Автор: Тураева Елена Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №10 "Сказка" Населённый пункт: Красноярский край г. Шарыпово п. Дубинино Наименование материала: конспект Тема: Проект "Осенний марафон" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 10 «Сказка» комбинированного вида
Проект
«Осенний марафон»
Разработала: Воспитатель
МБДОУ № 10 «Сказка»
Тураева Елена Петровна
г. Шарыпово
2015 г.
«Осенний марафон»
Старший дошкольный возраст.
Вид проекта: познавательно – творческий, практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Сроки реализации: с 21.09.2015г. по 5.10.2015г.
Участники проекта: воспитатели старшей группы № 7 и подготовительных к школе групп
№ 6, 10, 11; дети старшей и подготовительных к школе групп № 7, 6, 10, 11, родители,
музыкальный работник, инструктор по физкультуре, учитель-логопед, педагог-психолог.
Тематическое поле: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие
Цель проекта:
Расширение представлений детей дошкольного возраста о времени года – Осени.
Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего
дошкольного возраста
Задачи проекта:
Расширять представления детей о времени года - осени, ее признаках и явлениях.
Знакомить с правилами безопасного поведения на природе.
Формировать навыки художественного исполнения различных образов в
художественном творчестве и играх.
Развитие умение замечать красоту окружающего природного мира, разнообразие его
красок и форм, вести наблюдения за погодой.
Способствовать обогащению представлений об окружающем мире, развивать
познавательные процессы .
Приобщать детей к культурно-эстетическим ценностям.
Одним из инновационных методов решения этих задач является метод проекта .
Актуальность темы:
Мир
природы
выступает
как
предмет
пристального
наблюдения
и
как
средство
эмоционально
–
образного
воздействия
на
творческую
деятельность
дошкольников.
Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего
окружения,
но
и
расширять
круг
представлений
об
окружающей
действительности,
в
результате
чего
будет
решаться
проблема
комплексного
приобщения
детей
к
миру
прекрасного.
Проблема: в связи с тем, что проживая в условиях Сибири, мы находимся в особых
климатических условиях, смена времен года происходит быстрее, и, к сожалению, дети
нашего
региона
имеют
ограниченные
возможности
для
детального
общения
с
живой
природой.
Формы и методы реализации проекта
организованная образовательная деятельность;
наблюдения на прогулках, целевые прогулки и экскурсии;
рассматривание
тематических
альбомов,
репродукций
картин,
иллюстраций,
фотографий;
чтение художественной литературы о природе, о временах года;
утренние беседы (в рамках календаря познавательной деятельности);
выставки
творческих
работ
(индивидуальных,
коллективных
и
выполненных
совместно с родителями);
индивидуальная работа с детьми;
Взаимодействие с семьей.
Предполагаемые результаты:
Расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных
изменениях.
Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.
Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
Пополнится словарный запас;
Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей
у родителей.
Этапы проведения проекта:
Этапы проекта
Содержание
1
Подготовительный
Подготовка развивающей среды
Составление плана проекта
2
Практический
Работа с детьми
Работа с педагогами
Взаимодействие с родителями
3
Итоговый
Выставка творческих работ и поделок
Спортивно-музыкальный праздник по
теме проекта (в форме похода в лес)
Ресурсное обеспечение проекта
Методический
инструментарий:
каталог
игр,
конспекты
ООД,
сценариев
развлечений, папки-передвижки, памятки, буклеты рекомендации, библиотека
для родителей и педагогов.
Подборка художественной литературы по теме проекта.
Материал для художественного творчества.
Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей,
мультфильмы.
Фотографии о природе Сибири (осенний период) и о природе за пределами
Красноярского края.
1.Этапы проведения проекта «Осенний марафон»
№
Этапы проекта
Участники
Подготовительный этап
1.
Диагностика по теме: «Что ты знаешь об осени?»
Воспитатели, дети
2.
Изучение методической литературы по теме,
подбор иллюстраций, фотографий, оборудования
для занятий, игр и бесед с детьми.
Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных
композиций, подвижных и спортивных игр,
связанных с тематикой проекта
Воспитатели групп
Учитель-логопед
Инструктор по
физической культуре
Музыкальный
руководитель
3.
Родительское собрание с презентацией проекта
(знакомство родителей с темой, с основными
направлениями и этапами работы)
Воспитатели,
Родители групп
4.
Консультации, буклеты, памятки в родительский
уголок:
«Игры с детьми на прогулке в осенний
период»
«Осень, осень, в гости просим»
«Сезонные изменения в природе: что мы
знаем об осени»
«Осенняя пора – очей очарованье! »
«Здравствуй, осень! »
Воспитатели
Практический этап
1.
1.
Чтение, пересказ, рассказов, чтение и
заучивание стихов, загадок и их обсуждение
на протяжении проекта
2.
Загадки, пословицы, поговорки – по теме
проекта.
3.
Разучивание песен, проведение
музыкальных развлечений по тематике
проекта
4.
Разучивание подвижных и спортивных игр,
проведение спортивных праздников по
тематике проекта
5.
Изготовление поделок из овощей, фруктов,
природного материала для выставок в
группах ДОУ «Дары Осени», «Осенний
букет», «Что нам осень принесла».
Воспитатели, дети и
родители
Музыкальный
руководитель
Инструктор по
физической культуре
Родители и дети
2.
Организованная образовательная деятельность
Речевое развитие
Заучивание стихотворения И. Бунина
«Листопад», Трутневой «Листопад»
Пушкина «Уж небо осенью дышало», Ю.
Тувим "Овощи", И. Плещеева «Осенняя
песенка», «Осень», «Осенний сад».
Чтение и пересказ рассказа Г.Скребицкого
«Осень», И. Соколов - Микитов
«Листопадничек»
Чтение и обсуждение, постановка басни
Крылова «Стрекоза и муравей»
Составление описательных рассказов по
картинам, иллюстрациям, фотографиям
(рассматривание картины Серова
«Октябрь», Левитана «Золотая осень»,
«Золотая роща»)
Воспитатели и дети
Учитель-логопед
Пальчиковые игры: «Осень», «Вышел
дождик погулять», «Грибы», «Осенний
листочек», «Овощи».
Художественоо-эстетическое развитие:
Рисование «Лес, словно терем
расписной…»
«В осеннем лесу», «Рисуем натюрморт»,
«Осенняя прогулка», «Рисуем пейзаж»,
золотая осень», «Краски осени», «Осеннее
отражение», «Осенний лес», «Листопад»,
«Дары осени».
Аппликация «Корзина с фруктами и
ягодами», «Превращение осеннего
листочка», «Осенний ковер», «Ветка
рябины», «Деревья осенью», «Гербарий»
Лепка «Витамины с грядки»,
"«Пластилиновое дерево», «За грибами в
лес осенний», «Лукошко с грибами», «Стая
птиц улетает на юг», «Овощи и фрукты для
игры в магазин», барельеф «Осенний лист».
Музыка: разучивание песен «Осень», «В
осеннем лесу», «Осенняя песенка», хоровод
Познавательное развитие:
Беседы «Осень золотая», «Осенняя сказка»,
«В гости к бабушке», «Лес осенью», «»О
пользе овощей и фруктов», «За что мы
любим осень», «»Грибы», «Профессия
хлебороба», «Грибы не только пища, но
идом», «Деревья нашего двора», «Признаки
осени», «Какими красками рисует осень»,
«Почему опадают листья?», «Куда улетают
птицы?», «Откуда хлеб пришел?», «Что
такое урожай?» «Дары сибирских лесов»
Физическое развитие:
Разучивание подвижных игр «Вершки-
корешки», «Солнышко и дождик», «Царь-
картошка», «Царь Горох прими нас на
работу»
Спортивно - музыкальный праздник
«Осенний карнавал», Спортивно-
музыкальный праздник «Осенний
марафон».
Музыкальный
руководитель
Воспитатели и дети
Инструктор по
физической культуре
3.
Наблюдение
ежедневно на прогулках, согласно
перспективному планированию
Труд в природе
Сбор гербария, уборка шишек и сухих
листьев на участке ДОУ.
Воспитатели и дети
4.
Дидактические игры :
«Узнай по описанию»;
«Четвёртый лишний»;
«Собери дерево»
«Бывает – не бывает»;
Воспитатели и дети
«От какого дерева листок»;
«Времена года».
«Когда это бывает?»
«Что перепутал художник»
«Чудесный мешочек» (овощи, фрукты,
ягоды)
«Обведи по контуру»
«Овощной магазин»
«Узнай дерево»
«Чем отличаются и чем похожи деревья?»
«Загадай загадку»
5.
Составление загадок с использованием символов
Воспитатели и дети
6.
Экскурсия в берёзовую рощу
Пешеходные прогулки по улицам посёлка.
Наблюдения за деревьями и другими растениями
Воспитатели и дети
7.
Музыкальные тематические праздники и
развлечения
«Золотая осень»
«Осень, осень, в гости просим»
«Осень в гости к нам пришла»
Музыкальный
руководитель
воспитатели, дети,
родители
8.
Физкультурные тематические досуги
«Веселые старты», «Витамины спешат на помощь»
Инструктор по
физкультуре,
воспитатели, дети
9.
Подвижные игры« Солнышко и дождик», «Беги к
дереву», «Муравьинные бега».
воспитатели, дети,
инструктор по
физической культуре
Итоговый этап
1.
Итоговая выставка рисунков в группах «Какая же
ты – осень?»
Воспитатели, дети,
родители
2.
Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»
Воспитатели, дети
3.
Выставка творческих работ детей и родителей
«Дары осени»
Воспитатели, родители,
дети
4.
Спортивно-музыкальный праздник «Осенний
марафон»
Музыкальный
руководитель,
инструктор по
физической культуре,
учитель-логопед.
воспитатели, дети,
родители
5.
Оформление фотовыставки «Волшебница Осень»
Воспитатели, родители
2. Предметно-развивающая среда.
В группах
За пределами группы
1
Календарь наблюдений за погодой
Деревья, кустарники, другие растения на
участке ДОУ, в лесопарковой зоне.
2
Различные виды календарей
3
Каталог развивающих игр по тематике
4
Альбомы, фотоальбомы о природе
5
Художественная литература
6
Мультфильмы
7
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
8
Материалы для художественного
творчества
Выводы
и
результативность :
Проект
способствовал
расширению
и
углублению
представлений детей о природе Сибири, повышению познавательного интереса. В рамках
реализации проекта уровень знаний детей об осени, сезонных изменениях и признаках
осени значительно повысился.
С
детьми
были
организованы
ежедневные
наблюдения
за
неживой
природой:
деятельностью
солнца
(количества
тепла
и
света),
характером
осадков,
ветром,
длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о
погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Ребята учились
отыскивать
причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними.
Наблюдения
за
явлениями
неживой
природы
связывали
с
наблюдениями
за
жизнедеятельностью растений и животных. На прогулках и во время целевых экскурсий
обращали
внимание
на
особенности
внешнего
вида
растений.
Наблюдая
с
детьми
за
изменением цвета листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят
эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого
воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть - это явление называется листопад;
ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют
холодные
ветра.
В
процессе
наблюдений
уточнялись
знания
детей
о
том,
что
такое
«ранняя», «поздняя осень»- чем они отличаются.
В ходе работы по проекту «Осенний марафон» дети вели наблюдения, экспериментировали,
участвовали
в
конкурсах,
принимали
участие
в
спортивно-музыкальных
праздниках,
рисовали,
лепили,
играли,
слушали
музыку,
рассматривали
картины
и
иллюстрации,
знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.
В
процессе
проектной
деятельности
развивались
все
ключевые
компетентности:
Социальная – взаимодействовали друг с другом, с педагогами и родителями..
Коммуникативная
–
задавали
познавательные
вопросы,
аргументировали,
придумывали загадки.
Информационная – получали информацию из разных источников, делились ею.
Деятельностная – подбирали материалы, инструменты для создания продукта (от
рисунков до сценария инсценировки).
Здоровьесберегающая – играли в подвижные и хороводные игры и пр.
Совместно с детьми и родителями в уголках природы групп были размещены муляжи и
иллюстрации даров осени - овощи и фрукты, грибы и ягоды, фотоальбомы. Родительские
уголки
пополниль
различными
материалами,
буклетами,
памятками,
папками-
передвижками по тематике проекта.
Проект «Осенний марафон» предоставил каждому ребенку возможность не только получать
знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки,
формировать
начальные
предпосылки
исследовательской
деятельности.
Игровая
форма
реализации
проекта,
включающая
детей
в
различные
виды
творческой
и
практически
значимой деятельности, способствовала формированию у них ключевых компетентностей.