Организация внеклассной работы в гимназии в свете реализации ФГОС
Автор: Серов Николай Олегович Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ Сунтарская гимназия Населённый пункт: Сунтар Республика Саха Наименование материала: статья Тема: Организация внеклассной работы в гимназии в свете реализации ФГОС Раздел: среднее образование
Организация внеклассной работы в гимназии
в свете реализации ФГОС
(из опыта работы МБОУ «Сунтарская гимназия»)
В
соответствии
с
Федеральным
законом
№273
от
29.12.2012
"Об
образовании
в
Российской
Федерации"
воспитание
рассматривается
как
целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования и
ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся
на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, на оказание им
помощи
в
жизненном
самоопределении,
нравственном,
гражданском
и
профессиональном становлении.
В
законе
РФ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
под
образованием подразумевается «целенаправленный процесс» воспитания и
обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся
констатацией
достижения
гражданином
установленных
государством
образовательных уровней». Если ранее учитывался предметный результат
образования, то есть уровень подготовки выпускника по предметам, то, по
новому законодательству, главным результатом образования становится не
предметный,
а
личностный
рост
учащегося.
Именно
личностные,
общегражданские, профессиональные, социальные, общекультурные знания
должны
обеспечить
выпускникам
их
успешность
в
дальнейшей
жизни.
Результат
деятельности
школы
оценивается
сегодня
по
тому,
насколько
выпускник сформирован как личность.
ФГОС
основного
общего
образования
ориентирован
на
результат
–
развитие личности ребенка в процессе образовательной деятельности. Исходя
из этого, можно определить цель профессиональной деятельности учителя
как создание условий для формирования и развития каждого обучающегося
как нравственной, компетентностной личности средствами образовательной
деятельности.
Коллектив
нашей
гимназии
молодой,
средний
возраст
36
лет.
В
гимназии
работают
компетентные,
инициативные,
по-настоящему
креативные
молодые
учителя,
открытые
ко
всему
новому,
понимающие
детскую
психологию
и
особенности
развития
современных
школьников,
хорошо знающие свой предмет, влюбленные в свое дело.
Наш учитель –
профессионал, исследователь, творец. А это возможно только в условиях
систематического, непрерывного повышения профессионального мастерства,
саморазвития, самосовершенствования. Так, у нас в гимназии за последние
три года фундаментальными и проблемными курсами по ФГОС охвачены
100%
педагогов. Учителя
охотно
делятся
наработанным
материалом,
обмениваются опытом работы. Работы (статьи, уроки, доклады) более 70%
учителей
гимназии
напечатаны
во
Всероссийских
сборниках
научно-
методических
разработок
уроков
(занятий),
внеклассных
мероприятий;
Учителя
активно
участвуют
в
профессиональных
конкурсах,
повышают
квалификации
на
курсах,
распространяют
свой
передовой
опыт
на
Российском и международном уровнях.
Одним
из
главных
звеньев
в
системе
воспитательной
деятельности
гимназии
является
организация
внеклассной
работы,
в
процессе
которой
происходит формирование и развитие подрастающей личности.
На наш взгляд, любое воспитание невозможно без ощущения радости.
Любое
восприятие
особенно
остро
ощущается,
если
оно
сопряжено
с
восторгом, радостью, приятным открытием. Это особенно важно в развитии,
воспитании
детей,
поскольку
счастливые
моменты
остаются
в
памяти
навсегда,
а
ощущение
радости
порождает
позитивные,
т.е.
правильные
поступки, мотивирует на созидание.
Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость.
В
педагогической
технике
эта
завтрашняя
радость
является
одним
из
важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать саму радость,
вызвать
ее
к
жизни
и
поставить
как
реальность.
Во-вторых,
нужно
настойчиво
претворять
более
простые
виды
радости
в
более
сложные,
человечески значительные. С близкой перспективы к дальней – это когда
ученик выходит за барьер скованности и хочет мечтать о еще более красивом
и далеком.
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все
начинается, технологией заканчивается, чтобы потом все начиналось сначала.
П отому
во с п и т ат е л ь н ы й
п р о ц е с с
мож н о
р а с с мат р и ват ь
к а к
производственный.
Гимназии,
как
и
производству,
общество
диктует
социальный
заказ.
Воспитательный
процесс
–
аналог
производственного
процесса. Основа его – воспитательная деятельность педагогов, связанная с
планированием предполагаемого ими результата и способов его достижения,
с моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и
моделей, управлением деятельностью и поведением людей, реализующих эти
планы.
Эффективность
деятельности
школы
сегодня
можно
оценивать
по
качеству выпускаемой ею «продукции». В школе это уровень знаний, умений
и
навыков
школьников,
их
готовность
к
самостоятельной
жизни,
труду,
продолжению
образования,
к
семейной
жизни,
разумному
проведению
досуга, стойкое приятие здорового образа жизни.
В отличие от производственных процессов процесс воспитания имеет
целостный
характер,
его
трудно
разорвать
на
операции,
осуществлять
педагогические воздействия в виде мелких шагов или последовательного
формирования
отдельных
качеств.
Воспитательные
воздействия
осуществляются не по последовательно-параллельной схеме, а комплексно.
Личность не формируется «по частям» или «по расписанию». Вот почему
современные
технологии
воспитания
осуществляют
комплексный
подход,
выполняя
обязательные
требования:
системность,
комплексность,
последовательность.
Непрерывность
воспитания
лучше
передает
понятие
«воспитательное
дело».
Воспитательный
процесс
состоит
из
цепи
непрекращающихся воспитательных дел. Именно школьные традиции как
нельзя
лучше
отвечают
принципам
системности,
комплексности,
последовательности и непрерывности воспитания.
С первых дней открытия гимназии была задана громкая, на первый
взгляд,
цель
сочетания
обучения
и
воспитания,
причем
исходя
из
цели
воспитания разработать и программу обучения. Вот с какой целью были
выработаны такие документы, как «Концепция развития Саха гуманитарной
гимназии»,
«Комплексная
программа
развития
урочной
и
внеурочной
деятельности
Саха
гуманитарной
гимназии».
Вся
наша
работа
велась
и
ведется по этим документам. По нашей концепции и уроки, и внеурочная
работа должны развиваться вместе, одно без другого не может быть полным,
поскольку обучение и воспитание элементарно неразделимы – это главный
принцип работы гимназии. Сложились уже свои традиции, свои праздники,
которых каждый гимназист ждет с нетерпением. С первым днем учебного
года начинается
волнующая подготовка ко Дню Гимназиста, к Празднику
языков.
Каждый
гимназист
планирует
свою
жизнь
с
календарем
нового
учебного года, отсчет которого
ведется с первого же дня – расписание
занятий под флагом репетиций на каждый день составляется с учетом новых
предложений,
новых
идей
каждого
гимназиста.
Хотя
этот
праздник
проводится каждый год, каждый раз привносится что-то новое, добавляется
новое содержание, меняются формы. В этот день можно удостовериться в
том, что участие во всех внеклассных делах абсолютно стопроцентно. Это
праздник не только для гимназистов, но и для всех родителей и учителей.
В этом - то и видится цель работы гимназии – в создании атмосферы
радости,
успеха,
достижений.
В
каждодневном
труде,
в
конкурсах,
соревнованиях, в репетициях, в тренингах, в играх предоставляются условия
радости, успеха. Именно в них тренируется, вырабатывается уверенность в
себе, стремление к достижению целей, без которого не может быть успеха.
Вот для чего нужны традиционные конкурсы, репетиции, тренинги, игры,
праздники.
Уверенность
в
себе,
в
своих
силах
–
и
есть
следствие
самопознания и самоактуализации.
Факторы социализации – это развивающая среда, которая должна быть
спроектирована,
хорошо
организована
и
даже
построена.
Основным
требованием к развивающей среде является создание атмосферы радости,
восторга, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие,
безопасность,
возможность
личностного
роста
и,
главное,
возможность
применения знаний и умений, личного опыта.
Одним из ключевых моментов всей воспитательной работы является
бесспорно
ученическое
самоуправление.
Только
участвуя
в
организации
жизни школы, неся ответственность за разные виды деятельности, дети могут
полностью осознать свою причастность к общему делу, у них развивается
осознанное управление своим поведением, дети учатся давать оценку не
только отдельным своим и чужим поступкам, но и тем или иным результатам
деятельности. С другой стороны, у них развиваются организаторские навыки,
без чего трудно говорить о социализации. Дети учатся каким-то образом
организовать свою собственную жизнь.
У нас очень эффективно
функционирует институт самоуправления
гимназии
–
Совет
гимназии.
Это
действительно
действенная
детская
самостоятельная организация, призванная организовать и направлять работу
с талантливыми детьми с организаторскими способностями, с лидерами по
натуре. Вместе с тем, здесь очень большое внимание уделяется раскрытию
скрытых
способностей
у
подростков
и
раскрепощению
детей
робких,
неуверенных в себе. Совет гимназии формируется в количестве 9-11 человек
из числа обучающихся старших классов, преимущественно юношей, путем
выборов.
Выборы
проходят
в
виде
всеобщего
тайного
голосования,
где
участвуют
все
гимназисты,
учителя,
работники
гимназии.
Назначается
выборная
кампания,
в
которой
участвует
опять
же
каждый
гимназист,
агитируя своего претендента; проводятся открытые дебаты, где кандидаты
представляют
и
защищают
перед
публикой
свою
программу;
При
этом
доверенные лица кандидата в президенты совета гимназии также отвечают на
вопросы
избирателей
и
являются
одновременно
гарантами
программы.
Кандидат,
занявший
второе
место
по
количеству
набранных
голосов,
автоматически
становится
вице-президентом.
Избранный
президент
назначает министров.
Совет гимназии участвует в организации всей учебно-воспитательной
работы в гимназии, а также участвует в работе отдельных комиссий, в службе
примирения. Работает по своему плану, заседает не менее двух раз в месяц.
Как показывает практика, из членов Совета гимназии, из президентов Совета
гимназии вырастают настоящие лидеры и в высших учебных заведениях, и во
взрослой жизни. Как достижение Совета гимназии можно назвать следующие
примеры из жизни бывших президентов: Тихон Дормидонтов – Президент
Ассоциации молодых юристов республики, Андрей Павлов уже с 1 курса –
командир взвода Новосибирского Высшего военного института внутренних
войск, Трофим Иванов на первом курсе - Председатель профкома ЯГСХА,
Василий Егоров, Ян Антонов – яркие представители молодежного движения
не
только
в
районе,
но
и
во
всей
республике.
Из
сотен
членов
Совета
гимназии выросли настоящие лидеры, активисты, профессионалы разных
сфер народного хозяйства республики. Совет гимназии – настоящая школа
лидерства, умения брать ответственность и навыков руководства.
В гимназии в рамках работы студии «Интеллект» проводятся командные
конкурсы-соревнования для учащихся 5-7 классов в форме «Марафона по
английскому языку» или «Спортивное ориентирование на английском языке»,
что
очень
захватывает
всех
без
исключения
учащихся,
слабых
здесь
не
бывает.
Олимпиады
–
самый
захватывающий
спо соб
о р га н и за ц и и
интеллектуальной собранности, четкости действий, аккумуляции умственных
способностей учащихся. Олимпиады должны быть разнообразны по форме и
организации, интересны по содержанию. Другое главное условие – нужно,
чтобы в них участвовали и побеждали не одни и те же сильные учащиеся, а
по возможности – все. Для этого содержание олимпиадных заданий должно
быть составлено таким образом, чтобы сильные соревновались с сильными,
слабые
–
со
слабыми.
Очень
удобно
организовывать
олимпиады
по
отдельным видам речевой деятельности: кто-то силен по грамматике, кто-то
бегло говорит, но хромает по грамматике, у третьих может быть просто
шикарное произношение и т.д.
Конкурсы, викторины – любимый вид внеклассных мероприятий по той
простой причине, что здесь тоже выявляются победители, присуждаются
премии, засчитываются рейтинги, выставляются оценки.
В
гимназии
стали
традиционными
такие
интересные
интеллектуальные игры, как :
1.
Республиканская
комплексная
гуманитарная
олимпиада
по
9
предметам гуманитарного цикла (в том числе по двум иностранным языкам).
Количество желающих участвовать в этой олимпиаде растет из года в год, в
этом году участвовало уже более 200 учащихся 14 школ республики.
2. Шоу – Конкурс «Мисс Гид Сунтар» на английском, французском
языках.
3. Шоу – Конкурс «Мистер Полиглот» на английском и французском
языках
4. Улусная научно-практическая конференция «На просторах олонхо».
5. Командный конкурс «Интеллектуальный Марафон»
6. «Марафон по английскому языку».
7.
Республиканская
страноведческая
конференция
на
иностранных
языках.
Особая атмосфера царит при проведении декады иностранных языков,
когда каждый гимназист буквально окунается в мир иностранных языков –
никто не остается в стороне.
Обеспечить
множественность
видов
деятельности
ребенка
в
школе
возможно
также
при
формировании
у
школьников
навыков
проектной
деятельности. Творческие недели как коллективная творческая деятельность
воспитателей и воспитанников пользуются всевозрастающей популярностью.
Проект как форма работы требует оформления результатов работы – продукта
–
для
предъявления
его
окружающим.
Соответственно,
возникает
необходимость использовать предметные навыки как средство реализации
проекта. Проектная деятельность осуществляется не только на учебном, но и
на внеучебном материале. Дети участвуют в нескольких видах деятельности,
как учебной, игровой, трудовой, тренировочной и т.д. Но самое главное,
проектная
деятельность
дает
ребенку
возможность
отличить
пробу
от
результативного
действия.
Проект
в
контексте
образования
есть
результативное
действие,
но
совершаемое
в
специально
организованных
педагогом условиях.
Здесь ценны не столько результаты работы, а в большей степени сам
процесс. Проект может быть и индивидуальным, но обычно каждый проект
есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся.
Проектное
обучение
стимулирует
истинное
учение
самих
учеников,
потому что оно – полезная альтернатива классно-урочной системе, хотя оно
отнюдь не вытесняет ее, а дополняет, обогащает, продолжает ее.
Главная
ценность
проектного
обучения
–
ее
межпредметность
и
надпреметность и еще: коллективность. Одним из реальных дел гимназии
можно признать коллективную проектную работу по созданию сайта ученика,
гимназии, села, всего района.
К примеру, создание WEB сайта – сочетание совершенно разных видов
работ, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому работа в
творческом
коллективе
создателей
сайта
сочетается
с
занятиями
по
якутскому,
русскому,
иностранным
языкам,
техникой
технического
и
художественного перевода, обработкой информации, работой в библиотеках,
работой
с
архивными
документами,
газетными
материалами
и
историческими
данными,
изобразительным
искусством,
дизайном,
компьютерной графикой и информационной технологией.
Весь процесс
работы над сайтом вырабатывает не только какие-то определенные навыки и
умения для конкретного дела или по каким-то отдельным предметам, но и
развивает
целеустремленность, трудолюбие, волевые качества в человеке,
ответственность, умение работать в команде.
Команда
по
созданию
сайта
–
это,
по
сути
настоящий
творческий
коллектив увлеченных интересным и полезным делом специалистов, каждый
из которых обязательно чему-то учит другого, и каждый постоянно что-то
открывает
для
себя
новое:
Кто-то
силен
в
наборе,
кто-то
–
в
верстке,
макетировании,
корректуре
или
дизайне,
а
кто-то
является
настоящим
знатоком иностранных языков или географии, истории и искусств. Здесь нет
главных или абсолютных авторитетов по созданию сайта. Царит атмосфера
полного равноправия всех членов команды, где у каждого своя собственная
точка
зрения,
оригинальная
идея,
принимаются
в
расчет
самые
разнообразные вкусы, рассматриваются самые разные предложения, которые
тут же выставляются напоказ и коллективно выслушиваются оценки каждого.
А конечный продукт - WEB сайт – плод коллективного творчества, и
творцом в команде является не отдельно взятый человек, а целый коллектив,
творческая
группа
единомышленников,
которая,
по
сути,
и
есть
автор
совместной работы. Поэтому процесс его коллективного
создания,
где у
каждого участника – своя творческая задача, дает каждому возможность
заявить о себе и приобщиться к коллективному делу.
Летний отдых школьников – это еще одна проблема школьной жизни
детей, которая тоже требует серьезного изучения. Во многих школах она
рассматривается только с точки зрения занятости детей, лишь бы чем-нибудь
занять детей в свободное от школы время.
Вместе с тем, мимо внимания администраторов проходит вопрос, как
этот отдых организовать, чтобы он прошел с пользой для единой цели –
воспитания детей. Ведь в воспитании и развитии человека не должно быть
ни каникул, ни перерывов. Процесс воспитания идет беспрерывно. Раз школа
призвана воспитывать и развивать, то и каникул у педагогов не должно быть.
Каждый год, в разных живописных уголках района, а иногда и в здании
самой
гимназии
организуются
летние
языковые
и
спортивные
школы
«Smile». Языковые школы – это, по сути, настоящее погружение в язык: в
течение всего дня детям предлагается возможность использовать изучаемый
язык на деле. Это не занятия в обычном понимании, а вся жизнь в летней
школе
организована
таким
образом,
что
в
течение
всего
дня
детям
приходится читать, понимать, разучивать песни, стихи, общаться, играть,
соревноваться – т.е. все делать – только на английском языке.
Футбольный
клуб
собрал
настоящих
фанатов
гимназии:
мальчишки
готовы
заниматься
круглогодично,
для
чего
у
нас
летом
организуется
специальный лагерь для футболистов. Что может быть лучше отдыха на
природе со своими единомышленниками, купаться, загорать и в то же время,
под чутким руководством любимого тренера заниматься любимым делом!
Начиная с сентября 2012 года, в стенах нашей гимназии, в рамках
деятельности «Здорового образа жизни», введен в реализацию проект «Наше
благополучие
–
в
наших
руках». Главное
направление
деятельности
в
осуществлении
проекта
–
создание
и
распространение
информационных
изданий с гражданско-правовым содержанием.
Прежде
всего,
мы
посчитали
необходимым
повысить
у
учащихся
уровень понимания ценности собственной жизни, своего здоровья, развить и
закрепить навыки соблюдения режима дня. Поэтому в течение учебного года
в гимназии в рамках проекта проводятся разные конкурсы, мероприятия,
касающиеся пропаганды здорового образа жизни.
По итогам проекта выпущен 1 том сборника «Мой учебник права:
здоровый
образ
жизни»,
где
собраны
лучшие
невыдуманные
истории
гимназистов, где отражены их взгляды и мнения о здоровье, о вреде пагубных
привычек, их собственном окружении, и о жизни в целом. На наш взгляд,
этот учебник права по-своему уникален тем, что ребята сами учат друг друга
своим положительным примером, отношением к окружающему миру. Такой
учебник
может
стать
хорошим
учителем
и
может
быть
использован
в
качестве методического материала в работе любого педагога;
Мы
понимаем,
что
процесс
воспитания
нельзя
измерить
никакими
цифрами или процентами, поскольку это явление само по себе очень сложное
и
многогранное.
Говорить
о
возможности
точного
математического
измерения различных его параметров и их оценивания в баллах и очках не
приходится. Это было бы и наивно, да и некорректно.
Но ясно одно – настало время говорить о результатах воспитательной
работы школы как об итогах любого вида работы. Значит, надо научиться
говорить определенными, конкретными, измерительными категориями.
Николай Олегович Серов, учитель английского языка