Напоминание

Опытно-экспериментальная деятельность на тему: "ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ".


Автор: Салихова Роза Радиковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС№60 "Золушка"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Опытно-экспериментальная деятельность на тему: "ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ".
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

ТЕМА:

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ».

Цель:
Закрепить представления у детей о круговороте воды в природе, о значении воды и ее свойствах.
Задачи:

Образовательные
: - Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Развивающие:
- Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность; - Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
Воспитательные:
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; - Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Оборудование:
глобус, акварель, блокнот, карандаши, сахар, вода, ложечка, сосуды, стаканчики.
ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

II. Создание игровой мотивации.
1. Она и туча и туман Она ручей и океан Она летает и бежит И стеклянной может быть. (Вода) 2. Она и льет и льет Это может вертолет, сбрасывает воду? Нет, вода из облаков Угадай, кто он таков? (Дождь) 3. Маленькой рождаюсь я Получаюсь из ручья, А до моря добегу Стать широкой я смогу. (Река) 4. Мы журчим в апреле звонко Ведь сугробы быстро тают А мальчишки и девчонки В нас кораблики пускают. (Ручеек) 5. Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река) - Ребята, вы молодцы! Отлично справились с заданием. А сейчас проходим и занимаем свои места. Сели все ровно, спинки выпрямили, ноги вместе. - Сейчас я вам загадаю загадку, а вы будьте внимательны. На ноге стоит одной Крутит, вертит головой Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (глобус ) - А что такое глобус? (Глобус - это модель Земли.) - А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют) - Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. - А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...) - Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе) - Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра.) - А что вы знаете о воде? Какая она? - Кому нужна вода? - Зачем вода нужна растениям? - А как они её получают? - Почему животные не могут жить без воды? - Ребята, а людям нужна вода? (Дети объясняют, делают выводы) - А сейчас, Влад, расскажет вам стихотворение о воде. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить, Без неё нам не прожить! - Молодец! Спасибо! Займи свое место. - Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. - А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку, а нам нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней? - Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют) - Вода для людей нужна чистая, очищенная. А как вы думаете где же очищают воду? (Разбираем на доске) - Итак, ребята, как же вода поступает к нам домой? (Из рек попадает в водоочистительные станции, очищают от крупных примесей, отстаивают, фильтруют, хлорируют и только потом попадает вода в дом и в наши краны). Физкультминутка К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте) Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе) Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Вот как славно освежились. (встряхиваем руками) Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед) Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно) Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте) Вышли на берег крутой (шагаем на месте) И отправились домой. - Молодцы, ребята! Садимся.
Опытно-экспериментальная работа
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Приступим к нашему исследованию. Чтобы провести первый опыт к столу приглашаю Марию. Мария покажет нам эксперимент с водой и ответит на вопрос "Имеет ли вода форму?" - А вы ребята, все опыты будете изображать у себя в блокнотах. Итак, приступаем.
Опыт 1. Какой формы вода?
Имеет ли форму вода? Для этого возьмем пластиковый контейнер и наполним ее водой. Перельем эту воду в контейнер. Ребята, что мы видим? (ответы детей). Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и изображает на доске). - Ко второму опыту приглашается Ксения.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана с чистой водой и в один стакан с водой добавляем краску. - Ребята, что произошло с водой? (ответы детей). Вывод: Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И изображаем на доске, а ребята у себя в блокнотах). - Молодец! Спасибо! Займи свое место. - Следующий эксперимент проведет Даниил.
Опыт 3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Ребенок пробует воду и высказывает свое мнение. Затем предлагается размешать в воде сахар. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). Да, ребята, у воды вкуса нет, но вода может приобретать вкусы других веществ. - Хорошо, Даниил. Присаживайся. Следующий опыт проведет Арина.
- И для проведения последнего опыта, я приглашаю Вику.
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей) Затем предложить размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, изображается на доске. - Ребята, вы все молодцы! Хорошо справлялись со всеми заданиями. Но, наше занятие подходит к концу.
Итог занятия
- Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии? - Чему научились? - Что было интересным? - Что вам понравилось? - Ребята, всем нам вода нужна чистая (людям, растениям, животным). Поэтому, нельзя загрязнять водоемы, океаны, реки, нужно беречь природу на нашей планете Земля. - Занятие окончено. Всем спасибо!


В раздел образования