Автор: Коваль Галина Валерьевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СОШ № 60 г. Владивосток Населённый пункт: г. Владивосток Наименование материала: Статья Тема: Дети с особенностями развития. Кто они? Раздел: среднее профессиональное
Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека,
когда
формируются
наиболее
фундаментальные
способности,
определяющие
дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов,
ребенок
в
возрасте
до
3-х
лет
приобретает
от
60
до
70%
информации
об
окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в
раннем
возрасте
лежат
истоки
многих
проблем,
с
которыми
сталкиваются
родители
и
педагоги
(сниженная
познавательная
активность,
нарушения
в
общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность
и гиперактивность детей и т. д.).
В
нашем
государстве
есть
особые
дети,
которые
имеют
различные
отклонения
в
развитии.
Таких
детей
принято
называть
-
дети
с
особыми
образовательными
потребностями
или
дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья и жизнедеятельности. Мы провели небольшое анкетирование среди
педагогов образовательных учреждений, и выяснили тот факт, что 90% из всех
опрошенных,
считают,
что
дети
с
ОВЗ
–
это
дети
имеющие
как
правило
соматические заболевания.(т.е. те заболевания, которые ставит педиатр в детской
поликлинике).
В настоящее время чтобы называться здоровыми необходимо не только
не иметь заболевания, надо быть еще и благополучным в разных отношениях:
эмоциональном,
психическом,
духовном,
социальном,
материальном
–
чего
человек
начинает
достигать
только
к
20
годам.
И
именно
поэтому под
здоровьем понимается
состояние полного
физического,
умственного
(психического)
и социального благополучия , а не только отсутствие болезней
или
неудовлетворительного
состояния.
Очень
показательно
выражение
Сухомлинского
В.А.
о
здоровье
человека: «Я
не
боюсь
еще
и
еще
раз
повторить:
забота
о
здоровье
–
это
важнейший
труд
воспитателя.
От
жизнерадостности,
бодрости
детей
зависит
их
духовная
жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
70% воспитателей общеобразовательных учреждений, считают, что в их группах
нет детей с ОВЗ. Но так ли это на самом деле?
Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до
80%
детей
рождаются
физиологически
незрелыми ,
около 70%
-
имеют
диагностированное
перинатальное
поражение
центральной
нервной
системы . А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в
первые
месяцы
и
годы
жизни .
Из
общего
числа
детей
30%
нуждаются
в
реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления. Среди
отстающих
детей
85-90%
отстают
не
из-за
лени
или
недоразвитости,
а
вследствие плохого состояния здоровья.
Именно поэтому, в определение понятия «здоровье» в качестве одного из
его
основных
элементов
включено
состояние психического
благополучия ,
которое о п р е д е л я е т
у м с т в е н н у ю
и
ф и з и ч е с к у ю
а к т и в н о с т ь
и
работоспособность ,
т.к.
непосредственно
влияет
на
функции
организма, на
способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды
обитания, во многом определяет взаимоотношения с другими людьми.
Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?
Это
ребенок,
имеющий физические
и
(или)
психические
недостатки ,
которые
препятствуют
освоению
образовательных
программ.
И
эта
категория
детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее
входят
дети
с
разными
нарушениями
развития:
нарушениями
слуха,
зрения,
опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными
нарушениями
развития, а
также
речи
(заикание,
ЗРР).
С
выраженными
расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются
практически
в
каждой
группе
ДОУ.
Их
принято
называть
«не
садовские
дети»:
гиперактивные,
расторможенные,
с
гиперопекой,
неврозами,
страхами,
повышенной
тревожностью,
утомляемостью ,
с
нарушениями
навыков
общения
и
самообслуживания,
способности
к
установлению
эмоционального контакта, стереотипность в поведении, которое проявляется как
выраженное
стремление
сохранить
постоянство
условий
существования
и
непереносимость малейших его изменений; как наличие в поведении ребенка
однообразных действий – моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний и т.д.),
речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов), стереотипных манипуляций
каким-либо предметом; однообразных игр.
Все
большее
распространение
получает интегрированное
и
инклюзивное образование
и
воспитание
детей
с
отклонениями
в
условиях
специальной группы в массовом детском саду или классе и среди сверстников в
обычной
группе.
Даже
дети
со
значительными
нарушениями
могут
быть
интегрированы по 2-3 человека в обычную группу или класс, но при этом им
требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Под
руководством
психологов
в
образовательных
учреждениях
разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
Составлению карты предшествует изучение ребенка. План изучения традиционно
включает такие мероприятия, как:
беседа с родителями;
изучение медицинской карты ребенка;
обследование физического развития;
обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности
и познавательных психических процессов (в том числе и речи);
Такой
план
диагностики
отвечает
принципам
комплексного,
всестороннего
и
целостного изучения ребенка.
Если
в
образовательное
учреждение
поступают
дети
с
выраженными
отклонениями,
обследованием
занимаются
специалисты
определенного
профиля , а учитель или воспитатель знакомится с полученными ими данными.
Если отклонения не ярко выражены, главной фигурой в процессе обследования
является педагог.
На что целесообразно обратить внимание
педагогу , чтобы выявить либо
отклонения, либо факторы риска в развитии ребенка?
При беседе с родителями, кроме обычных сведений о составе семьи, ее
материальном и социальном благополучии, важно понять, что родители ожидают
от учреждения. Многие образовательные учреждения разрабатывают для этого
стандартизованные анкеты и рассматривают ожидания родителей как социальный
заказ. Однако родители не всегда могут ясно сформулировать свои требования,
поэтому воспитатель может использовать косвенные вопросы. Например, если
ребенок
самостоятелен
в
быту,
у
родителей
спрашивают,
кто
его
научил
одеваться, убирать со стола и т. д., если хорошо рисует или умеет лепить, важно
спросить, кто учил и как. Все эти вопросы дают возможность понять, кто в семье
больше общается с ребенком, под чьим влиянием он преимущественно находится,
к какому стилю общения и взаимодействия тяготеет этот человек.
Вопросы о том, какие навыки одевания, туалета, еды, ухода за одеждой и
обувью есть у ребёнка (даже если ему всего два года), помогут понять, есть ли по
отношению
к
нему
завышенные
требования
или,
напротив,
гиперопека.
Для
выявления
отклонений
важно
обратить
внимание
на
показатели
нервно-
психического
развития.
Напомним,
что
наиболее
важными
показателями
моторного развития являются удерживание головы - 2 месяца, умение ползать -
7месяцев,
самому
садиться
и
вставать
-
8
месяцев,
в
год
ребенок
должен
самостоятельно ходить.
Важнейший
показатель
и
эмоционального,
и
двигательного,
и
интеллектуального развития - комплекс оживления. В норме он возникает в 3
месяца. Кроме этих показателей в медицинской карте, как правило, отмечается
начало
лепета
(6месяцев)
и
появление
первых
слов
(12
месяцев).
Изучая
медицинскую карту, нужно иметь в виду, что само по себе нарушение одного из
сроков не является свидетельством отклонения и должно рассматриваться в
контексте актуального развития ребенка.
Например, если в медицинской карте указаны поздние сроки появления лепета и
первых слов, а поступивший в детский сад трехлетний малыш говорит хорошо, то
указанные отклонения от нормативных сроков можно объяснить особенностями
темперамента.
Вас должно насторожить отсутствие либо непостоянность отклика малыша на
обращение
к
нему
близких,
на
собственное
имя.
Характерно
отсутствие
прослеживания
взглядом
направления
взгляда
взрослого,
игнорирование
его
указательного жеста и слова (Посмотри на…).
При обследовании физического развития ребенка обычно обращают внимание на
рост,
вес,
осанку
и
развитие
основных
движений.
Необходимо
отметить,
что
признаки
физического
недоразвития
чаще
встречаются
при
более
тяжелых
поражениях мозга, особенно ранних. Так, например, имеют место нарушения
соотношений между длиной туловища и конечностей, различные деформации
черепа. Отмечается неправильный рост зубов, деформации в строении ушной
раковины и др. аномалии развития.
При психофизическом инфантилизме ребенок может быть развит гармонично:
выглядит
как
трехлетний,
деятельность
как
у
трехлетнего
при
календарном
возрасте пять лет.
Наблюдаются
также
изменения
и
со
стороны
внутренних
органов
–
нередки
врожденный порок сердца и др. нарушения сердечно - сосудистой системы или
желудочно-кишечного
тракта.
Несколько
реже
встречаются
дефекты
развития
органов
дыхания;
наличие
таких
дефектов
приводит
к
частым
простудным
заболеваниям и повторным пневмониям.
Таким
образом,
дети
с
физическим
недоразвитием
требует
углубленного
обследования
психического
развития,
к
которому
целесообразно
привлечь
психолога.
Очень
внимательно
педагогу
нужно
отнестись
к
развитию
движений
разного
характера. Следует помнить, что иногда детский церебральный паралич имеет
неярко
выраженный,
стертый
характер.
Внимательно
наблюдая
за
таким
малышом, воспитатель отмечает, что у него нет навыков самообслуживания, он
неаккуратно ест, не может застегнуть пуговицы . И дело здесь не в плохо
развитых
навыках
самообслуживания,
а
в
недостатках
двигательной
сферы.
П о эт о м у,
н а бл юд а я
з а
р е б е н к о м ,
н а д о
о б р ат и т ь
в н и м а н и е
н а
скоординированность движений во время маршировки, ритмичность действий под
музыку,
наконец,
можно
предложить
выполнить
какое-либо
практическое
действие: завязать узел на веревке, сложить одежду в шкафчик и т.п. Особое
внимание надо уделить мелкой моторике, но ее изучение можно совместить с
обследованием деятельности.
При стертых формах детского церебрального паралича определенные трудности у
ребенка вызывает предметная деятельность: соотносящие действия не точны,
кажется, что дошкольник не перерос метода проб и ошибок, орудийные действия
мало продуктивны. Плохо получаются синхронные действия двумя руками.
Дети
с
задержкой
психического
развития
в
дошкольном
возрасте
могут
действовать
с
предметами
неспецифично,
например,
пирамидкой
стучать,
подбрасывать кольца или разметывать их по столу. При побуждении к началу
деятельности могут наблюдаться соскальзывания (то есть, начав действовать
адекватно,
ребенок
прекращает
действия
или
переходит
к
неспецифичным
действиям).
Аутичные дети пугаются незнакомых предметов, в том числе игрушек, и могут
отказываться действовать. У таких детей уже в раннем возрасте отмечается
повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам. Это может
проявляться как непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности (звука
кофемолки,
пылесоса,
телефонного
звонка
и
т.д.),
не
любовь
к
тактильному
контакту, неприятие ярких игрушек.
Действия детей с нарушенным зрением, слухом, общим недоразвитием речи будут
похожи
на
действия
детей
с
задержкой
психического
развития
в
младшем
дошкольном возрасте, однако к пяти-шести годам, предметная деятельность этих
детей в целом не отличается от деятельности нормальных, если степень дефекта
небольшая.
Если
же
нарушение
имеет
выраженный
характер,
своеобразные
черты
сохраняются
в
предметной
деятельности
до
старшего
дошкольного
возраста. Однако, в отличие от детей с задержкой психического развития, у детей
с
сенсорными
и
речевыми
нарушениями
не
будет
соскальзывания
и
неспецифических действий, хотя и не исключены неправильные (неправильный
набор колец пирамидки по цвету, размеру ит.п.).
Адаптация
детей
к
условиям
общественного
воспитания
не
всегда
успешно
протекает
и
у
детей,
не
имеющих
недостатков
развития.
Для
детей
с
отклонениями период адаптации в группу нормально развивающихся сверстников
особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли к ежеминутной опеке
родителей, не имеют опыта установления социальных контактов, кроме того,
детские
виды
деятельности(сюжетно-ролевая,
строительная
и г р ы ,
конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у
сверстников,
и
для
них
из-за
этого
практически
невозможно
лидирование,
признание.
Большой
проблемой
является
наличие
внешних
особенностей
и
дефектов (слюнотечение, ненормальное положение конечностей и др., а также
специальные технические средства: очки, слуховой аппарат). Поэтому авторы,
изучающие проблему интеграции, рекомендуют уделить достаточное внимание
подготовке детей группы к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями.
Уместно будет дать родителям обычные рекомендации, которые даются перед
поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение: установить в
семье такой же режим, как и в детском саду, наблюдать с ребенком за играми
детей на площадке детского сада, заранее познакомиться с одним, двумя детьми
и т.п.
В
настоящее
время
предусмотрено
кратковременное
пребывание
детей
с
отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях общего
типа. Дети приходят в детский сад преимущественно для занятий с психологом,
логопедом или дефектологом другого профиля, а затем выходят на прогулку с
обычной группой детей.
Такой вид интегрирования называют временным. У него могут быть и другие
варианты: малыш приходит в группу во второй половине дня, принимая участие в
игровой, трудовой деятельности, развлечениях. Два-три раза в неделю он будет
заниматься
с
дефектологом,
в
остальные
дни
-
всю
вторую
половину
дня
находиться в обществе сверстников.
Таким
образом,
в
адаптационный
период
нужно
дать
возможность
ребенку
посетить группу в разные отрезки времени. Это важно не только для него, но и для
педагога.
Воспитатель
проводит
первичную
диагностику,
советуется
с
узкими
специалистами,
вырабатывает
совместно
с
родителями
концептуальные
положения индивидуального подхода.
Особого
внимания
требуют
дети
с
эмоциональными
нарушениями.
К
тому
времени,
когда
гиперподвижный
дошкольник
или
ребенок-агрессор
начнет
посещать группу в течение полного дня, педагог должен хорошо представлять,
какой деятельностью он занимается охотно, как обычно в семье нейтрализуют
негативное поведение и действенны ли эти меры в условиях общественного
воспитания.
В заключение хотелось бы призвать заведующих и воспитателей дошкольных
учреждений
к
внимательному
отношению
к
детям
с
особыми
вариантами
развития.
Воспитание
их
в
массовых
детских
садах
-
одно
из
проявлений
гуманизации
общества.
Однако
руководители
дошкольных
образовательных
учреждений часто отказывают родителям этих детей в приеме, а если такой
ребенок принят, педагоги видят свою роль в присмотре за ним. Мы считали бы
свою
цель
достигнутой,
если
бы
данное
выступление
вызвало
у
педагогов
желание изучать детей с особыми вариантами развития, помогать им занять
достойное
место
в
обществе
сверстников,
а
главное
-
наиболее
полно
реализовать свои личностные возможности.