Напоминание

"Технология развития критического мышления как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках истории и обществознания"


Автор: Соловьёва Любовь Леонидовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Самохваловская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Курганская область, Шатровский район, село Самохвалово, ул. Школьная, дом 13
Наименование материала: статья
Тема: "Технология развития критического мышления как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках истории и обществознания"
Раздел: среднее образование





Назад




«
Технология развития критического мышления

как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся

на уроках истории и обществознания»

(из опыта работы учителя истории и обществознания Соловьёвой Л.Л. )
Содержание образования - это король, а технология образования - это Бог» (В.П. Тихомиров) Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что немало важно, но мы должны научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию. Изменились цели общего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы. Создаются новые концепции образования, которые основаны на деятельностном подходе. Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, которые имеют цели – помочь учащимся: 1. Научиться познавать 2. Научиться делать 3. Научиться жить вместе 4. Научиться жить в ладу с самим собой Такие цели обучения приводят к формированию у детей критического мышления, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальные. Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое. Что же такое «критическое мышление»?
Критическое

мышление
– это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
1. Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. 2. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. 3. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими 4. Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. 5. Развитие умения анализировать полученную информацию. Структура урока включает три фазы: вызов, осмысление и рефлексию,
1– я стадия

2– я стадия

3– я стадия

Вызов:
– актуа лизация и м е ю щ и хс я знаний; – п р о буж д е н и е и н т е р е с а к
Р е а л и з а ц и я

с м ы с л а

(осмысление) :
– п о л у ч е н и е н о в о й информации;
Рефлексия:
– размышление, рождение н о в о г о з н а н и я ; – по становка у ч е н и ком
получению новой информации; – п о с т а н о в к а у ч е н и к о м собственных целей обучения. – учащиеся соотносят старые знания с новыми. новых целей обучения. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».
Не

объем

знаний

или

количество

информации, уложенное

в

голову

ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией:

искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений.
Технология развития критического мышления:
1) развивает навыки критического анализа, необходимого для изучения исторических документов (используются приемы сравнения, систематизации, анализа, обобщения и т. д.); 2) активизирует самостоятельность обучающихся в образовательном процессе; 3) обеспечивает учет индивидуальных особенностей обучающихся; 4) предоставляет возможность использовать приемы системно и методично.
Технология дает ученику:
1) повышение эффективности восприятия информации; 2) повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения – умение критически мыслить; 3) учение ответственно относиться к собственному образованию; 4) умение работать в сотрудничестве с другими; 5) повышение качества образования учеников; 6) желание и умение стать человеком, который учиться в течение всей жизни;
Технология дает учителю
: 1) умение создавать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; 2) возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; 3) стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность. На мой взгляд, развитие критического мышления у школьников необходимо начинать как можно раньше, постепенно формируя умения работать с информацией на всех уроках, с учетом специфики каждого предмета. На уроках истории и обществознания это должно быть одной из важных целей. Мало знать исторические факты, обществоведческие понятия, важно уметь оценивать их значение для судеб страны, народа. Человек, мыслящий критически, не принимает догм и стереотипов. В основе его мышления лежит работа с информацией, осмысление её, сопоставление различных точек зрения, оценивание. Процесс развития критического мышления на уроках истории и обществознания немыслим без самостоятельной исследовательской работы обучающихся с документами, источниками, мемуарами, высказываниями историков, философов, социологов.
Специфика технологии
развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре:
1) Вызов
Обучащиеся настраиваются на достижение целей урока или его отдельного этапа, «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формируют собственные цели.
2) Осмысление
Обучащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок: читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при
работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения.
3) Рефлексия
Обучащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуальной цели учения Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстаивают причинно – следственные связи. Технологию развития критического мышления я начинаю реализовывать с 5 класса на уроках истории и обществознания через различные методы и приемы. Это обусловлено тем, что обучающимся уже известен изучаемый материал (многое они проходили на уроках окружающего мира) и нахождение новых знаний на некоторые вопросы, корректировка своих знаний вызывает интерес к предметам и процессу обучения, позволяет обучающимся реально оценить свои знания, стимулирует к новым достижениям в овладении предметом. Чаще всего в своей работе мы используем приемы: 1. "Знаю – Хочу узнать – Узнал"; 2. " Толстых" и "тонких" вопросов; 3. "Синквейн"; 4. "Кластер"; 5. "Верите ли вы?"; 6. Прием "INSERT" 7. "Взаимоопрос"; 8. Прием "Концептуальное колесо"
Приемы технологии
развития критического мышления 1) Прием "Знаю – Хочу узнать – Узнал" (ЗХУ) Разработан в 1984 г. профессором из Чикаго Донной Огл. Цель его – развитие рефлексивности в процессе познания. Учащиеся учатся соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной информацией. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали. Приведу фрагмент урока обществознания в 5 классе по теме “Семья”. Цель: получить представление о семье, как малой социальной группе и её роли в жизни общества (первичное знакомство). На стадии вызова прошу обучающихся вспомнить, что им известно о данном предмете. Они высказывают свои знания, версии. Вместе оформляем графу “знаю”.
Знаю

Хочу узнать

Узнал
1.семья – группа л юд е й , имеющих общие цели; 2. в семье есть родители и дети (родственники); 3.в семье всё общее, все уважают друг друга, помогают; 4.есть семьи, где родители пьют, бьют детей. 1. что такое семья? 2.какие правила поведения существуют в семье? 3.как создать счастливую, полноценную семью? 4.почему распадаются семьи? 5.как образуются семьи? 6.зачем нужна семья? 1.семья – группа родственников, имеющих общие интересы. 2.уважать, любить друг друга, помогать. Родители обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, содержать детей. Д е т и обя з а н ы с л у ш а т ь с я , содержать родителей, когда они не могут о себе позаботиться и т.д. Систематизируем версии ребят и заполняем нижнюю часть таблицы.
Категории информации

Источники информации
1 . о п р е д е л е н и е “ с е м ь я ” 2 . с ч а с т л и в а я с е м ь я 1 . р а с с к а з ы в з р о с л ы х 2.телевидение
3 . н е с ч а с т н а я с е м ь я 4.роль семьи (добавлено на стадии рефлексии) 3.книги 4.текст параграфа (на стадии рефлексии) Следующий этап работы на стадии вызова – заполнение графы “хочу узнать”. Для этого задаю вопрос детям: “что бы вы хотели узнать о “семье”? Поставьте вопросы к нашей теме”. После заданных учащимися вопросов, заполняем вторую графу (см. выше). Так, на стадии вызова мы систематизировали имеющиеся информацию и её источники по изучаемому вопросу, и вышли на постановку задач. На стадии осмысления учащимся предлагается выделить вопросы, на которые они могли бы сами ответить. После этого данные вопросы обсуждаются в группах, в классе и правильность ответа подтверждается соответствующими страницами в тексте параграфа. Оставшиеся вопросы мы рассматриваем отдельно по группам. На стадии рефлексии в ходе обсуждения мы заполняем 3-ю графу “узнал” (см. выше). Добавляем категории информации и источники информации (заполняем нижнюю часть таблицы). Использование данного приёма позволяет связать воедино все стадии урока и поддерживать стойкий высокий интерес в течение всего урока. 2) Прием "толстые" и "тонкие" вопросы Данный прием можно использовать на любой фазе урока. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы можно оформлять в таблицу или задавать устно. Например, Составить таблицу «тонких» вопросов по теме «Куликовская битва» (кто принял участие в сражении? когда и где оно произошло? каковы итоги сражения?) и «толстых» вопросов (в чем заключался полководческий талант Дмитрия Донского?). 3) Прием "синквейн" Использую на стадии рефлексии. Позволяет обучающимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т. п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях, состоит из 5 строк: На первой строчке записывают одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записывают три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из четырех слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Последняя строчка – это слово – резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. 4) Прием "Кластер" Графическая систематизация материала (автор американец Гудлат). Предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Прием можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Прочитайте текст и составьте кластер «Государственное устройство России». 5) Прием " Верите ли вы?" Используется на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии. Придает занятию определенную «интригу», способствует формированию критически оценивать результат. Используется для проверки знаний и самопроверки. 6) Прием "INSERT" Звуковой аналог английского сокращения: - интерактивная система записи эффективного чтения и размышления. Особая маркировка текста при его прочтении. Предполагает либо на полях в тексте, либо в табличной форме с последующим её заполнением относить фрагменты текста, его абзацы к следующим категориям:
"V" - уже знал "+" - новое " - "- думал иначе "?" - не понял, есть вопрос «v» «+» «-» «?» Поставьте на полях знак «v», если то, ч то в ы ч и т а е т е , соответствует тому, что вы знаете Поставьте на полях знак «+», если то, ч то в ы ч и т а е т е , является для вас новым Поставьте на полях знак «-», если то, что в ы ч и т а е т е , противоречит тому, что вы знаете Поставьте на полях знак «?», если то, ч то в ы ч и т а е т е , непонятно или вы бы хотели получить более подробную информацию Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы. 7) Прием "Взаимоопрос" Использую на разных этапах урока. ОбучаЮщемуся легче отвечать своему однокласснику, чем учителю, снимается зажатость и страх перед ошибкой. Прием эффективен при работе со "слабыми" обучающимися, он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика. 8) Прием "Концептуальное колесо" Прием "концептуальное колесо" эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Пример: урок обществознания в 8 классе по теме: “Что такое общество”.
Цель

урока:
актуализировать имеющиеся знания об обществе; создать условия для формирования новых знаний об обществе и его типах. Стадия вызова: учитель предлагает учащимся перечислить известные им типы обществ (синонимы, слова– ассоциации, словосочетания), изобразив их схемой. В дальнейшем работу на уроке можно строить, используя готовое понятийное колесо. Например, дать задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки, по которым проводилось объединение. Так хаотичное, на первый взгляд, “колесо” выстраивается в стройную логическую схему урока. Так же, в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания могут использоваться и другие приемы такие, как "пятиминутное эссе", "репортаж" и др. Таким образом, специфика и приемы технологии развития критического мышления, отвечают целям образования на данном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. А также, использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет сформировать следующие умения и навыки работы с информацией: 1) находить, осмысливать, использовать нужную информацию; 2) анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков; 3) сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; 4) выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации. Я считаю наиболее важной для развития личности в режиме критического мышления
письменную рефлексию, так как именно она способствует развитию творчества ребёнка. В процессе письма учащийся формулирует свою собственную мысль по изученной теме в более “отточенном” виде (по сравнению с устной рефлексией). Чтобы создать творческий продукт письменной рефлексии (эссе, историческое сочинение, “репортаж”, синквейн и т.д.) школьник вновь “возвращается” к изученному материалу, отслеживает его и в письменной форме показывает своё личностное отношение к важным идеям пройденной темы.
Заключение.
Каждая технология предполагает, что результаты обучения должны быть четко диагностируемы. Надо заметить, что далеко не все специалисты и учителя-практики согласны с такой трактовкой понятия «педагогическая технология». Как же диагностировать и оценивать развитие навыков критического мышления? Специальной методики для их диагностики и выставления оценок нет. Для фиксации уровня развития умений, качеств личности, сформированности критического мышления обучающихся помимо письменной рефлексии использую ряд заданий. Например: 1. прочитать текст и заполнить таблицу инсерт; 2.составить таблицу “тонких” и “толстых” вопросов к прочитанному тексту; 3. составить кластер основного понятия темы. Тем самым проверяется умение учащихся реферировать материал, ставить разные по уровню сложности вопросы, систематизировать информацию, представлять её графически и понимание ими изучаемой темы. Отслеживаю умение учащихся ставить цель и задачи в изучении темы. Например: “сформулируйте цель и задачу изучаемой темы “Опричнина” (7 класс)”, или “что из предложенного ниже является целью и задачей изучения “опричнины”:1.увидеть причины, сущность, итоги “опричнины”;2.сформировать понятие “опричнины”; 3.увидеть роль “опричнины” в укреплении царской власти? Считаю диагностику постановки цели и задач очень важной в развитии личности ученика, т.к. это умение является стратегическим в деятельности ребёнка, делает её продуктивной. Так же использую тесты с различными видами заданий: А) Укажите правильный ответ Б) Укажите лишнее слово В) Что объединяет ряд Г) Вставьте пропущенные слова Д) Соотнесите имена и события и др. Возникает вопрос: как часто можно использовать технологию развития критического мышления? Сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А вот общие идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, неавторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт – не могут существовать отдельно и использоваться от случая к случаю. Опыт работы показывает, что можно использовать практически все «старые приемы». Суть не в них, а в принципах и в модели «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке. Они задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и синквейны. В глазах светится живой интерес. Самое главное важно понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения. Главный вопрос для рефлексивного анализа: достигнуты ли поставленные цели обучения? Утвердительный ответ означает, что выбранная технология обучения была эффективной независимо от того, являлась ли она классической в рамках данной педагогической технологии или возникла как продукт творческого поиска. Работая в режиме ТРКМ, мне удалось заинтересовать ребят, и уроки превратились в уроки открытия, исследования, творчества и общения.

Список литературы.
Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”. // “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3. Долженко Ю.А. “Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования”. Б., 2003г. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г. Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2002г. Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г. Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г.


В раздел образования