"Формы работы с одарёнными детьми на уроках технологии"
Автор: Жидилёва Елена Александровна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МОУ "СОШ № 103" Населённый пункт: г.Саратов Наименование материала: статья Тема: "Формы работы с одарёнными детьми на уроках технологии" Раздел: среднее образование
«Формы работы с одарёнными детьми на уроках технологии и во
внеурочной деятельности»
Статья учителя технологии Жидилёвой Е.А.
МОУ «СОШ № 103» г.Саратова
Целью своего выступления
я вижу обобщение
моего опыта работы с
одарёнными детьми, и акцентирование на таких формах работы с ними, как
метод творческих проектов и подготовка к конкурсам и выставкам.
Начиная разговор о развитии одарённости у детей, обучающихся в наших
школах,
нужно
отметить,
что
в
отечественной
психологии
обычно
рассматривается следующая классификация уровней развития способностей:
Итак,
на
нижнем
уровне
этой
классификации
стоят способности.
Это
индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают
его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их
успешному осуществлению.
Одарённость-это
высокий
уровень
развития
каких-либо
способностей,
создающих возможность успеха в определённой деятельности (специальная
одарённость)
или
способности
к
широкому
кругу
деятельности
(общая
одарённость).
От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только
возможность
такого
успешного
выполнения.
Для
успешного
выполнения
всякой
деятельности
требуется
не
только
наличие
соответствующего
Одарённость
Способность
Талант
Гениальность
сочетания
способностей,
но
и
овладение
необходимыми
знаниями
и
навыками.
Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из
задач
цивилизованного
общества.
Эта
задача
довольно
сложна
в
ее
практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более
воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно
трудно.
Выявить
одарённого
ребёнка
по
предмету
технология,
можно
только
в
процессе
его
деятельности.
Особенности
образовательной
области
технология таковы, что она имеет практическую направленность по созданию
работ своими руками. И даже если ребёнок имеет отличные оценки по всем
предметам, то это вовсе не гарантирует его блестящие успехи в технологии.
А бывает и наоборот, но правда, реже, когда ученик или ученица проявляют
свои способности именно в создании творческих работ, изделий. Здесь я хочу
привести нетривиальный пример. В школе, где я работаю, в 6 классе учится
Елизавета Линючева, надо сказать, что по всем предметам способности к
заучиванию текста, к чтению (читает по слогам), к простым арифметическим
действиям, мягко говоря, очень слабые. Но как только мы начинаем шить, у
этой девочки открывается природная одарённость. Она быстро схватывает
суть работы, понимает её и выполняет, намного лучше и быстрее, чем те
дети, которых учителя считают способными в этом классе. И как результат,
получает пять в четверти.
Формы работы с одаренными учащимися:
-творческие проекты;
-кружки по интересам, выставки детского творчества;
-групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
-факультативы;
-занятия исследовательской деятельностью;
-конкурсы;
-интеллектуальный марафон;
-научно-практические конференции;
-участие в олимпиадах;
-работа по индивидуальным планам;
-сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Я затрону в своём выступлении 2 формы работы: это мой любимый – метод
творческих проектов, а конкретно, говоря об одарённых детях, конкурсы
творческих
проектов
и
кружки
по
интересам,
но
тоже
конкретизирую:
подготовка работ к выставкам детского прикладного творчества.
Учитывая особенности предмета технология и конъюктуру востребованных
на конкурсах и выставках работ, хочу сказать, что не возможно создать много
работ-победителей.
Поэтому,
я
придерживаюсь
принципа,
лучше
одна
работа, но достойная высокого места. А лучше первого или Гран-при. Надо
сказать,
что
в
этом
случае
есть
и
недостатки
-
охватывается
меньшее
количество
задействованных
учащихся.
Здесь,
как
говорится,
выбирать
приходится между качеством и количеством.
Форма работы – создание творческих проектов
Творческий
проект
-
это
итоговая
самостоятельная
работа
учащихся
интеллектуально-практического
характера
из
различных
областей
деятельности, выполненная под руководством педагога.
Главной целью творческого проекта, которую преследует для себя учитель,
является
контроль
знаний
и
умений
учащихся,
а
также
содействие
их
творческому развитию, развитию их способностей и формированию у них
системы интеллектуальных, общетрудовых, исследовательских
знаний и
умений, воплощаемых в конкретных изделиях.
Творческий
проект –
это
комплексная
работа.
В
структуру
проекта
по
технологии, вы знаете, входят составные части:
•
-пояснительная записка (20 листов),
•
-творческая работа (изделие),
•
- презентация проекта,
•
-защита творческого проекта
И даже реализация какого-либо одного пункта составляющей творческого
проекта, значительна, а их четыре. Поэтому, я работаю с одной ученицей, но
кропотливо,
и
требую
большой
аккуратности
в
изготовлении
изделия
и
точности в соблюдении стандартов.
Такой
подход
позволяет
нам
занимать
призовые
места
на
районном
и
городском конкурсе творческих проектов.
Мои победители в прошлые годы, это Романова Анастасия и Карлагина
Наталья, в этом году на районном конкурсе заняли 1-е места проекты двух
учениц Пуйшо Арины и Солдатенковой Виктории. Надо сказать, что и на
городском проект Солдатенковой Виктории занял 2 место.
От
возникновения
идеи
проекта
до
полной
его
реализации
требуется
достаточно много времени, иногда учебный год, иногда укладываемся в 3-4
месяца. Зависит от того, какое изделие было задумано к реализации. Итог-
это представление полного пакета проекта на конкурс. Сначала на районный,
потом на городской.
Обоснованность выбора метода проектов, как развитие одарённости у
школьников
•
Учащиеся видят перед собой конечный
результат- изделие, вещь,
которой могут воспользоваться в быту, которую они сделали своими
руками,
вложили
в
него
душу.
А
ради
этого
стоит
потрудиться.
Создание
прекрасного
своими
руками
возвеличивает
человека
в
собственных глазах, воспитывает нравственно
•
метод проектов позволяет выявить и развить творческие возможности
и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи,
выявить деловые качества работника нового типа
Форма работы с одарёнными детьми
кружки декоративно-прикладного
творчества , подготовка работ к выставкам детского прикладного творчества
Выставка – это организованное педагогическое мероприятие,
способствующее решению целого ряда педагогических задач, и конечно, она
должна открывать новые стороны одарённостей учеников, а может быть
даже и их таланты.
Подготовка работ к выставке осуществляется на кружковых занятиях и
должна способствовать повышению художественного уровня обучающихся.
Создавая работу для выставки, школьник обогащается дополнительными
знаниями по теме, что, безусловно, способствует развитию его одарённости.
Я хочу привести только один пример, мы задумали для выставки
«Малахитовую коллекцию». Работая над ней, были изучены структуры и
окрас малахитового камня, его месторождения в России и за рубежом, а так
же, виртуально просмотрены шедевры ювелирного двора Фаберже, в
частности коллекция яиц, так как планировали сделать яйцо. Узнали много
необычного и интересного, например, как это ни удивительно, сам Карл
Густавович не сделал ни единого яйца, все шедевры выполняли его наёмные
ювелиры, а он просто был умелым менеджером.
Представление работ на ежегодных выставках
Ученики нашей школы уверенно выставляют свои работы на районной,
городской и областной выставках декоративно-прикладного творчества.
Каждая творческая работа учащихся еще раз подтверждает, что искусство
развивает воображение, фантазию, стимулирует рост способностей,
превращаясь в итоге в источник физического и духовного здоровья ребенка.
Работы моих учеников заслужили грамоты и дипломы
•
На районных выставках мы трижды удостаивались Гран-При;
•
на городских и областных выставках много раз были первыми
Имена победителей: Земцова Анна, Манвелян Марина, Поксыряева Татьяна,
Голышева Алина, Халимулина Ольга, Макарова Татьяна, Романова
Анастасия, Былинкина Ксения, Амирова Нейля, Бутунина Ксения, Лузгачёва
Анастасия, Котенко Анна, Аникина Виктория, Васильева Анастасия.
И сегодня я хочу показать работы , за которые дают Гран-При.
(Демонстрация работ)
Создание
системы
поддержки
талантливых
детей
–
одно
из
главных
направлений
национальной
образовательной
инициативы
«Наша
новая
школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования
на ближайшие годы.
В
заключении
хочется
напомнить,
что
перед
нами,
педагогами
России
поставлена
главная задача ФГОС:
создание социально-педагогической
среды,
способствующей
формированию
и
развитию
человеческого
потенциала
России,
реализации
социально-образовательных
проектов,
культурно-образовательных
инициатив,
созданию
интеллектуальных
образовательных сетей.
И, скорее всего, никто не будет оспаривать
утверждение: «Если дети –
национальное
достояние
любой
страны,
то
одаренные
дети
–
её
интеллектуальный творческий потенциал». Чем раньше учитель обнаружит
незаурядные
способности
в
своих
учебниках
и
сумеет
создать
для
них
условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети
составят гордость и славу своего Отечества.