Напоминание

"Воздух-невидимка"


Автор: Логвинова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МДБОУ "Детский сад комбинированного вида №18"
Населённый пункт: п.Октябрьский, Красноармейский район, Краснодарский край
Наименование материала: Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с применением здоровьесберегающих технологий
Тема: "Воздух-невидимка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект образовательной деятельности

по ознакомлению детей с окружающим миром

с применением здоровьесберегающих технологий

с элементами экспериментирования

в подготовительной группе.

Тема: « Воздух – невидимка» воздух и его свойства-

экспериментирование.»
Конспект составила: воспитатель высшей категории Логвинова Н.Н МДБОУ №18 п.Октябрьский Коаснодарский край Красноармейский район

Воспитатель
: Логвинова Н.Н
Программное содержание:
1.Расширить знания детей о свойствах воздуха и способах его обнаружения. 2.Продолжать формирование причинно-следственных связей. 3.Формировать интерес к экспериментальной работе. 4.Закладывать основы экологической культуры на основе взаимодействия с предметно- природным миром. 5.Формировать осознанное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. (применение здоровьесберегающих технологий). 6.Развивать память, внимание, мышление, речь, познавательный интерес. 7. Этимологическая работа.
Ход занятия.
- Здравствуйте ребята. Как у вас красиво и уютно в группе. Я предлагаю вам, на некоторое время, представить, что это не группа- а научно- исследовательская лаборатория. В лаборатории проводят разнообразные опыты, исследования, даже делают открытия. А мы с вами будем учеными. И так, Уважаемые коллеги, я предлагаю вам изучить свойства одного невидимого вещества, послушайте внимательно мою загадку, и вы узнаете, о каком веществе дет речь. Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем. Он нам нужен чтоб дышать Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час Но невидим он для нас.
-Совершенно верно -это воздух. Мы с вами не видим воздух, но можем его почувствовать. Давайте пройдем за наши рабочие места, возьмем веера и помашем ими. Нет вееров? Но мы же с вами ученые люди, и нам не составит труда сделать из листа бумаги веер.(дети делают веера).Солнце светит очень ярко И ребятам стало жарко Достаем красивый веер Пусть прохладою повеет. -Помашите веером на лицо, что вы почувствовали? Это ,ребята, движение воздуха. Веер заставил воздух двигаться, и вы ощутили дуновение воздуха на своем лице. Значит воздух невидимый, но его можно почувствовать. -А теперь , коллеги, предлагаю перейти к столику, где находятся экспонаты для нашего следующего открытия. Попрошу вас сосредоточить свое внимание на действия, которые я сейчас буду вам демонстрировать. Переворачиваю пустой стакан вверх дном и медленно опускаю в сосуд с водой. Проникла вода в стакан? Нет.
Вывод:
в стакане есть воздух,и он не пускает воду вовнутрь. -Снова опускаем стакан в воду, теперь немного наклоним его, что вы
видите? Вода проникла в стакан.

Вывод:
воздух есть в воде. -Давайте посмотрим ,что лежит в этой коробочке .Возьмите любой понравившийся вам предмет и бросьте его в воду. Внимательно наблюдаем и что мы видим? Видим пузырьки - это пузырьки воздуха, которые вышли из камешков, пуговиц. Ракушек…Камень - тяжелый, он тонет. А воздух легкий - он поднимается вверх.
Вывод:
воздух есть везде, он вокруг нас, он в предметах, в воде, в пустом стакане… -Ребята, а теперь давайте закроем ладонью рот и нос. Какие у вас ощущения? Легко ли вам или трудно7Почему? Совершенно верно. Нам тяжело от того, что мы не дышим. Значит, воздух нам необходим, мы его вдыхаем и выдыхаем. Давайте пройдем к столику , где находится оборудование . которое необходимо для подтверждения нашего открытия. (дети садятся за стол для каждого ребенка стоит стакан с водой и
соломинка)Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Сделали носом вдох ,а теперь выдыхаем воздух в соломинку. Что вы видите? В стакане появились пузырьки, эти пузырьки и есть воздух, который мы вдохнули и выдохнули. -А вы слышали, как воздух звучит? Воспитатель дует в пустую бутылку и предлагает детям подуть в свистки, дудки вы знаете , как называются эти инструменты, правильно музыкальные, а еще их называют- духовыми инструментами. (разбираем слово воздух) -А сейчас мы с вами попробуем изобрести космический корабль, мне понадобится ваша помощь. Берем воздушный шарик, надуваем его (заполняем воздухом), с помощью скотча прикрепляем соломинку к шарику и продеваем нитку в соломинку. Даем стартовый отсчет нашему кораблю 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0-пуск (отпускаем шарик).Почему наш корабль полетел? потому что из шарика стал быстро выходить воздух. -Дорогие мои испытатели, мы с вами провели ряд опытов, выяснили, где есть воздух, а теперь я предлагаю вам накачать «воздушную» куклу.(дети разбираются на пары.1- кукла, 2- насос. Кукла вяло сидит на полу, насос со звуком с-с-с-«накачивает» куклу. Она выпрямляется, встает в полный рост, насос нажимает кнопку на груди у куклы , кукла сдувается ш-ш-ш-ш переходит в и.п. Насос с куклой меняются ролями. -Для чего нужен насос и как им пользоваться ,я убедилась ,что вы знаете и умеете. Я бы хотела предложить вашему вниманию один предмет, который очень необходим для любой лаборатории,(подвожу детей к столику, где стоят весы)вы знаете как называется этот прибор и для чего он нужен? Это весы и они нам сейчас помогут, имеет ли воздух вес? -Вот у нас 2 шарика , кладем их на весы ,что наблюдаем? Весы находятся в состоянии покоя. Они не сдвинулись ни вверх ,ни вниз. Надуваем один шарик, чаша с надутым шариком перевесила чашу с пустым шариком. Почему? -Делаем
вывод
: чаша весов перевесила, потому что шарик наполнен воздухом, значит- воздух имеет вес. -А как вы думаете, воздух имеет вкус? Попробуйте воздух ртом. Что вы можете сказать поэтому поводу? у воздуха нет вкуса , а запах? Каким органом мы определяем запах? И запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет . Мы чувствуем запах дыма, если
поблизости горит костер; пирожками- когда наши повара готовят на кухне. Это говорит о том, что запах воздуху придают другие вещества. Хотите в этом убедится ? В нашей лаборатории есть много баночек, в них хранились разные вещества, теперь баночки пустые , но они еще хранят запах того вещества, которое в них находилось, предлагаю вам стать «нюхачами» и отгадать секрет этих баночек. Совершенно верно вы угадали, ваши носы вас не подвели. А еще ребята, я хотела дать вам один очень важный и полезный совет—всегда дышать носом. Давайте вдохнем воздух , куда он попал? В нос, а потом он идет в дыхательную трубочку, по пути воздух согревается . Поэтому, очень важно для вашего здоровья, в холодную погоду, дышать носом , а не ртом. А еще нос очищает воздух от пыли и микробов. У нас в носу есть волоски - реснички , они- то и не дают микробам проникнуть в наш организм. И нам нужно ухаживать за носом. Как вы это делаете?(ответы детей).А я вам предлагаю сделать зарядку для носа. -Повторяйте все за мной Подыши одной ноздрей и к тебе придет покой. ( и. п. стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки- вдох тихий и продолжительный .выдох через левую ноздрю . левой вдох- правой выдох. правой выдох- вдох). Тихо, тихо, мы подышим, сердце мы свое услышим. (Медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться, затаить дыхание на 4 сек.плавный выдох через нос.2 раза.) Вырасти хочу скорей сделать много добрых дел. (1-поднять руки вверх, подняться на носки- вдох;2- опустить руки вниз, опуститься на всю стопу—выдох.) -Но здоровье человека зависит не только от того как он дышит, но и каким воздухом он дышит .А воздух не всегда может быть чистым .А как вы думаете, что приводит к загрязнению воздуха?( ответы детей).Мы должны заботиться о своем здоровье, о животных и растениях, которые тоже нуждаются в чистом воздухе. Что мы с вами можем сделать для того, что бы чтобы воздух был чистым?
Вот у нас есть горшок с землей и желудь. Давайте посадим желудь в горшок, вы будите ухаживать за ним , поливать, а весной, когда проклюнется росточек , посадите его на своей площадке и когда росточек подрастет, станет деревцем, то будет делать воздух на вашей площадке чистым, а крона укроет вас от жаркого летнего солнца. Что мы сажаем , сажая леса, чащу, где бродит барсук и лиса. Лист, на который ложится роса Свежесть лесную и влагу , и тень Вот что сажаем в сегодняшний день. Молодцы ,ребята, какое важное и нужное дело вы сделали. Вы славно поработали и я приглашаю вас отдохнуть. Льется с неба синий цвет, и конца у неба нет ( дети встают «паровозиком» друг за другом и похлопывают по спине друг друга) Отчего оно такое? Кот нам сможет дать ответ-(постукивают пальцами) Торопливый дождь косой скачет по полю босой (поколачивают кулаками) Солнце небо разделило разноцветной полосой(растирают ребрами ладоней) Где ложится ветер спать? Можно молнию поймать?(кладут руки на плечи и большими пальцами круговыми движениями растирают плечи). До чего же интересно все на свете узнавать! (поглаживают ладонями).
Раздается гром( фонограмма грома)
-Ребята, вам знаком этот звук, что он вам напомнил? Но видно неспроста он раздался у нас в лаборатории .Предлагаю продолжить наше исследование и выяснить , участвует ли воздух в образовании грома. Сейчас мы это выясним. Нам понадобится бутылка с длинным горлышком , поставим ее в глубокий сосуд. Намочим ободок горлышка и положим большую монету, которая полностью закроет горлышко. Наливаем в сосуд горячую воду. Смотрите и слушайте внимательно, наблюдая за монетой. Что с ней происходит? Воздух в бутылке от горячей воды нагрелся , и стал расширяется, и толкает монету вверх, при подпрыгивании монета издает звук. При грозе
молния нагревает воздух вокруг себя , воздух расширяется так быстро, что происходят громкие хлопки. Это и есть раскаты грома. -Уважаемые мои коллеги. Вам понравилось быть сегодня учеными? Проводить опыты и эксперименты?, какие больше всего запомнились? Что нового вы узнали о воздухе и его свойствах? Я думаю, эти опыты вы можете показать своим товарищами дома родителям. -Я хотела поблагодарить вас за сотрудничество, мне было очень приятно с вами проводить исследования, мы очень плодотворно поработали . даже посадили будущее дерево. Давайте представим, что мы находимся в лесу, отдохнем в тени деревьев, подышим свежим воздухом. (релаксация проводится на ковре под тихую, приятную музыку). -Нас в любое время года учит мудрая природа, Птицы учат пению, паучок терпению Пчелы в поле и в саду – обучают нас труду. И к том уже в их труде - все по справедливости. Отражение в воде учит нас правдивости, Учит снег нас чистоте, учит солнце - доброте, И при всей огромности – обучает скромности.


В раздел образования