Напоминание

Перспективное планирование работы по воспитанию у детей патриотических чувств посредством ознакомления с обрядовой куклой


Автор: Шестакова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 5 комбинированного вида"
Населённый пункт: Тульская область, г. Ефремов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективное планирование работы по воспитанию у детей патриотических чувств посредством ознакомления с обрядовой куклой
Раздел: дошкольное образование





Назад





Перспективное планирование работы по

воспитанию у детей патриотических

чувств посредством ознакомления с

обрядовой куклой

Автор:

Воспитатель высшей категории МКДОУ

«Детскицй сад № 5комбинированного вида»

г. Ефремова Тульской области

Шестакова Наталья Владимировна


Перспективное

планирование

работы

по

воспитанию

у

детей

патриотических

чувств

посредством

ознакомления

с

обрядовой

куклой.
Перед вами план поэтапной работы по воспитанию у детей патриотических чувств посредством ознакомления с обрядовой куклой. Разработанный перспективный план работы по воспитанию у дошкольников патриотических чувств посредством традиционных народных кукол построен на народном календаре, годичном цикле жизни русского народа, на обучении детей изготовлению кукол от простого к сложному, по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне.
Первый год обучения.
№п.п Тема Содержание Кол- во часов 1,2 Приятно познакомиться. Ознакомление с задачами на год, с приспособлениями и материалами, используемыми в работе, с правилами техники безопасности, с умением 1 2 1
содержать в чистоте рабочее место. 3 История народной куклы Знакомство с историей возникновения тряпичной народной куклы. 1 4 Волшебство т р я п и ч н ы х к у к о л , в м у з е е « М о е Красивомечье». Д ат ь п р е д с т а в л е н и е о з н а ч е н и и тряпичных кукол, об отношении крестьян к таким куклам. 1 5 Просмотр презентации на т е м у : « К у к л ы и з бабушкиного сундука». Знакомить детей с многообразием тряпичных кукол. Вызвать интерес к истории своего народа. 1 6,7,8 Виды кукол: -обрядовые -обереговые -игровые З н а ком с т в о с в и д а м и к у ко л , и х назначением и использованием в обрядах и традициях русского народа, со сказками и легендами о возникновении таких кукол. 3 9,10 Куколка обрядна – очень уж нарядна. Дать детям представление о нарядах тряпичных кукол. Учить находить сходство и различие в элементах украшения. 2 11 Д и д а к т и ч е с к а я и г р а : «Украсим кукле сарафан» Учить детей самостоятельно подбирать к силуэту сарафана тесьму, цветные ленты, пуговицы, бусины. Вызвать желание использовать элементы традиционного русского узора. 1 12,13 Узелковая кукла Познакомить детей с простейшим видом работы с тканью, научить создавать узелковую куклу. Способствовать умению видоизменять куклу, добавляя к ее внешнему виду разные детали. 2
14,15 Зайка – побегайка. Учить детей складывать прямоугольный лоскут ткани в различных направлениях, фиксировать ее с помощью нити, придавать игрушке характерные черты, показать простейшие способы украшения игрушки, упражнять в умении видоизменять игрушку, добавляя новые элементы. 2 16,17 Рождественский ангел. Учить детей изготавливать простейшую традиционную тряпичную куклу из двух прямоугольных лоскутов ткани, придавать игрушке характерные черты, используя вату и нить. 2 18,19 Солнечный символ. Познакомить детей с древнейшим магическим символом – крестом, с солярным знаком, со старинным зимним обрядом прославления Солнца. Учить изготавливать солнечный символ из перекрещенных палочек, цветных ленточек и шерстяных ниток. 2 20,21 Пеленашка. Познакомить детей с куклой Пеленашкой, с обрядами, связанными с рождением младенца, учить пеленать скатку, 2
придавать заготовке целостный образ младенца, используя шерстяные нитки и «свивальник». 22,23 Лихоманки. Познакомить детей с назначением кукол – лихоманок, закреплять умение пеленать куклу, учить создавать образ куклы с помощью ткани различных оттенков. 2 24,25 Маслена домашняя. Познакомить детей с куклой Масленницей и традиционным народным праздником с участием этой куклы. Учить создавать Масленницу, используя различную по цвету ткань, цветные ленты, шерстяные нитки. 2 26 Как на масляной неделе мы блиночка захотели. Учить детей активно принимать участие в традиционных народных праздниках, используя обрядовую куклу-Масленницу и пользуясь малыми фольклорными формами. 1 27 Экскурсия в краеведческий музей города Ефремова. Знакомство с краеведческим музеем. Рассматривание выставки «Тряпичные куклы наших предков». 1 28 Развивающая игра: «Я- модельер». Развивать воображение детей, фантазию, самостоятельность выбора ткани и фурнитуры для украшения. 1 29,30 Мартинички. Познакомить детей с обрядом «закликания» весны, учить изготавливать 2
кукол из ниток, создавать образы мальчика и девочки, украшать кукол дополнительными деталями, упражнять в использовании шаблона. 31,32,33 Кувадки. Познакомить детей с куклой Кувадкой, с ее значением; учить создавать образ куклы-девочки и куклы-мальчика при помощи нитей. Упражнять в изготовлении шнура-косички (пояса) для Кувадки. 3 34 Посмотрите-ка на нас – мы покажем мастер-класс. Учить детей самостоятельно подбирать нужный материал для задуманной куклы. Упражнять в умении комментировать свои действия. 1 35 Поскорее приходите – наших кукол посмотрите. Учить детей активно принимать участие в подготовке выставки тряпичных кукол, сделанных своими руками. 1
Второй год обучения.
№п.п. Тема Содержание Кол- во часов 1 Куклы летом отдыхали, всех нас в гости поджидали. Познакомить детей с задачами на год. Вспомнить названия и назначение кукол, особенности их изготовления, правила техники безопасности при работе с иголкой и ножницами. 1 2 Р а з в и в а ю щ а я и г р а с использованием ИКТ Познакомить детей с развивающей игрой. Учить пользоваться мультимедийной 1
доской для развития чувства цвета, эстетики. 3 Дидактическая игра «Что изменилось?», в музее «Мое Красивомечье» Закрепить умение у детей узнавать и правильно называть кукол по их видам: обрядовые, боережные и игровые. 1 4,5 Бессонница Познакомить детей с колыбельной магической куклой Бессонницей, учить создавать образ куклы при помощи узелков из двух лоскутов ткани. Совершенствовать умение украшать ее наряд. 2 6,7,8 Мировое дерево (подарок на свадьбу). Познакомить детей с назначением куклы, с особенностями ее изготовления. Учить работать в парах, подбирая рогатину нужного размера. 3 9,10,11 Крупеничка Познакомить детей со сказкой о Крупеничке, учить создавать куклу из детского носочка, заполненного гречихой или другой крупой, закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Учить детей украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей. 3 12,13 Подорожница Продолжать знакомить детей с борядами русского народа; учить самостоятельно 2
создавать кукол на основе мешочка с землей, в который клали горошину или зерно. 14 Выставка работ. Продолжать учить детей принимать активное участие в о р г а н и з а ц и и выставки для младших дошкольников. Знакомить малышей со значением этих кукол. 1 15 И н т е л л е ктуа л ь н а я и г р а «Брейн-ринг». Закреплять знания видов тряпичных кукол, их назначение и использование в обрядах, особенности изготовления; умение пользоваться потешками, песенками, прибаутками. 1 16,17 Коляда Познакомить детей с традиционным рождественским ритуалом – колядованием, с куклой Колядой. Учить детей изготавливать фигурки людей из соломы, перетягивая ее красными нитями. 2 18,19 Крестец Познакомить детей с образом куклы Крестец, со значением этой куклы, с обрядом ряжения цветными ленточками. Учить создавать яркий образ, используя минимум изобразительных средств. 2 20,21 Кукла на здоровье П о з н а к о м и т ь д е т е й с к у к л о й - целительницей, которую выполняли по 2
принципу Мартинички (из ниток). Учить заплетать косу на голове куклы и косы – руки. 22,23 Кукла - колокольчик Познакомить детей со значением куклы – колокольчика, с особенностями ее изготовления. Учить подбирать ткань ярких, светлых тонов. 2 24,25 Веснянка Продолжать знакомить детей с обрядом «закликания» весны. Учить выполнять работу по принципу куклы – Кувадки, добавляя детали (коса). 2 26 Р а з в и в а ю щ а я и г р а с использованием ИКТ Продолжать учить детей работать с мультимедийной доской. Развивать интеллектуальные возможности детей. 1 27 Выставка работ Продолжать учить детей принимать активное участие в выставке работ. Умение рассказывать истории разных кукол, особенности их изготовления. 1 28,29,3 0 Пасхальная кукла Продолжать закреплять знания детей о православном празднике Пасхи. Дать представление о его традициях и обрядах. Учить изготавливать куклу Пасхальную в ярких, праздничных тонах. 3 31 Обыгрывание Пасхальной куклы Учить детей принимать активное участие в обрядовых играх, с использованием Пасхальной куклы. 1 32 Птичка (мастер – класс) Учить детей выполнять работу по знакомому методу (Рождественский 1
ангел), добавляя некоторые детали с помощью нитей. 33,34 Кукла на счастье Учить детей выполнять работу по замыслу, самостоятельно подбирая нужный материал и фурнитуру. 2 35 Итоговая выставка работ. Учить детей самостоятельно готовить кукол к выставке, располагая их по темам. Закрепить умение рассказывать о каждой из них. 1


В раздел образования