Напоминание

Роль и возможности традиционного православного духовного –нравственного воспитания в современных учебных заведениях, духовно-нравственная профилактика как средство предотвращения правонарушений.


Автор: Нифонтова Ольга Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ABC centre, частная школа
Населённый пункт: Липецк
Наименование материала: статья
Тема: Роль и возможности традиционного православного духовного –нравственного воспитания в современных учебных заведениях, духовно-нравственная профилактика как средство предотвращения правонарушений.
Раздел: среднее образование





Назад





Роль и возможности традиционного православного духовного –

нравственного воспитания в современных учебных заведениях, духовно-

нравственная профилактика как средство предотвращения

правонарушений.
В последние десятилетия в европейской цивилизации наблюдаются процессы потери нравственных ориентиров, возведения в норму однополых браков, разрешения им усыновления и воспитания детей, пропаганды идеологии вседозволенности, идей релятивизма. Всё это запустило процесс разрушения традиционного понимания семьи и тех незыблемых духовных основ, на которых извечно держится человеческое общество. Нормальность ненормального активно внедряется в сознание людей посредством средств массовой информации и коммуникации( телевидения, интернета, литературы). С другой стороны растёт число организаций , которые позиционируют себя как безрелигиозные , по сути являясь зачастую сатанинскими. Они оказывают разрушительное воздействие на личность, затягивая людей под лозунгами прав и свобод человека в сети наркотической и алкогольной зависимостей, что приводит к внутреннему разрушению человека. Это в свою очередь порождает рост правонарушений, особенно в среде подростков, легко поддающихся различным влияниям извне. К тому же возросло число различных сект, которые под видом духовного воспитания, преследуют свои корыстные интересы и закабаляют личность, подвергают психологическому насилию. В такой сложившейся социальной ситуации пожалуй самой актуальной стала проблема сохранения традиционных , исконно русских православных духовных ценностей, проверенных многочисленными поколениями ;необходимости нравственного воспитания личности в качестве защиты и профилактики от правонарушений. Таким образом, роль именно духовного воспитания личности за последние десятилетия значительно возросла. Для достижения этой цели прежде всего следует сосредоточиться на воспитании в молодом поколении целостного мировоззрения, устойчивой и прочной системы духовных ценностей. Больше всего в нашей стране на данный момент этому способствуют православные учебные заведения. Обычные светские школы не имеют такого потенциала и арсенала, которым обладают православные воскресные школы, гимназии, богословские университеты. Однако на сегодняшний день отчасти духовно-нравственное воспитание осуществляется и в общеобразовательных школах, в тех из них, где ,с согласия руководства и родителей, введен предмет
«Основы православной культуры» и проходят недели православной культуры, организующие встречи учащихся со священнослужителями. Однако, все же в светских учебных заведениях процесс воспитания духовно-нравственного потенциала личности в большинстве случаев лишен последовательности и часто носит отрывочный характер. В воскресных же школах и гимназиях явственно реализуется преемственность духовного воспитания и обучения, их взаимопроникающее влияние друг на друга, что обуславливает целостность процесса. Православное воспитание состоит в создании условий для человеческой личности в целях достижения ею желания и способности к активному и творческому усвоению православных ценностных установок и православных моделей поведения. Православные учебные заведения знакомят ребенка с понятием греха, учат с ним бороться, осознанно делать свой выбор , нести за него и свои поступки личную ответственность. Человека, вооруженного правильными знаниями о духовном, имеющего нравственные понятия, принципы и установки, уже не так легко сбить с истинного пути, как того, у кого данные знания отсутствуют. Поэтому важным представляется вооружить молодое поколение прочной системой нравственно-духовных ценностей. Данная цель наилучшим образом достигается в религиозных социальных институтах, в первую очередь воскресных школах и гимназиях. Вообще в основе православной педагогики лежит понимание того, что вне Церкви, вне церковной жизни достичь основной цели воспитания и жизни не представляется возможным. Основная цель воспитания и образования достигается не властью Церкви над человеком, но образом жизни, проникнутой духом Церкви, духом православия. Целью воспитания в православной педагогике является прежде всего подготовка человека к вечной жизни, в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром и смерть не была духовной катастрофой. Воцерковленная жизнь человека однако не заменяет попечения о поддержке и развитии задатков и талантов ребёнка, необходимых ему в земной практической деятельности . Таким образом, обе цели(воспитание для вечной жизни и для земной жизни) сочетаются и образовывать единую целостную цель православного воспитания. Воспитание духовно-нравственных ценностей является одновременно профилактикой правонарушений подростков. Принцип «лучше предотвратить, чем потом бороться с правонарушением» здесь один из
основополагающих. Духовно-нравственный потенциал религии формирует сущность личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Духовно-нравственное воспитание, как часть целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы воспитания. Но основой духовно-нравственного воспитания становится духовная культура той среды, в которой живёт ребёнок(семья, школа, религиозные учреждения). Принцип духовности в воспитании отражает становление и формирование высоконравственной, духовно богатой и социально-активной личности, умеющей осуществлять правильный и осознанный выбор жизненного пути, осознавая при этом ответственность за свою деятельность. Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него -нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). К целям же профилактики нарушений нравственного воспитания относятся: обогащение эмоционального мира ребёнка духовно-нравственными переживаниями и воспитание нравственных чувств; вооружение знаниями о Боге, вере, духовной жизни, раскрытие ее сущности, формирование культуры общения, внешности и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения. Немаловажное место в духовно-нравственном развитии играют родители, учителя и духовные лица. Они должны своим примером показывать как надо общаться, взаимодействовать, сострадать, жить. В целом, если соблюдать условия профилактики нарушений духовно- нравственного воспитания, нравственные ценности становятся устойчивым ценностным образованием личности и защищают от пагубных влияний социальной действительности. А это и есть главная цель воспитания в условиях пропаганды вседозволенности со стороны запада.


В раздел образования