Напоминание

Контрольно-измерительные материалы по теме "Сложное предложение"


Автор: Цатурян Светлана Аршаковна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №19"
Населённый пункт: Иркутская область город Братск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Контрольно-измерительные материалы по теме "Сложное предложение"
Раздел: среднее образование





Назад





КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Тест по теме «Сложносочинённые предложения»

1. Укажите неверное утверждение.
А. Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ. Б. Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов. В. В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу. Г. Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий второстепенный член. Д. По характеру союза и значению ССП также делятся на три группы.
2. Найдите сложные предложения.
А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют. Б. Допевали петухи, ночь мешалась с днем. В. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет. Г. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело. Д. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой. Е. Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.
3.

Укажите,

в

каких

примерах

союз

и

соединяет

части

сложного

предложения

(знаки

препинания не расставлены).
А. Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился. Б. Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь. В. Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок. Г. Я бродил подолгу и видел много примет осени. Д. Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат. Е. Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.
4. Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.
А. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде. Б. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы. В. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить. Г. Послали его с донесением, да время очень тревожное. Д. Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
Е. Парнишка упал, однако он не был убит. Ж. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
5.

Укажите

ССП,

между

частями

которых

не

нужна

запятая,

так

как

имеется

общий

второстепенный член (знаки препинания не расставлены) .
А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть. Б. Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор. В. В зеркальных стеклах качались сосны и плыли серые облака. Г. Здесь краски не ярки и звуки не резки. Д. В полях реки текут голубые и цветы возле них разные. Е. Солнышко село и зорька погасла.
6. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.
А. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать. Б. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь. В. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет. Г. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг. Д. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко. Е. В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы.
7. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ].
А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени. Б. Мы усталые и голодные но совершенно счастливые и мир прекрасен. В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма. Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
Сложноподчиненные предложения

Вариант 1

1. Найдите сложноподчиненные предложения.
А. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич. Б. Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.
В. Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли успокоиться. Г. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум. Д. Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень.
2. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного

слова.
А. Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки с пикетами. Б. Макар и не заметил, что стало светать. В. Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли. Г. Только теперь я понял, чтό для него значила эта вещь. Д. Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками.
3. В каких предложениях придаточное стоит в середине сложноподчиненного? (Знаки

препинания не проставлены.)
А. Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева. Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов. В. Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах. Г. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай. Д. Летят к вербе пчелы бабочки потому что их привлекают душистые сережки.
Сложноподчиненные предложения

Вариант 2

1. Найдите сложноподчиненные предложения.
А. По словам брата Пушкина, Александр был одарен "памятью необыкновенной". Б. Почти каждый стих комедии Грибоедова обратился в пословицу или поговорку и годится для применения то к тому, то к другому обществу. В. Звуки торопятся, вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком. Г. Установилась теплая, солнечная погода, которая бывает в горах только в октябре. Д. Небо на востоке стало темнеть, хотя солнце еще не ушло за горизонт. 2. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано союзным словом. А. Я прежде всего должен высказать то, в чем до сих пор не решался сознаться самому себе.
Б. Чтобы не заблудиться в лесах, нужно знать приметы. В. Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как шумит море. Г. Мы пошли по той тропинке, которая вела прямо к реке. Д. Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству.
3.

Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточные стоят перед

главными. (Знаки препинания не проставлены.)
А. И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал. (А. Пушкин) Б. Мы с сестрой хотели чтобы отец поехал отдыхать. В. Когда на темно-красных ветках появляются белые комочки сережек верба особенно красива. Г. Даже более состоятельные дворяне редко тратили столько на воспитание своих детей сколько Арсеньева расходовала на воспитание внука. Д. Чтобы добраться до места стоянки мы должны были пройти еще километров пять.
Проверочная работа по теме «Сложноподчинённое предложение (СПП)»

Вариант 1

I. Тест. Укажите неверные утверждения.
Классификация союзных сложных предложений основана на особенностях союзов. В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов. Союзы и союзные слова не являются членами предложения. Выделяются три группы СПП по значению придаточных предложений. Придаточные предложения всегда стоят после главных. Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы существительных. Придаточные определительные прикрепляются к определяемым словам союзами и союзными словами. Тип подчинения может влиять на пунктуацию
II. Тест. Укажите СПП (знаки препинания не расставлены)
Ещё прозрачные леса как будто пухом зеленеют. Свет луны как нарочно притушен. Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.
Зелёный луг как чудный сад пахуч и свеж в часы рассвета. На глади прозрачной царит тишина как в зеркале мир опрокинут. Лучом яркого заката твой стан как лентой обовью.
III. Спишите, расставьте знаки препинания. Союзы заключите в овал, союзные слова

подчеркните как члены предложения.
В лугах росистых в лугах зелёных течёт речонка что мне мила. Посмотри какая мгла в глубине долин легла. Вспомни что не всё ещё спето. Ночью прибой вздыхает будто бы сено косят. Из глубины балки где сгущался мрак подуло ветром. Для того чтобы согреться мы разожгли костёр.
IV. Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточного
Княгиня сказала что ваше лицо ей знакомо. Чтобы утешить бедного Савельича я дал слово впредь без его согласия не располагать ни одною копейкою. Мать и я были особенно поражены потому что вспомнили сон. Я был в отчаянии если бы вы на то не согласились. Везде где только было местечко росли подсолнечники и укроп. Куда ушла она никто не мог сказать Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту которую там обижают. В первой комнате куда мы вошли стоял диван. Я отвечал на их поклоны множеством поклонов хотя карета тронулась уже с места. Классицкий дал согласие так как ему было решительно всё равно. Пока мы ели нам беспрестанно подбавляли горячего риса.
Проверочная работа по теме «Сложноподчинённое предложение (СПП)»

2 вариант

I. Тест. Укажите неверные утверждения.
Классификация союзных сложных предложений основана на особенностях союзов. В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.
Союзы и союзные слова не являются членами предложения. Выделяются три группы СПП по значению придаточных предложений. Придаточные предложения всегда стоят после главных. Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы существительных. Придаточные определительные прикрепляются к определяемым словам союзами и союзными словами. Тип подчинения может влиять на пунктуацию
II. Тест. Укажите СПП (знаки препинания не расставлены)
1. Коль нет цветов среди зимы так и грустить о них не надо. В душе моей как будто распустился свежий благоухающий цветок. Человек создан для счастья как птица для полёта. Никто не уходил несмотря на поздний час. Впереди виднелась белая пелена будто река вышла из берегов. Прохваченная морозом земля потеплела и оттаивала на солнце.
III. Спишите, расставьте знаки препинания. Союзы заключите в овал, союзные слова

подчеркните как члены предложения.
1. Такая густая трава росла только по берегам рек потому что здесь достаточно было влаги. Сам удивляюсь откуда у меня появилась такая работоспособность. Небо почти очистилось от туч последние остатки которых уходили за перевал. Вот и дом что стоит на пригорке осветился огнями. Наконец мы отдохнули настолько что могли продолжать путешествие. Я вышел в путь чуть занялась заря.
IV. Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточного
Я знаю что он шутит. Хозяйка чтоб не разбудить подозрений стала возиться у печи. Мы никогда ещё не поднимались так рано с ночлега потому что рано остановились. Если б я не видел Никольского то и этот дом показался бы мне богатым и роскошным. В Москве где прозвания ещё в моде прозвали их «весёлой шайкой». Когда ехали по колонии так ещё он вёз сомнительную змею Он научился у голландцев из которых некоторые знают английский язык. Где такая крепость куда бы пули ни залетали?
Я забыл и думать о своём намерении воротиться хотя адмирал соглашался было отпустить меня. Тем не менее это его не спасло от брызг так как надо было пробираться между сплошными кустами виноградника. Тёма пока учитель не видит ещё раз теребит Вахнова за волосы.
Тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»
1. Какое утверждение не верно? В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если: 1) перечисляются какие-то факты 2) вторая часть дополняет смысл первой 3) вторая часть раскрывает содержание первой 4) вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой. 2. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок? Будет завтра хорошая погода ( ) пойдем в лес. 1) двоеточие 2) тире 3) запятая 4) точка с запятой 3. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок? Никогда я не видел такой осени ( ) ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе. 1) двоеточие 2) тире 3) запятая 4) точка с запятой 4. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок? Толстые сосульки, небрежно свисавшие с крыш, оттаивали, радуясь теплу и солнцу ( )капли, падая с них, ударялись о лед. 1) двоеточие 2) тире 3) запятая 4) точка с запятой
5. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок? Я убежден в одном ( ) вдохновение приходит во время работы. 1) двоеточие 2) тире 3) запятая 4) точка с запятой 6. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок? Лук царевич опустил, смотрит( ) коршун в море тонет и не птичьим криком стонет. 1) двоеточие 2) тире 3) запятая 4) точка с запятой 7. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок? Дневные звезды никогда не видны в небе ( ) их затмевает солнце. 1) двоеточие 2) тире 3) запятая 4) точка с запятой 8. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок? Василий резко нажимал на тормоз( ) скорость не уменьшилась. 1) двоеточие 2) тире 3) запятая 4) точка с запятой
Тест по теме

«Сложное бессоюзное предложение. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении»
1. Укажите верное объяснение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении: Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались: прохожие обращали на него внимание и оборачивались. (Булгаков М.)
1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. 2. Укажите верное объяснение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении: Петр Петрович вдруг почувствовал: случилось что-то невероятное, меняющее жизнь. (Вашенцев С.) 1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. 3. Укажите верное объяснение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении: Вся Сечь представляла необыкновенное явление: это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. (Гоголь Н.В.) 1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. 4. Укажите верное объяснение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении: На мысу римляне поддерживали огонь: разжигали огромный костер и всю ночь без устали подбрасывали в него охапки хвороста. (Платов Л.) 1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. 5. Укажите верное объяснение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении: В штабе полка подтвердили: дивизии приказано принять и оборудовать оборонительные сооружения в районе Волоколамска. (Бек А.) 1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. 6. Укажите верное объяснение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении: Трудно увидеть залегшего в снегу зайца: он первый замечает человека и быстро убегает. (Соколов- Микитов И.) 1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. 7. Укажите верное объяснение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении: В отличие от остальных членов экспедиции, имеющих чёткий план работы, я обязан делать лишь одно: соблюдать правила внутреннего распорядка и техники безопасности. (Санин В.) 1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. 8. Укажите верное объяснение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении: Приманить и поймать тетерева-одиночку довольно трудно: он очень подозрителен. (Дубровский Е.) 1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. 9. Укажите верное объяснение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении: Вижу: кто-то скачет на лихом коне. (Фет А.) 1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. 10. Укажите верное объяснение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении:
Мальчики вздрогнули: не замеченная ими стая воробьев поднялась и с шумом вылетела из конюшни. (Рыбаков А.) 1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
Бессоюзные сложные предложения

1вариант
А1. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены)
«Волнистые облака рассеялись - стало жарко»
: 1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое 4) бессоюзное А2. Найдите неверное утверждение: 1) Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений. 2) Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями. 3) Между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие, если 2-ое предложение указывает на причину того, о чём говорится в 1-ом. 4) В бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных. А3. Укажите предложение со значением пояснения: 1) Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. 2) Вдруг слышим: во всё горло кричат чибисы. 3) Задумаю – реки большие надолго запрячу под лёд. 4) Сейчас вода в озере была очень чёрная: вся ряска к зиме опустилась на дно. А4. Укажите бессоюзное сложное предложение (знаки препинания не расставлены): 1) Бледно-серое небо светлело холодело синело. 2) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился день. 3) Когда Аню провожали домой уже светало и кухарки шли на рынок. 4) В это время сверкнула молния и послышался сильный удар грома. А5. Какой знак следует поставить между частями бессоюзного сложного предложения (знаки препинания не расставлены):
«Сдадите работу в срок отпуск вам обеспечен»
. 1) двоеточие 2) тире 3) запятая 4) точка с запятой А6. Какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления предложения:
«У нас

принцип такой (1) сделал своё задание (2) помоги товарищу»
. 1) 1 – двоеточие, 2 – запятая 2) 1 – запятая, 2 – запятая 3) 1 – двоеточие, 2 – тире 4) 1 – тире, 2 – запятая А7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1) Любишь кататься – люби и саночки возить.
2) Косили версту – выкосили грош. 3) Ползти было неудобно: с непривычки болели колени и локти. 4) Пробовал бежать: ноги от страха не двигались. А8. Какой схеме соответствует предложение (знаки препинания не расставлены):
«Ганин не

мог уснуть в ногах бегали мурашки и подушка мучила голову»
. 1) [ - = ]: [ - = ], [ - = ]. 2) [ - = ]: [= - и =]. 3) [= - ]: [ - = ], (что = -). 4) [ - = ]: [= - ] и [- =]. А9. Какова роль двоеточия в предложении:
«Любите книгу: она поможет вам разобраться в путанице мыслей, научит уважать

человека»
. 1) 2-ое предложение указывает причину того, о чём говорится в 1-ом 2) содержание одного предложения противопоставляется другому 3) 2-ое предложение дополняет смысл 1-го, распространяя один из его членов 4) отделяет обобщающее слово от однородных членов предложения. А10. Какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления предложения:
«Лягушка, на лугу увидевши вола (1) затеяла сама в дородстве с ним тягаться (2) она

завистлива была»
. 1) 1 – запятая, 2 – тире 2) 1 – двоеточие, 2 – тире 3) 1 – запятая, 2 – двоеточие 4) 1 – двоеточие, 2 – запятая А11. Неверно выделена грамматическая основа предложения: 1) Отовсюду сильно запахло цветами, обильная роса облила траву. 2) Я оглянулся: в ста шагах от меня темнела роща, из которой я только что вышел. 3) Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев, как неистовствовало море. А12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1) Кто не идёт вперёд, тот идёт назад: стоячего положения не бывает. 2) Я оглянулся: у дороги под ракитой сидел старичок в изношенном сюртуке. 3) Антарктида – единственный в своём роде континент, здесь нет границ и собственности на землю. А13. Определите, в каком примере тире стоит между частями бессоюзного сложного предложения: 1) Солнце вешнее, нивы здешние – всё тебе отдать бы рад. 2) Над Россиею – небо синее. 3) Поздняя осень – самое лучшее поэтическое время года. 4) На дворе краснело солнце – в доме было тепло. А14. Укажите, какой знак следует поставить в предложении на месте (?):
«Но вот облака как будто стали тоньше (?) налетевший порывами ветер теплее»
. 1) двоеточие 2) точку с запятой 3) запятую 4) тире А15. Сколько простых предложений входит в состав сложного (знаки препинания не расставлены):
«Лучше всего было задремать но я не мог то прислушивался не идут ли за

мной тащить на допрос к атаману то беспокоили мысли что мальчишка заробеет»
. 1) 2 2) 3 3) 4 4) 5

Бессоюзные сложные предложения

2 вариант
А1. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены):
«До войны в нашем колхозе был такой обычай: косцам в луга носили завтрак»
. 1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое 4) бессоюзное А2. Найдите неверное утверждение: 1) Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений. 2) Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в них перечисляются какие-либо факты. 3) Между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире, если 2-ое предложение указывает на причину того, о чём говорится в 1-ом. 4) В бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных. А3. Укажите предложение со значением условия: 1) Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. 2) Вдруг слышим: во всё горло кричат чибисы. 3) Задумаю – реки большие надолго запрячу под лёд. 4) Сейчас вода в озере была очень чёрная: вся ряска к зиме опустилась на дно. А4. Укажите бессоюзное сложное предложение (знаки препинания не расставлены): 1) Звёзды то мигали слабым светом то исчезали. 2) Мне вечная неволя угрожала за мной гнались я духом не смутился и дерзостью неволи избежал. 3) Туча пролилась ушла и солнце снова засияло над нашим садом. 4) Видно было что его одолевает внутренняя борьба. А5. Какой знак следует поставить между частями бессоюзного сложного предложения (знаки препинания не расставлены):
«Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой

путанице мыслей»
. 1) двоеточие 2) тире 3) запятая 4) точка с запятой А6. Какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления предложения:
«В

справочной

мне

сказали

(1)

сегодня

самолёта

на

Ташкент

не

будет

(2)

придётся

подождать до завтра»
. 1) 1 – двоеточие, 2 – запятая 2) 1 – запятая, 2 – запятая 3) 1 – тире, 2 – тире 4) 1 – тире, 2 – запятая А7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1) Об одном прошу вас: стреляйте скорее. 2) Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. 3) Вот моё условие – вы нынче же публично откажетесь от своей клеветы. 4) С женой спорить – бестолочь одна. А8. Какой схеме соответствует предложение (знаки препинания не расставлены):
«Я поднял

голову перед огнём на опрокинутой кадке сидела мельничиха и разговаривала с моим

охотником»
. 1) [ - = ]: [ - = ], [ - = ]. 2) [ - = ]: [= - и =]. 3) [= - ]: [ - = ], (что = -). 4) [ - = ]: [= - ] и [- =].
А9. Какова роль двоеточия в предложении:
«Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики,

белеет ромашка»
. 1) 2-ое предложение указывает причину того, о чём говорится в 1-ом 2) 2-ое предложение поясняет 1-ое, то есть раскрывает его содержание 3) 2-ое предложение дополняет смысл 1-го, распространяя один из его членов 4) отделяет обобщающее слово от однородных членов предложения. А10. Какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления предложения:
«Прокофьев говорил (1) что писательство (2) самое тяжёлое и заманчивое

занятие в мире»
. 1) 1 – запятая, 2 – тире 2) 1 – двоеточие, 2 – тире 3) 1 – запятая, 2 – двоеточие 4) 1 – двоеточие, 2 – запятая А11. Неверно выделена грамматическая основа предложения: 1) Самгин молчал, пытаясь определить, насколько фальшива ирония и горечь слов бывшего барина. 2) Слышно было, как над полем пел жаворонок, как кого-то передразнивал скворец. 3) Мне невольно пришло на ум, что ночью я слышал тот же голос. А12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1) Художник – зеркало своей среды: в нём отражается его общество, нация и время. 2) Неподвижный воздух, казалось, был наполнен какой-то прозрачной пылью: становилось нестерпимо жарко. 3) Учись, мой сын, наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. А13. Определите, в каком примере двоеточие стоит между частями бессоюзного сложного предложения: 1) Всё пленяло меня в театре: и частые огоньки рампы, и смена декораций, и игра актёров. 2) Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву. 3) Обо мне все люди скажут: сердцем чист и не спесив. 4) Ах, как трудно всё на свете: служба, жизнь, зима, война. А14. Укажите, какой знак следует поставить в предложении на месте (?):
«Торчевский толкнул меня (?) я проснулся»
. 1) двоеточие 2) точку с запятой 3) запятую 4) тире А15. Сколько простых предложений входит в состав сложного (знаки препинания не расставлены):
«Река Белая в этом месте понравилась мне больше песков было менее русло

сжатее и берег гораздо живописнее»
. 1) 2 2) 3 3) 4 4) 5
БСП: обобщение
Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________ ЗАДАНИЕ 1 Поставьте, где нужно, запятую, двоеточие, тире или точку с запятой между частями БСП: 1) Бурмин пошёл а старушка перекрестилась и подумала авось дело сегодня же кончится! (А.П.)
2) Золото и серебро блистало на их робах из пышных фижм возвышалась, как стебель, их узкая талия алмазы блистали в ушах, в длинных локонах и около шеи. (А.П.) 3) Строго блестели его очки энергично падали во все стороны рога сальных волос энергично и резко лилась речь. (И.Б.) 4) И мнится мне весь в музыке и пене железный мир так нищенски дрожит... (О.М.) 5) Чёрное море надвинулось до самой Невы густые, как дёготь волны его лизали плиты Исаакия, с траурной пеной разбивались о ступени сената. (О.М.) ЗАДАНИЕ 2 Расставьте пропущенные знаки препинания в пословицах. 1) Худая слава пойдёт никто замуж не возьмёт. 2) Тонул топор сулил а вытащили топорища жаль. 3) Тихо пойдёшь от беды не уйдёшь шибко пойдёшь на беду набредёшь. 4) Снега надует хлеба прибудет вода разольётся сена наберётся. 5) Собака лает ветер носит. 6) Полюбится сова не надо райской птички.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

1ВАРИАНТ

I.РАСПРЕДЕЛИ В КОЛОНКИ НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ, не записывая предложения:

ПП

ССП

СПП

БСП
1. По его званию его надо бы величать всего только «господин подпрапорщик», но он раз навсегда приказал называть себя «ваше благородие». 2. В сенях хлопает дверь и что-то грохочет, падая. 3. Это было знакомое Изумруду бодрое, приятное и жуткое своей всегдашней неожиданностью ощущение. 4. Ноги и тело у него были безупречные, совершенных форм, поэтому он всегда спал стоя, чуть покачиваясь вперед и назад. 5. Лошади отпрянули от решетки и насторожились. 6. Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя на этот жалкий скарб, казавшийся таким изношенным, грязным и нищенским. 7. Хорошо выходило, что именины совпали с дачным временем. 8. Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает. 9. Восемь лет я его держала на квартире, и он казался мне не квартирантом, а родным сыном. 10. Вера собралась с силами и открыла дверь. 11. Знаешь закон: сила действия равна силе противодействия. 12. Он паж, он слуга, он раб.

II. Определите вид придаточного, не записывая предложения:
1. Мне послышалось, будто он в разговоре обещал помочь семенною картошкою. 2. У Юрия Андреевича являлось чувство, будто он знакомится с городом, стоя на одном из его людных скрещений. 3. Он успел перевидаться со всеми приглашенными, так что это не было их первой встречей.
III
.
Определите вид подчинения, построив схемы, не записывая предложения:
1. Он поймет, потому что он способен понять все, что выражено логично, просто и без иностранных слов. 2. Напрасно ему объясняли со всевозможной кротостью, что он обращается в неподлежащее место, что ему надобно направиться туда-то, что следует представить такие-то и такие-то бумаги, что его известят о результате. 3. Хотя при нем и был собственный паспорт запасного офицера, но он почему-то нашел нужным заявить, что его бумаги находятся пока в комендантском управлении.
IV
.
Спишите и

расставьте знаки препинания в БСП:
1. Проглотил изволь обрабатывать. 2. Я почувствовал гипноз сковал мои мышцы. 3. Вот вам ответ кролик, проглоченный удавом, может стать удавом. 4. Игнат спустил курок ружьё дало осечку. 5. Вылечится назначим его на должность.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

2ВАРИАНТ

I. РАСПРЕДЕЛИ В КОЛОНКИ НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ, не записывая предложения:

ПП

ССП

СПП

БСП
1. Со скамейки не было видно берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора еще более усиливалось. 2. Вера собралась с силами и открыла дверь. 3. Деревни кажутся внизу не больше спичечной коробки, леса и сады – как мелкая травка. 4. Я боюсь только: это не он. 5. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом. 6. Все глядят на меня и на отца, мне даже стыдно. 7. Поглядел я в переборку – свету нет. 8. Но ты пойми, о какой любви я говорю. 9. Но Желтков даже не поглядел на него, хотя и слышал его слова. 10. А квартиры все очень дороги, и сняли квартиру в расчете сдачи комнат. 11. Он привык к этим переменам, и в обстановке вечной нескладицы отсутствие отца не удивляло его. 12. Поезд стоял на какой-то очень большой станции, разряда узловых.

II. Определите вид придаточного, не записывая предложения:
1. Хотя Юра кончил по общей терапии, глаз он знал с доскональностью будущего окулиста. 2. И было неизвестно, куда адресовать ей письмо. 3. Купе, куда вошел Живаго, ярко освещалось оплывшею свечой на столике.
III.

Определите вид подчинения, построив схемы, не записывая предложения:
1. В оправдание скользкости этого спорта он мог бы сказать, что внутренний психологический интерес значительно превосходил в нем те выгоды, которые он потом приобретал в качестве бытописателя. 2. Оттого что окно было заперто ставнями, оттого что лампа едва горела, в комнате было темно. 3. Хотя при нем и был собственный паспорт запасного офицера, но он почему-то нашел нужным заявить, что его бумаги находятся пока в комендантском управлении.
IV
.
Спишите и

расставьте знаки препинания в БСП:
1. Это время оправдало старинное изречение человек человеку волк. 2. Он говорит завидна участь растоптанных. 3. Он был уверен всё получится. 4. Придет время покажем. 5. Косили версту выкосили грош.


В раздел образования