Напоминание

Дети с особенностями развития. Кто они?


Автор: Коваль Галина Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 60 г. Владивосток
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: Статья
Тема: Дети с особенностями развития. Кто они?
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Статья на тему:

Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.). В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Мы провели небольшое анкетирование среди педагогов образовательных учреждений, и выяснили тот факт, что 90% из всех опрошенных, считают, что дети с ОВЗ – это дети имеющие как правило соматические заболевания.(т.е. те заболевания, которые ставит педиатр в детской поликлинике). В настоящее время
чтобы называться здоровыми
необходимо не только не иметь заболевания, надо быть еще и благополучным в разных отношениях: эмоциональном, психическом, духовном, социальном, материальном – чего человек начинает достигать только к 20 годам. И именно поэтому
под

здоровьем
понимается состояние
полного

физического,

умственного

(психического)

и социального благополучия
, а не только отсутствие болезней или неудовлетворительного состояния. Очень показательно выражение Сухомлинского В.А. о здоровье человека:
«Я

не

боюсь

еще

и

еще

раз

повторить:

забота

о

здоровье



это

важнейший

труд

воспитателя.

От

жизнерадостности,

бодрости

детей

зависит

их

духовная

жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

70% воспитателей
общеобразовательных учреждений, считают, что в их группах
нет детей с ОВЗ. Но так ли это на самом деле?

Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день
до

80%

детей

рождаются

физиологически

незрелыми
, около
70%

-

имеют

диагностированное

перинатальное

поражение

центральной

нервной

системы
. А у части детей, родившихся здоровыми,
проблемы появляются уже в

первые

месяцы

и

годы

жизни
. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления.
Среди

отстающих

детей

85-90%

отстают

не

из-за

лени

или

недоразвитости,

а

вследствие плохого состояния здоровья.
Именно поэтому, в определение понятия «здоровье» в качестве одного из его основных элементов включено состояние
психического

благополучия
, которое
о п р е д е л я е т

у м с т в е н н у ю

и

ф и з и ч е с к у ю

а к т и в н о с т ь

и

работоспособность
, т.к. непосредственно влияет на функции организма,
на

способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды

обитания, во многом определяет взаимоотношения с другими людьми.
Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ? Это ребенок, имеющий
физические

и

(или)

психические

недостатки
, которые препятствуют освоению образовательных программ. И эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития,
а

также

речи

(заикание,

ЗРР).

С

выраженными

расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются

практически

в

каждой

группе

ДОУ.

Их

принято

называть

«не

садовские

дети»:

гиперактивные,

расторможенные,

с

гиперопекой,

неврозами,

страхами,

повышенной

тревожностью,

утомляемостью
, с нарушениями навыков общения и самообслуживания, способности к установлению эмоционального контакта, стереотипность в поведении, которое проявляется как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; как наличие в поведении ребенка однообразных действий – моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний и т.д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр. Все большее распространение получает
интегрированное

и

инклюзивное
образование и воспитание детей с отклонениями в условиях
специальной группы в массовом детском саду или классе и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу или класс, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение. Под руководством психологов в образовательных учреждениях разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания. Составлению карты предшествует изучение ребенка. План изучения традиционно включает такие мероприятия, как: беседа с родителями; изучение медицинской карты ребенка; обследование физического развития; обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов (в том числе и речи); Такой план диагностики отвечает принципам комплексного, всестороннего и целостного изучения ребенка.
Если

в

образовательное

учреждение

поступают

дети

с

выраженными

отклонениями,

обследованием

занимаются

специалисты

определенного

профиля
, а учитель или воспитатель знакомится с полученными ими данными. Если отклонения не ярко выражены, главной фигурой в процессе обследования является педагог. На что целесообразно
обратить внимание

педагогу
, чтобы выявить либо отклонения, либо факторы риска в развитии ребенка? При беседе с родителями, кроме обычных сведений о составе семьи, ее материальном и социальном благополучии, важно понять, что родители ожидают от учреждения. Многие образовательные учреждения разрабатывают для этого стандартизованные анкеты и рассматривают ожидания родителей как социальный заказ. Однако родители не всегда могут ясно сформулировать свои требования, поэтому воспитатель может использовать косвенные вопросы. Например, если ребенок самостоятелен в быту, у родителей спрашивают, кто его научил одеваться, убирать со стола и т. д., если хорошо рисует или умеет лепить, важно спросить, кто учил и как. Все эти вопросы дают возможность понять, кто в семье больше общается с ребенком, под чьим влиянием он преимущественно находится, к какому стилю общения и взаимодействия тяготеет этот человек.
Вопросы о том, какие навыки одевания, туалета, еды, ухода за одеждой и обувью есть у ребёнка (даже если ему всего два года), помогут понять, есть ли по отношению к нему завышенные требования или, напротив, гиперопека. Для выявления отклонений важно обратить внимание на показатели нервно- психического развития. Напомним, что наиболее важными показателями моторного развития являются удерживание головы - 2 месяца, умение ползать - 7месяцев, самому садиться и вставать - 8 месяцев, в год ребенок должен самостоятельно ходить. Важнейший показатель и эмоционального, и двигательного, и интеллектуального развития - комплекс оживления. В норме он возникает в 3 месяца. Кроме этих показателей в медицинской карте, как правило, отмечается начало лепета (6месяцев) и появление первых слов (12 месяцев). Изучая медицинскую карту, нужно иметь в виду, что само по себе
нарушение одного
из сроков
не является свидетельством отклонения
и должно рассматриваться в контексте актуального развития ребенка. Например, если в медицинской карте указаны поздние сроки появления лепета и первых слов, а поступивший в детский сад трехлетний малыш говорит хорошо, то указанные отклонения от нормативных сроков можно объяснить особенностями темперамента. Вас должно насторожить отсутствие либо непостоянность отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя. Характерно отсутствие прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова (Посмотри на…). При обследовании физического развития ребенка обычно обращают внимание на рост, вес, осанку и развитие основных движений. Необходимо отметить, что признаки физического недоразвития чаще встречаются при более тяжелых поражениях мозга, особенно ранних. Так, например, имеют место нарушения соотношений между длиной туловища и конечностей, различные деформации черепа. Отмечается неправильный рост зубов, деформации в строении ушной раковины и др. аномалии развития. При психофизическом инфантилизме ребенок может быть развит гармонично: выглядит как трехлетний, деятельность как у трехлетнего при календарном возрасте пять лет.
Наблюдаются также изменения и со стороны внутренних органов – нередки врожденный порок сердца и др. нарушения сердечно - сосудистой системы или желудочно-кишечного тракта. Несколько реже встречаются дефекты развития органов дыхания; наличие таких дефектов приводит к частым простудным заболеваниям и повторным пневмониям. Таким образом, дети с физическим недоразвитием требует углубленного обследования психического развития, к которому целесообразно привлечь психолога. Очень внимательно педагогу нужно отнестись к развитию движений разного характера. Следует помнить, что иногда детский церебральный паралич имеет неярко выраженный, стертый характер. Внимательно наблюдая за таким малышом, воспитатель отмечает, что у него
нет навыков самообслуживания, он

неаккуратно ест, не может застегнуть пуговицы
. И дело здесь не в плохо развитых навыках самообслуживания, а в недостатках двигательной сферы. П о эт о м у, н а бл юд а я з а р е б е н к о м , н а д о о б р ат и т ь в н и м а н и е н а скоординированность движений во время маршировки, ритмичность действий под музыку, наконец, можно предложить выполнить какое-либо практическое действие: завязать узел на веревке, сложить одежду в шкафчик и т.п. Особое внимание надо уделить мелкой моторике, но ее изучение можно совместить с обследованием деятельности. При стертых формах детского церебрального паралича определенные трудности у ребенка вызывает предметная деятельность: соотносящие действия не точны, кажется, что дошкольник не перерос метода проб и ошибок, орудийные действия мало продуктивны. Плохо получаются синхронные действия двумя руками. Дети с задержкой психического развития в дошкольном возрасте могут действовать с предметами неспецифично, например, пирамидкой стучать, подбрасывать кольца или разметывать их по столу. При побуждении к началу деятельности могут наблюдаться соскальзывания (то есть, начав действовать адекватно, ребенок прекращает действия или переходит к неспецифичным действиям). Аутичные дети пугаются незнакомых предметов, в том числе игрушек, и могут отказываться действовать. У таких детей уже в раннем возрасте отмечается повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам. Это может проявляться как непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности (звука
кофемолки, пылесоса, телефонного звонка и т.д.), не любовь к тактильному контакту, неприятие ярких игрушек. Действия детей с нарушенным зрением, слухом, общим недоразвитием речи будут похожи на действия детей с задержкой психического развития в младшем дошкольном возрасте, однако к пяти-шести годам, предметная деятельность этих детей в целом не отличается от деятельности нормальных, если степень дефекта небольшая. Если же нарушение имеет выраженный характер, своеобразные черты сохраняются в предметной деятельности до старшего дошкольного возраста. Однако, в отличие от детей с задержкой психического развития, у детей с сенсорными и речевыми нарушениями не будет соскальзывания и неспецифических действий, хотя и не исключены неправильные (неправильный набор колец пирамидки по цвету, размеру ит.п.). Адаптация детей к условиям общественного воспитания не всегда успешно протекает и у детей, не имеющих недостатков развития. Для детей с отклонениями период адаптации в группу нормально развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли к ежеминутной опеке родителей, не имеют опыта установления социальных контактов, кроме того, детские виды деятельности(сюжетно-ролевая, строительная и г р ы , конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников, и для них из-за этого практически невозможно лидирование, признание. Большой проблемой является наличие внешних особенностей и дефектов (слюнотечение, ненормальное положение конечностей и др., а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат). Поэтому авторы, изучающие проблему интеграции, рекомендуют уделить достаточное внимание подготовке детей группы к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями. Уместно будет дать родителям обычные рекомендации, которые даются перед поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение: установить в семье такой же режим, как и в детском саду, наблюдать с ребенком за играми детей на площадке детского сада, заранее познакомиться с одним, двумя детьми и т.п. В настоящее время предусмотрено кратковременное пребывание детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях общего типа. Дети приходят в детский сад преимущественно для занятий с психологом,
логопедом или дефектологом другого профиля, а затем выходят на прогулку с обычной группой детей. Такой вид интегрирования называют временным. У него могут быть и другие варианты: малыш приходит в группу во второй половине дня, принимая участие в игровой, трудовой деятельности, развлечениях. Два-три раза в неделю он будет заниматься с дефектологом, в остальные дни - всю вторую половину дня находиться в обществе сверстников. Таким образом, в адаптационный период нужно дать возможность ребенку посетить группу в разные отрезки времени. Это важно не только для него, но и для педагога. Воспитатель проводит первичную диагностику, советуется с узкими специалистами, вырабатывает совместно с родителями концептуальные положения индивидуального подхода. Особого внимания требуют дети с эмоциональными нарушениями. К тому времени, когда гиперподвижный дошкольник или ребенок-агрессор начнет посещать группу в течение полного дня, педагог должен хорошо представлять, какой деятельностью он занимается охотно, как обычно в семье нейтрализуют негативное поведение и действенны ли эти меры в условиях общественного воспитания. В заключение хотелось бы призвать заведующих и воспитателей дошкольных учреждений к внимательному отношению к детям с особыми вариантами развития. Воспитание их в массовых детских садах - одно из проявлений гуманизации общества. Однако руководители дошкольных образовательных учреждений часто отказывают родителям этих детей в приеме, а если такой ребенок принят, педагоги видят свою роль в присмотре за ним. Мы считали бы свою цель достигнутой, если бы данное выступление вызвало у педагогов желание изучать детей с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе сверстников, а главное - наиболее полно реализовать свои личностные возможности.


В раздел образования