Напоминание

Для дошкольников с нарушением аутистического спектра


Автор: Бухтоярова Ольга Викторовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ ДС КВ № 14
Населённый пункт: Темрюкский район, пос. Октябрьский
Наименование материала: Коррекционно-развивающие занятия
Тема: Для дошкольников с нарушением аутистического спектра
Раздел: дошкольное образование





Назад





ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

УЧИТЕЛЕЙ – ДЕФЕКТОЛОГОВ

К.В. МУСОРОВОЙ

О.В.БУХТОЯРОВОЙ

ПРИМЕРЫ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ

АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

МБДОУ ДС КВ №14.


СИСТЕМА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ

АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Занятие1. Устанавливает зрительный контакт. Занятие 2. Имитирует основные движения. Занятие 3. Имитирует действия с предметами. Занятие 4. Имитирует мелкие и точные движения Занятие 5. Имитация произносительных движений Занятие 6. Выполнение единичных команд Занятие 7. Части тела Занятие 8. Предметы Занятие 9. Картинки Занятие 10. Узнавание знакомых людей Занятие 11. Глаголы (Команды и действия на картинках) Занятие 12. Окружающие предметы Занятие 13. Показывает на картинки в книге Занятие 14. Назначения предметов Занятие 15. Принадлежность Занятие 16. Узнает окружающие звуки Занятие 17. Указывает на желаемые предметы Занятие 18. Называет желаемые предметы словесно Занятие 19. Да/Нет (Предпочтение и непредпочтение) Занятие 20. Называет знакомых людей Занятие 21. Делает выбор Занятие 22. Социальные вопросы Занятие 23. Глаголы Занятие 24. Сопоставляет Занятие 25. Цвета Занятие 26. Формы и фигуры. Занятие 27. Буквы Занятие 28. Числа Занятие 29. Имитирует движения стоя Занятие 30. Имитирует движения в последовательности Занятие 31. Имитирует действия в паре со звуком Занятие 32. Повторяет конструкцию с кубиками. Занятие 33. Копирует простые рисунки Занятие 34. Комнаты Занятие 35. Эмоции Занятие 36. Места Занятие 37. Выполняет двойные команды Занятие 38. Подает два предмета. Занятие 39. Определения (характеристика предмета)
Занятие 40. Профессии людей Занятие 41. Изображает, что он… (притворяется) Занятие 42. Категории Занятие 43. Местоимения («мой» и «твой») Занятие 44. Предлоги Занятие 45. Узнает предметы по описанию Занятие 46. Карточки по порядку Занятие 47. Пол Занятие 48. Специальные вопросы о предметах и картинках Занятие 49. Да/Нет (Предметы) Занятие 50. Функции частей тела Занятие 51. Называет эмоции. Занятие 52. Категории (Называет категории и предметы в категориях) Занятие 53. Использует простые предложения Занятие 54. Сообщает информацию (У меня есть … Я вижу…) Занятие 55. Сообщает социальную информацию Занятие 56. Я не знаю (Неизвестные предметы и вопросы) Занятие 57. Спрашивает: «Что это?» Занятие 58. Спрашивает: «Где (находится) …?» Занятие 59. Местоимения (Я и Ты) Занятие 60. Местоимения (Он или Она) Занятие 61. Отвечает на вопросы по общим знаниям. Занятие 62. Описывает картинки полными предложениями. Занятие 63. Дает характеристики предметам (Видя их и Не видя их) Занятие 64. Вспоминает события (только что произошедшие и спустя некоторое время) Занятие 65. Отвечает на вопрос «Где?» Занятие 66. Назначение комнат Занятие 67. Отвечает на вопросы «Когда?» Занятие 68. Передает сообщения Занятие 69. Ролевая игра с пальчиковыми куклами Занятие 70. Одинаковые и различные (восприятие) Занятие 71. Что лишнее? (по категории и признаку) Занятие 72. Отвечает на вопросы по сюжету Занятие 73. Отвечает на вопросы по темам. Занятие 74. Выполняет задания: «Спроси…», «Расскажи…» Занятие 75. Находит предмет по подсказке, где он находится Занятие 76. Отличает, когда надо переспросить и когда сообщить информацию Занятие 77. Пересказывает истории Занятие 78. Рассказывает по темам. Занятие 79. Рассказывает историю (с опорами) Занятие 80. Рассказывает историю (без опор) Занятие 81. Выражает замешательство (непонимание) и просит разъяснения Занятие 82. Притяжательные местоимения - 2 (Я/Ты)
Занятие 83. Притяжательные местоимения – 3 (Он/Она) Занятие 84. Правильно употребляет времена глаголов Занятие 85. Отвечает на вопросы после диалога Занятие 86. Рассказывает, как… Занятие 87. Что общего и в чем отличие (в поле зрения) Занятие 88. Что общего и в чем отличие (вне поля зрения) Занятие 89. Отвечает на вопрос «Какой/кто (и т.п.) из … » Занятие 90. Задает специальные вопросы, когда недостаточно информации Занятие 91. Отвечает на вопросы «Почему/зачем…» и «Если …» Занятие 92. Логически заканчивает предложения. Занятие 93. Отмечает неточности на картинках Занятие 94. Предсказывает последствия Занятие 95. Дает объяснения Занятие 96. Исключает предмет по признаку и категории Занятие 97. Дает определения (Люди и Места и Предметы) Занятие 98. Подражает сверстнику. Занятие 99. Выступает с предложением поиграть со сверстником Занятие 100. Показывает новые ответы (через наблюдение)

Занятие 1.

Устанавливает зрительный контакт
1.
В ответ на имя
– сядьте на стул напротив ребенка. Назовите его имя и одновременно подскажите ему посмотреть на вас (взглядом, жестом), поднеся съедобный или другой осязаемый стимулятор на уровень своих глаз. После того, как ребенок посмотрит на вас в течение одной секунды, сразу же отдайте ему этот предмет. На последующих занятиях, называя имя ребенка, задерживайте предъявление стимулятора на несколько секунд, отмечая, смотрит ли ребенок на вас без подсказки. По-разному закрепляйте реакции взгляда без подсказки. На всех остальных занятиях также положительно реагируйте, когда ребенок смотрит на вас без стимулятора. 2.
В

течение

5

секунд


повторите процедуру, описанную в №1, но удерживайте зрительный контакт в течение 5 сек., прежде чем отдать ребенку предъявленный стимулятор. 3.
Во время игры
– Дайте ребенку игрушку поиграть за столом, сядьте напротив и назовите его имя. Побуждайте его смотреть на вас и закрепляйте правильную реакцию. Постепенно побуждения должны стать все незаметнее. Особенно отмечайте взгляд на вас после очень незаметной подсказки. 4.
На расстоянии
– повторите №3. Но сядьте или встаньте на расстоянии 90 см. Постепенно увеличивайте расстояние и делайте менее очевидными приглашения смотреть на вас. 5.
На просьбу «Посмотри на меня»
. Произнесите фразу «Смотри на меня», используя те же жесты, что и в п.1.
Как помочь
? Поднесите съедобный или осязаемый предмет на уровень глаз ребенка, чтобы он мог проследить его движение до ваших глаз или осторожно направьте подбородок ребенка так, чтобы глаза поравнялись с вашими. Убедитесь, что ребенок смотрит точно на вас, а не на стимулятор. Инструкция (1-4) Имя ребенка (5) «Посмотри на меня» Реакция (1-5)Устанавливает зрительный контакт дата введения дата усвоения 1. Одна секунда 2. Пять секунд
3. Во время игры 4. На расстоянии 5. В ответ на просьбу «Посмотри на меня»
Занятие 2. Имитирует основные движения
( по подражанию и речевой инструкции) Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Сделай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше. Инструкция: «Делай это» Реакция дата введени я дата усвоен ия 1. Дай мне руку 2. Постучи по столу 3. Похлопай в ладоши 4. Помаши (рукой) 5. Подними руки вверх 6. Потопай ногами 7. Поздоровайся за руку
8. Жест «Дай» 9. Покачай головой (нет) 10. Кивни головой (да) Некоторые дети могут научиться предметно-опосредованной имитации быстрее (звонок колокольчика, кубики в ведерко), чем основным движениям. Введя 5 основных движений, попробуйте новые, навыки могут обобщиться!
Занятие 3. Имитирует действия с предметами
Поместите два одинаковых предмета на стол перед ребенком. Предъявите команду «Делай это», одновременно совершая действия с одним предметом. Простимулируйте ребенка повторить движение с другим предметом. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. В конце концов, одобряйте только правильные самостоятельные действия. Подсказки сводятся к непосредственным физическим действиям. Учите ребенка тем игровым операциям, которые могут доставить ему удовольствие. Инструкция: «Делай это» Реакция дата введения дата усвоения Положи кубик в ведро. Кати мячик Бросай мяч
Позвони в колокольчик Толкай машинку Помаши флажком Бей в барабан Потряси погремушку Рисуй Вытри рот Стукни молоточком Надень шапку Пей из чашки Расчеши волосы Поцелуй куклу Положи куклу спать Покорми куклу Поставь печать на бумагу

Занятие №6.Выполнение единичных команд (по речевой инструкции)
Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Сделай это», одновременно демонстрируя движение и проговаривая инструкцию. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше. Инструкция: «Делай это» Реакция дата введения дата усвоения 1. Сядь 2. Встань 3. Возьми 4. Положи на стол 5. Подойди сюда 6. Дай мне руку 7. Убери руку 8. Помаши «До свидания»
9. Обними меня 10. Поцелуй меня 11. Прыгай 12. Воздушный поцелуй 13. Потопай ногами 14. Маршируй 15. Подними руки вверх 16. Опусти руки вниз 17. Вытяни руки вперед 18. Руки в стороны 19. Руки на пояс 20. Похлопай в ладоши 21. Повернись кругом 22. Включи свет 23. Выключи свет 24. Включи музыку
25. Выброси это 26. Закрой дверь 27. Постучи в дверь 28. Возьми салфетку 29. Положи на полку 30. Закрой лицо руками 31. Похлопай по плечам 32. Сделай круг руками 33. Похлопай по животу 34. Потри руками Выбирайте команды, которые действительно нужны ребенку в обиходе.

Занятие №7.«Различаем и показываем части тела»
Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания и произнесите команду: «Покажи (дотронься) на …» помогайте (*) ребенку находить правильную часть тела на другом человеке и на нем самом и закрепляйте правильные действия. Со временем положительно реагируйте только на правильный выбор без подсказки. Инструкция : «Покажи где …» Реакция: Правильно касается части тела дата введени я дата усвоен ия * с помощью физическо с опорой на демонстрац ию действия с опорой на предметну по речевой инструкц
го действия ю картинку ии 1. Голова 2. Руки 3. Ноги 4. Живот 5. Попа 6. Нос 7. Рот 8. Зубы 9. Язык 10.Глаза 11.Уши 12.Волосы 13.Грудь 14.Спина 15.Щеки
16.Шея 17.Плечи 18.Ладошка 19.Лицо 20.Пальцы 21.Локоть 22.Колено 23.Лоб 24.Брови 25.Ресницы 26.Подбород ок

Занятие №8. Предметы. Выполнение инструкции «Дай»

Узнает. Выполняет инструкцию «Дай…..»
Расположите предмет(ы) на столе перед ребенком и попросите: «Дай мне …». Подтолкните его подать вам нужный предмет. Выбирайте предметы, необходимые ребенку действительно. Избегайте обучать сначала словам, схожим по звучанию. Если ребенок затрудняется выполнять команду «Дай мне…», попробуйте научить его командам, связанным с предметами (Возьми салфетку, брось мяч), а потом переходите к «Дай мне салфетку, подай мяч», положив предметы ближе друг к другу. До этого ребенка следует научить выполнять 15 единичных команд (см. программу выше). Инструкция: «Дай мне …» Реакция: Правильно дает предмет дата введения дата усвоения 1. 2. 3. 4.
5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.
Занятие№9. «Показываем и называем части тела»
Инструкция: 1, 2 Покажи … Реакция на этапе обследования дата введения дата усвоения
3. Повтори 4. Ответь на вопрос «Что это?» показывает на других показывает на себе повторяет называет 1. Голова 2. Руки 3. Ноги 4. Живот 5. Попа 6. Нос 7. Рот 8. Зубы 9. Язык 10.Глаза 11.Уши 12.Волосы 13.Кулак 14.Пупок
15.Лоб 16.Палец 17.Ладонь 1. «Покажи где (у куклы, у мамы) глазки (и др)». (Если ребенок выполняет инструкцию, отмечаем в протоколе С -самостоятельно). Если ребенок не показывает, продемонстрируйте предметную картинку с этой частью тела и повторите инструкцию (отметьте в протоколе К – с опорой на предметную картинку. Если ребенок не показывает, покажите сами «Вот глазки. А теперь ты покажи, где у куклы глазки» (отметьте в протоколе У - по подражанию с опорой на указательный жест). 2. «Покажи, где у тебя глазки». (Если ребенок выполняет инструкцию, отмечаем в протоколе С -самостоятельно). Если ребенок не показывает, продемонстрируйте предметную картинку с этой частью тела и повторите инструкцию (отметьте в протоколе К – с опорой на предметную картинку. Если ребенок не показывает, покажите сами «Вот глазки. А теперь ты покажи, где у куклы глазки» (отметьте в протоколе У - по подражанию с опорой на указательный жест). 3. Укажите на часть тела. Назовите часть тела. Предложите ребенку повторить слово «Повтори слово». ( В протоколе указываем варианты 3 - Повторяет всегда. 2 - Повторяет иногда. 1 - Повторяет крайне редко. 0 - Не повторяет.) 4. Укажите на часть тела и спросите, что это. Сначала выбирайте части тела, расположенные не близко между собой (голова – ноги, а не глаза – нос.)


В раздел образования