Напоминание

От пушки Архимеда до реактивного двигателя


Автор: Кужель Ирина Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ"Ангарский лицей №2 им.М.К.Янгеля"
Населённый пункт: Иркутская
Наименование материала: программа
Тема: От пушки Архимеда до реактивного двигателя
Раздел: полное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АНГАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ «АНГАРСКИЙ ЛИЦЕЙ № 2» ПРОГРАММА элективного курса
«От пушки Архимеда до реактивного двигателя»
(рассчитана на 16 часов для учащихся 8 классов) Автор-составител: Кужель И.А., учитель физики Ангарск, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы
В рамках реализации концепции профильного обучения в лицее данный элективный курс поможет в дальнейшем определиться с выбором профиля (физико- математический или индустриально-технологический). В условиях профильного учебного заведения, каковым является МОУ «Ангарский лицей №2», необходимо использовать возможности исследовательских программ. Одним из перспективных направлений является научный поиск, заключённый в систему индивидуальной работы с учащимися, склонными к научной, творческой деятельности и самостоятельному анализу информации. Тема «Тепловые явления» занимает одно из ведущих мест в системе физических знаний и имеет большое практическое значение. Понятие о строении вещества, температуре, агрегатных состояний, учащиеся уже знают из курса биологии, природоведения, обществознания. Задача состоит в том, чтобы углубить и расширить их представления об этом виде материи. Обогащение образовательной среды за счет спецкурсов и материала для самообразования позволяет интегрировать интеллектуальный, мотивационный и эмоционально-волевой компоненты не просто деятельности, а сотворчество участников образовательного процесса. Основной целью программы является развитие интереса учащегося к предмету и к себе как к автору самообразования; создание среды богатой информацией, свободой деятельности, неформальной атмосферой, где каждый получает возможность индивидуального темпа деятельности и образовательного маршрута; самостоятельное регламентирование моментов сосредоточения и релаксации, а также многое другое. Таким образом, творческие задания, упражнения следует рассматривать как важный и неизбежный этап в учебном процессе, на котором происходит осмысление понятного, но еще не усвоенного материала, развитие общеучебных, исследовательских умений и навыков.
Новизна программы
Новизна состоит в использовании принципа интеграции не только в наполнении содержания, но и в организации обучения, развития и воспитания учащихся. Программа предполагает осуществление межпредметных связей с математикой, химией, биологией, т.к. большинство рассматриваемых вопросов в курсе расширяют и углубляют знания. На занятиях будут выполняться практические работы, которые позволят учащимся приобрести навыки логического мышления, для решения качественных задач, также большая роль относится самостоятельной работе учащихся в учебном процессе, которая подразумевает решение таких задач, как создание условий при которых необходима самостоятельность и умение применять полученные знания в учебной и практической деятельности. В программе делается попытка связать различные виды упражнений с творческими задачами по физике. В понимании творчества существуют две крайности. Одни относят к творчеству только то, что связано с объективной новизной и имеет общественную значимость. Другие, что всякая человеческая деятельность сопряжена с творчеством, поскольку для учащегося «все ново». Очевидно, что, придерживаясь любой из этих крайностей, бессмысленно говорить об организации творческой деятельности обучающихся в учебном процессе. С одной стороны, было бы утопией рассчитывать на то, что учащиеся в процессе обучения могут систематически делать какие-то научные открытия, изобретения или рационализаторские предложения. С другой стороны, если для учащихся «все ново», то, значит, каждый шаг в учебном процессе творческий и также не имеет смысла говорить о какой-то еще специально организованной творческой деятельности.
Учащиеся не могут в процессе обучения систематически делать открытия и изобретения. Но они могут делать открытия и изобретения для себя, т.е. обладающие лишь субъективной новизной. На этом строится самостоятельная и исследовательская работа учащихся в процессе обучения. На эту субъективную новизну в творчестве учащихся и следует ориентироваться учителю в учебном процессе. Из анализа практической деятельности видно, что решение творческой задачи является центральным и основным звеном учебного процесса, вместе с тем оно может быть и тем частным случаем, когда проблема уже сформулирована и вся необходимая информация для решения уже имеется.
Методологическое обоснование программы
Программа элективного курса «От пушки Архимеда до реактивного двигателя» разработана для лицея №2 г. Ангарска. Содержание и структура программы ориентированы на учащихся, которые имеют достаточно высокий общий уровень развития, склонность к самостоятельной деятельности и выбрали для обучения учебное заведение политехнической направленности, с повышенным уровнем требований к знаниям и умениям. Курс разработан на основе примерной программы основного общего образования по физике для 7-9 классов; программы среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень) для 10-11 классов; адаптированной программы предпрофильной и профильной подготовки «Физика 8-11 класс» авторов: Поповой Т. г., Шарыповой И.В., Шевкуновой Л.Я., Цыганенко Н.А. (адаптационная программа по физике 8-11класс 2000г.); «Экспериментальные основы элементарной физики» автор Уфимцев Г.Ф. (авторская программа учебного предмета, 8-11 класс). Опыт показывает, что учащиеся, успевающие по физике, умеют формулировать законы, приводить примеры, решать по формуле задачи. К сожалению, не каждый может ответить на такие вопросы, как: почему образуются лед и снежная шуба в морозильной камере холодильника; для чего используют пористые материалы в строительстве; почему предпочтительнее пить из фарфоровой кружки, чем из металлической; зачем зимой ветровое стекло автомобиля с помощью специального вентилятора обдувается воздухом; из-за чего овощи и фрукты быстрее высыхают в воздухе. Это говорит о том, что учащиеся часто владеют формальными знаниями, т.е. могут пересказать материал учебника, подтвердить его примерами, решить тренировочные задачи, но затрудняются применить свои знания на практике, в новых творческих условиях. Возникает проблема: как мотивировать учащихся на творческий подход к решению задач? В данном курсе творческим работам отводится ведущая, самостоятельная роль, процесс усвоения знаний учащимися соответствует естественному процессу научного познания природы. Учащиеся, вдумчиво относящиеся к написанию и защите творческих работ, смогут приобрести знания не только по основам физики как науки, но и научиться работать с измерительными приборами, приобрести навыки исследовательской работы и умению четко, ясно выражать свои мысли, что позволит в дальнейшем сделать осознанный выбор будущего профиля на третьей ступени обучения в лицее.
ЦЕЛЬ
: приобретение специальных знаний и навыков, необходимых учащимся для определения выбора профиля.
ЗАДАЧИ:
 развитие аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска.  Помощь в профессиональной ориентации.
 Развитие творческих способностей учащихся.  Выработка исследовательских навыков.  Развивать культуру речи.  Ознакомить с новыми направлениями развития науки и техники.
Краткая структура
РАЗДЕЛ 1. И все-таки они движутся (2ч.) РАЗДЕЛ 2. Природа теплоты (4ч.). РАЗДЕЛ 3 Агрегатные состояния и фазовые переходы (6ч.). РАЗДЕЛ 4. От пушки Архимеда до реактивного двигателя (4ч.). ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. И все-таки они движутся

Цель:
Доказать существование молекул, их взаимодействие.
Содержание:
1. Существуют ли кирпичики мироздания? 2. К тому же и мечутся, как……трудно даже сравнить с чем-нибудь.
Учащиеся должны знать:
o Смысл физических понятий, физических явлений. o Определение физических величин.
Учащиеся должны уметь:
o Описывать и объяснять физические явления. o Приводить примеры практического применения физических знаний. o Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов. o Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
РАЗДЕЛ 2. Природа теплоты
Цель: познакомить с понятием «энергия» и ее видами, научить применять полученные знания в быту.
Содержание:
1. Энергия внутри тел. И какая! 2. Теплопередача вокруг нас.
Учащиеся должны знать:
o Определение физических величин и явлений. o Формулировки физических законов. o Единицы измерения физических величин.
Учащиеся должны уметь:
o Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы. o Приводить примеры практического применения физических знаний. o Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов.
РАЗДЕЛ 3. Агрегатные состояния и фазовые переходы

Цель
: дать зависимость давления от температуры, изучить агрегатные состояния вещества, познакомить со шкалами температур.
Содержание:
1. Вещество одно – состояние разное. 2. Путешествие по температурной шкале.

Учащиеся должны знать:
o Агрегатные состояния вещества. o Процессы перехода из одного состояния в другое. o Точка росы. o Шкалы температур.
Учащиеся должны уметь:
o Определять агрегатные состояния. o Различать процессы перехода из одного состояния в другое o Объяснять на диаграмме фазовые переходы. o Переводить температуру из одной шкалы измерения в другую.
РАЗДЕЛ 4. От пушки Архимеда до реактивного двигателя

Цель:
 Дать понятие тепловой машины.  Описать основные компоненты тепловой машины.  Подвести итоги круглого стола.
Содержание:
3. Странички истории. 4. Тепловые двигатели - помощники или враги.
Учащиеся должны знать:
o Историю создания двигателей. o Различные виды двигателей. o Особенности двигателей, их различие и сходство.
Учащиеся должны уметь:
o По основным признакам определять вид двигателя. o Описывать фундаментальные опыты, оказывающий существенное влияние на развитие техники. o Приводить примеры, показывающие необходимость использования данного двигателя. o Аргументировать вредное влияние выбросов в атмосферу.
Учебно-тематический план
Разделы, темы уроков Кол-во часов Форма проведения Раздел 1. 1 . С у щ е с т в у ю т л и к и р п и ч и к и мироздания? 2.К тому же и мечутся, как……трудно даже сравнить с чем-нибудь. 2 часа 2 часа Лекционно-практическое с использованием компьютерной графики. Раздел 2. 3.Энергия внутри тел. И какая! 4.Теплопередача вокруг нас. 2ч аса 2 часа Лекционно-практическое с использованием опытов. Раздел 3. 5.Вещество одно – состояние разное. 6.Путешествие по температурной шкале. 2часа 2часа Семинар Лекция Раздел 4. 7.Странички истории. 8.Тепловые двигатели - помощники или враги. 2часа 2 часа Конференция Круглый стол Итого 16 часов



Критерии и механизм отслеживания результатов усвоения программы
Работа элективного курса будет носить исследовательский характер, что позволит учащимся проявить большую самостоятельность при подготовке проведения круглого стола. Возможно, учащиеся заинтересуются данной темой, что поспособствует написанию исследовательской работы. Критерии ожидаемого результата Развивать умения:  самостоятельно работать с технической и справочной литературой;  применять исторические данные в условиях новых знаний;  систематизировать полученные знания, умения;  анализировать полученные результаты  проводить эксперимент;  объяснять результаты и формулировать выводы;  определять путь дальнейшего доследования работы;
Приложение 1.

Список

литературы, использованной при составлении программы
1. Балашов М.М. Задачник 7-8 классы . М.: Дрофа, 1996. 2. Блудов М.И. Беседы по физике М.: Просвещение, 1992 3. Громов С.В. Энциклопедия элементарной физики. М.: Просвещение, 2004. 4. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: 8 класс. М.: Просвещение, 2004. 5. Дик Ю.И. и др. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики. 6. Касьянов В.А. Физика: 10 класс. М.: Дрофа, 2003. 7. Касьянов В.А. Физика: 11 класс. М.: Дрофа, 2003. 8. М.: Просвещение, 2004. 9. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием: 7-9 классы. 10. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? Д.: ВАП. 1994. 11. Сикорук Л. Л. Физика для малышей.. М.: Педагогика, 1983. 12. Степанов С.В. Физика 10-11 классы: Лабораторный эксперимент. 13. Физика: 10 класс. (С углубленным изучением) Под ред. А.А. Пинского и О.Ф. Кабардина. 14. Физика: 11 класс. (С углубленным изучением) Под ред. А.А. Пинского и О.Ф. Кабардина. 15. Энциклопедия для детей. Т. . Техника.-2-е изд.,М.:Аванта+.1999. 16. Энциклопедия для детей. Т. . Физика.-2-е изд.,М.:Аванта+.1999.
Приложение 2.

Список

литературы, необходимой учителю для выполнения программы
1. Балашов М.М. Задачник 7-8 классы . М.: Дрофа, 1996. 2. Блудов М.И. Беседы по физике М.: Просвещение, 1992. 3. Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике: 10-11 классы. М.: Просвещение, 2004. 4. Громов С.В. Энциклопедия элементарной физики. М.: Просвещение, 2004. 5. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: 8 класс. М.: Просвещение, 2004. 6. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: 9 класс. М.: Просвещение, 2004.
7. Дик Ю.И. и др. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики. М.: Просвещение, 2004. 8. Касьянов В.А. Физика: 10 класс. М.: Дрофа, 2003. 9. Касьянов В.А. Физика: 11 класс. М.: Дрофа, 2003. 10. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием: 7-9 классы. 11. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? Д.: ВАП. 1994. 12. Сикорук Л. Л. Физика для малышей.. М.: Педагогика, 1983. 13. Степанов С.В. Физика 10-11 классы: Лабораторный эксперимент. М.: Просвещение, 2004. 14. Физика: 10 класс. (С углубленным изучением) Под ред. А.А. Пинского и О.Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 2004. 15. Физика: 11 класс. (С углубленным изучением) Под ред. А.А. Пинского и О.Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 2004. 16. Энциклопедия для детей. Т. . Техника.-2-е изд.,М.:Аванта+.1999. 17. Энциклопедия для детей. Т. . Физика.-2-е изд.,М.:Аванта+.1999.
Приложение 3.

Список

литературы, необходимой учащимся для усвоения программы
1. Балашов М.М. Задачник 7-8 классы . М.: Дрофа, 1996. 2. Блудов М.И. Беседы по физике М.: Просвещение, 1992 3. Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике: 10-11 классы. М.: Просвещение, 2004. 4. Громов С.В. Энциклопедия элементарной физики. М.: Просвещение, 2004. 5. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: 8 класс. М.: Просвещение, 2004. 6. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: 9 класс. М.: Просвещение, 2004. 7. Дик Ю.И. и др. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики. М.: Просвещение, 2004. 8. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием: 7-9 классы. 9. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? Д.: ВАП. 1994. 10. Сикорук Л. Л. Физика для малышей.. М.: Педагогика, 1983. 11. Степанов С.В. Физика 10-11 классы: Лабораторный эксперимент. М.: Просвещение, 2004. 12. Энциклопедия для детей. Т. . Техника.-2-е изд.,М.:Аванта+.1999. 13. Энциклопедия для детей. Т. . Физика.-2-е изд.,М.:Аванта+.1999.
Приложение 4.

Вопросы к конференции
1. Почему паровые турбины вытеснили ДВС? 2. В чем отличие карбюраторного двигателя от двигателя Дизеля? 3. какими преимуществами обладает газовая турбина по сравнению с паровой? 4. Как устроен реактивный двигатель? 5. Будущее двигателя. 6. Как уменьшить загрязнение окружающей среды при использовании тепловых машин? 7. Можно ли огнестрельное оружие отнести к тепловым двигателям? 8. Является ли человеческий организм - тепловым двигателем?


В раздел образования