Напоминание

Проектная деятельность по ФГОС


Автор: Катунина Виктория Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Селиховская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области
Населённый пункт: д.Селиховы Дворы Курского района Курской области
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность по ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Проектная деятельность по ФГОС. На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учи- теля к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формиро- вать умения учиться. Учащийся сам должен стать организатором образовательного процесса. В недалёком прошлом учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Трудно предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем, а значит, возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. Как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Ключевым ядром образовательной программы ста- новится, поддержанная всеми участниками процесса:
«Цель обучения состоит в

том, чтобы сделать обучающегося способным развиваться дальше без помощи

учителя».
Разрешением указанной цели является использование активных средств формиро- вания УУД на уроке. Это и исследовательская деятельность, и театрализация, рефлек- сия, портфолио, а главное проектная деятельность. «Проектная деятельность учащихся как одно из средств реализации требований ФГОС» выбрана не случайно, т.к. необходимость организации проектной деятельности отражена в основных нормативных документах, которыми руководствуются все об- разовательные организации. В Федеральном законе № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ст.11, ст.34, глав 23) закреплены ФГОС, на основе которых разработаны основные об- разовательные программы НОО и ООО и в будет программа СРОО. В п.1.2. планируе- мые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы гово- рится «В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся
приобретут опыт

проектной деятельности
как особой формы учебной работы, способствующей вос- питанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотива- ции и эффективности учебной деятельности». Под проектной деятельностью подразумевается целенаправленно организован- ная работа творческих групп педагогов и школьников по разрешению одной из акту- 1
альных социальных или учебных проблем (или ее аспектов). При этом происходит самостоятельное освоение участниками объединения комплексных научно-практиче- ских знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный продукт в современной электронной или иной форме, предназначенный для распро- странения и применения в различных видах деятельности. Проектная деятельность учащихся (обучающихся) является одним из методов развивающего (личностно - ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (таких как постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединя- ет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает школьников к конкрет- ным, жизненно важным проблемам. Проектная деятельность является обязательной для учащихся (обучающихся) средней и старшей школы, для учащихся младшего звена в соответствии с норматива- ми основной образовательной программы начального и основного общего образова- ния. Проект (по мнению некоторых ученых) — это пять «П»: 1. Проблема 2. Проектирование (планирование) 3. Поиск информации 4. Продукт (создание проектного продукта) 5. Презентация проектного продукта и портфолио, т.к. на завершающем этапе осу- ществление проекта требует презентации продукта и защиты самого проекта, а для этого оформляется проектная папка (портфолио проекта). В условиях реализации ФГОС основным объектом оценки метапредметных ре- зультатов (регулятивные, коммуникативные, познавательные), полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ является
ИНДИВИДУАЛЬ-

НЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, который учащийся выполняет в рамках одного или нескольких учебных предметов. Цель выполнения - продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освое- нии содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способ- ность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
Учебный проект, с точки зрения учащегося, - это:
• возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивиду- ально, максимально используя свои возможности. • деятельность, позволяющая проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. • деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулирован- 2
ной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важ- ное прикладное значение, интересен и значим для самих учащихся.
Учебный проект, с точки зрения учителя,
- это интегративное дидактическое сред- ство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие
компетентности старшеклассника:
■S - анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач; ■S - целеполагания и планирования деятельности; ■S - самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности реше- ния проблемы в рамках проекта); ■S - презентаци (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее ре- зультатов. ■S -готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования; ■S- поиска необходимой информации, её систематизации и структуризации (вы- членение и усвоения необходимого знания из информационного поля); ■S - применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестан- дартных ситуациях; ■S- выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуа- ции и конечному продукту проектирования; ■S -проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализа- ции и обобщению). Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащего- ся, занимающегося по ФГОС второго поколения. Невыполнение выпускником индиви- дуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому предмету. Зашита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных со- ставляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных до- стижений. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования - аттестат об основ- ном общем образовании - отметка выставляется в свободную строку.
Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться

как дополнительное основание при зачислении выпускника основной общей школы

на избранное им направление профильного обучения в старшей школе.

Цели итогового индивидуального проекта.
• Продемонстрировать выпускникам способность и готовность к освоению систе- 3
матических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции. • Выявить у школьника способность к сотрудничеству и коммуникации. • Сформировать у выпускника способность к решению личностно и социально зна- чимых проблем и воплощению найденных решений в практику. • Оценить у выпускника способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития. • Определить уровень сформированности у выпускника способности к самооргани- зации, саморегуляции и рефлексии.
При выполнении проекта решаются следующие задачи:
•Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на дости- жении цели, на протяжении всей работы). •Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать). •Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление). •Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии) Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять ини- циативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установлен- ным планом и графиком работы). • Вовлечение в творческое проектирование всех участников образовательного про- цесса - учителей, учащихся (обучающихся) и их родителей, создание единого творческого коллектива единомышленников, занятых общим делом воспитания и самовоспитания современной творческой личности. • Расширение и совершенствование области тематического исследования в проект- ной деятельности; совершенствование электронной формы проектов; поиски но- вых направлений и форм творческого проектирования. • Расширение границ практического использования проектных работ, созданных педагогами и школьниками, укрепление престижа участия в проектной деятельно- сти для школьников.
Цели и задачи выполнения индивидуального итогового проекта для обучающих-

ся:
≠-продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области; п≠-лан подготовки проекта включает следующие рубрики: ≠-организация проектной деятельности; ≠-содержание и направленность проекта; ≠защита проекта; ≠-критерии оценки проектной деятельности, 4

для педагогов:
≠создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.
Требования к подготовке итогового индивидуального проекта.
≠- План, программа подготовки проекта для каждого учащегося разрабатываются образовательным учреждением, ≠- Руководителем проекта может быть как педагог данного образовательного учреждения, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего, ≠Учащиеся сами выбирают как тему, так и руководителя проекта. ≠-Тема проекта должна быть утверждена методическим советом школы. ≠-План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается уча- щимся совместно с руководителем проекта.
Требования к содержанию и направленности проекта
Проект должен представлять серьезную (соответствующую возрастной группе автора-исследовате- ля) исследовательскую - индивидуальную работу современного научного уровня. Проект может рассматривать один из аспектов выбранной проблемы - тем са- мым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возмож- ность продолжить изучение новых граней этой проблемы. Проектная работа включает в себя сбор, обработку, систематизацию и обобще- ние информации по выдвинутой проблеме, а также может представлять собой не- большое научное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, ее оригинальное, авторское толкование и решение, четкую самостоятельную авторскую позицию и выводы - результат серьезного научного поиска и обобщения. Проектная работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование ка- ких-либо видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе и Internet-ресурсы. Проект должен иметь практическую направленность, социальную значимость, возможность применения в той или иной сфере деятельности Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следую- щих работ:


письменная работа
(эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные матери- алы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад);


художественная творческая работа
(в области литературы, музыки, изобрази- тельного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации;


материальный объект,
макет, иное конструкторское изделие;


отчетные материалы по социальному проекту,
которые могут включать как 5
тексты, так и мультимедийные продукты. 6


В раздел образования