Напоминание

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Ямал - мой край родной"


Автор: Белая Вера Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ягодка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Ямал - мой край родной"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим

Тема: "ЯМАЛ - мой край родной"
Подготовила: воспитатель МБДОУ «Ягодка», г. Ноябрьск Белая Вера Николаевна Образовательные области: Познание, Коммуникация. ЗАДАЧИ. Обучающие:  Закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире.  Закрепить знания об орнаментах в национальной одежде жителей этого края.  Дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера. Коррекционные:  Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.  Расширять и активизировать словарный запас детей.  Закрепить умение вести диалог; давать полный ответ. Воспитательные:  Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Предварительная работа: наблюдения за окружающей природой, рассматривание иллюстраций о жизни людей и природе Севера, растительности, животного мира, чума, образцы национальной одежды, посещение комнаты Севера в детском саду, кукла в национальной ненецкой одежде.
ХОД НОД:

Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним сказку В.Катаева «Цветик-Семицветик». Одним из желаний девочки было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быстро попросилась домой. Почему? (там было холодно, а еще Женя испугалась белых медведей).
Воспитатель
: Она ничего не знала о Севере. Давайте ей поможем. (воспитатель вывешивает карту России). В какой стране мы живем?. В России много разных народов. Сегодня мы поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь (показывает на карте).
Воспитатель:
Ребята, к нам в гости пришла девочка по имени Лынзермя, значит очень маленькая, может спрятаться за кочку, за карликовую березу. Эта девочка ненка, коренная жительница Крайнего севера нашей страны. Вот она и расскажет об этом удивительном крае.
Лынзермя:
Ребята, я хочу познакомить вас с удивительным, северным краем России – ЯМАЛом. Это очень интересный и своеобразный край На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда днем и ночью темно, можно наблюдать необыкновенное явление – северное сияние. (показывает изображение северного сияния). На севере есть места, где на много километров тянется тундра. В тундре растительность очень низкая, почти вся тундра покрыта лишайниками. ( показывает картинку). А еще на ЯМАЛе на огромных просторах тянется тайга. Тайга – это очень большой хвойный лес . Сосны, кедры, ели, изредка встречается берёза. Царство колючей хвои. Тропы в лесу выбиты звериными лапами, изредка встречаются следы человека. Послушайте стихотворение : На Крайнем севере, ребята, Сиянием небеса объяты. Страна снегов, и льдов страна, Она чудес и тайн полна. Охотник белый, косолапый, Свой черный нос прикрывши лапой, За нерпой спящею следит. Песец куда-то семенит,
Держа в зубах свою добычу… Кого-то чайки в небе кличут, Волков полярных жуткий вой… Совы полярной клюв кривой… Вот в воду с края толстой льдины Ныряют шустрые пингвины. Здесь воздух свеж, чиста вода! Не съездить ли и нам сюда? Сможете ли обнаружить ошибку в тексте? Правильно, пингвины живут в Антарктиде. Итак наше путешествие по тайге начинается. Посмотрите, вот тропа , по ней и пойдем. (Дети идут по тропе мимо деревьев, они видят на ветвях висящие конверты).
Воспитатель
: Давайте посмотрим , что находится в конвертах. Здесь написано, что если мы ответим правильно на вопрос , то сможем пройти дальше. Задание 1. Назовите ягоды, которые растут в тайге. (Черника, голубика, брусника).
Лынзермя
: А еще на заболоченной местности растет клюква, морошка. Эти ягоды очень полезные, их можно назвать целебными. Из клюквы можно приготовить напиток клюк…
Воспитатель
: Ребята, помогите правильно дать название этому напитку (клюквенный), из брусники – брусничный морс. А из черники варенье как называется (черничное).
Лынзермя:
Молодцы , ребята, давайте пойдем дальше по тропе. А вот еще конверт, а в нём задание. Задание 2. Назовите семью диких животных тайги. ( Волк – волчица – волченок – волчата. Медведь – медведица – медвеженок – медвежата. Заяц - зайчиха – зайченок – зайчата. Лось – лосиха – лосенок – лосята. Ёж – ежиха – еженок – ежата.) Все животные приносят людям пользу – это мясо, мех. Ребята, давайте поираем. Игра «Совушка». В лесу темно, все спят давно (закрыты глаза, руки сложены возле уха) Лишь сова не спит – на суку сидит Во все стороны глядит (широко открыты глаза, повороты головой вправо – влево) Да как полетит . (бег, размахивая «крыльями»)
Лынзермя:
Ребята, посмотрите, там селение людей. Давайте подойдем поближе. (дети показывают и называют макет чума, коренных жителей, нарты, сетки для ловли рыбы, лодка). Кто знает какие народы живут на ЯМАЛе. Правильно , ненцы, чукчи, а еще ханты и эвенки. Эти народы очень трудолюбивы, смелые и сильные. Они ведут кочевой образ жизни, в поисках корма для оленей. Чум – жилище временное, его можно разобрать и увезти на нартах. Это удобно для кочевников. А чем занимаются коренные жители? (они рыбаки, охотники и оленеводы). Ребята, вы послушали мой рассказ о жителях Севера, а теперь давайте продолжать путешествие. Вот еще конверт. Здесь вместо вопроса, загадка. « Кто на голове лес носит?»
Дети
: Олень.
Воспитатель
: Правильно, это животное кормит и одевает северян. Считается у коренных жителей воплощением добра. Что можно сказать об олене?
Дети:
Бежит гордо, красиво, высоко подняв голову. Ноги тонкие, но сильные, рога ветвистые, словно настоящий лес.
Лынзермя:
Ребята, впереди нас ждут препятствия. Давайте представим себя оленями и попробуем преодолеть все трудности. 1.Перепрыгнуть через ручей (голубая полоска ткани).
2.Пройти, не задев рогами ветки. (подлезание под дугу с колокольчиком) 3.Перепрыгивание с кочки на кочку.
Воспитатель:
Молодцы, оленята, справились со всеми препятствиями, а теперь превращаемся в детей и пойдем дальше. Здесь под ёлкой что-то лежит. (поднимают иллюстрацию «Дети Севера»). Давайте рассмотрим картинку, кто знает, как называется одежда коренных жителей (малица, кухлянка, кисы). А почему так тепло одеты дети? (приходится подолгу находиться на улице, иногда спать в сугробах).
Лынзерм
я: Одежда очень теплая. Шьётся она из меха оленя, мехом во внутрь, чтобы было теплее. А чем отличается малица от кухлянки? (Малица – шуба с пришитым капюшоном и рукавицами, застёгивается спереди. Кухлянка – это шуба с капюшоном, одевается через голову). Одежда жителей ЯМАЛа украшена разными орнаментами. Все орнаменты имеют геометрический характер и у каждого узора есть свое название («заячьи ушки», « чум», « олени», «снежинки».)
Воспитатель
: Ребята, посмотрите какое задание приготовила нам тайга. (на столах разложены малицы из бумаги и заготовки для орнамента). Давайте украсим малицы и каждый назовёт свой орнамент. Дети выполняют аппликацию. Демонстрация работ.).
Лынзермя
: Сейчас я предлагаю вам исполнить под звук бубна танец народов Севера. (дети танцуют).
Воспитатель:
Дети устали от танцев и прилегли на полянке отдохнуть.
Аутотренинг «Сотвори в себе солнце»
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. . Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
Воспитатель:
У народов севера есть свои обычаи, традиции, сказки, поговорки, есть свои мудрые выражения: 1. Из озера не вылавливай всю рыбу, оставь своим потомкам. 2. Как олень гордо несёт свою голову, так же гордо держи своё имя. 3 .Как тундра широка – пусть ваша любовь будет безгранична. 4.Земля – наша мать, она всех кормит и поит, она даёт нам жизнь!
Воспитатель:
Вот и закончилось наше путешествие по интересному уголочку нашей России — Крайнему Северу. Давайте скажем до свиданье нашей новой знакомой, девочке Лынзермя и до скорой встречи.


В раздел образования