Интерактивная доска и россыпь педагогических приемов А.Гина.
Автор: Перевозчикова Валентина Владимировна Должность: магистрант Учебное заведение: Глазовский государственный педагогический институт им.В.Г.Короленко Населённый пункт: Глазов Наименование материала: Методическая разработка Тема: Интерактивная доска и россыпь педагогических приемов А.Гина. Раздел: среднее образование
МБОУ Игринская СОШ №5
Интерактивная доска и россыпь
педагогических приемов А.Гина.
Составила: Перевозчикова В.В., учитель истории,
обществознания и информатики
п.Игра, 2016 г.
Примеры педагогических приемов работы с интерактивной доской на различных этапах урока .
Этапы
урока
Многоуров-
невое
шрифто-
цветовое
маркирова-ние
Базо-
вый
лист
конт-
роля
Необы
-чная
обыч-
ность
Игро
-вая
цель
Своя
опор
а
Морд
-ашки
Найд
и
пару
Пресс-
конференци
я
1
Организационный
этап
+
2
Проверка
домашнего задания
+
+
+
3
Первичное
усво ение
н о в ы х
знаний
+
+
+
+
4
Первичное
закрепление
+
+
5
Актуализация
знаний
с
ц е л ь ю
п о д г о т о в к и
к
контрольной работе
+
+
6
О б о б щ е н и е
и
систематизация
знаний
+
+
+
+
7
Информирова-ние о
домашнем задании
+
8
Рефлексия
+
1) Прием «Многоуровневое шрифто-цветовое маркирование»
На протяжении ряда уроков приучаем класс реагировать на определенные цвета и шрифты, как на свойства
типологических рядов, например, красный цвет – новые термины, синий цвет – ключевые слова в тексте,
желтый цвет – теоретические понятия. При повторении материала к тестированию оговаривается цвет,
которым выделяются термины, которые входят в глоссарий теста, иным цветом выделяются термины,
даваемые в тесте «на ввод».
Рис. 1. Многоуровневое шрифто-цветовое маркирование.
Например,
на
рис.
1
фиолетовым
цветом
выделены
новые
термины,
оранжевым
формулы,
и
элементы относящиеся к формулам.
2) Прием «Базовый лист контроля»
Довольно часто на уроке дается задание по составлению таблиц. В каждом учебном предмете
имеется свой «понятийный аппарат», основная структура понятий без которых невозможно сформировать
общеучебные умения, навыки, целостное представление о событиях, явлениях, их анализе, оценке и пр.
Заполнение таблиц возможно в различных вариантах:
- всем классом при помощи учителя;
- индивидуально каждым обучающимся;
- в микрогруппах, когда группа обучающихся, работает над заполнением, определенного блока;
- в микрогруппах, когда каждая из групп имеет специальное задание: первая группа заполняет
первую колонку, вторая – вторую колонку и т.д. Затем, когда каждая микрогруппа докладывает о
результатах, весь класс заполняет всю таблицу.
Рис. 2. Базовый лист знаний.
В данном примере обучающиеся каждой микрогруппы выполняют свое задание, после выполнения
представитель каждой микрогруппы вписывает ответ на доску.
3) Прием «Необычная обычность»
Домашнее задание обучающимся можно задать не традиционным образом, а внести в его подачу
некоторую тайну, интригу, загадку…Конечно, не надо использовать этот прием на каждом уроке.
Формула: учитель задаёт домашнее задание необычным способом.
Пример: Если нужно дать много заданий разного типа, то выбор, кому что решать, можно сделать,
кидая кубик. И в зависимости от этого каждый ученик с доски выбирает свою часть задания.
Рис. 3. Необычная обычность
4) Прием «Игровая цель».
Прием относится к числу игр треннингов. Эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы
растворить скуку однообразия.
Формула: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает
их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой
цели.
Например «Эстафета». На доске представлены примеры в два столбика. Ученики делятся на две
команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно выходят к доске, решают первое
задание из столбика, затем возвращаются на места, отдав карандаш другому члену команды. Он также идет
к доске и передает эстафету дальше. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свое
задание.
Рис. 4 Игровая цель
На рисунке 4 представлен пример разработанный для отработки процесса перевода чисел из одной
системы счисления в другую и сложение чисел разных систем счисления.
5) Прием «Своя опора».
Формула: обучающийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
Прием будет уместен в тех случаях, когда учитель учит пользоваться опорными конспектами
учеников
и
сам
применяет
их
на
уроках.
Возможно
использование
ослабленного
варианта,
когда
обучающимся предлагается составить развернутый план ответа.
Будет полезно, если обучающиеся успеют объяснить друг другу, свои опорные конспекты. И не
беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.
Опорные конспекты учеников могут быть предварительно сфотографированы и вставлены как
картинка на слайд, а готовый опорный конспект учителя закрыт шторкой. После выступления одного из
учеников с объяснением своего конспекта, шторка открывается (рис. 5.) и ученики проверяют, правильно
ли, был составлен их план.
Рисунок 5. Своя опора( шторка открыта)
6) Прием «Мордашки».
Формула : ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии
с помощью карточек со
стилизованными рисунками.
Например, вот таких:
хорошее среднее плохое
Урок начинается с того, что каждый ребенок перетаскивает одну из "мордашек", соответственно
своему настроению, на определенное поле. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и
делится этим с учителем, что повышает его самоуправляемость. Сверхэффект: дети видят внимание к себе.
А учителю дает возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно
настроить на работу. Показом "мордашек" можно и завершить урок. Если улыбок стало больше – урок
удался! Пример показан на рисунке 6.
Рисунок 6. Мордашки.