Автор: Казакова Антонина Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида" Населённый пункт: село Старое Шайгово Республика Мордовия Наименование материала: Конспект НОД Тема: моя малая родина Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Старошайговский детский сад № 2 комбинированного вида»
Старошайговского муниципального района РМ
«Моя малая родина»
Подготовила: воспитатель МДОУ
«Старошайговский детский сад №2
комбинированного вида»
Казакова А.П.
2016 г.
Цель:
-
закреплять
представления
детей
о
малой
родине,
умение
отвечать
на
вопросы, поддерживать беседу;
продолжить знакомить с достопримечательностями родного села;
- развивать у детей диалогическую речь; обогащать словарь детей;
- воспитывать у детей любовь к своей малой родине.
МАТЕРИАЛ:
иллюстрации, выставки: «Достопримечательности родного села», «Национальный
уголок», «Природа родного края», «Знаменитые люди Мордовии», карта Республики
Мордовия, аудиозапись (музыка Н. Кошелевой), мяч, кукла Алдуня.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
беседа
о
малой
Родине,
рассматривание
карты
Мордовии,
заучивание
стихов,
словарная работа, знакомство с народным фольклором, экскурсия по селу.
ПРОВЕДЕНИЕ НОД
Воспитатель и девочки одеты в мокшанский национальный костюм, мальчики – в
косоворотках. Звучит аудиозапись с мокшанскими песнями.
Воспитатель : Шумбратада, ялгат!
Дети: Шумбратада.
Воспитатель : Здравствуйте, друзья !У каждого человека есть родина. А что такое
родина?
Дети : Это место, где мы родились, где живем, где стоит наш дом, где живут наши
друзья, родные, близкие.
Воспитатель : Как называется Республика, в которой мы живем?
Дети : Республика Мордовия.
Воспитатель :
Посмотрим
на
карту.
В
Мордовию
входит
много
районов.
Какие
районы вы знаете?
Дети : Краснослободский, Старошайговский, Темниковский, Атяшевский и др.
Воспитатель : А как называется наш район, где мы живем?
Дети : Старошайговский.
Воспитатель : покажите на карте наш район.
(дети показывают на карте).
Воспитатель : Вот он, Старошайговский район. В нашем районе много сёл. Самое
большое – наше село. Как оно называется?
Дети : село Старое Шайгово.
Воспитатель :
Мордовские
поэты
посвятили
нашему
району
стихи.
Кто
прочтет
стихотворение о родном крае?
Ребенок : На свете много мест,
Названий ярких, броских,
Их в жизни увидать
Пришлось мне по судьбе.
Но родина моя,
Мой Шайговский район,
Любимый край мордовский,
Ты в сердце у меня,
А я навеки твой.
Воспитатель : А вы знаете, откуда произошло название «Шайгово»?
Дети : «Шяй» – это болото
Воспитатель : В далекие времена на месте нашего села было болото. Если перевести
это слово на мокшанский язык, то будет звучать «Шяй».Это слово и дало название
нашему селу. В нашем селе много улиц.
Поиграем в игру «Назови свою улицу»
Воспитатель : На какой улице находится наш детский сад?
Дети : На Юбилейной улице.
Воспитатель: Я вас приглашаю на экскурсию по родному краю. В нашем Шайгове
есть красивые здания. Какие здания вы здесь видите?
Дети : Спортивный комплекс, Церковь, здание школы, новый корпус больницы.
Воспитатель : А вы знаете, зачем люди ходят в спортивный комплекс?
Дети : Заниматься спортом.
Воспитатель : А зачем дети ходят в школу?
Дети : Учиться.
Воспитатель : Зачем ходят в больницу?
Дети : Лечиться, если болеют.
Воспитатель : А в Храм зачем приходят?
Дети : Молиться, креститься.
Воспитатель : В церковь ходят, чтобы помолиться Богу, просить о помощи, прощения.
Продолжаем нашу экскурсию. Что вы видите здесь?
Дети : Это стела и обелиск.
Воспитатель : Кому они посвящены?
Дети : Посвящены погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны.
Ребёнок: Они исполнили свой долг солдатский,
Плечом к плечу стояли под огнем.
Теперь они лежат в могилах братских
Плечом к плечу в бессмертии своем.
Воспитатель : Сюда мы приходим и приносим цветы. Вспоминаем и помним о наших
героях.
Ребята, на каком языке вы общаетесь с друзьями?
Дети : На русском, на мокшанском.
Воспитатель :
Село
Шайгово
считается
мокшанским
селом.
Люди
каких
национальностей живут в нашем селе?
Дети : русские, мокшане, эрзяне, татары, чуваши…….
Воспитатель : Мы, мокшане, дружим с другими народами.
Давайте поиграем в игру «Дружба»
Шире круг, шире круг- музыка зовет (из маленького круга образуют большой)
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод. (идут вправо)
Дружат птицы в вышине,(поднимают руки и покачивают ими)
Дружат рыбы в глубине,(опускают руки и покачивают)
Дружат с небом океан, (кладут руки на плечи друг к другу)
Дружат люди разных стран.(уходят цепочкой и, подняв руки, машут)
Воспитатель : Продолжим нашу экскурсию. Природа нашего села очень красивая.
Что вы видите на этой выставке?
Дети : леса, поля, голубое небо, речку.
Воспитатель : А как называется река?
Дети : Река Сивинь.
Воспитатель : Наши знаменитые люди: поэты, композиторы сочинили много стихов о
природе нашего края.
( воспитатель обращает внимание на выставку «Знаменитые люди»)
Воспитатель : Ребята, знаете кто это?
Дети : Поэт Илья Девин.
Воспитатель : Какие его стихи мы знаем?
Дети : «Шайгав веле», «Слава», «Ловня», «Од куд».
Воспитатель : А кто прочитает стихотворение?
Ребенок : Лаймот, паксят, ляйнят, вирет,
Сенем менель, сенем менель.
Тяфта няфтьке шачем ширеть,
Шайгав веле, Шайгав веле
Воспитатель : А это кто?
Дети : Композитор Нина Кошелева.
Воспитатель : Она автор Гимна Республики Мордовия.
Воспитатель: Кто знает, это кто?
Дети : Певица Галина Макшева.
Воспитатель : Послушаем песню наших земляков «Шайгав веле»
(Дети садятся, звучит песня)
Воспитатель : На каком языке прозвучала песня?
Дети : На мокшанском.
Воспитатель : Лаймот, паксят, ляйнят, вирет…
О чем эта песня?
Дети: О нашем селе; о красоте; о любви к Родине.
(Стук в дверь)
Воспитатель : К нам пришла Алдуня. Она приглашает нас на выставку национальной
одежды.
(Звучит музыка. Дети подходят к выставке)
Воспитатель :
Как
красив
мокшанский
национальный
костюм!
В
старину
все
мокшаночки ходили в таком костюме. А на праздник одевали праздничную одежду.
Вот как умели вышивать мокшаночки!
Ребята, назовите национальную одежду на мокшанском языке.
(Воспитатель показывает одежду, дети называют:
панар, каркс, нула, ингольгя, руця)
Воспитатель : Алдуня хочет поиграть в игру «Переведи слово»
Я называю слово по мокшански, а вы переводите на русский язык. Отвечает тот, кто
получит мяч.
Шумбратада (Здравствуйте), тядяй (мама), кши (хлеб), атяй (дед), куд (дом), аляй
(папа), сюкпря (спасибо), васедемозонк (до свидания).
Воспитатель : Вот и закончилась наша экскурсия по родному краю. Вспомним, о чем
мы говорили.
Дети : О малой Родине, о достопримечательностях нашего села, о памятниках, о
природе родного края, о знаменитых людях Мордовии, о мокшанском национальном
костюме.
Воспитатель: Алдуня угостит нас блинами. Как по-мокшански будет звучать слово
«Блины»?
Дети : Пачат.
Воспитатель : Молодцы ребята!.
А теперь угощаемся блинами.
(Звучит аудиозапись с мокшанскими песнями)