Перспективное планирование работы по воспитанию у детей патриотических чувств посредством ознакомления с обрядовой куклой
Автор: Шестакова Наталья Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 5 комбинированного вида" Населённый пункт: Тульская область, г. Ефремов Наименование материала: методическая разработка Тема: Перспективное планирование работы по воспитанию у детей патриотических чувств посредством ознакомления с обрядовой куклой Раздел: дошкольное образование
куклой.
Перед вами план поэтапной работы по
воспитанию у детей
патриотических чувств посредством ознакомления с обрядовой куклой.
Разработанный
перспективный
план
работы
по
воспитанию
у
дошкольников патриотических чувств посредством традиционных народных
кукол построен на народном календаре, годичном цикле жизни русского
народа, на обучении детей изготовлению кукол от простого к сложному, по
«восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным
темам на более высоком и сложном уровне.
Первый год обучения.
№п.п
Тема
Содержание
Кол-
во
часов
1,2
Приятно познакомиться.
Ознакомление
с
задачами
на
год,
с
приспособлениями
и
материалами,
используемыми
в
работе,
с
правилами
техники
безопасности,
с
умением
1
2
1
содержать в чистоте рабочее место.
3
История народной куклы
Знакомство
с
историей
возникновения
тряпичной народной куклы.
1
4
Волшебство
т р я п и ч н ы х
к у к о л ,
в
м у з е е
« М о е
Красивомечье».
Д ат ь
п р е д с т а в л е н и е
о
з н а ч е н и и
тряпичных кукол, об отношении крестьян
к таким куклам.
1
5
Просмотр
презентации
на
т е м у :
« К у к л ы
и з
бабушкиного сундука».
Знакомить
детей
с
многообразием
тряпичных
кукол.
Вызвать
интерес
к
истории своего народа.
1
6,7,8
Виды кукол:
-обрядовые
-обереговые
-игровые
З н а ком с т в о
с
в и д а м и
к у ко л ,
и х
назначением и использованием в обрядах
и традициях русского народа, со сказками
и
легендами
о
возникновении
таких
кукол.
3
9,10
Куколка обрядна – очень уж
нарядна.
Дать детям представление о нарядах
тряпичных кукол. Учить находить
сходство и различие в элементах
украшения.
2
11
Д и д а к т и ч е с к а я
и г р а :
«Украсим кукле сарафан»
Учить детей самостоятельно подбирать к
силуэту сарафана тесьму, цветные ленты,
пуговицы,
бусины.
Вызвать
желание
использовать
элементы
традиционного
русского узора.
1
12,13
Узелковая кукла
Познакомить детей с простейшим видом
работы с тканью, научить создавать
узелковую куклу. Способствовать умению
видоизменять куклу, добавляя к ее
внешнему виду разные детали.
2
14,15
Зайка – побегайка.
Учить детей складывать прямоугольный
лоскут ткани в различных направлениях,
фиксировать ее с помощью нити,
придавать игрушке характерные черты,
показать простейшие способы украшения
игрушки, упражнять в умении
видоизменять игрушку, добавляя новые
элементы.
2
16,17
Рождественский ангел.
Учить детей изготавливать простейшую
традиционную тряпичную куклу из двух
прямоугольных лоскутов ткани, придавать
игрушке характерные черты, используя
вату и нить.
2
18,19
Солнечный символ.
Познакомить детей с древнейшим
магическим символом – крестом, с
солярным знаком, со старинным зимним
обрядом прославления Солнца. Учить
изготавливать солнечный символ из
перекрещенных палочек, цветных
ленточек и шерстяных ниток.
2
20,21
Пеленашка.
Познакомить детей с куклой Пеленашкой,
с обрядами, связанными с рождением
младенца, учить пеленать скатку,
2
придавать заготовке целостный образ
младенца, используя шерстяные нитки и
«свивальник».
22,23
Лихоманки.
Познакомить детей с назначением кукол –
лихоманок, закреплять умение пеленать
куклу, учить создавать образ куклы с
помощью ткани различных оттенков.
2
24,25
Маслена домашняя.
Познакомить детей с куклой
Масленницей и традиционным народным
праздником с участием этой куклы. Учить
создавать Масленницу, используя
различную по цвету ткань, цветные
ленты, шерстяные нитки.
2
26
Как на масляной неделе мы
блиночка захотели.
Учить детей активно принимать участие в
традиционных народных праздниках,
используя обрядовую куклу-Масленницу
и пользуясь малыми фольклорными
формами.
1
27
Экскурсия
в
краеведческий
музей города Ефремова.
Знакомство с краеведческим музеем.
Рассматривание выставки «Тряпичные
куклы наших предков».
1
28
Развивающая
игра:
«Я-
модельер».
Развивать воображение детей, фантазию,
самостоятельность выбора ткани и
фурнитуры для украшения.
1
29,30
Мартинички.
Познакомить детей с обрядом
«закликания» весны, учить изготавливать
2
кукол из ниток, создавать образы
мальчика и девочки, украшать кукол
дополнительными деталями, упражнять в
использовании шаблона.
31,32,33
Кувадки.
Познакомить детей с куклой Кувадкой, с
ее значением; учить создавать образ
куклы-девочки и куклы-мальчика при
помощи нитей. Упражнять в изготовлении
шнура-косички (пояса) для Кувадки.
3
34
Посмотрите-ка на нас – мы
покажем мастер-класс.
Учить детей самостоятельно подбирать
нужный материал для задуманной куклы.
Упражнять в умении комментировать свои
действия.
1
35
Поскорее приходите – наших
кукол посмотрите.
Учить детей активно принимать участие в
подготовке выставки тряпичных кукол,
сделанных своими руками.
1
Второй год обучения.
№п.п.
Тема
Содержание
Кол-
во
часов
1
Куклы летом отдыхали, всех
нас в гости поджидали.
Познакомить
детей
с
задачами
на
год.
Вспомнить названия и назначение кукол,
особенности
их
изготовления,
правила
техники
безопасности
при
работе
с
иголкой и ножницами.
1
2
Р а з в и в а ю щ а я
и г р а
с
использованием ИКТ
Познакомить детей с развивающей игрой.
Учить пользоваться мультимедийной
1
доской для развития чувства цвета,
эстетики.
3
Дидактическая
игра
«Что
изменилось?», в музее «Мое
Красивомечье»
Закрепить умение у детей узнавать и
правильно называть кукол по их видам:
обрядовые, боережные и игровые.
1
4,5
Бессонница
Познакомить детей с колыбельной
магической куклой Бессонницей, учить
создавать образ куклы при помощи
узелков из двух лоскутов ткани.
Совершенствовать умение украшать ее
наряд.
2
6,7,8
Мировое дерево (подарок на
свадьбу).
Познакомить детей с назначением куклы,
с особенностями ее изготовления. Учить
работать в парах, подбирая рогатину
нужного размера.
3
9,10,11
Крупеничка
Познакомить детей со сказкой о
Крупеничке, учить создавать куклу из
детского носочка, заполненного гречихой
или другой крупой, закрепить знания
детей о женском народном костюме,
назначении каждого элемента одежды.
Учить детей украшать готовую куклу
дополнительными элементами, сочетать
цвета лоскутов, нитей.
3
12,13
Подорожница
Продолжать знакомить детей с борядами
русского народа; учить самостоятельно
2
создавать кукол на основе мешочка с
землей, в который клали горошину или
зерно.
14
Выставка работ.
Продолжать
учить
детей
принимать
активное
участие
в
о р г а н и з а ц и и
выставки
для
младших
дошкольников.
Знакомить малышей со значением этих
кукол.
1
15
И н т е л л е ктуа л ь н а я
и г р а
«Брейн-ринг».
Закреплять знания видов тряпичных
кукол, их назначение и использование в
обрядах, особенности изготовления;
умение пользоваться потешками,
песенками, прибаутками.
1
16,17
Коляда
Познакомить детей с традиционным
рождественским ритуалом –
колядованием, с куклой Колядой. Учить
детей изготавливать фигурки людей из
соломы, перетягивая ее красными
нитями.
2
18,19
Крестец
Познакомить детей с образом куклы
Крестец, со значением этой куклы, с
обрядом ряжения цветными ленточками.
Учить создавать яркий образ, используя
минимум изобразительных средств.
2
20,21
Кукла на здоровье
П о з н а к о м и т ь
д е т е й
с
к у к л о й -
целительницей,
которую
выполняли
по
2
принципу Мартинички (из ниток). Учить
заплетать косу на голове куклы и косы –
руки.
22,23
Кукла - колокольчик
Познакомить детей со значением куклы –
колокольчика,
с
особенностями
ее
изготовления.
Учить
подбирать
ткань
ярких, светлых тонов.
2
24,25
Веснянка
Продолжать знакомить детей с обрядом
«закликания» весны. Учить выполнять
работу по принципу куклы – Кувадки,
добавляя детали (коса).
2
26
Р а з в и в а ю щ а я
и г р а
с
использованием ИКТ
Продолжать
учить
детей
работать
с
мультимедийной
доской.
Развивать
интеллектуальные возможности детей.
1
27
Выставка работ
Продолжать учить детей принимать
активное участие в выставке работ.
Умение рассказывать истории разных
кукол, особенности их изготовления.
1
28,29,3
0
Пасхальная кукла
Продолжать закреплять знания детей о
православном празднике Пасхи. Дать
представление о его традициях и
обрядах. Учить изготавливать куклу
Пасхальную в ярких, праздничных тонах.
3
31
Обыгрывание
Пасхальной
куклы
Учить детей принимать активное участие
в обрядовых играх, с использованием
Пасхальной куклы.
1
32
Птичка (мастер – класс)
Учить детей выполнять работу по
знакомому методу (Рождественский
1
ангел), добавляя некоторые детали с
помощью нитей.
33,34
Кукла на счастье
Учить детей выполнять работу по
замыслу, самостоятельно подбирая
нужный материал и фурнитуру.
2
35
Итоговая выставка работ.
Учить детей самостоятельно готовить
кукол к выставке, располагая их по
темам. Закрепить умение рассказывать о
каждой из них.
1