Напоминание

Удивительное электричество


Автор: Кужель Ирина Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МА"ОУ"Ангарский лицей №2 им.М.К.Янгеля"
Населённый пункт: Иркутская
Наименование материала: программа
Тема: Удивительное электричество
Раздел: полное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АНГАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ «АНГАРСКИЙ ЛИЦЕЙ № 2» ПРОГРАММА элективного курса
«УДИВИТЕЛЬНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»
(для учащихся 8 классов, 16 часов)
Автор-составитель:
Кужель И.А.- учитель физики Ангарск, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы
В рамках реализации концепции профильного обучения в лицее данный элективный курс поможет в дальнейшем определиться с выбором профиля (физико- математический или индустриально-технологический). В условиях профильного учебного заведения, каковым является МОУ «Ангарский лицей №2», необходимо использовать возможности исследовательских программ. Одним из перспективных направлений является научный поиск, заключённый в систему индивидуальной работы с учащимися, склонными к научной, творческой деятельности и самостоятельному анализу информации. Тема «Электромагнетизм» занимает одно из ведущих мест в системе физических знаний и имеет большое практическое значение. Понятие об электрических зарядах, их взаимодействия, о виде материи, посредством которой осуществляется это взаимодействие, электрическое поле, учащиеся впервые получают в восьмом классе. Задача состоит в том, чтобы углубить и расширить их представления об этом виде материи. За последнее время возрастает тенденция к развитию самостоятельности и инициативы учащихся в процессе обучения. Важно, чтобы знания учащихся были не только глубокими и прочными, но и действенными, т.е. умели применять их на практике. Для этого необходимо систематически развивать такие умения, которые активизируют мышление, в результате чего учащимся самостоятельно устанавливается связь изучаемого с уже известным. Таким образом, творческие задания, упражнения следует рассматривать как важный и неизбежный этап в учебном процессе, на котором происходит осмысление понятного, но еще не усвоенного материала, развитие общеучебных, исследовательских умений и навыков.
Новизна программы
Новизна состоит в использовании принципа интеграции не только в наполнении содержания, но и в организации обучения, развития и воспитания учащихся. Программа предполагает осуществление межпредметных связей с математикой, химией, биологией, т.к. большинство рассматриваемых вопросов в курсе расширяют и углубляют знания. На занятиях будут выполняться практические работы, которые позволят учащимся приобрести навыки сборки схем и умение их «читать», логически мыслить, при решении качественных задач, при написании курсовой – навыки исследовательской работы, изучение дополнительной литературы, что в конечном итоге позволит выбрать профиль дальнейшего обучения. В программе делается попытка связать различные виды упражнений с творческими задачами по физике. В понимании творчества существуют две крайности. Одни относят к творчеству только то, что связано с объективной новизной и имеет общественную значимость. Другие, что всякая человеческая деятельность сопряжена с творчеством, поскольку для учащегося «все ново». Очевидно, что, придерживаясь любой из этих крайностей, бессмысленно говорить об организации творческой деятельности обучающихся в учебном процессе. С одной стороны, было бы утопией рассчитывать на то, что учащиеся в процессе обучения могут систематически делать какие-то научные открытия, изобретения или рационализаторские предложения. С другой стороны, если для учащихся «все ново», то, значит, каждый шаг в учебном процессе творческий и также не имеет смысла говорить о какой-то еще специально организованной творческой деятельности. Учащиеся не могут в процессе обучения систематически делать открытия и изобретения. Но они могут делать открытия и изобретения для себя, т.е. обладающие
лишь субъективной новизной. На этом строится самостоятельная и исследовательская работа учащихся в процессе обучения. На эту субъективную новизну в творчестве учащихся и следует ориентироваться учителю в учебном процессе. Из анализа практической деятельности видно, что решение творческой задачи является центральным и основным звеном учебного процесса, вместе с тем оно может быть и тем частным случаем, когда проблема уже сформулирована и вся необходимая информация для решения уже имеется.
Методологическое обоснование программы
Программа элективного курса «Удивительное электричество» разработана для лицея №2 г. Ангарска. Содержание и структура программы ориентированы на учащихся, которые имеют достаточно высокий общий уровень развития, склонность к самостоятельной деятельности и выбрали для обучения учебное заведение политехнической направленности, с повышенным уровнем требований к знаниям и умениям. Курс разработан на основе примерной программы основного общего образования по физике для 7-9 классов; программы среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень) для 10-11 классов; адаптированной программы предпрофильной и профильной подготовки «Физика 8-11 класс» авторов: Поповой Т. г., Шарыповой И.В., Шевкуновой Л.Я., Цыганенко Н.А. (адаптационная программа по физике 8-11класс 2000г.); «Экспериментальные основы элементарной физики» автор Уфимцев Г.Ф. (авторская программа учебного предмета, 8-11 класс). Опыт показывает, что учащиеся, успевающие по физике, умеют формулировать законы Ома, приводить примеры, решать по формуле задачи. К сожалению, не каждый может ответить на такие вопросы, как: почему иногда в доме меркнет электрический свет; почему при нормальном накале настольной лампы, включенной в ту же розетку, магнитофон «не тянет»; почему чистые волосы пушистые; почему провода в скрытой электропроводке не перегреваются; будет ли работать в космосе радиолампа с разбитым стеклом; почему зимой не бывает грозы; по высоковольтным проводам течет ток, почему птицы могут сидеть на них. Это говорит о том, что учащиеся часто владеют формальными знаниями, т.е. могут пересказать материал учебника, подтвердить его примерами, решить тренировочные задачи, но затрудняются применить свои знания на практике, в новых творческих условиях. Возникает проблема: как мотивировать учащихся на творческий подход к решению задач? В данном курсе творческим работам отводится ведущая, самостоятельная роль, процесс усвоения знаний учащимися соответствует естественному процессу научного познания природы. Учащиеся, вдумчиво относящиеся к написанию и защите творческих работ, смогут приобрести знания не только по основам физики как науки, но и научиться работать с измерительными приборами, приобрести навыки исследовательской работы и умению четко, ясно выражать свои мысли, что позволит в дальнейшем сделать осознанный выбор будущего профиля на третьей ступени обучения в лицее.
ЦЕЛЬ
: развитие интереса учащихся к предмету, с последующим выбором профиля.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска. 2. Помощь в профессиональной ориентации. 3. Развитие творческих способностей учащихся. 4. Выработка исследовательских навыков. 5. Развивать культуру речи.
6. Ознакомить с новыми направлениями развития науки и техники.
Краткая структура
РАЗДЕЛ 1. Это вездесущий электрический заряд (2ч.) РАЗДЕЛ 2. Вокруг зарядов что-то есть (4ч.). РАЗДЕЛ 3 220 вольт – что это значит? (6ч.). РАЗДЕЛ 4. Исполинские электромагниты (4ч.). ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. Это вездесущий электрический заряд

Цель:
 Изучить природу электрического заряда, его возникновения.
Содержание:
1. Этот вездесущий заряд. Заряд возникает: при игре в баскетбол, при сидении на стуле, при листании книги, одевании, при движении автомобиля, и т. д. Почему не обращаем на него никакого внимания и не считаем редким явлением? Природа электрического заряда. Атомы разных элементов отличаются зарядом ядра и количеством электронов.
Учащиеся должны знать:
 Смысл физических понятий, физических явлений.  Определение физических величин.  Единицы измерения физических величин.
Учащиеся должны уметь:
 Описывать и объяснять физические явления.  Приводить примеры практического применения физических знаний.  Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов.  Использовать приобретенные знания на и умения в повседневной жизни.
РАЗДЕЛ 2. Вокруг зарядов что-то есть.

Цель:
 Доказать существование электрического поля на примерах.  Познакомить с понятием напряженности электрического поля
Содержание:
1. Равновесие статистических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Сравнение электростатических и гравитационных сил. 2. Заряд – источник электромагнитного поля. Силовая характеристика электростатического поля. Графическое изображение электрического поля. Напряженность поля системы зарядов.
Учащиеся должны знать:
 Определение физических величин.  Формулировки физических законов.  Единицы измерения физических величин.
Учащиеся должны уметь:
 Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.  Сравнивать электростатические и гравитационные силы.  Изображать графически электрическое поле.
РАЗДЕЛ 3. 220 вольт – что это значит?

Цель:
 Дать зависимость удельного сопротивления от температуры.
 Дать понятие сверхпроводимости.  Научить читать схемы эл.цепей.  Научить различать и собирать эл.цепи.
Содержание:
1. Электрический ток. Сила тока. Сопротивление проводника. Зависимость удельного сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Расчет сопротивления эл.цепей. 2. Тепловое действие электрического тока. Закон Ома для однородного проводника. Закон Джоуля - Ленца. Закон Ома для замкнутой цепи. Передача мощности электрического тока от источника к потребителю. 3. Практическое занятие. Измерение силы тока и напряжения в электрических цепях. Соединения проводников.
Учащиеся должны знать:
 Смысл физических величин: сила тока, сопротивление, удельное сопротивление, напряжение, мощность.  Формулировки физических законов.  Назначение физических приборов.  Правила чтения электрических схем.  Правила безопасности при выполнении работ.
Учащиеся должны уметь:
 Определять цену деления и пределы измерения приборов.  Собирать установки для эксперимента по описанию или схеме.  Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков.  Соблюдать правила техники безопасности.  Пользоваться технической документацией при поведении измерений.
РАЗДЕЛ 4. Исполинские электромагниты.

Цель:
 Дать понятие магнитное поле.  Подвести итоги спецкурса.
Содержание:
1. Магнитное взаимодействие. Магнитное поле. Магнитное поле электрического тока. Взаимодействие движущихся зарядов. Магнитное поле в веществе. 2. Подведение итогов. Сдача курсовых работ.
Учащиеся должны знать:
 Смысл физических понятий.  Определение физических величин.  Формулировки физических законов.  Единицы измерения физических величин.  Назначение физических приборов.
Учащиеся должны уметь:
 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.  Описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики.  Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий.
Учебно-тематический план

Разделы, темы уроков Кол-во ча со в Форма проведения Раздел 1. Этот вездесущий электрический заряд 2 часа Презентация, эвристическая беседа Раздел 2. Равновесие статистических зарядов Заряд – источник электромагнитного поля 2 часа 2 часа Эвристическая беседа с использованием компьютерной графики. Раздел 3. Электрический ток Тепловое действие электрического тока Практическое занятие 2 часа 2 часа 2 часа Семинар Сборка цепей Раздел 4. Магнитное взаимодействие Итоговое занятие 2 часа 2 часа Конференция Круглый стол Итого 16 часов


Критерии и механизм отслеживания результатов усвоения программы
Работа элективного курса будет носить экспериментальный, исследовательский характер, что позволит учащимся проявить большую самостоятельность при написании курсовой работы или изготовлении макета какого-нибудь действующего прибора. Возможно, что некоторые работы можно будет рекомендовать на научно-практические конференции. Критерии ожидаемого результата Развивать умения:  самостоятельно работать с технической и справочной литературой;  самостоятельно собирать простые схемы электрических цепей, показывать их работу, объяснять принцип работы;  самостоятельно выбирать методику проведения эксперимента;  составлять план проведения эксперимента, исследования;  прогнозировать результаты эксперимента, исследования;  проводить эксперимент;  обрабатывать результаты;  объяснять результаты и формулировать выводы;  определять путь дальнейшего доследования работы;  защищать свою экспериментальную, исследовательскую работу.
Приложение 1.


Список

литературы, использованной при составлении программы
1. Балашов М.М. Задачник 7-8 классы . М.: Дрофа, 1996. 2. Блудов М.И. Беседы по физике М.: Просвещение, 1992 3. Громов С.В. Энциклопедия элементарной физики.М.: Просвещение, 2004. 4. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: 8 класс. М.: Просвещение, 2004. 5. Дик Ю.И. и др. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики. 6. Касьянов В.А. Физика: 10 класс. М.: Дрофа, 2003. 7. Касьянов В.А. Физика: 11 класс. М.: Дрофа, 2003. 8. М.: Просвещение, 2004. 9. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием: 7-9 классы. 10. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? Д.: ВАП. 1994. 11. Сикорук Л. Л. Физика для малышей.. М.: Педагогика, 1983. 12. Степанов С.В. Физика 10-11 классы: Лабораторный эксперимент. 13. Физика: 10 класс. (С углубленным изучением) Под ред. А.А. Пинского и О.Ф. Кабардина. 14. Физика: 11 класс. (С углубленным изучением) Под ред. А.А. Пинского и О.Ф. Кабардина. 15. Энциклопедия для детей. Т. . Техника.-2-е изд.,М.:Аванта+.1999. 16. Энциклопедия для детей. Т. . Физика.-2-е изд.,М.:Аванта+.1999.
Приложение 2.

Список

литературы, необходимой учителю для выполнения программы
1. Балашов М.М. Задачник 7-8 классы . М.: Дрофа, 1996. 2. Блудов М.И. Беседы по физике М.: Просвещение, 1992. 3. Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике: 10-11 классы. М.: Просвещение, 2004. 4. Громов С.В. Энциклопедия элементарной физики. М.: Просвещение, 2004. 5. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: 8 класс. М.: Просвещение, 2004. 6. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: 9 класс. М.: Просвещение, 2004. 7. Дик Ю.И. и др. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики. М.: Просвещение, 2004. 8. Касьянов В.А. Физика: 10 класс. М.: Дрофа, 2003. 9. Касьянов В.А. Физика: 11 класс. М.: Дрофа, 2003. 10. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием: 7-9 классы. 11. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? Д.: ВАП. 1994. 12. Сикорук Л. Л. Физика для малышей.. М.: Педагогика, 1983. 13. Степанов С.В. Физика 10-11 классы: Лабораторный эксперимент. М.: Просвещение, 2004. 14. Физика: 10 класс. (С углубленным изучением) Под ред. А.А. Пинского и О.Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 2004. 15. Физика: 11 класс. (С углубленным изучением) Под ред. А.А. Пинского и О.Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 2004. 16. Энциклопедия для детей. Т. . Техника.-2-е изд.,М.:Аванта+.1999. 17. Энциклопедия для детей. Т. . Физика.-2-е изд.,М.:Аванта+.1999.
Приложение 3.


Список

литературы, необходимой учащимся для усвоения программы
1. Балашов М.М. Задачник 7-8 классы . М.: Дрофа, 1996. 2. Блудов М.И. Беседы по физике М.: Просвещение, 1992 3. Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике: 10-11 классы. М.: Просвещение, 2004. 4. Громов С.В. Энциклопедия элементарной физики. М.: Просвещение, 2004. 5. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: 8 класс. М.: Просвещение, 2004. 6. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: 9 класс. М.: Просвещение, 2004. 7. Дик Ю.И. и др. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики. М.: Просвещение, 2004. 8. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием: 7-9 классы. 9. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? Д.: ВАП. 1994. 10. Сикорук Л. Л. Физика для малышей.. М.: Педагогика, 1983. 11. Степанов С.В. Физика 10-11 классы: Лабораторный эксперимент. М.: Просвещение, 2004. 12. Энциклопедия для детей. Т. . Техника.-2-е изд.,М.:Аванта+.1999. 13. Энциклопедия для детей. Т. . Физика.-2-е изд.,М.:Аванта+.1999.
Приложение 4.

Темы курсовых работ
1. Этот вездесущий электрический заряд. 2. Природа электрического заряда. 3. Вокруг заряда что-то есть! 4. 220 вольт - что это значит? 5. Можно ли по внешнему виду оценить сопротивление проводника? 6. Электрический ток на службе у человека. 7. Электрический двигатель и другие «профессии» электромагнита. 8. Электрические и магнитные игрушки. 9. Они создавали физику. 10. Удельная мощность и человека и Солнца. 11. «Физика» человека. 12. Электрохимия. 13. электричество и теплота. 14. Сколько стоит молния? 15. Человеческий организм и тепловая машина. 16. Вечное движение. 17. Спор о лягушке.


В раздел образования