Автор: Катунина Виктория Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Селиховская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области Населённый пункт: д.Селиховы Дворы Курского района Курской области Наименование материала: Статья Тема: Проектная деятельность по ФГОС Раздел: среднее образование
Проектная деятельность по ФГОС.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учи-
теля к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие
способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их
реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формиро-
вать умения учиться. Учащийся сам должен стать организатором образовательного
процесса.
В недалёком прошлом учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания
по предметам. Трудно предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем,
а значит, возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей
жизни. Как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося
на основе способов деятельности. Ключевым ядром образовательной программы ста-
новится, поддержанная всеми участниками процесса: «Цель обучения состоит в
том, чтобы сделать обучающегося способным развиваться дальше без помощи
учителя».
Разрешением указанной цели является использование активных средств формиро-
вания УУД на уроке. Это и исследовательская деятельность, и театрализация, рефлек-
сия, портфолио, а главное проектная деятельность.
«Проектная деятельность учащихся как одно из средств реализации требований
ФГОС» выбрана не случайно, т.к. необходимость организации проектной деятельности
отражена в основных нормативных документах, которыми руководствуются все об-
разовательные организации.
В Федеральном законе № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
(ст.11, ст.34, глав 23) закреплены ФГОС, на основе которых разработаны основные об-
разовательные программы НОО и ООО и в будет программа СРОО. В п.1.2. планируе-
мые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы гово-
рится «В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт
проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей вос-
питанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотива-
ции и эффективности учебной деятельности».
Под проектной деятельностью подразумевается целенаправленно организован-
ная работа творческих групп педагогов и школьников по разрешению одной из акту-
1
альных социальных или учебных проблем (или ее аспектов). При этом происходит
самостоятельное освоение участниками объединения комплексных научно-практиче-
ских знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный
продукт в современной электронной или иной форме, предназначенный для распро-
странения и применения в различных видах деятельности.
Проектная деятельность учащихся (обучающихся) является одним из методов
развивающего (личностно - ориентированного) обучения, направлена на выработку
самостоятельных исследовательских умений (таких как постановка проблемы, сбор и
обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов),
способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединя-
ет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает школьников к конкрет-
ным, жизненно важным проблемам.
Проектная деятельность является обязательной для учащихся (обучающихся)
средней и старшей школы, для учащихся младшего звена в соответствии с норматива-
ми основной образовательной программы начального и основного общего образова-
ния.
Проект (по мнению некоторых ученых) — это пять «П»:
1.
Проблема
2.
Проектирование (планирование)
3.
Поиск информации
4.
Продукт (создание проектного продукта)
5.
Презентация проектного продукта и портфолио, т.к. на завершающем этапе осу-
ществление проекта требует презентации продукта и защиты самого проекта, а
для этого оформляется проектная папка (портфолио проекта).
В условиях реализации ФГОС основным объектом оценки метапредметных ре-
зультатов (регулятивные, коммуникативные, познавательные), полученных учащимися
в ходе освоения междисциплинарных учебных программ является ИНДИВИДУАЛЬ-
НЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, который
учащийся выполняет в рамках одного или нескольких учебных предметов.
Цель выполнения - продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освое-
нии содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способ-
ность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность
(учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
Учебный проект, с точки зрения учащегося, - это:
•
возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивиду-
ально, максимально используя свои возможности.
•
деятельность,
позволяющая
проявить
себя,
приложить
свои
знания,
принести
пользу и публично показать достигнутый результат.
•
деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулирован-
2
ной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности -
найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важ-
ное прикладное значение, интересен и значим для самих учащихся.
Учебный проект, с точки зрения учителя, - это интегративное дидактическое сред-
ство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать
следующие компетентности старшеклассника:
■S - анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей
проблемы, постановка задач;
■S - целеполагания и планирования деятельности;
■S - самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности реше-
ния проблемы в рамках проекта);
■S - презентаци (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее ре-
зультатов.
■S -готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя
для этого специально подготовленный продукт проектирования;
■S- поиска необходимой информации, её систематизации и структуризации (вы-
членение и усвоения необходимого знания из информационного поля);
■S - применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестан-
дартных ситуациях;
■S- выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуа-
ции и конечному продукту проектирования;
■S -проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализа-
ции и обобщению).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащего-
ся, занимающегося по ФГОС второго поколения. Невыполнение выпускником индиви-
дуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по
любому предмету.
Зашита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных со-
ставляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных до-
стижений.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность»
в классном журнале и личном деле.
В документ государственного образца об уровне образования - аттестат об основ-
ном общем образовании - отметка выставляется в свободную строку.
Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться
как дополнительное основание при зачислении выпускника основной общей школы
на избранное им направление профильного обучения в старшей школе.
Цели итогового индивидуального проекта.
•
Продемонстрировать выпускникам способность и готовность к освоению систе-
3
матических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.
•
Выявить у школьника способность к сотрудничеству и коммуникации.
•
Сформировать у выпускника способность к решению личностно и социально зна-
чимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
•
Оценить у выпускника способность и готовность к использованию ИКТ в целях
обучения и развития.
•
Определить уровень сформированности у выпускника способности к самооргани-
зации, саморегуляции и рефлексии.
При выполнении проекта решаются следующие задачи:
•Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать
основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на дости-
жении цели, на протяжении всей работы).
•Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся
должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).
•Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление).
•Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над
проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять
сноски, иметь понятие о библиографии)
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять ини-
циативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установлен-
ным планом и графиком работы).
• Вовлечение в творческое проектирование всех участников образовательного про-
цесса - учителей, учащихся (обучающихся) и их родителей, создание единого
творческого коллектива единомышленников, занятых общим делом воспитания и
самовоспитания современной творческой личности.
• Расширение и совершенствование области тематического исследования в проект-
ной деятельности; совершенствование электронной формы проектов; поиски но-
вых направлений и форм творческого проектирования.
• Расширение границ практического использования проектных работ, созданных
педагогами и школьниками, укрепление престижа участия в проектной деятельно-
сти для школьников.
Цели и задачи выполнения индивидуального итогового проекта для обучающих-
ся:
≠-продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной
области;
п≠-лан подготовки проекта включает следующие рубрики:
≠-организация проектной деятельности;
≠-содержание и направленность проекта;
≠защита проекта;
≠-критерии оценки проектной деятельности,
4
для педагогов:
≠создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих
способностей и логического мышления.
Требования к подготовке итогового индивидуального проекта.
≠- План, программа подготовки проекта для каждого учащегося разрабатываются
образовательным учреждением,
≠- Руководителем проекта может быть как педагог данного образовательного
учреждения, так и сотрудник иной организации или иного образовательного
учреждения, в том числе высшего,
≠Учащиеся сами выбирают как тему, так и руководителя проекта.
≠-Тема проекта должна быть утверждена методическим советом школы.
≠-План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается уча-
щимся совместно с руководителем проекта.
Требования к содержанию и направленности проекта Проект должен
представлять серьезную (соответствующую возрастной группе автора-исследовате-
ля) исследовательскую - индивидуальную работу современного научного уровня.
Проект может рассматривать один из аспектов выбранной проблемы - тем са-
мым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возмож-
ность продолжить изучение новых граней этой проблемы.
Проектная работа включает в себя сбор, обработку, систематизацию и обобще-
ние информации по выдвинутой проблеме, а также может представлять собой не-
большое научное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, ее
оригинальное, авторское толкование и решение, четкую самостоятельную авторскую
позицию и выводы - результат серьезного научного поиска и обобщения.
Проектная работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование ка-
ких-либо видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой
на эти источники, в том числе и Internet-ресурсы.
Проект должен иметь практическую направленность, социальную значимость,
возможность применения в той или иной сфере деятельности
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следую-
щих работ:
•
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные матери-
алы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад);
•
художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобрази-
тельного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического
или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации,
исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации;
•