Лингвистический анализ лирического произведения как способ постижения авторской концепции при изучении творчества В.Маяковского
Автор: Чистякова Елена Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ ООШ №13 АГО Населённый пункт: г.Асбест Наименование материала: статья Тема: Лингвистический анализ лирического произведения как способ постижения авторской концепции при изучении творчества В.Маяковского Раздел: среднее образование
Неологизмы Маяковского – очень яркое явление в русской XX века. Стихотворения
Владимира Владимировича всегда отличались новаторством и своеобразием. К примеру,
поэт очень часто нарушал стихотворные размеры, акцентируя внимание на рифме. Однако
наивысшей выразительности строкам Маяковского всегда придавали именно неологизмы.
О них и поговорим в этой статье. Что такое неологизм? неологизмы Маяковского. Прежде
чем начать разбирать неологизмы Маяковского, дадим определение термину «неологизм».
Итак, это слово имеет древнегреческие корни и состоит из двух корней: «неос»
(переводится как «новый») и «логос», что значит «слово». То есть неологизмами называют
новые, только созданные слова или сочетания слов. В речи они сразу становятся заметны
благодаря своей свежести и новизне. Говоря об авторских неологизмах, имеют в виду те
слова, которые были придуманы писателем и использованы им в своих произведениях.
Эти неологизмы, в отличие от тех, что используются в повседневной речи, бытуют в
основном только на страницах литературных произведений. Почему в текстах
Маяковского так много неологизмов? неологизмы в стихотворении маяковского
Неологизмы в стихотворении Маяковского – это не просто попытка автора украсить свой
текст, это, как бы странно это ни звучало, социальное явление. Учеными давно доказано,
что активное образование неологизмов начинает происходить в то время, когда в стране
наступает нестабильность или начинает активно развиваться технический прогресс.
Исходя из этого, неудивительно, что огромное количество неологизмов появилось именно
в начале XX века. Это время характеризуется и сменой власти в стране, и активной
урбанизацией. К слову, сами футуристы, к коим относился Маяковский, провозглашали
начало технической революции и предрекали технике великое будущее. Однако, кроме
этих чисто внешних фактов, не стоит и забывать о таланте самого поэта. Маяковский
изобретал новые слова для того, чтобы более ярко и образно передать свои чувства и
ощущения. Например, «опожаренный» песок (из стихотворения «Лиличка») – в этом
неологизме намного больше эмоций, чем в словах «жаркий» или «горячий», он
представляет собой неологизм от слова «пожар», которое вносит дополнительные
значения: пылать, гореть, сгорать, обжигаться, терять (так как при пожаре обычно что-то
оказывается уничтоженным) и пр. Немного о языке Маяковского неологизмы маяковского
необычайное приключение Неологизмы Маяковского – неотъемлемая часть самобытного
языка его поэзии. Но почему именно этот прием стал для него одним из основных? Как
отмечалось выше, Маяковский относился к футуристам, а точнее, к такому его
направлению, которое носило название кубофутуризм. Кубофутуристы считали, что для
нового времени нужны новые формы, поэтому они активно дополняли и обновляли язык
своей поэзии. Их целью было создание нешаблонного, оригинального и свежего слова.
Маяковский как один из кубофутуристов раздвинул словообразовательные рамки родного
языка, что позволило ему создавать оригинальные и яркие образы. Для примера возьмем
строчку из уже упомянутого нами стихотворения «Лиличка»: «…обезумлюсь, отчаяньем
иссечась». Эти два неологизма (обезумлюсь и иссечась) помогают писателю очень емко
передать состояние лирического героя. Самые интересные неологизмы поэта неологизмы
стихотворении маяковского необычайное Теперь перечислим самые известные и
необычные неологизмы Маяковского. Примеры: «Сердцелюдые» - такое название
Маяковский дает людям, которые могли бы жить на Марсе (поэма «Про это»).
«Голоштанный» - эту характеристику поэт дает народу, который должен был выбрать
власть буржуев или Советов, в своем произведении «Владимир Ильич Ленин».
«Дрыгоножество» - этот эпитет достается балерине Кшесинской, которая была фавориткой
Николая II. «Серпастый» и «молоткастый» паспорт становится предметом гордости поэта.
«Испавлиниться» - такую характеристику дает Маяковский дому, из каждого окна
которого должны были быть видны цветы. «Быкомордая» и «мясомясая» орава предстает
перед читателем в ранних произведениях поэта. «Верблюдокорабледраконьи» эскадры
описываются в поэме «Пятый Интернационал». «Задолицей» называет Маяковский
полицию в той же поэме, посвященной Ленину. Неологизмы Маяковского: «Необычайное
приключение…» (стихотворение) неологизмы в стихотворении маяковского необычайное
приключение Произведение было написано в 1920 году, и главным его героем стал сам
автор. Основная тема – нелегкий, но благородный поэтический труд. Стихотворение
построено на диалогах и характеризуется ярко выраженным публицистическим началом.
Главным художественным приемом стало сравнение – Маяковский сравнивает творческий
путь поэта с жизнью солнца. Теперь более подробно поговорим о том, какие использованы
неологизмы стихотворении Маяковского «Необычайное приключение». А точнее,
перечислим их и опишем их функцию: «Горбил» пригорок – сравнение пригорка с горбом.
«Деревний» - слово деревня используется в мужском роде. «Златолобо» - о солнце, то есть
«золотой лоб» - неологизм используется для более красивого и емкого выражения смысла.
«Луч-шаги» - лучи Солнца сравниваются с шагами, которые свидетельствуют о
приближении Солнца к Поэту. «Взорим» - то есть взойдем – так зовет с собой Поэта
Солнце. «Сонница» - противопоставление слову «бессонница», то есть сонливость,
желание заснуть. Мы перечислили все неологизмы в стихотворении Маяковского
«Необычайное приключение». Из приведенных примеров можно заметить, что поэт
использует новые слова для придания более яркой образности своему стихотворению, а
также желая сделать свои выражения более точными и меткими. Особенности образования
слов у Маяковского Изучая творчество поэта, филологи поняли, что созданных писателем
слов настолько много, что можно создать целый словарь неологизмов Маяковского. Кроме
того, они вывели определенные закономерности в словообразовании поэта. Перечислим
некоторые из них: Писатель часто пользуется приставками «рас» и «раз». Например,
«распразднуем», «распархивался», «размайся», «разгазелись», «раздокажу» и т. п. К
глаголам Маяковский любит присоединять «вы» и «в», что наделяет слова такими
значениями, как полное завершение, законченность и исчерпанность: «высверлит»,
«взгромоздя», «выхваливает», «высинить». Употребляя с глаголами «за», поэт наделяет их
значением начала действия: «засвистывают», «завинчусь», «затрубадурила».
Присоединение приставок «до» и «про» обозначает доведение дела до конца:
«доскакиваем», «процеловали». Часть глаголов Маяковский образует от существительных,
используя вышеозначенные приставки: «размедведил», «выметаллизировал». неологизмы
маяковского примеры Еще несколько примеров словообразования Неологизмы
Маяковского довольно многогранны. Для словообразования поэт использует не только
приставки, но и суффиксы: Например, устаревший суффикс «е», который давно не
употребляется в русском языке: «дядье», «дамье», «гостье», «старье» (это слово, столь
широко используемое сегодня, впервые было выдумано именно Маяковским). Очень часто
пользуется поэт уменьшительно-ласкательными суффиксами: «лученышки»,
«язычешкой», «статьишке», «жизнишку». Вывод Таким образом, мы можем сделать вывод,
что неологизмы поэта - это не просто стилистическое явление, а некая самобытная
система, работающая по собственным законам. Именно в этой системе и заключается
прелесть стихотворений Маяковского, которые по сей день пленяют читателей своей
образностью и точностью выражений. Поэтому неудивительно, что из всех русских
кубофутуристов Владимир Маяковский стал самым известным.