Автор: Кубушка Марина Александровна Должность: учитель географии и биологии Учебное заведение: МОУ ИТЛ №24 Населённый пункт: г. Нерюнгри Наименование материала: авторская программа Тема: Авторская программа по географии-9 класс Раздел: среднее образование
по географии
КЛАССЫ 9 класс
УЧИТЕЛЬ: Марина Александровна Кубушка
ВСЕГО _70 ЧАСОВ; В НЕДЕЛЮ _2_
ЧАСА.
ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ
Программы основного общего образования по географии. 5—
9
классы авторы И.
И.
Баринова, В.
П.
Дронов, И.
В.
Душина, В.
И.
Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.
УЧЕБНИК В.П.Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Е.А.Жижина «Поурочные разработки по географии (население и хозяйство России»-9 класс.М.,
Вако, 2006 г.
О.В.Антушева «География. Поурочные планы по учебнику В.П.Дронова, И.И.Баринова, В.Я.Ром»,
9 класс, Волгоград, «Учитель», 2007
г.
1.
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года №
1089;
примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от
09. 03. 2004.
Федеральный
перечень
учебников,
рекомендованных
(допущенных)
к
использованию
в
образовательном
процессе
в
образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования.
Программа
определяет
содержание
изучаемого
предмета,
отражает
требование
к
общеобразовательной
географической
подготовке
школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных,
социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо
Родины.
Главная
цель
данного
курса
– формирование целостного представления об особенностях природы, населения, нашей Родины. Воспитание
гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и народов ее населяющих. Выработка умений и навыков
адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве. Развитие географического мышления.
Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующих задач:
приобретение
обучающимися
знаний
по
экономике
регионов,
размещению
производительных
сил,
экономико-географической
характеристике регионов, их связей, включая международные;
изучение природно-ресурсного потенциала России;
анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
изучение отраслевой структуры экономики России;
знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;
анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.
формирование географического образа страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия
основных компонентов: природы, населения;
формирование представления о России как целостном географическом регионе, и одновременно как о субъекте мирового (глобального)
географического пространства, в котором динамично развиваются как планетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, социальных, этнокультурных;
вооружить
школьников
необходимыми
практическими
умениями
и
навыками
самостоятельной
работы
с
различными
источниками
географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и т.д.), так и современными (компьютерными), а
также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические
процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
2.Общая характеристика предмета
В курсе “География России. Хозяйство и экономические районы” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в
историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть
курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-
исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих
проектов, выполнение которых предусмотрено программой.
3 Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с
федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений
Российской Федерации 2004 г. с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
03.06.2011 г. №1994 в учебном плане МОУ ИТЛ №24 на 2014-2015 учебный год на изучение географии в 9 классах отводится 2 часа. Всего 70
часов в год.
Характеристика лицейского плана по географии в 9 классе
Раздел. Тема
Кол-во часов
Введение
1
Хозяйство России
18
Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырьё
12
Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги
6
География крупных регионов России
49
Европейская Россия (Западный макрорегион)
30
Россия в современном мире
2
Резерв времени
3
Итого
70
4.Содержание учебного предмета
Место России в мире (4 часа)
Введение. Политико –государственое устройство РФ . Географическое положение и границы России. Экономико-и транспортно-географическое
положение. Государственная территория.
Географическое положение России.
Экономико- и политико-географическое
положение России. Экономико-географические и геополитические приоритеты России. ”Горячие
точки”, угрожающие безопасности России. Изменение географического положения России по сравнению с географическим положением
СССР.
Классификация природных ресурсов.
Ресурсообеспеченность и характерные черты размещения важнейших видов топливных, рудных и нерудных минеральных ресурсов
России. Территориальные, земельные, почвенные, агроклиматические, лесные, рыбные, пушные, водные, гидроэнергетические, геотермальные
и рекреационные ресурсы России.
География населения России ( 6 часов).
Численность и размещение населения России. История и особенности заселения территории России. Структура населения России:
характерные черты и территориальные особенности полового, возрастного, национального и религиозного состава населения России.
Миграции населения. Городское и сельское население.
Географические особенности экономики России ( 25часов ).
География основных типов экономики на территории России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики. Россия в современной мировой
экономике.
Тяжёлая
и
лёгкая
промышленность.
Межотраслевые
комплексы
России.
Научный
комплекс.
Состав
и
значение
машиностроительного комплекса России. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по
картам. География
машиностроения.
ВПК. ТЭК. Топливная промышленность. Электроэнергетика. Комплекс конструкционных материалов.
Металлургический комплекс России. Чёрная и цветной металлургии. Химико-лесной комплекс России.
Агропромышленный комплекс России. Растениеводство. Животноводство России.
Проблемы и перспективы развития АПК России.
Пищевая
и
легкая
промышленность.
Инфраструктурный
комплекс.
Транспорт.
Технико-экономические
особенности.
Транспортный
комплекс.
Мосркаой
и
воздушный
транспорт.
Коммуникационная
система.
Сухопутный
и
трубопроводный
транспорт.
Территориальная
организация
обслуживания.
Региональная география России ( 30 часов ).
Экономическое районирование России.
Центральная Россия: состав и факторы, определяющие развитие региона.
Центральный
экономический
район.
Состав,
особенности
экономико-географического
положения,
природно-ресурсного
потенциала
и
населения. Специализация хозяйства. Особая роль транспортного и точного машиностроения, химической и лёгкой промышленности.
Крупнейшие центры. Народные промыслы. Проблемы и перспективы развития района.
Волго-Вятский
экономический
район.
Состав,
характерные
черты
ЭГП,
природных
ресурсов,
населения
и
хозяйства.
Особая
роль
транспортного машиностроения и оборонной промышленности. Крупнейшие центры. Проблемы развития района.
Центрально-Чернозёмный экономический район. Состав, особенности ЭГП, природных ресурсов и населения. Отрасли специализации
хозяйства. Особая роль чёрной металлургии и АПК. Крупнейшие центры. Проблемы и перспективы развития района.
Северо-Западная Россия. Северо-Западный экономический район. Состав, характерные черты ЭГП, природных ресурсов, населения и
хозяйства. Особая роль Санкт-Петербурга. Проблемы и перспективы развития района.
Европейский Север. Северный экономический район. Состав, особенности ЭГП, природных ресурсов и населения. Отрасли специализации
промышленности и сельского хозяйства. Кольско-Карельский и Тимано-Печорский субрегионы. Особая роль топливной промышленности,
металлургического комплекса и лесной промышленности. Морское хозяйство региона. ”Ворота” в Арктику. Крупнейшие центры. Проблемы
и перспективы развития района.
Урало-Поволжье. Уральский экономический район. Состав и характерные черты ЭГП района. Природно-ресурсный потенциал. Особенности
населения. Характерные черты развития хозяйства. Особая роль тяжёлой и оборонной промышленности. Промышленный
узел. Крупнейшие
центры. Проблемы и перспективы развития района.
Поволжский экономический район. Состав, особенности ЭГП, природных ресурсов и населения. Отрасли специализации хозяйства. Особая
роль транспортного машиностроения и химической промышленности. Крупнейшие центры. Проблемы и перспективы развития района.
Европейский
Юг.
Северо-Кавказский
экономический
район:
состав,
особенности
ЭГП,
природно-ресурсного
потенциала,
населения
и
хозяйства. Особая роль АПК и курортного хозяйства. Крупнейшие центры. Проблемы и перспективы развития.
Восточная экономическая зона: характерные черты и проблемы развития.
Западно-Сибирский экономический район. Состав, характерные черты ЭГП, природных ресурсов, населения и хозяйства. Особая роль
топливной и тяжёлой промышленности района. Крупнейшие центры. Проблемы и перспективы развития района.
Восточно-Сибирский экономический район: состав, особенности ЭГП, природных ресурсов и населения. Отрасли специализации хозяйства.
Особая роль угольной промышленности, гидроэнергетики, цветной металлургии и лесной промышленности. Крупнейшие центры. Проблемы
и перспективы развития региона.
Дальневосточный экономический район: состав, характерные черты ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Особая
роль добывающей промышленности и морского хозяйства. Крупнейшие центры. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.
5. Личностные, метапредметные и предметные УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том
числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ :
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения
в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества;
примеры
практического
использования
географических
знаний
в
различных
областях
деятельности;
воспринимать
и
критически
оценивать
информацию
географического
содержания
в
научно-популярной
литературе
и
средствах
массовой
информации;
создавать
тексты
и
устные
сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, иници-
ативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идей-
но-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты :
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование личностных представлений о целостности природы Земли
; осознание значимости и общности глобальных
проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других
народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с
учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; форми-
рование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в
процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного
наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладе-
ние ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна-
вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по-
знавательной деятельности;
умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин-
тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-
компетенции).
Важнейшие предметные результаты:
- основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и зна чительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. Уметь:
показывать на карте.
- численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации,
географию народов и религий страны; понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы насе ленных пунктов, зоны расселения,
трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.
- построение и анализ графики и статистических таблиц, определение средней плотности населения, коэффициент ЕП.
- границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем.
- основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской
Федерации.
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать
информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших
видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших
регионов
и
стран
мира;
составлять
краткую
географическую
характеристику
разных
территорий
на
основе
разнообразных
источников
географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.
- использовать
картографические источники, как одного из «языков» международного общения;
- навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
- умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде.
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Тема 1. Введение (1 час) Геополитическое положение России
Элементы обязательного минимума
образования
основные виды учебной деятельности
География как наука. Источники получения
знаний о природе, населении. Методы
получения, обработки, передачи и
представления географической информации.
Географическое положение. Виды и уровни
географического положения. Политико-
административное устройство России.
Определять основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и
значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.
Тема 2. Население России и новых независимых государств
Элементы обязательного минимума
образования
основные виды учебной деятельности
Население России. Численность населения
России. Естественное движение населения,
типы воспроизводства. Направления и типы
миграций. Внешние и внутренние миграции:
Характеризовать численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения,
крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и
религий страны;
Понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны
причины, порождающие их. Основные
направления миграционных потоков на разных
этапах развития страны. Экономически
активное население и трудовые ресурсы, их
роль в развитии и размещении хозяйства.
Неравномерность распределения
трудоспособного населения по территории
страны. Занятость, изменение стуктуры
занятости населения. Проблемы безработицы.
Городское и сельское население, роль
крупнейших городов. Народы и основные
религии. Россия – многонациональное
государство. Многонациональность как
специфический фактор формирования и
развития России. Межнациональные проблемы.
Языковые семьи и группы.
Многоконфессиональность. География религий.
расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит
работников, безработица.
Уметь : строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю
плотность населения, коэффициент ЕП.
Тема 3. Экономика Российской Федерации
Элементы обязательного минимума
образования
основные виды учебной деятельности
Что такое хозяйство страны. Уровень развития
хозяйства. Предприятие – первичная основа
хозяйства. Деление хозяйства на отрасли,
межотраслевые комплексы и сектора. Принципы
размещения предприятий: условия размещения
и факторы размещения. Территориальная
структура хозяйства.
Определять г раницы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля
России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем.
Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география
Элементы обязательного минимума образования
основные виды учебной деятельности
Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения,
уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и
особенности размещения машиностроения по территории России, основные
районы и крупные центры.
Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России,
их географическое положение и особенности, основные типы электростанций
и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений
топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.
Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических
веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы
размещения основных производств, основные районы размещения.
Значение АПК в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь
развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и
легкой промышленности.
Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для
хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные
особенности различных видов транспорта, география важнейших
транспортных путей, крупные транспортные центры.
Определять основные географические понятия и термины,
особенности основных отраслей хозяйства, природно-
хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию,
необходимую для изучения географических объектов и явлений, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить примеры : использования и охраны природных
ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее
влияния на формирование культуры народов; районов разной
специализации, центров производства важнейших видов
продукции, основных коммуникаций и их узлов,
внутригосударственных и внешних экономических связей России, а
также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику разных
территорий на основе разнообразных источников географической
информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни; определять по карте
особенности зональной специализации сельского хозяйства.
Тема 5. Территориальная организация и районирование России
Элементы обязательного минимума
образования
основные виды учебной деятельности
Различия территории по условиям и степени
хозяйственного освоения. Проблемы
экономического районирования
Объяснять различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения , проблемы
экономического районирования.
Тема 6. Западный макрорегион – Европейская Россия
Элементы обязательного минимума
образования
основные виды учебной деятельности
Различия территории по условиям и степени
Выделять основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей
хозяйственного освоения: зона Севера и
основная зона. Географические особенности
отдельных регионов – Север и Северо-Запад,
Центральная Россия, Поволжье, Юг
европейской части страны, Урал.
Географическое положение регионов, их
природный и хозяйственный потенциал,
влияние особенностей природы на жизнь
хозяйственную деятельность людей. Регионы
экологического неблагополучия.
Определение географического положения
территории, основных этапов ее освоения.
Оценка природных ресурсов и их
использования. Этапы заселения.
Характеристика внутренних различий районов
и городов. Достопримечательности.
Топонимика.
хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить примеры : использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной
специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их
узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших
регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни;
Тема 7. Восточный макрорегион – Азиатская Россия
Элементы обязательного минимума
образования
основные виды учебной деятельности
Различия территории по условиям и степени
хозяйственного освоения: зона Севера и
основная зона. Географические особенности
отдельных регионов: Западная Сибирь,
Восточная Сибирь, Дальний Восток .
Географическое положение регионов, их
природный и хозяйственный потенциал,
влияние особенностей природы на жизнь
хозяйственную деятельность людей. Регионы
экологического неблагополучия.
Определение географического положения
территории, основных этапов ее освоения.
Оценка природных ресурсов и их
использования. Этапы заселения.
Знать : основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства,
природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить примеры : использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной
специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их
узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших
регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Характеристика внутренних различий районов
и городов. Достопримечательности.
Топонимика.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни;
Тема 8. Россия и мир
Элементы обязательного минимума
образования
основные виды учебной деятельности
Место России среди стран мира.
Характеристика экономических, политических,
культурных связей России. Объекты мирового
природного и культурного наследия в России.
Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
Тема 9. Страны ближнего Зарубежья
Элементы обязательного минимума
образования
основные виды учебной деятельности
Особенности географического положения,
природы, населения и его хозяйственной
деятельности, быта и культуры наиболее
крупных стран. Различие стран по уровню
хозяйственного развития и природным
особенностям.
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
7. Календарно-тематическое планирование.
№ урока,
Дата
(план ифакт)
№
уро
ка в
тем
е
Тема, тема
урока
Цели, задачи
(общей темы)
Предметные УУД
Метапредметные
УУД
Средства
обучения
Практическая
работа
ЦОР
Домашнее
задание
1
01.09-05.09
1
Введение (1ч)
Что изучают в
курсе «география
России. Население
и хозяйство»
Сформировать задачи курса
экономической и
социальной географии
России. Показать значение
географии, как науки, в
изучении окружающего
мира. Вызвать интерес к
изучению географии
хозяйства и населения.
Познакомить учащихся с
особенностями структуры
учебника
Значение географии как
науки. Задачи курса.
Особенности структуры
учебника.
Объяснять значение
географии в жизни
человека и задачи
курса.
Физическая и
политико-
административная
карта России
С. 3-4
Раздел 1.
Общий обзор России (11 час)
2
01.09-05.09
1
1.
Место России
в мире
(3 часа)
Место России в
мире. Политико-
государственное
устройство РФ.
Определить место России
среди государств СНГ и
стран мира по площади и
по численности населения.
Познакомить с
политико0административн
ым делением страны.
Начать работу с политико-
административной картой
РФ.
Площадь и численность
населения РФ. Место РФ в
мире по различным
показателям. Субъекты РФ
и их количество.
Показывать
пограничные
государства России.
Оценивать место РФ по
различным
показателям.
Анализировать
политико-
административную
карту России и
определять
особенности
положения республик
Политическая
карта мира.
Физическая и
политико-
административная
карта России.
Атласы.
№1.
Административно-
территориальное
устройство РФ
( отметить на к/к
автономии РФ)
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
«География
России»
(интерактивный
атлас, содержащий
политико –
административные
и физические
карты России).
Большой атлас
России
П.1
Работа на к/к
РФ и их столицы.
3
07.09-13.09
2
Географическое
положение и
границы России
Сформировать
представление о
государственной
территории. Сравнить и
оценить географическое
положение России и СССР.
Протяженность с запада на
восток, с севера на юг,
крайние точки,
пограничные государства.
Понятие «государственная
территория».
Разновидности
географического
положения
Оценивать
географическое
положение России.
Политическая
карта мира.
Физическая и
политико-
административная
карта России.
Атласы.
№2.
Границы РФ
(обозначить на к/к
пограничные
государства)
«География
России»
(интерактивный
атлас, содержащий
политико –
административные
и физические
карты России).
Большой атлас
России
П. 2 -4
Вопросы С.14
4
07.09-13.09
3
Государственная
территория России
Сф о рмировать
представление о
государственной
территории.
Что такое государственная
территория. Что входит в ее
состав. Какую часть
территории России
занимает зона севера, в
какой части сосредоточены
большая часть природных
ресурсов.
Объяснять, что входит
в состав
государственной
территории, почему
принято выделять зону
Севера.
Политическая
карта мира.
Физическая и
политико-
административная
карта России.
Атласы.
П.4
Вопросы С.22-23
5
14.09-20.09
1 2.
Население
России
(5 часов)
Исторические
особенности
заселения и
освоения России
Дать знания о заселении
России.
Как проходило заселение
районов России на разных
исторических этапа.
Объяснять, каковы
географические
особенности заселения
и освоения территории
России, как с течением
времени менялся
вектор российской
геополитики
Политическая
карта мира.
Физическая и
политико-
административная
карта России.
Атласы.
П.5
Вопросы с.29
6
14.09-20.09
2
Численность и
естественный
прирост населения
Познакомить с
численностью населения
России, определить
причины, влияющие на
изменение численности
населения. Дать
определение понятий
«демографический
кризис», «естественный
прирост населения».
Демографическая ситуация
в России.
Численность населения
России, причины,
влияющие на изменение
численности населения.
Объяснять особенности
и тенденции изменения
численности населения
России, как меняется
численность населения
Республики Саха.
Политико-
административная
карта России.
Атласы.
П.6
Вопросы с. 33
7
21.09-27.09
3
Национальный
состав населения
России
Закрепить знания об
административно-
территориальном делении
России. Изучить
особенности
национального и
религиозного состава
населения
Разнообразие народов
России, культуру народов
(религии, жилище,
этнические нормы и т.д.),
религиозные традиции
народов России.
Принадлежность народов
России к языковым семьям.
Знать районы для которых
характерна пестрота
национального состава
Развивать умения
анализировать карту
народов, работать с
дополнительными
источниками
информации.
Определять
численность и
плотность населения
республик России,
долю коренного
населения
Физическая и
политико-
административная
карта России.
Карта народов.
Атласы.
П.7
8
21.09-27.09
4
Миграция
населения
Изучить особенности
миграций в России.
Выявить проблемы,
возникающие при активной
миграции населения и
определять пути решения
проблем
Виды миграций. Причины
миграций. Понятия:
«миграция»,
«иммиграция», эмиграция»,
«беженцы», «вынужденные
переселенцы»,
Анализировать
статистические материалы.
Объяснять, какие процессы
миграции происходят в
России и Республике Саха
в настоящее время.
Физическая и
политико-
административная
карта России. Карта
народов. Атласы.
П.8.
9
28.09-05.10
5
Городское и
сельское
население.
Расселение
населения.
Изучить, как проходил
процесс урбанизации в
России, типологию городов
и функции городов.
Типы населенных пунктов,
крупнейшие города и
города миллионеры РФ,
особенности их
размещения. Соотношение
городского и сельского
населения. Особенности
расселения в разных
районах страны, основные
зоны расселения.
Анализировать карту
плотности населения.
Объяснять основные
особенности
размещения населения
главных зон расселения
России.
Карта плотности
населения.,
физическая карта,
атласы
П.9
10
28.09-05.10
1 3.
Географическ
ие
особенности
экономики
России ( 3
часа)
География
основных типов
Изучить основные этапы и
особенности социально-
экономической истории
человечества,
функциональную
Знать особенности
доиндустриальной,
индустриальной и
постиндустриальной
экономики, особенности
Объяснять, какие
рубежи разделяют
особенности основных
этапов социально-
экономической истории
П. 10. Схема с.56
экономики на
территории России
структуру хозяйства
отраслевой и
функциональной структур
экономики
человечества , отличие
производственной и
непроизводственной
сферы производства.
11
12.10-18.10
2
Проблемы
природно-
ресурсной основы
экономики России
№
«Оценка природно-
ресурсного
потенциала страны
П.11
12
12.10-18.10
3
Россия в
современной
мировой
экономике.
Перспективы
развития.
П.12
13
19.10-24.10
Важнейшие
межотраслевые
комплексы
России и их
география ( 22
часа)
14
19.10-45.10
1
Научный комплекс
Познакомить с географией
и особенностями научного
комплекса России.
Значение научного
комплекса. Секторы,
входящие в состав
комплекса. Понятие
«технополис»
Объяснять значение
научного комплекса
России и его значение
при переходе России в
постиндустриальное
общество.
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
П.13
15
27.10-01.11
2
Машиностроитель
ный комплекс.
Значение, отраслевой
состав, проблемы
комплекса
Состав и связи
машиностроительного
комплекса
Объяснять значение,
проблемы
машиностроительного
комплекса, пути
решения проблем,
состав комплекса.
Карта
«Машиностроение».
атласы
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
Интерактивная
карта
-машиностроение»
П.14
16
27.10-01.11
3
Факторы
размещения
машиностроения
Познакомить с географией
и факторами размещения
машиностроительной
отрасли.
Фактора, влияющие на
размещение наукоемких,
трудоемких и наукоемких
отраслей машиностроения,
специализацию и
кооперирование в
машиностроении
Определять влияние
факторов на
размещение отраслей
машиностроения.
Объяснять последствие
положительных и
отрицательных
последствиях
специализации в
Карта
«Машиностроение»,
атласы
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
Интерактивная
карта
-машиностроение»
П.15
машиностроении.
17
03.11-08.11
4
География
машиностроения
Размещение отраслей
машиностроения по
территории страны.
Структуру
машиностроительного
комплекса
Специализацию, факторы
развития и перспективы
развития машиностроения.
Размещение по территории
страны.
Составлять
характеристику
отрасли, определять
факторы размещения
отраслей
машиностроения
№
«Характеристика
одной из отраслей
машиностроения
по плану»
Карта
«Машиностроение»,
атласы
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
Интерактивная
карта
-машиностроение»
П.16
18
03.11-08.11
5
Военно-
промышленный
комплекс (ВПК)
Изучить структуру ВПК,
сформировать
представление о роли ВПК
в экономике России
Значение, структуру и
отраслевой состав ВПК.
Роль межотраслевых
комплексов в производстве
продукции оборонного
значения. Факторы
размещения ВПК
Анализировать карты и
определять географию
ВПК. Объяснять
принципы размещения
предприятий ВПК.
Обсуждать проблемы
комплекса.
Карты учебника
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
П.17
19
10.11-15.11
6
Топливно-
экономический
комплекс. Роль,
значение и
проблемы
Показать значение,
отраслевой состав и
проблемы ТЭК
Состав ТЭК. Структуру
топливно –
энергетического комплекса
Работать с
экономическими
картами и
статистическим
материалом
Карта топливной
промышленности,
атласы
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
П.18
20
10.11-15.11
7
Топливная
промышленность
Значение комплекса,
размещение топливных
ресурсов. Основные
нефтедобывающие,
газодобывающие и
угледобывающие базы
страны
Основные
нефтедобывающие,
газодобывающие и
угледобывающие базы
страны
Давать характеристику
основных топливных
баз страны
№
«Составление
характеристики
одного из
нефтяных районов
страны»
Карта топливной
промышленности,
атласы, коллекция
«Нефть и продукты
ее переработки»
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
П.19
21
17.11-27.11
8
Электроэнергетика
Состав и особенности
комплекса, перспективы
развития, значение для
хозяйства страны
Основные факторы,
влияющие на размещение
электростанций. Типы
электростанций
Анализировать карты,
объяснять
положительные и
отрицательные
факторы развития
электроэнергетики
№
«Составление
характеристики
одного из
угольных районов
страны»
Карта
электроэнергетики,
топливной
промышленности,
атласы
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
П.20
22
17.11-27.11
9
Комплексы,
производящие
конструкционные
материалы. Состав,
значение
комплексов.
Классификация
конструкционных
материалов, их значение.
Отрасли входящие в состав
комплекса по производству
конструкционных
Структуру
металлургического
комплекса
П.21-22
Металлургический
комплекс.
материалов. Структура и
значение металлургии.
23
29.11-07.12
1
0
Черная
металлургия.
Особенности черной
металлургии.
Металлургические базы
страны
Значение отрасли в
хозяйстве. Состав,
структуру отрасли (типы
предприятий,
технологические
особенности предприятий).
Факторы и принципы
размещения. Географию
размещения основных
металлургических баз
страны. Особенности и
проблемы развития.
Давать характеристику
металлургических баз
страны
№
Нанести на к/к
основные
металлургические
базы страны.
Карта
«Металлургической
промышленности»
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
П.23
24
29.11-07.12
1
1
Цветная
металлургия
Состав, место и значение в
хозяйстве, факторы
размещения предприятий,
особенности географии
легких и тяжелых
металлов.
Металлургический базы.
Особенности металлургии
легких и тяжелых металлов
Определять ведущие
факторы размещения
предприятий легких и
тяжелых металлов.
Работать с
экономическими
картами и
статистическими
материалами.
Карта
«Металлургия».
Коллекция полезных
ископаемых, образцы
металлов.
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
П.24
25
08.12-13.12
1
2
Химико-лесной
комплекс.
Химическая
промышленность
Состав, место и значение в
хозяйстве, факторы
размещения предприятий.,
особенности географии.
Основные базы, влияние на
окружающую среду.
Особенности химической
промышленности, ее
значение в экономике
страны. Особенности
размещения, основные
базы химической
промышленности
Умение составлять
схему межотраслевых
связей химической
промышленности,
анализировать карту
химической
промышленности
№
«Схема
межотраслевых
связей химической
промышленности»
Карта «Химическая
промышленность»
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
П.25-26
26
08.12-13.12
1
3
Лесная
промышленность
Состав, место и значение в
хозяйстве.
Факторы размещения
предприятий, особенности
географии важнейших
отраслей. Основные базы,
крупнейшие
лесоперерабатывающие
комплексы. Лесная
промышленность и охрана
окружающей среды.
Определять специфику
лесной
промышленности,
определять
закономерности
размещения отраслей
лесной
промышленности.
Карта «Лесная
промышленность»
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
П.27
27
15.12-20.12
1
4
Состав и значение
АПК
Особенности
агропромышленного
комплекса. Состав и
значение АПК
Структуру
агропромышленного
комплекса
Объяснять. Какие
звенья входят в состав
АПК. Приводить
примеры взаимосвязи
между звеньями, чем
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
П. 28
различаются
сельскохозяйственное и
промышленное
производство
28
15.12-20.12
1
5
Земледелие и
животноводство
Особенности сельского
хозяйства России. С/х
угодья и их структура.
Природно-ресурсный
потенциал России.
Изучить растениеводство и
его зональную
специализацию, географию
важнейших культурных
растений и отраслей
животноводства.
Садоводство и
виноградарство.
Анализировать
статистические
данные, карту
«Сельское хозяйство»,
чертить схему АПК.
Приводить примеры
влияния с/х на
специализацию
животноводства.
№
«Определение по
картам основных
районов
выращивания
зерновых и
технических
культур, главных
районов
животноводства»
Карта «Сельское
хозяйство»
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
П.29
29
22.12-27.12
1
6
Пищевая и легкая
промышленность
Состав, место и значение в
хозяйстве.
Группировку отраслей по
характеру используемого
сырья, географию
важнейших отраслей.
Пищевая проблема в
России.
Определять факторы
размещения пищевой и
легкой
промышленности,
определять основные
районы размещения
предприятий по
первичной переработке
сырья (шерсти, льна)и
географию текстильной
промышленности.
Карта «Пищевая
промышленность»,
«Легкая
промышленность»
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
П.30
30
22.12-27.12
1
7
Инфраструктурны
й комплекс. Роль
транспорта
Роль третичного сектора в
экономики России и
проблемы его развития.
Понятие «инфраструктура»
и ее сотав
Классификацию услуг по
характеру и видам.
Структуру транспортного
комплекса, значение
транспорта для работы
хозяйства и жизни
населения страны.
Определять отрасли.
Входящие в состав
инфраструктурного
комплекса, роль
транспорта в
экономике России,
виды транспорта,
выделяют их
преимущества и
недостатки.
Карта «Транспорт
России»
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
П. 31
31
29.01-31.12
1
8
Железнодорожный
и автомобильный
транспорт
Особенности видов
транспорта, их значение в
перевозке грузов и
пассажиров, проблемы и
перспективы развития
Преимущества и
недостатки этих видов
транспорта, основные
магистрали, себестоимость
перевозки, географию
автодорог.
Давать характеристик
основных видов
транспорта
№
«Характеристика
одной из
транспортных
магистралей»
Карта «Транспорт
России»
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
П. 32
32
13.01-18.01
1
9
Водный, и другие
виды транспорта
Характеристика морского,
речного и трубопроводного
транспорта.
Особенности морского,
речного и трубопроводного
транспорта. Географию
морских и речных портов.
Определять
особенности видов
транспорта и их роль в
жизни страны
Карта «Транспорт
России»
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
П. 33
33
09.01-17.01
2
0
Связь. Сфера
обслуживания
Состав , место и значение в
хозяйстве сферы услуг,
уровень ее развития,
география сферы услуг.
Рекреационное хозяйство
России.
Представление о видах
связи и уровне ее развития.
Влияние сферы
обслуживания на качество
жизни населения
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
П. 34
34
09.01-17.01
2
1
Обобщение по
теме « Важнейшие
межотраслевые
комплексы России
и их география»
Электронный
учебник
«География. 9
класс».
П. 35
РЕГИОНАЛЬНАЯ
ЧАСТЬ ( 28ч)
35
19.01-17.01
1
1 Районирование
России.
Изучить основные
способы
районирования
территории России и
проанализировать
административно –
территориальное
устройство страны.
Административное
устройство
территории.
Использовать диск
«География России»
(интерактивный атлас,
содержащий политико –
административные и
физические карты России).
П. 35
36
19.01-24.01
1
2 Западный
макрорегион –
Европейская Россия (5
ч. ). Общая
характеристика. (состав,
историческое заселение,
проблемы)
45. Центральный
район. Экономико –
географическое
положение.
Природные условия
и ресурсы. История
развития.
Состав района,
региона.
Особенности
географического,
геополитическог
о положения,
особенности
заселения
Анализировать,
сравнивать
картографическую
информацию.
Давать оценку
взаимодействию
человека и
природы на
примере одного из
регионов.
При изучении всех
районов
использовать эл. диск
- презентации
«Определение
территориально-го
состава региона»
Использовать на уроках
следующие диски:
1.Электронный учебник
«География. 9 класс».
2. Электронные диски:
а) »География России»
(интерактивный атлас,
содержащий политико –
административные и
физические карты
России).
Б) »Большой атлас
России».
В) «Все города России».
П.36
37
37
26.01-31.01
2
3 Население и трудовые
ресурсы.
Изучить
характеристику
населения
Знать понятия
естественный
прирост, его
виды, миграции,
их виды, давать
характеристику
трудовым
ресурсам
Уметь определять
по статистическим
данным виды ЕП,
механического
прироста,
анализировать
специфику
размещения
населения
Использовать
карты атласа 9
класса,
статистические
данные учебника,
электронного
диска
«Определение полового
и возрастного состава
населения по
демографической
пирамиде»
Диски для 9 класса,
электронные тестовые
задания на дисковых
носителях и в Netшколе.
П.38
38
26.01-31.01
3
4 Экономика и ее
территориальная
структура.
Изучить
территориальную
структуру
экономики.
Характеристику
основных отраслей
хозяйства
Знать какие
отрасли развиты
в регионе, какое
они имеют
территориальное
размещение.
Знать основные
промышленные
центры региона.
Уметь определять
отрасли
специализации
района
Использовать
карты атласа 9
класса
П39
39
02.02-07.02
4
5 Характеристика
узловых районов
Центральной России.
Место и роль
района в
социально-
экономическом
развитии страны.
Продолжать
формировать
основные навыки
и умения работы с
картографической
информацией.
Знать основные
перспективы
развития района
и проблемы
Уметь давать
характеристику
району по
типовому плану
Использовать
карты атласа 9
класса,
интерактивные
карты
Электронный учебник
«География. 9 класс».
П. 40,
41
40
02.02-07.02
5
6 Северо-Западная
Россия и Санкт-
Петербург.
П.42
Европейский Север (3
ч. )
41
09.02-14.02
1
1 Географическое
положение, природные
условия, ресурсы.
Сформировать
знание по
определению
ФГПи ЭГП
региона, а также
изучить наличие
природных
ресурсов и
условий
Уметь
определять
разные виды ГП,
знать где
расположены
основные
месторождения
п. ископаемых
уметь давать
характеристику
природным
ресурсам,
используя разные
информационные
источники.
Использовать
диски со
схематическим
материалом,
картографическим,
иллюстрационным
, атласа, печатные
пособия
Использовать диски со
схематическим
материалом,
картографическим,
иллюстрационным,
П.43
42
09.02-14..02
2
2 Население.
Изучить
характеристику
населения
Знать понятия
естественный
прирост, его
виды, миграции,
их виды, давать
характеристику
трудовым
ресурсам
Уметь определять
по статистическим
данным виды ЕП,
механического
прироста,
анализировать
специфику
размещения
Использовать
карты атласа 9
класса,
статистические
данные учебника,
электронного
диска
«Определение полового
и возрастного состава
населения по
демографической
пирамиде»
Диски для 9 класса,
электронные тестовые
задания на дисковых
носителях и в Netшколе.
П. 44
43
16.02-19.02
3
3 Хозяйство
Рассмотреть
главные отрасли
хозяйства, их
особенности,
характерные
черты, уровень
развития,
размещение на
территории
региона.
Продолжать
формировать
умение работать
с разными
источниками
географической
информации
Уметь определять
по статистическим
данным виды ЕП,
механического
прироста,
анализировать
специфику
размещения
Использовать
карты атласа 9
класса
(физическую,
политическую),
статистические
данные учебника,
электронного
диска
Определение основных
факторов размещения
отраслей в пределах
данного региона.
Использовать диски со
схематическим
материалом,
картографическим,
иллюстрационным,
П.45
Европейский Юг
-Северный Кавказ (2 ч)
Изучение последующих регионов проводится по такому же плану
44
16.02-19.02
1
1 Географическое
положение, природные
условия, ресурсы.
П.46
45
26.02-07.03
2
2 Население.
Хозяйство.
П.47, 48
46
26.02-07.03
1
1 Поволжье (2 ч)
Географическое
положение, природные
условия, ресурсы.
П.49
47
09.03-14.03
2
2 Население.
Хозяйство.
П.50, 51
48
09.03-14.03
1
1 Урал (2 ч.)
Географическое
положение, природные
условия, ресурсы.
П.52
49
16.03-21.03
2
2 Население.
Хозяйство.
П.53, 54
Восточный
макрорегион. (5 ч. )
50
16.03-21.03
1
1 Общая
характеристика
П.55
52
23.03-28.03
2
2 Этапы, проблемы и
перспективы развития
П.56
53
23.03-28.04
3
3 Западная Сибирь
П.57
54
30.03-04.04
4
4 Восточная Сибирь
П.58
55
30.03-04.04
5
5 Дальний Восток
П.59
56
06.04-18.04
Обобщающий итоговый
урок по теме
Подвести
итог всему
теоретическом
у материалу по
данному
разделу, с
целью
формирования
целостной
картины
хозяйства
страны.
Выявить уровень
знаний учащихся
Выявить уровень
умений учащихся
Использовать
электронные
тестовые оболочки
тесты Netшколы,
Moodle, тесты из
учебника 9 класса,
а также
интерактивные
карты, включать в
задания тесты ЕГЭ
из демоверсий
Диски для 9 класса,
электронные тестовые
задания на дисковых
носителях и в Netшколе.
57
06.04-18.04
Контрольная работа №3
Выявить
уровень
усвоения
материала по
данной теме
Распечатки с
заданиями по
данной теме
(использовать
разные варианты)
Особенности населения
и хозяйства своей
области. (6 часов)
58
20.04-25.04
1
1 ЭГП и природные
ресурсы.
Сформироват
ь знание о
ГП своей
республики,
отметить
основные
особенности
хозяйства
Знать как
определяется ГП
объекта, знать
основные
особенности
хозяйства
Уметь определять ГП
своей республики,
объяснять
особенности развития
хозяйства
Политико-
административная
карта России,
атласы
59
20.04-25.05
2
2 Особенности
населения
Познакомить с
численностью
населения
России,
определить
причины,
влияющие на
изменение
численности
населения.
Дать
определение
понятий
«демографичес
кий кризис»,
«естественный
прирост
населения».
Демографичес
кая ситуация в
России.
Численность
населения России,
причины, влияющие
на изменение
численности
населения.
Объяснять особенности и
тенденции изменения
численности населения
России, как меняется
численность населения
Республики Саха.
Уметь
определять по
статистическим
данным виды ЕП,
механического
прироста,
анализировать
специфику
размещения населения
Использовать
карты атласа 9
класса,
статистические
данные учебника,
электронного
диска
«Определение полового
и возрастного состава
населения по
демографической
пирамиде»
Интерактивные карты
России
60
27.04-02.05
3
3 Хозяйство,
характеристика
отраслей
промышленности.
Рассмотреть
главные
отрасли
хозяйства, их
особенности,
характерные
черты,
уровень
развития,
размещение
на
территории
региона.
Продолжать
формировать
умение работать с
разными
источниками
географической
информации
Уметь определять по
статистическим
данным виды ЕП,
механического
прироста,
анализировать
специфику
размещения
Использовать
карты атласа 9
класса
(физическую,
политическую),
статистические
данные учебника,
электронного
диска
Определение основных
факторов размещения
отраслей в пределах
данного региона.
Использовать диски со
схематическим
материалом,
картографическим,
иллюстрационным,
61
27.04-02.05
4
4 Особенности
развития сельского
хозяйства
Особенности
агропромыш
ленного
комплекса
республики
Саха. Состав
и значение
АПК
Знать отраслевой
состав АПК и
размещение
Уметь определять
основные факторы
размещения отраслей
АПК, знать основные
виды с\х ресурсов и
выпускаемой
продукции
Использовать
карты атласа
Якутии
Диск «Социально-
экономическая география
Якутии»
62
04.05-09.05
5
5 Транспорт, туризм,
основные
достопримечательности
Сформироват
ь знание об
основных
видах
транспорта
Якутии,
проблемах и
перспективах
развития
Знать размещение
транспортных
путей
Использовать
карты атласа
Якутии
Диск «Социально-
экономическая география
Якутии»
63
04.05-09.05
6
6 Анализ экологической
ситуации
Оценить
экологическу
ю ситуацию
своего
региона
Знать основные
источники
загрязнения,
основные пути
решения
экологических
проблем
Уметь анализировать и
прогнозировать
экологическую
ситуацию
Использовать
карты атласа
Якутии
Диск «Социально-
экономическая география
Якутии»
64
11.05-16.05
65-70
16.05-30.05
5часов– резервное
время
Поурочные проекты
1.Сообщения-презентации на темы: Машиностроение, химическая промышленность, ВПК России.
2.Сельское хозяйство и пищевая промышленность России.
3.Составление граф-схемы по составу экономического района
4.Составление граф-схемы характеристики экономического района
5.СЭЗ России
6.Закрытые города страны, их специализация и развитие.
7.Города, имеющие разные исторические названия.
8.Планируемые результаты
По окончании изучения данного курса обучающихся
должны:
учащийся освоит и сформирует
основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. Уметь:
показывать на карте.
численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации,
географию народов и религий страны; понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы насе ленных пунктов, зоны расселения,
трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица. Уметь: строить и анализировать
графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП.
Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем.
основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской
Федерации.
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать
информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших
видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших
регионов
и
стран
мира;
составлять
краткую
географическую
характеристику
разных
территорий
на
основе
разнообразных
источников
географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.
основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской
Федерации.
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать
информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших
видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших
регионов
и
стран
мира;
составлять
краткую
географическую
характеристику
разных
территорий
на
основе
разнообразных
источников
географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни.
основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской
Федерации.
Ученик сможет : выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и
анализировать информацию, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства
важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также
крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников
географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни.
пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, народы, наиболее распространенные
языки,
религии;
важнейшие
природно-хозяйственные
объекты
области;
основные
виды
природных
ресурсов
и
примеры
рационального
и
нерационального
использования.
Определять:
географическое
положение.
Описывать:
географическое
положение
(экономико-географическое,
геополитическое и др.). Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенности быта и
религий отдельных народов; различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий,
направления
миграций,
образование
и
развитие
разных
форм
городского
и
сельского
населения,
роль
географического
фактора
в
развитии
человеческого общества на примере РФ; изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре
хозяйства.
Оценивать:
изменение
в
численности
населения,
изменение
соотношения
городского
и
сельского
населения,
развитие
системы
городских
поселений; природно-ресурсный потенциал региона.
Ученик сможет использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм
ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
9.Описание УМК и материально-технической базы
Е.А. Жижина «Универсальные поурочные разработки по географии к учебным комплектам: В.П. Дронова, В.Я. Ром. Население и хозяйство России.
9 класс А.И. Алексеев, В.В. Николина. Население и хозяйство России. 9 класс», -М.: «ВАКО», 2006.
География России. Хозяйство и регионы. 9 класс. Мультимедиа – курс разработан в соответствии с учебником географии для 9 класса под редакцией
В.П. Дронова. Авторы учебного материала: В.П. Дронов, В.Б. Пятунин, Н.Н. Роготень, Е.А. Таможняя. Республиканский мультимедиа центр по
заказу Министерства образования РФ, 2005 Допущено Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.
Мультимедийное издание «Уроки географии. Кирилла и Мефодия. 9 класс». Предназначено для изучения курса «География России» в
общеобразовательной школе. Издание подготовлено в соответствии с Государственным стандартом образования РФ, 2009
Комплекс интерактивных наглядных пособий (карт) по географии 9 класса, - М: ООО «Дрофа», 2006.
Контрольно-измерительные материалы. География, 9 класс, Е.А. Жижина –М.: ВАКО, 2012
География. Тесты. 8-9 класс. В.А. Кошевой, А.А. Лобжанидзе, -М.:, Дрофа, 2002
Контрольные и проверочные работы по географии, 8-9 классы: Методическое пособие. В.Б. Пятунин, Ю.А. Симагин. – М.: Дрофа, 2002 год
География. 9 кл.: атлас. –2-е изд. испр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011
Материально-техническое обеспечение
- персональный компьютер (для учителя)
- внешний накопитель (венчестер)
- проектор
- интерактивная доска – Smartbook
Интерактивные карты и такие же (по тематике) настенные карты
Дальний Восток. Физическая карта.
Евразия. Политическая карта.
Евразия. Физическая карта.
Европа. Физическая карта.
1
Европейский Север и северо-запад России. Социально-
экономическая карта
Европейский Север России. Физическая карта.
Севере -Запад России. Физическая карта.
Европейский Юг России. Физическая карта.
Европейский Юг России. Социально-экономическая
карта.
Западная Сибирь. Социально - экономическая карта.
Западная Сибирь. Физическая карта.
Земельные ресурсы России.
Климатическая карта России.
Почвенная карта России.
Природные зоны и биологические ресурсы России.
Растительность России.
Урал. Физическая карта.
Урал. Социально - экономическая карта.
Центральная Россия. Физическая карта.
Центральная Россия. Социально - экономическая карта.
Поволжье. Физическая карта.
Поволжье. Социально - экономическая карта.
|
Социально - экономическая карта России.
Физическая карта России.
Лесная промышленность России.
Машиностроение и металлообработка России.
Топливная промышленность России.
Транспорт России.
Химическая промышленность России.
Черная и Цветная металлургия России.
Электроэнергетика России.
Народы России.
!
Плотность населения России.
Тектоника и минеральные ресурсы России.
Экологические проблемы России.
Диски - электронный учебник 9 класс
Перечень обязательной географической номенклатуры