Напоминание

ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОСТИ И СТИЛЯ ПОВЕДЕНИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНФЛИКТНОЙСИТУАЦИИ


Автор: Беляйкина Анна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа - 2107" с/п №1277
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОСТИ И СТИЛЯ ПОВЕДЕНИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНФЛИКТНОЙСИТУАЦИИ
Раздел: высшее образование





Назад





ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОСТИ И СТИЛЯ ПОВЕДЕНИ СТАР-

ШЕКЛАССНИКОВ В КОНФЛИКТНОЙСИТУАЦИИ

Каргин М. И.,Беляйкина А. П.
Актуальность изучения проблемы обусловлена тем, что реалии сего- дняшней жизни вызывают необходимость осмысления причин, приводящих в обществе к конфликтности, а также поиска новых форм работы с разными стилями конфликтов. Особенно эта актуальность увеличивает значимость психологических исследований в области изучения межличностных конфлик- тов в сфере школьной жизни, так как в процессе их разрешения происходит усовершенствование своих личностных потребностей. Перегруженность уча- щихся, дефицит физических достижений, несоответствие требований воз- можностям учеников, необъективность в процессе оценивания их знаний приводит к перевозбуждению, несдержанности, агрессивности. В силу закономерностей психологического развития подростков значи- тельно усложняется характер их взаимодействия с окружающими людьми, что может служить причиной увеличения конфликтных ситуаций. В связи с этим проблема конфликтов, в том числе и в подростковом возрасте, неизмен- но находится в центре внимания ученых. В настоящее время существуют различные определения понятия «кон- фликт», но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии подростков. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе лежит отсутствие согла- сия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами-лицами или группами. По В. И. Андрееву, конфликт-это процесс резкого обострения противо- речия и борьбы сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников [1]. Исследователи А.Я.Анцупов и А.И.Шипилов предлагают следующее опреде- ление: «Под конфликтом понимаются наиболее острый способ решения зна- чимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключаю- щийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [2]. В нашей работе мы опирались на исследования А. В. Дмитриева, В. И. Журавлёва, И. Н. Рыбакова, которые показывают, что выбор стиля пове- дения в конфликтной ситуации старшеклассников влияет на последующую их коммуникацию. В этой связи особое значение приобретает изучение стиля поведения субъекта в конфликте, так как выбранный стиль поведения отража- ет личностные особенности участников конфликта и имеет решающее значе- ние для последующего развития конфликта, а зачастую – и для конечного ре- зультата [3]. Проблемой поведения личности в конфликтных ситуациях занимались такие психологи, как Дж. Скотт, Х Корелиус, В. И. Андреев, В. И. Журавлев, ид А. 1
Я. Анцупов, А. И. Шипилов, А. В. Дмитриев. Наш интерес к проблеме выбора стиля поведения старшеклассниками в кон- фликтной ситуации связан с актуальностью данной проблемы на современ- ном этапе развития общества. В связи с этим мы провели экспериментальное исследование. Наше исследование проводилось 19.12.2010 г. на базе МОУ «Атюрьев- ская Средняя Общеобразовательная Школа №2». Выборка составляла 30 старшеклассников, 14 юношей и 16 девушек. Для реализации цели были использованы следующие методики: беседа с классным руководителем; личностные опросники (опросник К. Томаса «Выявление основных типов поведения в конфликтных ситуациях»; тест В. И. Андреева «Оценка уровня конфликтности»); метод математической обра- ботки - коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В результате анализа разнообразных методик мы использовали следую- щие методики: анализ психолого-педагогической литературы; беседа с классным руководителем; эмпирические методы:опросник К. Томаса, для вы- явления стиля поведения личности в конфликтной ситуации; тест В. И. Ан- дреева, для оценки уровня конфликтности личности; метод математической обработки - коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В процессе проведенного экспериментального исследования по предло- женным испытуемым методикам были получены следующие результаты. Анализ причин поведения сторон в конфликте показывает, что они сво- дятся к стремлению удовлетворить свои интересы, отстаивать ценности в конфликте, реализовать свои цели и потребности. Далеко не всегда цели пол- ностью осознаются участниками ситуации и тем более формируются в терми- нах достижения конкретных результатов. Образ желательного исхода кон- фликта становится результатом конкретных действий участников конфликт- ной ситуации. Происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Оценка ситуации в качестве конфликтной дает основание и обязывает действовать всех тех, кто может и должен предотвратить кон- фликт. Быстрота пресечения возникающего конфликта зависит от характера конфликтной ситуации и от поведения участников конфликта. Из информации полученной в ходе беседы с классным руководителем были сделаны следующие выводы, что учащиеся старших классов склонны к конфликтному поведению и в конфликтных ситуациях выбирают более пред- почтительные для старшеклассников стили поведения. Анализ данных (по тесту В. И. Андреева), характеризующих уровень конфликтности старшеклассников в исследуемой выборке, показал сдедую- щее: у преобладающего количества старшеклассников (33,33%) наиболее вы- ражен средний уровень конфликтности; средне выражен (10%) высокий уро- вень; наименее выражен (3,33%) низкий и ниже среднего уровень. Учащиеся с очень низким и с очень высоким показателем конфликтности не были выяв- 2
лены.Проанализировав данные (опросник К.Томаса), выявлено, что наиболее выбираемый стиль поведения учащимися старших классов в конфликтной си- туации – это соперничество (33,33%); второй по частоте выбора является компромиcc (26,66); наименее выбираемым стилем поведения является укло- нение (6,66%). Остальным старшеклассникам свойственны такие стили как сотрудничество и приспособление. Таким образом, связь между уровнем конфликтности и стилем поведе- ния показала: если ученику свойствен низкий показатель конфликтности, то им предпочитается такой стиль, как уклонение; если характерен средний по- казатель конфликтности, то чаще всего применяются компромисс, либо со- трудничество; если присутствует высокий показатель конфликтности, то наи- более выбираемым стилем является соперничество (то есть учащиеся стре- мятся добиться своего в ущерб интересам других). Ни один из способов не считается однозначно хорошим или плохим. Для более эффективного решения конфликта необходимо учитывать опреде- ленный способ вовлечения в конфликт других людей, наличие или отсутствие времени для разрешения конфликта и его природу. Данные, полученные в результате эксперимента, подверглись статисти- ческой обработке. С этой целью нами был использован коэффициент корреля- ции Спирмена r s , который позволяет определить силу и направление корре- ляционной связи между двумя признаками или двумя иерархиями призна- ков.Исходя изполных рзлтатов, можно сделать вывод, что существует связь между конфликтностью и стилем поведения на r<0,05, и на r<0,01.Так же на- блюдается и отрицательная связь на r<0,01. Таким образом, анализ результатов изучения корреляционных связей между конфликтностью и стилем поведения личности в конфликтной ситуа- ции позволяет сделать следующий вывод: для учащихся старших классов ха- рактерно наличие корреляционной связи между конфликтностью и стилем поведения в конфликтной ситуации. По результатам нашего исследования мы дали несколько рекомендаций учителям в работе с конфликтными старшеклассниками: 1. Не пытаться за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. 2 . Тщательно готовиться к уроку, не допускать даже малейшей некомпе- тентности в преподавании своего предмета. 3. Давать указания школьникам опосредованно. 4. Использовать специальные приемы оценки личности школьника: −положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требова- тельностью к человеку; −неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки; −глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает само критичность, требовательность к себе, закрывает пути для 3
дальнейшего совершенствования; глобальная отрицательная оценка подрыва- ет у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе. 4. Использовать совместную деятельность для установления более тесно- го контакта с учащимися и повышения своего авторитета. 5. Вести себя корректно для повышения уровня коммуникации. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и спо- ры, приводящие к конфликтным ситуациям. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Этот конфликт в большей степени свойственен подростку, переживаю- щему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризи- сов.
Список использованной литературы
1.Андреев, В. И. Конфликтология : искусство спора, ведения переговоров и разрешение конфликтов / В. И. Андреев. – Казань: СКАМ, 1992. − 143 с. 2.Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. − М.: ЮНИТИ, 1999. −320 с. 3.Дружинин, В. В. Введение в теорию конфликта / В.В.Дружинин.− М.: просвещение, 1989 – 235 с. 4.Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии /В. И. Жу- равлев. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 183 с. 4


В раздел образования