководителем СССР, принявшим решение о вводе войск на территорию иностранного государства, был Л.И. Брежнев. 3) Одним из участников характеризуемой в тексте политики был Франклин Делано Рузвельт. 4) Печальный прогноз результатов введения советских войск на территорию иностранного государства, прозвучавший в тексте, полностью осуществился. 5) Данный текст характеризует позицию правительства по одному из вопросов внешней политики СССР во время
Карибского кризиса. 6) Итогом описанных в тексте событий стал многолетний геополитический раскол мира на две противоборствующие системы.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
6.Построение логической цепочки
1.

Расположите

в

хронологической

последовательности

следующие

события.

Запишите

цифры,

которыми

они

обозначены, в правильной последовательности.

1)
подписание Ништадтского мира
2)
основание Санкт-Петербурга
3)
вхождение Финляндии в состав России
4)
присоединение Крыма к Российской империи
5)
взятие русскими войсками под командованием Шеина А.С. крепости Азов 7. Доказательство
1.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы,

по которым высказываются различные, часто противоречивые

точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения,

существующих в исторической науке.
«Правительству Ельцина – Гайдара удалось вывести Россию из социально-экономического и политического кризиса».
Используя

исторические

знания,

приведите

два

аргумента,

которыми

можно

подтвердить

данную

точку

зрения,

и

два

аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении

аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

2.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы,

по которым высказываются различные, часто противоречивые

точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения,

существующих в исторической науке.
«Николай II был неспособным монархом, и его царствование было крайне неудачным».
Используя

исторические

знания,

приведите

два

аргумента,

которыми

можно

подтвердить

данную

точку

зрения,

и

два

аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении

аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:


1) …

2) …
Систематическая работа на уроках с такими заданиями позволяет закреплять знания обучающихся, развивать навыки самостоятельной работы, мыслительной деятельно сти, а, следовательно, ф о рм и р о ват ь интеллектуальную культуру современного школьника.


В раздел образования