Автор: Краснокутская Елена Геннадьевна Должность: преподаватель химии и биологии Учебное заведение: ФГКОУ "Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации" Населённый пункт: г. Ульяновск Наименование материала: Конспект урока и презентация Тема: Водород Раздел: полное образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока №
Дата проведения:
Тема урока: Водород. Общая характеристика водорода. Получение
водорода.
Цель:
образовательная: создать условия для усвоения суворовцами знаний о
водороде как о химическом элементе и простом веществе, познакомить
суворовцев со способами получения водорода и научить составлять
уравнения химических реакций;
воспитательная: продолжить формирование у суворовцев навыков
поведения и труда на уроке, дисциплинированности, организованности;
развивающая: способствовать развитию познавательной активности, памяти,
логического мышления, формированию специальных умений и навыков при
работе с лабораторным оборудованием и реактивами.
Тип: урок изучения нового материала.
Формы и методы: коллективная, парная работа суворовцев, рассказ
преподавателя, беседа; частично-поисковый метод, практический
(выполнение лабораторных опытов)
Материальное обеспечение урока: учебник, дидактический материал,
компьютер, УЭП, реактивы и оборудование для опытов.
№
Этапы урока и деятельность преподавателя
Врем
я
Деятельность учащихся
I
II
III
Этап организации начала занятия
Проверка наличия личного состава;
Подготовка к основному этапу
Объявление темы и цели урока.
Этап усвоения новых знаний и способов
действий
Общая характеристика водорода: (слайд)
Химический знак –
Относительная атомная масса –
Химическая формула –
Относительная молекулярная масса
Валентность в соединениях -
Нахождение в природе: (слайд)
Самый распространенный элемент во
Вселенной. Составная часть Солнца и
других звезд. Входит в состав воды,
природного газа и др.орг.веществ.
Прочитать материал рубрики «Знаете ли
вы что …» Ответить на вопрос.
Получение.
1)
Разложение воды под действием
электрического тока
Электрический ток
2Н
2
О → 2Н
2
+ О
2
2)
Взаимодействие металлов с
кислотами.
А) кислоты – это вещества, состоящие из
атомов водорода и кислотного остатка
(примеры) (слайд)
HCl –
H
2
SO
4
HNO
3
H
2
CO
3
H
3
PO
4
Б) валентность кислотного остатка равна
числу атомов водорода в кислоте
В) с кислотами реагируют металлы,
стоящие электрохимическом ряду
напряжений до Н, при этом выделяется
водород и образуется соль.
Проведение опыта и
составление уравнения.
На столе – соляная кислота HCl и цинк Zn.
Zn + 2HCl = ZnCl
2
+ H
2
Лабораторный опыт.
Получение водорода взаимодействием
цинка с соляной кислотой и доказательство
образования водорода.
3)
Взаимодействие активных металлов
0,5
мин
1 мин
35
мин
Сдача рапорта дежурным
взаимное приветствие.
Записывают в тетрадь тему
урока.
Участвуют в целеполагании,
настраиваются на
восприятие нового
материала.
Записывают в тетради и на
доске.
(работают с периодической
системой элементов,
проверяют по учебнику )
Читают, отвечают на вопрос.
Слушают объяснение
преподавателя, делают
записи в тетради.
Наблюдают за
демонстрацией опыта
(Zn +HCl)
Проводят данную
химическую реакцию.
Записывают.
Слушают объяснение
IV
V
VI
с водой.
Демонстрация реакции
(видеофрагмент)
2Na + 2H
2
O = 2NaOH + H
2
Ca + 2H
2
O = Ca(OH)
2
+ H
2
Основания.
Вещества, которые состоят из атомов
металла и одной или нескольких
гидроксогрупп, называются основаниями.
Закрепление
1)
Составление уравнений реакций
HCl + Na
HCl + Al
H
2
SO
4
+ Mg
2)
Упр 2. 4, 6 с. 76.
Подведение итогов занятия
Что узнали на уроке?
Информация об оценках.
Задание на самоподготовку:
1)
§ 19-21, упр.5 с.60.
Преподаватель:
7 мин
1 мин
0,5
мин
преподавателя, записывают в
тетрадь.
Составляют уравнения.
Отвечают на вопросы.
Краткое повторение.
Записывают задание
Дополнительный материал…
Водород был впервые обнаружен в 1766 году Генри Кавендишем. Он обнаружил также,
что процесс горения водорода сопровождается образованием воды, что водород в 11 раз
легче воздуха и можно применить его в воздухоплавании.
Генри Кавендиш - Английский физик и химик. 1731 - 1810 годы жизни. Будучи вторым
сыном, Генри не наследовал богатств отца и с ранних лет предался естествознанию. Из
первых
работ
его
известны
исследования
о
составе
атмосферы
(открыл
присутствие
угольной кислоты), о свойстве водорода и др. Кавендиш получил огромное состояние от
своего дяди, тратил свои доходы не только на научные опыты, но и на поддержку
молодых ученых. В частной жизни Кавендиш всегда был чудаком и оригиналом. Со
своими домашними он объяснялся исключительно знаками, раз навсегда выработанными,
дабы
не
терять
напрасно
времени
и
слов.
Только
с
друзьями
по
науке
он
делался
разговорчивым и охотно делился своими обширными знаниями.
5. Через два года (в 1783 году) водород получил свое имя. Слово «гидроген» происходит из
греческого языка и состоит из слов «гидро» (означающего воду) и «генез» (означающего
рождение). Гидро- (водо-) ген (род) — порождающий воду.