Автор: Проценко Наталья Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Детский Сад №93 Населённый пункт: Ярославль Наименование материала: консультация для родителей Тема: Чем славен край родной Раздел: дошкольное образование
Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с
окружающим .
«Чем славен край родной»
Исторически сложилось так, что любовь к Родине и патриотизм в нашем
Российском государстве были чертой национального характера. Но в
последнее время все более заметной стала утрата нашим обществом
традиционного патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острых проблем
воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм – сложное и высокое человеческое качество. Оно очень
многогранно по своему содержанию. Это и любовь к родным и близким
людям, к малой родине и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое
воспитание неотъемлемо связано с окружающим миром.
На первом этапе должно быть предусмотрено формирование знаний о
родном городе, воспитание интереса к его истории, осознанному отношению
к тому, что их окружает.
Например, малышам не стоит давать какие-либо сведения об истории
города. Работу с детьми младшего дошкольного возраста целесообразно
начинать со знакомства с группой, детским садом, трудом его работников, с
освоения территории детского сада и ближайшего социально значимого
окружения (школа, поликлиника, магазин и т.п.)
В средней группе дети узнают о микрорайоне, в котором находится
дошкольное учреждение. Расширяются их знания о родном городе: его
название, легенды о возникновении, главные улицы, площади, красивые
здания, парки.
Старшие дошкольники знакомятся с историей родного города и родного
края, с его прошлым, с достопримечательностями и гербом города, с его
природой. Обязательно следует давать старшим дошкольникам сведения из
географии, истории, экологии, правил этики межнациональных отношений.
Формируются представления о том, что люди разных национальностей могут
жить в мире и дружбе, нужно помочь детям осознать свойства национальной
принадлежности. В результате системы целенаправленных мероприятий:
прогулок, экскурсий, бесед, игр, рассматривания оформленных альбомов,
посещения выставок о родном крае, у детей формируется система
осознанных представлений о Родине, большой и малой.
Главным звеном в развивающей среде ДОУ по ознакомлению с родным
краем может являться центр краеведения или интерактивный детский
музей. В котором должен быть подобран материал о городе (населенном
пункте) и крае (области), включающий, как сведения об историческом
прошлом, так и о современном культурном облике. Содержание должно
быть отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной
литературой (художественной, справочно-информационной, детской).
Таким образом, современное ДОУ должно выступать социо-культурной
средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей
целостной «картины мира», воспитания патриотизма, а также интереса к
своей большой и малой Родине.
Его создание будет целесообразным при соблюдении конкретных
условий:
1. Совершенствование профессиональной подготовки по патриотическому
воспитанию.
2. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Подобная работа может быть эффективной только при условии привлечения
к ней родителей. Так экскурсии, совместные праздники и утренники создают
мощную мотивацию познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на
который усвоение достаточно сложных сведений идет легко и успешно.
Кроме основного центра краеведения в группах должны быть оформлены
миницентры краеведения, где будет отобран наиболее актуальный для
каждой возрастной категории объем материала. Так в младшей и средней
группах могут быть представлены альбомы из ближайшего окружения «Моя
семья», «Наш детский сад», «Улицы нашего города».
Для старшей группы тематика расширяется. Могут быть оформлены
макеты мест ближайшего окружения, схема и карта города (населенного
пункта), звездное небо над городом, фотоальбомы, книги, сувенирная
продукция, отражающая особенности местности, изделия народных
промыслов. Впечатления о родном крае дети могут отражать в своих
рисунках и совместных с родителями и педагогами работах, могут быть
изготовлены и представлены фотогазеты, фотоальбомы, видеоролики и
видеофильмы, снятые родителями. Так же в группах могут быть созданы
мини-музеи с определенной тематикой, например, «Русская горница»,
«Книжная ярмарка», «Народный костюм», «Деревянное чудо», «Гончарная
мастерская», «Прошлое и настоящее нашего края» и др.
Таким образом, через систему знаний о природе, обществе, культуре
формируются знания об окружающем мире, естественным образом
осуществляется патриотическое и гражданское воспитание, которое и
является результатом всей проводимой работы по ознакомлению детей с
родным краем.