Автор: Кужель Ирина Александровна Должность: учитель физики Учебное заведение: МА"ОУ"Ангарский лицей №2 им.М.К.Янгеля" Населённый пункт: Иркутская Наименование материала: программа Тема: Удивительное электричество Раздел: полное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АНГАРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ «АНГАРСКИЙ ЛИЦЕЙ № 2»
ПРОГРАММА
элективного курса
«УДИВИТЕЛЬНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»
(для учащихся 8 классов, 16 часов)
Автор-составитель:
Кужель И.А.-
учитель физики
Ангарск, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
В
рамках
реализации
концепции
профильного
обучения
в
лицее
данный
элективный
курс
поможет
в
дальнейшем
определиться
с
выбором
профиля
(физико-
математический или индустриально-технологический).
В условиях профильного учебного заведения, каковым является МОУ «Ангарский
лицей №2», необходимо использовать возможности исследовательских программ. Одним
из
перспективных
направлений
является
научный
поиск,
заключённый
в
систему
индивидуальной работы с учащимися, склонными к научной, творческой деятельности и
самостоятельному анализу информации.
Тема «Электромагнетизм» занимает одно из ведущих мест в системе физических
знаний и имеет большое практическое значение.
Понятие
об
электрических
зарядах,
их
взаимодействия,
о
виде
материи,
посредством которой осуществляется это взаимодействие, электрическое поле, учащиеся
впервые получают в восьмом классе. Задача состоит в том, чтобы углубить и расширить
их представления об этом виде материи.
За
последнее
время
возрастает
тенденция
к
развитию
самостоятельности
и
инициативы учащихся в процессе обучения. Важно, чтобы знания учащихся были не
только глубокими и прочными, но и действенными, т.е. умели применять их на практике.
Для этого необходимо систематически развивать такие умения, которые активизируют
мышление, в результате чего учащимся самостоятельно устанавливается связь изучаемого
с уже известным.
Таким
образом,
творческие
задания,
упражнения
следует
рассматривать
как
важный и неизбежный этап в учебном процессе, на котором происходит осмысление
понятного, но еще не усвоенного материала, развитие общеучебных, исследовательских
умений и навыков.
Новизна программы
Новизна состоит в использовании принципа интеграции не только в наполнении
содержания, но и в организации обучения, развития и воспитания учащихся. Программа
предполагает осуществление межпредметных связей с математикой, химией, биологией,
т.к. большинство рассматриваемых вопросов в курсе расширяют и углубляют знания. На
занятиях
будут
выполняться
практические
работы,
которые
позволят
учащимся
приобрести навыки сборки схем и умение их «читать», логически мыслить, при решении
качественных
задач,
при
написании
курсовой
–
навыки
исследовательской
работы,
изучение дополнительной литературы, что в конечном итоге позволит выбрать профиль
дальнейшего обучения.
В программе делается попытка связать различные виды упражнений с творческими
задачами по физике. В понимании творчества существуют две крайности. Одни относят к
творчеству
только
то,
что
связано
с
объективной
новизной
и
имеет
общественную
значимость. Другие, что всякая человеческая деятельность сопряжена с творчеством,
поскольку для учащегося «все ново». Очевидно, что, придерживаясь любой из этих
крайностей,
бессмысленно
говорить
об
организации
творческой
деятельности
обучающихся в учебном процессе. С одной стороны, было бы утопией рассчитывать на то,
что
учащиеся
в
процессе
обучения
могут
систематически
делать
какие-то
научные
открытия, изобретения или рационализаторские предложения. С другой стороны, если для
учащихся «все ново», то, значит, каждый шаг в учебном процессе творческий и также не
имеет
смысла
говорить
о
какой-то
еще
специально
организованной
творческой
деятельности.
Учащиеся
не
могут
в
процессе
обучения
систематически
делать
открытия
и
изобретения.
Но они могут делать открытия и изобретения для себя, т.е. обладающие
лишь субъективной новизной. На этом строится самостоятельная и исследовательская
работа
учащихся
в
процессе
обучения.
На
эту
субъективную
новизну
в
творчестве
учащихся и следует ориентироваться учителю в учебном процессе.
Из анализа практической деятельности видно, что решение творческой задачи
является центральным и основным звеном учебного процесса, вместе с тем оно может
быть и тем частным случаем, когда проблема уже сформулирована и вся необходимая
информация для решения уже имеется.
Методологическое обоснование программы
Программа
элективного
курса
«Удивительное
электричество»
разработана
для
лицея №2 г. Ангарска. Содержание и структура программы ориентированы на учащихся,
которые
имеют
достаточно
высокий
общий
уровень
развития,
склонность
к
самостоятельной
деятельности
и
выбрали
для
обучения
учебное
заведение
политехнической
направленности,
с
повышенным
уровнем
требований
к
знаниям
и
умениям.
Курс разработан на основе примерной программы основного общего образования
по физике для 7-9 классов; программы среднего (полного) общего образования по физике
(профильный уровень) для 10-11 классов; адаптированной программы предпрофильной и
профильной подготовки «Физика 8-11 класс» авторов: Поповой Т. г., Шарыповой И.В.,
Шевкуновой
Л.Я.,
Цыганенко
Н.А.
(адаптационная
программа
по
физике
8-11класс
2000г.);
«Экспериментальные
основы
элементарной
физики»
автор
Уфимцев
Г.Ф.
(авторская программа учебного предмета, 8-11 класс).
Опыт показывает, что учащиеся, успевающие по физике, умеют
формулировать
законы Ома, приводить примеры, решать по формуле задачи. К сожалению, не каждый
может ответить на такие вопросы, как: почему иногда в доме меркнет электрический свет;
почему
при
нормальном
накале
настольной
лампы,
включенной
в
ту
же
розетку,
магнитофон «не тянет»; почему чистые волосы пушистые; почему провода в скрытой
электропроводке не перегреваются; будет ли работать в космосе радиолампа с разбитым
стеклом; почему зимой не бывает грозы; по высоковольтным проводам течет ток, почему
птицы могут сидеть на них. Это говорит о том, что учащиеся часто владеют формальными
знаниями, т.е. могут пересказать материал учебника, подтвердить его примерами, решить
тренировочные задачи, но затрудняются применить свои знания на практике, в новых
творческих условиях. Возникает проблема: как мотивировать учащихся на творческий
подход к решению задач?
В данном курсе творческим работам отводится ведущая, самостоятельная роль,
процесс усвоения знаний учащимися соответствует естественному процессу научного
познания природы.
Учащиеся, вдумчиво относящиеся к написанию и защите творческих работ, смогут
приобрести знания не только по основам физики как науки, но и научиться работать с
измерительными приборами, приобрести навыки исследовательской работы и умению
четко, ясно выражать свои мысли, что позволит в дальнейшем сделать осознанный выбор
будущего профиля на третьей ступени обучения в лицее.
ЦЕЛЬ : развитие интереса учащихся к предмету, с последующим выбором профиля.
ЗАДАЧИ:
1.
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе
творческого поиска.
2.
Помощь в профессиональной ориентации.
3.
Развитие творческих способностей учащихся.
4.
Выработка исследовательских навыков.
5.
Развивать культуру речи.
6.
Ознакомить с новыми направлениями развития науки и техники.
Краткая структура
РАЗДЕЛ 1. Это вездесущий электрический заряд (2ч.)
РАЗДЕЛ 2. Вокруг зарядов что-то есть (4ч.).
РАЗДЕЛ 3 220 вольт – что это значит? (6ч.).
РАЗДЕЛ 4. Исполинские электромагниты (4ч.).
ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. Это вездесущий электрический заряд
Цель:
Изучить природу электрического заряда, его возникновения.
Содержание:
1.
Этот вездесущий заряд. Заряд возникает: при игре в баскетбол, при сидении на
стуле, при листании книги, одевании, при движении автомобиля, и т. д. Почему не
обращаем
на
него
никакого
внимания
и
не
считаем
редким
явлением?
Природа
электрического заряда. Атомы разных элементов отличаются зарядом ядра и количеством
электронов.
Учащиеся должны знать:
Смысл физических понятий, физических явлений.
Определение физических величин.
Единицы измерения физических величин.
Учащиеся должны уметь:
Описывать и объяснять физические явления.
Приводить примеры практического применения физических знаний.
Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов.
Использовать приобретенные знания на и умения в повседневной жизни.
РАЗДЕЛ 2. Вокруг зарядов что-то есть.
Цель:
Доказать существование электрического поля на примерах.
Познакомить с понятием напряженности электрического поля
Содержание:
1.
Равновесие статистических зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Закон Кулона. Сравнение электростатических и гравитационных сил.
2.
Заряд
–
источник
электромагнитного
поля.
Силовая
характеристика
электростатического
поля.
Графическое
изображение
электрического
поля.
Напряженность поля системы зарядов.
Учащиеся должны знать:
Определение физических величин.
Формулировки физических законов.
Единицы измерения физических величин.
Учащиеся должны уметь:
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.
Сравнивать электростатические и гравитационные силы.
Изображать графически электрическое поле.
РАЗДЕЛ 3. 220 вольт – что это значит?
Цель:
Дать зависимость удельного сопротивления от температуры.
Дать понятие сверхпроводимости.
Научить читать схемы эл.цепей.
Научить различать и собирать эл.цепи.
Содержание:
1.
Электрический
ток.
Сила
тока.
Сопротивление
проводника.
Зависимость
удельного
сопротивления
от
температуры.
Сверхпроводимость.
Расчет
сопротивления
эл.цепей.
2.
Тепловое
действие
электрического
тока.
Закон
Ома
для
однородного
проводника. Закон Джоуля - Ленца. Закон Ома для замкнутой цепи. Передача мощности
электрического тока от источника к потребителю.
3.
Практическое занятие. Измерение силы тока и напряжения в электрических
цепях. Соединения проводников.
Учащиеся должны знать:
Смысл
физических
величин:
сила
тока,
сопротивление,
удельное
сопротивление,
напряжение, мощность.
Формулировки физических законов.
Назначение физических приборов.
Правила чтения электрических схем.
Правила безопасности при выполнении работ.
Учащиеся должны уметь:
Определять цену деления и пределы измерения приборов.
Собирать установки для эксперимента по описанию или схеме.
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков.
Соблюдать правила техники безопасности.
Пользоваться технической документацией при поведении измерений.
РАЗДЕЛ 4. Исполинские электромагниты.
Цель:
Дать понятие магнитное поле.
Подвести итоги спецкурса.
Содержание:
1.
Магнитное взаимодействие. Магнитное поле. Магнитное поле электрического
тока. Взаимодействие движущихся зарядов. Магнитное поле в веществе.
2.
Подведение итогов. Сдача курсовых работ.
Учащиеся должны знать:
Смысл физических понятий.
Определение физических величин.
Формулировки физических законов.
Единицы измерения физических величин.
Назначение физических приборов.
Учащиеся должны уметь:
Использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
в
повседневной жизни.
Описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие
физики.
Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент служат основой
для выдвижения гипотез и построения научных теорий.
Учебно-тематический план
Разделы, темы уроков
Кол-во
ча
со
в
Форма проведения
Раздел 1.
Этот вездесущий электрический заряд
2 часа
Презентация,
эвристическая
беседа
Раздел 2.
Равновесие статистических зарядов
Заряд – источник электромагнитного поля
2 часа
2 часа
Эвристическая
беседа
с
использованием
компьютерной графики.
Раздел 3.
Электрический ток
Тепловое действие электрического тока
Практическое занятие
2
часа
2 часа
2 часа
Семинар
Сборка цепей
Раздел 4.
Магнитное взаимодействие
Итоговое занятие
2
часа
2 часа
Конференция
Круглый стол
Итого
16 часов
Критерии и механизм отслеживания результатов усвоения программы
Работа элективного курса будет носить экспериментальный,
исследовательский
характер, что позволит учащимся проявить большую самостоятельность при написании
курсовой
работы
или
изготовлении
макета
какого-нибудь
действующего
прибора.
Возможно, что некоторые работы можно будет рекомендовать на научно-практические
конференции.
Критерии ожидаемого результата
Развивать умения:
самостоятельно работать с технической и справочной литературой;
самостоятельно собирать простые схемы электрических цепей, показывать их работу,
объяснять принцип работы;
самостоятельно выбирать методику проведения эксперимента;
составлять план проведения эксперимента, исследования;
прогнозировать результаты эксперимента, исследования;
проводить эксперимент;
обрабатывать результаты;
объяснять результаты и формулировать выводы;
определять путь дальнейшего доследования работы;
защищать свою экспериментальную, исследовательскую работу.
Приложение 1.
Список
литературы, использованной при составлении программы
1.
Балашов М.М. Задачник 7-8 классы . М.: Дрофа, 1996.
2.
Блудов М.И. Беседы по физике М.: Просвещение, 1992
3.
Громов С.В. Энциклопедия элементарной физики.М.: Просвещение, 2004.
4.
Громов С.В., Родина Н.А. Физика: 8 класс. М.: Просвещение, 2004.
5.
Дик Ю.И. и др. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики.
6.
Касьянов В.А. Физика: 10 класс. М.: Дрофа, 2003.
7.
Касьянов В.А. Физика: 11 класс. М.: Дрофа, 2003.
8.
М.: Просвещение, 2004.
9.
Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием: 7-9 классы.
10. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? Д.: ВАП. 1994.
11. Сикорук Л. Л. Физика для малышей.. М.: Педагогика, 1983.
12. Степанов С.В. Физика 10-11 классы: Лабораторный эксперимент.
13. Физика:
10
класс.
(С
углубленным
изучением)
Под
ред.
А.А.
Пинского
и
О.Ф.
Кабардина.
14. Физика:
11
класс.
(С
углубленным
изучением)
Под
ред.
А.А.
Пинского
и
О.Ф.
Кабардина.
15. Энциклопедия для детей. Т. . Техника.-2-е изд.,М.:Аванта+.1999.
16. Энциклопедия для детей. Т. . Физика.-2-е изд.,М.:Аванта+.1999.
Приложение 2.
Список
литературы, необходимой учителю для выполнения программы
1.
Балашов М.М. Задачник 7-8 классы . М.: Дрофа, 1996.
2.
Блудов М.И. Беседы по физике М.: Просвещение, 1992.
3.
Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике: 10-11 классы. М.:
Просвещение, 2004.
4.
Громов С.В. Энциклопедия элементарной физики. М.: Просвещение, 2004.
5.
Громов С.В., Родина Н.А. Физика: 8 класс. М.: Просвещение, 2004.
6.
Громов С.В., Родина Н.А. Физика: 9 класс. М.: Просвещение, 2004.
7.
Дик Ю.И. и др. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики.
М.: Просвещение, 2004.
8.
Касьянов В.А. Физика: 10 класс. М.: Дрофа, 2003.
9.
Касьянов В.А. Физика: 11 класс. М.: Дрофа, 2003.
10. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием: 7-9 классы.
11. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? Д.: ВАП. 1994.
12. Сикорук Л. Л. Физика для малышей.. М.: Педагогика, 1983.
13. Степанов
С.В.
Физика
10-11
классы:
Лабораторный
эксперимент. М.: Просвещение,
2004.
14. Физика:
10
класс.
(С
углубленным
изучением)
Под
ред.
А.А.
Пинского
и
О.Ф.
Кабардина. М.: Просвещение, 2004.
15. Физика:
11
класс.
(С
углубленным
изучением)
Под
ред.
А.А.
Пинского
и
О.Ф.
Кабардина. М.: Просвещение, 2004.
16. Энциклопедия для детей. Т. . Техника.-2-е изд.,М.:Аванта+.1999.
17. Энциклопедия для детей. Т. . Физика.-2-е изд.,М.:Аванта+.1999.
Приложение 3.
Список
литературы, необходимой учащимся для усвоения программы
1.
Балашов М.М. Задачник 7-8 классы . М.: Дрофа, 1996.
2.
Блудов М.И. Беседы по физике М.: Просвещение, 1992
3.
Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике: 10-11 классы. М.:
Просвещение, 2004.
4.
Громов С.В. Энциклопедия элементарной физики. М.: Просвещение, 2004.
5.
Громов С.В., Родина Н.А. Физика: 8 класс. М.: Просвещение, 2004.
6.
Громов С.В., Родина Н.А. Физика: 9 класс. М.: Просвещение, 2004.
7.
Дик Ю.И. и др. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики.
М.: Просвещение, 2004.
8.
Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием: 7-9 классы.
9.
Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? Д.: ВАП. 1994.
10. Сикорук Л. Л. Физика для малышей.. М.: Педагогика, 1983.
11. Степанов
С.В.
Физика
10-11
классы:
Лабораторный
эксперимент. М.: Просвещение,
2004.
12. Энциклопедия для детей. Т. . Техника.-2-е изд.,М.:Аванта+.1999.
13. Энциклопедия для детей. Т. . Физика.-2-е изд.,М.:Аванта+.1999.
Приложение 4.
Темы курсовых работ
1.
Этот вездесущий электрический заряд.
2.
Природа электрического заряда.
3.
Вокруг заряда что-то есть!
4.
220 вольт - что это значит?
5.
Можно ли по внешнему виду оценить сопротивление проводника?
6.
Электрический ток на службе у человека.
7.
Электрический двигатель и другие «профессии» электромагнита.
8.
Электрические и магнитные игрушки.
9.
Они создавали физику.
10. Удельная мощность и человека и Солнца.
11. «Физика» человека.
12. Электрохимия.
13. электричество и теплота.
14. Сколько стоит молния?
15. Человеческий организм и тепловая машина.
16. Вечное движение.
17. Спор о лягушке.