Автор: Зайнулина Альфира Саимзяновна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Сарсинская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: п.Сарс, Октябрьский район, Пермский край Наименование материала: Рабочая программа "Математика" для "6" класса УМК "_Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Швацбурд" Тема: Рабочая программа "Математика" для "6" класса Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сарсинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
________________ _________/_________/ _______ Г.И.Зайцева
протокол №__от_____ _______________ г. ___________ г.
Рабочая программа
«Математика»
для «6» класса
УМК «_Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков,
С.И.Швацбурд»
Составитель:
учитель математики
Зайнулина А.С.
2015-2016уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая
программа
разработана
в
соответствии
с
основными
положениями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования по математике, планируемыми результатами
основного
общего
образования
по
математике,
требованиями
Примерной
основной образовательной программы и ориентирована на работу по учебно-
методическому комплекту:
1.Виленкин,Н.Я.
Математика.6
класс:
учебник
/Н.Я.Виленкин,
В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Швацбурд.-М.:Мнемозина,2011.
2.
Жохов,
В.И.
Математика.
5-6
классы.
Программа.
Планирование
учебного материала/ В.И.Жохов.-М.: Мнемозина, 2011.
3.Жохов, В.И. Преподавание математики в 5-6 классах: методические
рекомендации для учителя к учебнику Виленкина Н.Я. и др./В.И.Жохов.-
М.:Мнемозина,2008.
4.
Контрольно-измерительные
материалы.
Математика.
6
класс/
Сост.Л.П.Попова.-2-е
изд.,
перераб.-М.:
ВАКО,
2014.-96с.-(Контрольно-
измерительные материалы).
Рабочая
программа
ориентирована
на
работу
по
учебно-методическому
комплекту для 5-6 классов Н.Я. Виленкин и коллектив авторов
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА :
Личностные
• развитие логического и критического мышления, культуры
речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и
объективности, способности к преодолению мыслительных
стереотипов,
вытекающих
из
обыденного
опыт а;
•
воспитание
качеств
личности,
обе спечивающих
социальную
мобильность,
способность
принимать
с а м о с т о я т е л ь н ы е
р е ш е н и я ;
•
формирование
качеств
мышления,
необходимых
для
адаптации
в
современном
информационном
обществе;
•
развитие
интереса
к
математическому
творчеству
и
математических способностей;
Метапредметные
• формирование представлений о математике как части
общечеловеческой
культуры,
о
значимости
математики
в
развитии
цивилизации
и
современного
обще ства;
• развитие представлений о математике как форме описания
и методе познания действительности, создание условий для
приобретения
первоначального
опыта
математического
моделирования;
•
формирование
общих
способов
интеллектуальной
деятельности, характерных для математики и являющихся
основой познавательной культуры, значимой для различных
сфер человеческой деятельности;
Предметные
•
овладение
математическими
знаниями
и
умениями,
необходимыми для продолжения обучения в старшей школе
или
иных
общеобразовательных
учреждениях,
изучения
смежных
дисциплин,
применения
в
повседневной
жизни;
•
создание
фундамента
для
математического
развития,
формирования
механизмов
мышления,
характерных
для
математической деятельности.
Задачи:
сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в
практике преподавания в начальной школе ;
предусмотреть
возможность
компенсации
пробелов
в
подготовке
школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии
внимания и памяти;
обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения
алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
выявить и развить математические и творческие способности;
развивать навыки вычислений с натуральными числами;
учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;
дать начальные представления об использование букв для записи
выражений и свойств;
учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные
уравнения;
продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
развивать
навыки
построения
геометрических
фигур
и
измерения
геометрических величин.
При
организации
учебного
процесса
будет
обеспечена
последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются
на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с
последующей их реализацией.
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Ф
ормы организации учебного процесса:
-
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как:
практические занятия;
тренинг;
консультация;
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных
работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20
минут с дифференцированным оцениванием
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и
проверяемого
программного
материала;
содержание
определяются
учителем
с
учетом
степени
сложности
изучаемого
материала,
а
также
особенностей
обучающихся
класса.
Итоговые
контрольные
работы
проводятся после изучения наиболее значимых тем программы.
Общая характеристика учебного предмета
Курс математики 6 класса включает основные содержательные линии:
Арифметика;
Элементы алгебры;
Элементы геометрии;
Множества;
Математика в историческом развитии.
«Арифметика»
служит
фундаментом
для
дальнейшего
изучения
математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных
навыков,
логического
мышления,
умения
планировать
и
осуществлять
практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни.
«Элементы алгебры» показывают применение букв для обозначения
чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий,
свойств
арифметических
действий,
систематизируют
знания
о
математическом языке.
«Элементы
геометрии»
способствуют
формированию
у
учащихся
первичных
о
геометрических
абстракциях
реального
мира,
закладывают
основы формирования правильной геометрической речи.
«Множества»
способствуют
овладению
учащимися
некоторыми
элементами универсального математического языка.
«Математика
в
историческом
развитии»
способствует
созданию
общекультурного, гуманитарного фона изучения математики.
Вероятность и статистика, «Множества», «Математика в историческом
развитии» изучаются сквозным курсом, отдельно на их изучение уроки не
выделяются.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения
образовательной программы основного общего образования:
личностные:
5)
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
5)
формирования
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
5)
умения
ясно,
точно,
грамотно
излагать
свои
мысли
в
устной
и
письменной
речи,
понимать
смысл
поставленной
задачи,
выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5)
первоначального
представления
о
математической
науке
как
сфере
человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для
развития цивилизации;
5)
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
5)
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при
решении арифметических задач;
5)
умения контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности;
5)
формирования
способности
к
эмоциональному
во сприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
)1
способности
самостоятельно
планировать
альтернативные
пути
достижения
целей,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения учебных и познавательных задач;
)2
умения
осуществлять
контроль
по
образцу
и
вносить
необходимые
коррективы;
)3
способности
адекватно
оценивать
правильность
или
Ошибочность
выполнения
учебной
задачи,
её
объективную
трудность
и
собственные
возможности её решения;
)4
умения
устанавливать
причинно-следственные
связи;
строить
логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по
аналогии) и выводы;
)5
умения
создавать,
применять
и
преобразовывать
знаково-
символические
средства,
модели
и
схемы
для
решения
учебных
и
познавательных задач;
)6
развития
способности
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем
и
сверстниками:
определять
цели,
распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить
общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
слушать
партнёра;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать
своё
мнение;
)7
формирования
учебной
и
общепользовательской
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТ-компетентностй);
8)первоначального представления об идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки и техники;
5)
развития
способности
видеть
математическую
задачу
в
других
дисциплинах, в окружающей жизни;
5)
умения находить в различных источниках информацию, необходимую
для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме;
принимать
решение
в
условиях
неполной
и
избыточной,
точной
и
вероятностной информации;
5)
умения понимать и использовать математические средства наглядности
(рисунки,
чертежи,
схемы
и
др.)
для
иллюстрации,
интерпретации,
аргументации;
5)
умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания
необходимости их проверки;
5)
понимания
сущности
алгоритмических
предписаний
и
умения
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
5)
умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы
для рещения учебных математических проблем;
5)
способности планировать и осуществлять деятельность, направленную
на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование,
извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои
мысли в устной и письменной речи, применяя математическую
терминологию и символику, использовать различные языки математики
(словесный, символический, графический), развития способности
обосновывать суждения, проводить классификацию;
2)
владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе,
дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая,
ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и
пр.),
формирования
представлений
о
статистических
закономерностях
в
реальном мире и различных способах их изучения;
3)
умения
выполнять
арифметические
преобразования
рациональных
выражений, применять их для решения учебных математических задач и
задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4)
умения пользоваться изученными математическими формулами
5)
знания
основных
способов
представления
и
анализа
статистических
данных;
умения
решать
задачи
с
помощью
перебора
всех
возможных
вариантов;
6)
умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении
задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к
непосредственному применению известных алгоритмов.
СТРУКТУРА КУРСА
№
Модуль (глава)
Приме
рное
количество
часов
1
Пов
торе
ние
изуч
енно
го
в
5
клас
се
3
2 Делимость чисел
23
3 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
28
4 Умножение и деление обыкновенных дробей
34
5 Отношения и пропорции
25
6 Положительные и отрицательные числа
16
7 Сложение и вычитание положительных и отрицательных
чисел
15
8 Умножение
и
деление
положительных
и
отрицательных
чиесл
13
9 Решение уравнений
16
1 Координаты на плоскости
15
1 Итоговое повторение курса математики 6 класса
22
Содержание учебного предмета
1. Делимость чисел
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки
делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение
натурального числа на простые множители.
Основная цель – завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу
для освоения действий с обыкновенными дробями.
2.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему
знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей.
Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель – выработать прочные навыки преобразования дробей,
сложения и вычитания дробей.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Основная цель – выработать прочные навыки арифметических действий с
обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби
4. Отношения и пропорции
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью
пропорции. Понятие о прямой и обратной пропорциональности величин.
Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади
круга. Шар.
Основная цель – сформировать понятия пропорции, прямой и обратной
пропорциональности величин.
5. Положительные и отрицательные числа
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль
числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа.
Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.
Основная цель – расширить представления учащихся о числе путем введения
отрицательных чисел.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель – выработать прочные навыки сложения и вычитания
положительных и отрицательных чисел.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
Умножение десятичных положительных и отрицательных чисел. Понятие о
рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
Применение законов арифметических действий для рационализации
вычислений.
Основная цель – выработать прочные навыки арифметических действий с
положительными и отрицательными числами.
8. Решение уравнений
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение
подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения
текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель – подготовить учащихся к выполнению преобразований
выражений, решению уравнений.
9. Координаты на плоскости
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью
чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на
плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков и диаграмм.
Основная цель – познакомить учащихся с прямоугольной системой координат
на плоскости.
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса математики 6 класса учащиеся должны
знать / понимать:
как
потребности
практики
привели
математическую
науку
к
необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
примеры геометрических
объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь:
выполнять
сложение
и
вычитание
обыкновенных
дробей
с
одинаковыми знаменателями;
находить значение числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости,
площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и
наоборот;
составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби,
проценты;
решать линейные уравнения с одной переменной;
изображать числа точками на координатной прямой;
решать текстовые задачи;
пользоваться
языком
математики
для
описания
предметов
окружающего мира;
распознавать
геометрические
фигуры,
различать
их
взаимное
расположение;
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию
задач;
построить
координатные
оси,
отметить
точку
по
заданным
координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной
плоскости;
находить
в
простейших
случаях
значения
функций,
заданных
формулой, таблицей, графиком;
интерпретировать
в
несложных
случаях
графики
реальных
зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы;
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия
из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую
правильность
рассуждений,
использовать
примеры
для
иллюстрации
и
контрпримеры для опровержения утверждений;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
для
решения
несложных
практических
задач,
в
том
числе
с
использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной
прикидки
и
оценки
результатов
вычислений;
проверки
результатов вычислений с использованием различных приемов;
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения
практиче ских
задач,
связанных
с
н а хожд е н и е м
геометрических величин;
построений
геометрическими
инструментами
(линейка,
угольник,
циркуль, транспортир);
решения практических задач в повседневной деятельности с
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по математике
являются
устный
опрос
и
письменные
работы.
К
письменным
формам
контроля
относятся:
математические
диктанты,
самостоятельные
и
контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и
итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а
итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведен
график контрольных работ для проверки уровня сформированности знаний и
умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.
График контрольных работ
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата
проведения
1
Диагностическая контрольная работа
1
2
Контрольная работа № 1 по теме
«Делимость чисел».
1
3
Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и
вычитание дробей с разными знаменателями».
1
4
Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и
вычитание смешанных чисел».
1
5
Ко
1
нтр
оль
ная
раб
ота
№
4
по
тем
е
«У
мн
ож
ени
е
дро
бей
.
На
хо
жд
ени
е
дро
би
от
чис
ла»
.
6
Контрольная работа № 5 по теме
«Деление дробей».
1
7
Контрольная работа № 6 по теме
«Нахождение числа по его дроби. Дробные
выражения»
1
8
Контрольная работа № 7 по теме
«Отношения и пропорции»
9
Контрольная работа № 8 по теме
«Масштаб. Длина окружности и площадь круга».
1
10
Контрольная работа № 9 по теме
«Положительные и отрицательные числа».
1
11
Контрольная работа № 10 по теме
«Сложение и вычитание положительных и
отрицательных чисел».
1
12
Контрольная работа № 11 по теме
«Умножение и деление положительных и
1
отрицательных чисел».
13
Контрольная работа № 12 по теме «Коэффициент.
Подобные слагаемые».
1
14
Контрольная работа № 13 по теме «Решение
уравнений».
1
15
Ко
нтр
оль
ная
раб
ота
№
14
по
тем
е
«К
оор
ди
нат
ы
на
пл
оск
ост
и»
1
Тематическое планирование .
№ урока
Тема урока
Дата по
плану
Дата по
факту
Предметные
результаты
Метапредметные
результаты
Личностные
1
Повторение.
Арифметические действия
Выполняют
арифметические
д е й с т в и я
с
натуральными
ч и с л а м и
и
десятичными
дробями.
Ч и т а ю т
и
записывают
обыкновенные и
десятичные
дроби Выделяют
и
формулируют
познавательную
цель. Проверяют
правильность
вычислений
В ы д е л я ю т
и
осознают
то,
что
уже усвоено и что
е щ е
п о д л е ж и т
усвоению
Устанавливают
рабочие
отношения,
учатся
эффективно
с о т р у д н и ч а т ь
и
способствовать
эффективной
работе
в группе
2
П о в т о р е н и е .
О с н о в ы
геометрии
Вычисляют
п л о щ а д и
и
объемы
фигур.
Распознают
на
чертежах
геометрические
ф и г у р ы .
С
помощью
транспортира
измеряют
углы
В ы д е л я ю т
и
формулируют
проблему.
Выбирают
о с н о в а н и я
и
сравнения,
классификации
объектов
Применяют
установленные
п р а в и л а
в
планировании
способа решения
Формулируют
собственное
мнение
и
позицию,
задают
вопросы,
слушают
собеседника
3
Диагностическая
контрольная работа
Демонстрируют
математические
знания и умения
п р и
р е ш е н и и
Применяют
полученные
з н а н и я
п р и
решении
С
д о с т а т о ч н о й
п о л н о т о й
и
точностью выражают
с в о и
м ы с л и