Автор: Белякова Татьяна Григорьевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ "Вязовская СШ" Населённый пункт: с. Вязовка Еланского района Волгоградской области Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Живая Память" Раздел: среднее образование
Общешкольная линейка, посвящённая выводу советских войск из
Афганистана «Живая память»
Цели: Способствовать формированию знаний об истории локальных
конфликтов, в частности Афганской и Чеченской войн, о роли ограниченного
контингента Советских войск в Афганистане, гражданской позиции.
Воспитанию патриотизма, любви к Родине, уважения к старшему поколению.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация по теме.
Сценарий мероприятия:
Учитель: Начинаем торжественную линейку, посвящённую выводу советских
войск из Афганистана «Живая память». Сегодня наш школьный день посвящён
живой памяти, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне и других
«горячих точках». Живая потому, что память о погибших свято хранят их
товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта жива, пока мы об этом
помним, пока мы об этом говорим.
Олеся: Начиная с 2011года в нашей стране 15 февраля отмечается как День
памяти соотечественников, участвовавших в вооруженных конфликтах за
пределами родной страны.
Настя: Историю не повернуть вспять,
Сполна мы за Россию заплатили,
Но память возвращает нас опять в Чечню, в Афганистан
Туда, где русские ребята служили.
Олеся: Афганистан! Ты наша боль и горе,
Крик матерей доносится сюда,
Горючих слез уж выплакано море,
Пожалуй, хватит их на все года.
Настя: Наши парни погибали в Афганистане во имя национальной идеи
единения и долга, во имя воинской чести и порядочности. Они служили верой и
правдой так, как это делали их прадеды, деды и отцы, продолжая славные
традиции российской армии.
Олеся: Кабул далекий и безжизненная степь
Пропахли дымом от разрывов горьким.
Ты многих не увидишь сыновей,
Спасающих другой народ от горя.
1
Настя: Каждый день мужественно и стойко переносили солдаты изнуряющие
тяготы войны. Теряли своих боевых товарищей, надеялись на скорое
возвращение домой к любящим и родным. Судьба распорядилась по-другому, и
мальчишки шагнули в бессмертие.
Олеся: С фотографий на нас смотрят юные лица парней. Они из поколения
мальчиков, не успевших пожить, но успевших совершить подвиг. В наградных
документах написано: «При выполнении интернационального долга проявил
смелость, мужество и героизм. Метким огнем и умелыми действиями обеспечил
прикрытие группы и выполнение поставленной задачи, был ранен, скончался от
ран».
Настя: Афганский песок горяч,
Ему б сибирского ветерка.
И целится проклятый басмач
В нашего, русского, паренька.
Олеся: Пятнадцать тысяч триста Афганистан унес.
Не в качестве туриста был на солдата спрос.
И русский парень Ваня под чьей-то пулей лег,
Оставив нам сегодня лишь память под залог.
Учитель: 14 мая 1988 года, начался вывод советских войск из Афганистана.
Советские войска на территории Афганистана находились девять лет, один месяц
и девятнадцать дней - с 1979 по 1989 гг. 15 февраля 1989 года последнее
подразделение 40-й армии СССР покинуло Афганистан.
Настя: Свой интернациональной долг в Афганистане выполняли и наши
односельчане. Вот их имена: Аравин Юрий Алексеевич, Бочков Владимир
Алексеевич, Иваницкий Сергей Леонидович, Кузичкин Александр
Владимирович, Овсянников Владимир Дмитриевич.
Олеся: Верилось, что впереди, после всего испытанного, их ждали только
счастье, удивительная наполненная жизнь. И мир. Выстраданный мир. Но в
нашем обиходе появились новые странные слова: «горячая точка», «Кавказ и
Чечня».
Настя: Еще не стихла боль Афганистана.
Еще в плену томятся сыновья.
А у России вновь открылась рана
С названием пронзительным – Чечня.
2
Олеся: Туда, как в бездну, гонят эшелоны.
Вновь погибать мужчинам на Руси!
А вслед летят родительские стоны
Прости их господи! Помилуй и спаси!
Настя: С первых дней боевых действий на территории республики Чечня
российские солдаты проявляли мужество и отвагу. Во время боев они
действовали уверенно и решительно, всегда готовы были прийти на помощь. В
трудную минуту оказывались там, где тяжелее всего. И не малая заслуга в том,
что на многострадальной Чеченской земле восстановился мир, принадлежит
нашим ребятам, жителям села Вязовка:
Аравин Алексей Алексеевич, Бабкин Николай Сергеевич, Баев Николай
Васильевич, Вязьмин Анатолий Александрович, Гах Алексей Михайлович, ,
Елфимов Александр Алексеевич, Саушкин Вадим Сергеевич, Хвастунов Сергей
Анатольевич, Хвастунов Сергей Александрович, Шевченко Сергей
Владимирович, Ягодин Андрей Евгеньевич. (список участников на слайде).
Олеся: В двух Чеченских войнах приняли участие более 600 тысяч российских
солдат и около 3 тысяч не вернулось. Хотя нет! Они вернулись! Вернулись
нашей памятью!
Настя: Мы вернемся домой, чтоб навек там остаться,
Нам последнюю песню в церквях пропоют.
Ведь российский солдат не умеет сдаваться,
Если он защищает Отчизну свою.
Олеся: Сначала был Афганистан, потом Чечня
Кто объяснит нам, что творится в этом мире?
Когда же кончится кровавая война?
Когда же люди спать там будут мирно?
Настя: Сейчас здесь будет грустная минута,
И все-таки сегодня мы должны
Зажечь свечу, по тем, кто не вернулся ( мои ученики делают шаг вперёд и на
ладонях зажигают свечи)
В родимый дом с далекой той войны.
Зажечь свечу Сергею и Андрею
И многим тем, ушедшим на войну.
Учитель: Войну хочется забыть. Трудно человеку жить с такой жестоко
нагруженной памятью, с такой измученной душой. Но что будет с нами, если
3
люди забудут её и не передадут нам свою память? Какими мы будем без неё в
нашем больном, тревожном мире? Память жива в нас. Она находит десятки
путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и
будущее.
Безгранична наша скорбь о погибших в этих войнах. Но силу, а не слабость
рождает она. Силу, восхищённую подвигом молодых парней. Благодарность
героям, отдавшим свои жизни во имя нашей Родины.
4