Напоминание

моя малая родина


Автор: Казакова Антонина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида"
Населённый пункт: село Старое Шайгово Республика Мордовия
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: моя малая родина
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ «Старошайговский детский сад № 2 комбинированного вида» Старошайговского муниципального района РМ «Моя малая родина» Подготовила: воспитатель МДОУ «Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида» Казакова А.П. 2016 г.

Цель:
- закреплять представления детей о малой родине, умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу; продолжить знакомить с достопримечательностями родного села; - развивать у детей диалогическую речь; обогащать словарь детей; - воспитывать у детей любовь к своей малой родине.
МАТЕРИАЛ:
иллюстрации, выставки: «Достопримечательности родного села», «Национальный уголок», «Природа родного края», «Знаменитые люди Мордовии», карта Республики Мордовия, аудиозапись (музыка Н. Кошелевой), мяч, кукла Алдуня.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
беседа о малой Родине, рассматривание карты Мордовии, заучивание стихов, словарная работа, знакомство с народным фольклором, экскурсия по селу.
ПРОВЕДЕНИЕ НОД
Воспитатель и девочки одеты в мокшанский национальный костюм, мальчики – в косоворотках. Звучит аудиозапись с мокшанскими песнями.
Воспитатель
: Шумбратада, ялгат!
Дети:
Шумбратада.
Воспитатель
: Здравствуйте, друзья !У каждого человека есть родина. А что такое родина?
Дети
: Это место, где мы родились, где живем, где стоит наш дом, где живут наши друзья, родные, близкие.
Воспитатель
: Как называется Республика, в которой мы живем?
Дети
: Республика Мордовия.
Воспитатель
: Посмотрим на карту. В Мордовию входит много районов. Какие районы вы знаете?
Дети
: Краснослободский, Старошайговский, Темниковский, Атяшевский и др.
Воспитатель
: А как называется наш район, где мы живем?
Дети
: Старошайговский.
Воспитатель
: покажите на карте наш район. (дети показывают на карте).
Воспитатель
: Вот он, Старошайговский район. В нашем районе много сёл. Самое большое – наше село. Как оно называется?
Дети
: село Старое Шайгово.
Воспитатель
: Мордовские поэты посвятили нашему району стихи. Кто прочтет стихотворение о родном крае?
Ребенок
: На свете много мест, Названий ярких, броских, Их в жизни увидать Пришлось мне по судьбе. Но родина моя, Мой Шайговский район, Любимый край мордовский,
Ты в сердце у меня, А я навеки твой.
Воспитатель
: А вы знаете, откуда произошло название «Шайгово»?
Дети
: «Шяй» – это болото
Воспитатель
: В далекие времена на месте нашего села было болото. Если перевести это слово на мокшанский язык, то будет звучать «Шяй».Это слово и дало название нашему селу. В нашем селе много улиц.

Поиграем в игру «Назови свою улицу»
Воспитатель
: На какой улице находится наш детский сад?
Дети
: На Юбилейной улице.
Воспитатель:
Я вас приглашаю на экскурсию по родному краю. В нашем Шайгове есть красивые здания. Какие здания вы здесь видите?
Дети
: Спортивный комплекс, Церковь, здание школы, новый корпус больницы.
Воспитатель
: А вы знаете, зачем люди ходят в спортивный комплекс?
Дети
: Заниматься спортом.
Воспитатель
: А зачем дети ходят в школу?
Дети
: Учиться.
Воспитатель
: Зачем ходят в больницу?
Дети
: Лечиться, если болеют.
Воспитатель
: А в Храм зачем приходят?
Дети
: Молиться, креститься.
Воспитатель
: В церковь ходят, чтобы помолиться Богу, просить о помощи, прощения. Продолжаем нашу экскурсию. Что вы видите здесь?
Дети
: Это стела и обелиск.
Воспитатель
: Кому они посвящены?
Дети
: Посвящены погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны.
Ребёнок:
Они исполнили свой долг солдатский, Плечом к плечу стояли под огнем. Теперь они лежат в могилах братских Плечом к плечу в бессмертии своем.
Воспитатель
: Сюда мы приходим и приносим цветы. Вспоминаем и помним о наших героях. Ребята, на каком языке вы общаетесь с друзьями?
Дети
: На русском, на мокшанском.
Воспитатель
: Село Шайгово считается мокшанским селом. Люди каких национальностей живут в нашем селе?
Дети
: русские, мокшане, эрзяне, татары, чуваши…….
Воспитатель
: Мы, мокшане, дружим с другими народами. Давайте поиграем в игру «Дружба» Шире круг, шире круг- музыка зовет (из маленького круга образуют большой) Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод. (идут вправо) Дружат птицы в вышине,(поднимают руки и покачивают ими)
Дружат рыбы в глубине,(опускают руки и покачивают) Дружат с небом океан, (кладут руки на плечи друг к другу) Дружат люди разных стран.(уходят цепочкой и, подняв руки, машут)
Воспитатель
: Продолжим нашу экскурсию. Природа нашего села очень красивая. Что вы видите на этой выставке?
Дети
: леса, поля, голубое небо, речку.
Воспитатель
: А как называется река?
Дети
: Река Сивинь.
Воспитатель
: Наши знаменитые люди: поэты, композиторы сочинили много стихов о природе нашего края. ( воспитатель обращает внимание на выставку «Знаменитые люди»)
Воспитатель
: Ребята, знаете кто это?
Дети
: Поэт Илья Девин.
Воспитатель
: Какие его стихи мы знаем?
Дети
: «Шайгав веле», «Слава», «Ловня», «Од куд».
Воспитатель
: А кто прочитает стихотворение?
Ребенок
: Лаймот, паксят, ляйнят, вирет, Сенем менель, сенем менель. Тяфта няфтьке шачем ширеть, Шайгав веле, Шайгав веле
Воспитатель
: А это кто?

Дети
: Композитор Нина Кошелева.
Воспитатель
: Она автор Гимна Республики Мордовия.
Воспитатель:
Кто знает, это кто?
Дети
: Певица Галина Макшева.
Воспитатель
: Послушаем песню наших земляков «Шайгав веле» (Дети садятся, звучит песня)
Воспитатель
: На каком языке прозвучала песня?
Дети
: На мокшанском.
Воспитатель
: Лаймот, паксят, ляйнят, вирет… О чем эта песня?
Дети:
О нашем селе; о красоте; о любви к Родине. (Стук в дверь)

Воспитатель
: К нам пришла Алдуня. Она приглашает нас на выставку национальной одежды.

(Звучит музыка. Дети подходят к выставке)
Воспитатель
: Как красив мокшанский национальный костюм! В старину все мокшаночки ходили в таком костюме. А на праздник одевали праздничную одежду. Вот как умели вышивать мокшаночки! Ребята, назовите национальную одежду на мокшанском языке. (Воспитатель показывает одежду, дети называют: панар, каркс, нула, ингольгя, руця)
Воспитатель
: Алдуня хочет поиграть в игру «Переведи слово» Я называю слово по мокшански, а вы переводите на русский язык. Отвечает тот, кто получит мяч. Шумбратада (Здравствуйте), тядяй (мама), кши (хлеб), атяй (дед), куд (дом), аляй (папа), сюкпря (спасибо), васедемозонк (до свидания).
Воспитатель
: Вот и закончилась наша экскурсия по родному краю. Вспомним, о чем мы говорили.
Дети
: О малой Родине, о достопримечательностях нашего села, о памятниках, о природе родного края, о знаменитых людях Мордовии, о мокшанском национальном костюме.
Воспитатель:
Алдуня угостит нас блинами. Как по-мокшански будет звучать слово «Блины»?
Дети
: Пачат.
Воспитатель
: Молодцы ребята!. А теперь угощаемся блинами. (Звучит аудиозапись с мокшанскими песнями)


В раздел образования