ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОСТИ И СТИЛЯ ПОВЕДЕНИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНФЛИКТНОЙСИТУАЦИИ
Автор: Беляйкина Анна Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ "Школа - 2107" с/п №1277 Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: статья Тема: ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОСТИ И СТИЛЯ ПОВЕДЕНИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНФЛИКТНОЙСИТУАЦИИ Раздел: высшее образование
Каргин М. И.,Беляйкина А. П.
Актуальность изучения проблемы обусловлена тем, что реалии сего-
дняшней жизни вызывают необходимость осмысления причин, приводящих в
обществе к конфликтности, а также поиска новых форм работы с разными
стилями конфликтов. Особенно эта актуальность увеличивает значимость
психологических исследований в области изучения межличностных конфлик-
тов в сфере школьной жизни, так как в процессе их разрешения происходит
усовершенствование своих личностных потребностей. Перегруженность уча-
щихся, дефицит физических достижений, несоответствие требований воз-
можностям учеников, необъективность в процессе оценивания их знаний
приводит к перевозбуждению, несдержанности, агрессивности.
В силу закономерностей психологического развития подростков значи-
тельно усложняется характер их взаимодействия с окружающими людьми,
что может служить причиной увеличения конфликтных ситуаций. В связи с
этим проблема конфликтов, в том числе и в подростковом возрасте, неизмен-
но находится в центре внимания ученых.
В настоящее время существуют различные определения понятия «кон-
фликт», но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает
форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии подростков. Конфликты
могут быть скрытыми или явными, но в их основе лежит отсутствие согла-
сия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или
более сторонами-лицами или группами.
По В. И. Андрееву, конфликт-это процесс резкого обострения противо-
речия и борьбы сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость
для каждого из его участников [1].
Исследователи А.Я.Анцупов и А.И.Шипилов предлагают следующее опреде-
ление: «Под конфликтом понимаются наиболее острый способ решения зна-
чимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключаю-
щийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся
негативными эмоциями» [2].
В
нашей
работе
мы
опирались
на
исследования
А.
В.
Дмитриева,
В. И. Журавлёва, И. Н. Рыбакова, которые показывают, что выбор стиля пове-
дения в конфликтной ситуации старшеклассников влияет на последующую их
коммуникацию. В этой связи особое значение приобретает изучение стиля
поведения субъекта в конфликте, так как выбранный стиль поведения отража-
ет личностные особенности участников конфликта и имеет решающее значе-
ние для последующего развития конфликта, а зачастую – и для конечного ре-
зультата [3].
Проблемой поведения личности в конфликтных ситуациях занимались такие
психологи, как Дж. Скотт, Х Корелиус, В. И. Андреев, В. И. Журавлев, ид А.
1
Я. Анцупов, А. И. Шипилов, А. В. Дмитриев.
Наш интерес к проблеме выбора стиля поведения старшеклассниками в кон-
фликтной ситуации связан с актуальностью данной проблемы на современ-
ном этапе развития общества. В связи с этим мы провели экспериментальное
исследование.
Наше исследование проводилось 19.12.2010 г. на базе МОУ «Атюрьев-
ская
Средняя
Общеобразовательная
Школа
№2».
Выборка
составляла
30
старшеклассников, 14 юношей и 16 девушек.
Для реализации цели были использованы следующие методики: беседа
с
классным
руководителем;
личностные
опросники
(опросник
К. Томаса
«Выявление основных типов поведения в конфликтных ситуациях»; тест В.
И. Андреева «Оценка уровня конфликтности»); метод математической обра-
ботки - коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В результате анализа разнообразных методик мы использовали следую-
щие
методики:
анализ
психолого-педагогической
литературы;
беседа
с
классным руководителем; эмпирические методы:опросник К. Томаса, для вы-
явления стиля поведения личности в конфликтной ситуации; тест В. И. Ан-
дреева, для оценки уровня конфликтности личности; метод математической
обработки - коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В процессе проведенного экспериментального исследования по предло-
женным испытуемым методикам были получены следующие результаты.
Анализ причин поведения сторон в конфликте показывает, что они сво-
дятся к стремлению удовлетворить свои интересы, отстаивать ценности в
конфликте, реализовать свои цели и потребности. Далеко не всегда цели пол-
ностью осознаются участниками ситуации и тем более формируются в терми-
нах достижения конкретных результатов. Образ желательного исхода кон-
фликта становится результатом конкретных действий участников конфликт-
ной ситуации. Происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на
его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и
на его последствия. Оценка ситуации в качестве конфликтной дает основание
и обязывает действовать всех тех, кто может и должен предотвратить кон-
фликт. Быстрота пресечения возникающего конфликта зависит от характера
конфликтной ситуации и от поведения участников конфликта.
Из информации полученной в ходе беседы с классным руководителем
были сделаны следующие выводы, что учащиеся старших классов склонны к
конфликтному поведению и в конфликтных ситуациях выбирают более пред-
почтительные для старшеклассников стили поведения.
Анализ данных (по тесту В. И. Андреева), характеризующих уровень
конфликтности старшеклассников в исследуемой выборке, показал сдедую-
щее: у преобладающего количества старшеклассников (33,33%) наиболее вы-
ражен средний уровень конфликтности; средне выражен (10%) высокий уро-
вень; наименее выражен (3,33%) низкий и ниже среднего уровень. Учащиеся
с очень низким и с очень высоким показателем конфликтности не были выяв-
2
лены.Проанализировав данные (опросник К.Томаса), выявлено, что наиболее
выбираемый стиль поведения учащимися старших классов в конфликтной си-
туации – это соперничество (33,33%); второй по частоте выбора является
компромиcc (26,66); наименее выбираемым стилем поведения является укло-
нение (6,66%). Остальным старшеклассникам свойственны такие стили как
сотрудничество и приспособление.
Таким образом, связь между уровнем конфликтности и стилем поведе-
ния показала: если ученику свойствен низкий показатель конфликтности, то
им предпочитается такой стиль, как уклонение; если характерен средний по-
казатель конфликтности, то чаще всего применяются компромисс, либо со-
трудничество; если присутствует высокий показатель конфликтности, то наи-
более выбираемым стилем является соперничество (то есть учащиеся стре-
мятся добиться своего в ущерб интересам других).
Ни один из способов не считается однозначно хорошим или плохим.
Для более эффективного решения конфликта необходимо учитывать опреде-
ленный способ вовлечения в конфликт других людей, наличие или отсутствие
времени для разрешения конфликта и его природу.
Данные, полученные в результате эксперимента, подверглись статисти-
ческой обработке. С этой целью нами был использован коэффициент корреля-
ции Спирмена
r
s
, который позволяет определить силу и направление корре-
ляционной связи между двумя признаками или двумя иерархиями призна-
ков.Исходя изполных рзлтатов, можно сделать вывод, что существует связь
между конфликтностью и стилем поведения на r<0,05, и на r<0,01.Так же на-
блюдается и отрицательная связь на r<0,01.
Таким образом, анализ результатов изучения корреляционных связей
между конфликтностью и стилем поведения личности в конфликтной ситуа-
ции позволяет сделать следующий вывод: для учащихся старших классов ха-
рактерно наличие корреляционной связи между конфликтностью и стилем
поведения в конфликтной ситуации.
По результатам нашего исследования мы дали несколько рекомендаций
учителям в работе с конфликтными старшеклассниками:
1. Не пытаться за каждым отрицательным поступком школьника видеть
только отрицательные мотивы.
2 . Тщательно готовиться к уроку, не допускать даже малейшей некомпе-
тентности в преподавании своего предмета.
3. Давать указания школьникам опосредованно.
4. Использовать специальные приемы оценки личности школьника:
−положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требова-
тельностью к человеку;
−неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная
оценки;
−глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости,
снижает само критичность, требовательность к себе, закрывает пути для
3
дальнейшего совершенствования; глобальная отрицательная оценка подрыва-
ет у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе.
4.
Использовать совместную деятельность для установления более тесно-
го контакта с учащимися и повышения своего авторитета.
5.
Вести себя корректно для повышения уровня коммуникации.
Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и спо-
ры, приводящие к конфликтным ситуациям. Споры с самим собой, познание
себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри
себя. Этот конфликт в большей степени свойственен подростку, переживаю-
щему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризи-
сов.
Список использованной литературы
1.Андреев, В. И. Конфликтология : искусство спора, ведения переговоров
и разрешение конфликтов / В. И. Андреев. – Казань: СКАМ, 1992. − 143
с.
2.Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов.
− М.: ЮНИТИ, 1999. −320 с.
3.Дружинин, В. В. Введение в теорию конфликта / В.В.Дружинин.− М.:
просвещение, 1989 – 235 с.
4.Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии /В. И. Жу-
равлев. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. –
183 с.
4