Автор: Логвинова Наталья Николаевна Должность: воспитатель высшей категории Учебное заведение: МДБОУ "Детский сад комбинированного вида №18" Населённый пункт: п.Октябрьский, Красноармейский район, Краснодарский край Наименование материала: Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с применением здоровьесберегающих технологий Тема: "Воздух-невидимка" Раздел: дошкольное образование
Тема: « Воздух – невидимка» воздух и его свойства-
экспериментирование.»
Конспект составила:
воспитатель высшей категории
Логвинова Н.Н
МДБОУ №18 п.Октябрьский
Коаснодарский край
Красноармейский район
Воспитатель : Логвинова Н.Н
Программное содержание:
1.Расширить знания детей о свойствах воздуха и способах его обнаружения.
2.Продолжать формирование причинно-следственных связей.
3.Формировать интерес к экспериментальной работе.
4.Закладывать основы экологической культуры на основе взаимодействия с
предметно- природным миром.
5.Формировать осознанное отношение к своему здоровью и здоровью
окружающих. (применение здоровьесберегающих технологий).
6.Развивать память, внимание, мышление, речь, познавательный интерес.
7. Этимологическая работа.
Ход занятия.
- Здравствуйте ребята. Как у вас красиво и уютно в группе. Я предлагаю
вам, на некоторое время, представить, что это не группа- а научно-
исследовательская лаборатория. В лаборатории проводят разнообразные
опыты, исследования, даже делают открытия. А мы с вами будем учеными.
И так, Уважаемые коллеги, я предлагаю вам изучить свойства одного
невидимого вещества, послушайте внимательно мою загадку, и вы узнаете,
о каком веществе дет речь.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Он нам нужен чтоб дышать
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час
Но невидим он для нас.
-Совершенно верно -это воздух. Мы с вами не видим воздух, но можем его
почувствовать. Давайте пройдем за наши рабочие места, возьмем веера и
помашем ими. Нет вееров? Но мы же с вами ученые люди, и нам не составит
труда сделать из листа бумаги веер.(дети делают веера).Солнце светит очень
ярко
И ребятам стало жарко
Достаем красивый веер
Пусть прохладою повеет.
-Помашите веером на лицо, что вы почувствовали? Это ,ребята, движение
воздуха. Веер заставил воздух двигаться, и вы ощутили дуновение воздуха
на своем лице. Значит воздух невидимый, но его можно почувствовать.
-А теперь , коллеги, предлагаю перейти к столику, где находятся экспонаты
для нашего следующего открытия. Попрошу вас сосредоточить свое
внимание на действия, которые я сейчас буду вам демонстрировать.
Переворачиваю пустой стакан вверх дном и медленно опускаю в сосуд с
водой. Проникла вода в стакан? Нет.
Вывод: в стакане есть воздух,и он не пускает воду вовнутрь.
-Снова опускаем стакан в воду, теперь немного наклоним его, что вы
видите? Вода проникла в стакан.
Вывод: воздух есть в воде.
-Давайте посмотрим ,что лежит в этой коробочке .Возьмите любой
понравившийся вам предмет и бросьте его в воду. Внимательно наблюдаем
и что мы видим? Видим пузырьки - это пузырьки воздуха, которые вышли
из камешков, пуговиц. Ракушек…Камень - тяжелый, он тонет. А воздух
легкий - он поднимается вверх.
Вывод: воздух есть везде, он вокруг нас, он в предметах, в воде, в пустом
стакане…
-Ребята, а теперь давайте закроем ладонью рот и нос. Какие у вас
ощущения? Легко ли вам или трудно7Почему? Совершенно верно. Нам
тяжело от того, что мы не дышим. Значит, воздух нам необходим, мы его
вдыхаем и выдыхаем. Давайте пройдем к столику , где находится
оборудование . которое необходимо для подтверждения нашего открытия.
(дети садятся за стол для каждого ребенка стоит стакан с водой и
соломинка)Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Сделали
носом вдох ,а теперь выдыхаем воздух в соломинку. Что вы видите? В
стакане появились пузырьки, эти пузырьки и есть воздух, который мы
вдохнули и выдохнули.
-А вы слышали, как воздух звучит? Воспитатель дует в пустую бутылку и
предлагает детям подуть в свистки, дудки вы знаете , как называются эти
инструменты, правильно музыкальные, а еще их называют- духовыми
инструментами. (разбираем слово воздух)
-А сейчас мы с вами попробуем изобрести космический корабль, мне
понадобится ваша помощь. Берем воздушный шарик, надуваем его
(заполняем воздухом), с помощью скотча прикрепляем соломинку к шарику
и продеваем нитку в соломинку. Даем стартовый отсчет нашему кораблю
10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0-пуск (отпускаем шарик).Почему наш корабль полетел?
потому что из шарика стал быстро выходить воздух.
-Дорогие мои испытатели, мы с вами провели ряд опытов, выяснили, где есть
воздух, а теперь я предлагаю вам накачать «воздушную» куклу.(дети
разбираются на пары.1- кукла, 2- насос. Кукла вяло сидит на полу, насос со
звуком с-с-с-«накачивает» куклу. Она выпрямляется, встает в полный рост,
насос нажимает кнопку на груди у куклы , кукла сдувается ш-ш-ш-ш
переходит в и.п. Насос с куклой меняются ролями.
-Для чего нужен насос и как им пользоваться ,я убедилась ,что вы знаете и
умеете. Я бы хотела предложить вашему вниманию один предмет, который
очень необходим для любой лаборатории,(подвожу детей к столику, где
стоят весы)вы знаете как называется этот прибор и для чего он нужен? Это
весы и они нам сейчас помогут, имеет ли воздух вес?
-Вот у нас 2 шарика , кладем их на весы ,что наблюдаем? Весы находятся в
состоянии покоя. Они не сдвинулись ни вверх ,ни вниз. Надуваем один
шарик, чаша с надутым шариком перевесила чашу с пустым шариком.
Почему?
-Делаем вывод : чаша весов перевесила, потому что шарик наполнен
воздухом, значит- воздух имеет вес.
-А как вы думаете, воздух имеет вкус? Попробуйте воздух ртом. Что вы
можете сказать поэтому поводу? у воздуха нет вкуса , а запах? Каким
органом мы определяем запах? И запаха воздух не имеет, абсолютно
чистый воздух ничем не пахнет . Мы чувствуем запах дыма, если
поблизости горит костер; пирожками- когда наши повара готовят на кухне.
Это говорит о том, что запах воздуху придают другие вещества. Хотите в
этом убедится ? В нашей лаборатории есть много баночек, в них
хранились разные вещества, теперь баночки пустые , но они еще хранят
запах того вещества, которое в них находилось, предлагаю вам стать
«нюхачами» и отгадать секрет этих баночек. Совершенно верно вы угадали,
ваши носы вас не подвели. А еще ребята, я хотела дать вам один очень
важный и полезный совет—всегда дышать носом. Давайте вдохнем воздух
, куда он попал? В нос, а потом он идет в дыхательную трубочку, по пути
воздух согревается . Поэтому, очень важно для вашего здоровья, в холодную
погоду, дышать носом , а не ртом. А еще нос очищает воздух от пыли и
микробов. У нас в носу есть волоски - реснички , они- то и не дают
микробам проникнуть в наш организм. И нам нужно ухаживать за носом.
Как вы это делаете?(ответы детей).А я вам предлагаю сделать зарядку для
носа.
-Повторяйте все за мной
Подыши одной ноздрей и к тебе придет покой.
( и. п. стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю
закрыть указательным пальцем правой руки- вдох тихий и
продолжительный .выдох через левую ноздрю . левой вдох- правой выдох.
правой выдох- вдох).
Тихо, тихо, мы подышим, сердце мы свое услышим.
(Медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться,
затаить дыхание на 4 сек.плавный выдох через нос.2 раза.)
Вырасти хочу скорей сделать много добрых дел.
(1-поднять руки вверх, подняться на носки- вдох;2- опустить руки вниз,
опуститься на всю стопу—выдох.)
-Но здоровье человека зависит не только от того как он дышит, но и
каким воздухом он дышит .А воздух не всегда может быть чистым .А как
вы думаете, что приводит к загрязнению воздуха?( ответы детей).Мы
должны заботиться о своем здоровье, о животных и растениях, которые
тоже нуждаются в чистом воздухе. Что мы с вами можем сделать для
того, что бы чтобы воздух был чистым?
Вот у нас есть горшок с землей и желудь. Давайте посадим желудь в
горшок, вы будите ухаживать за ним , поливать, а весной, когда
проклюнется росточек , посадите его на своей площадке и когда росточек
подрастет, станет деревцем, то будет делать воздух на вашей площадке
чистым, а крона укроет вас от жаркого летнего солнца.
Что мы сажаем , сажая леса, чащу, где бродит барсук и лиса.
Лист, на который ложится роса
Свежесть лесную и влагу , и тень
Вот что сажаем в сегодняшний день.
Молодцы ,ребята, какое важное и нужное дело вы сделали.
Вы славно поработали и я приглашаю вас отдохнуть.
Льется с неба синий цвет, и конца у неба нет ( дети встают
«паровозиком» друг за другом и похлопывают по спине друг друга)
Отчего оно такое? Кот нам сможет дать ответ-(постукивают пальцами)
Торопливый дождь косой скачет по полю босой (поколачивают кулаками)
Солнце небо разделило разноцветной полосой(растирают ребрами
ладоней)
Где ложится ветер спать? Можно молнию поймать?(кладут руки на плечи
и большими пальцами круговыми движениями растирают плечи).
До чего же интересно все на свете узнавать! (поглаживают ладонями).
Раздается гром( фонограмма грома)
-Ребята, вам знаком этот звук, что он вам напомнил? Но видно неспроста
он раздался у нас в лаборатории .Предлагаю продолжить наше
исследование и выяснить , участвует ли воздух в образовании грома.
Сейчас мы это выясним.
Нам понадобится бутылка с длинным горлышком , поставим ее в глубокий
сосуд. Намочим ободок горлышка и положим большую монету, которая
полностью закроет горлышко. Наливаем в сосуд горячую воду. Смотрите и
слушайте внимательно, наблюдая за монетой. Что с ней происходит?
Воздух в бутылке от горячей воды нагрелся , и стал расширяется, и
толкает монету вверх, при подпрыгивании монета издает звук. При грозе
молния нагревает воздух вокруг себя , воздух расширяется так быстро,
что происходят громкие хлопки. Это и есть раскаты грома.
-Уважаемые мои коллеги. Вам понравилось быть сегодня учеными?
Проводить опыты и эксперименты?, какие больше всего запомнились? Что
нового вы узнали о воздухе и его свойствах? Я думаю, эти опыты вы
можете показать своим товарищами дома родителям.
-Я хотела поблагодарить вас за сотрудничество, мне было очень приятно с
вами проводить исследования, мы очень плодотворно поработали . даже
посадили будущее дерево. Давайте представим, что мы находимся в лесу,
отдохнем в тени деревьев, подышим свежим воздухом.
(релаксация проводится на ковре под тихую, приятную музыку).
-Нас в любое время года учит мудрая природа,
Птицы учат пению, паучок терпению
Пчелы в поле и в саду – обучают нас труду.
И к том уже в их труде - все по справедливости.
Отражение в воде учит нас правдивости,
Учит снег нас чистоте, учит солнце - доброте,
И при всей огромности – обучает скромности.