Роль и возможности традиционного православного духовного –нравственного воспитания в современных учебных заведениях, духовно-нравственная профилактика как средство предотвращения правонарушений.
Автор: Нифонтова Ольга Ивановна Должность: преподаватель Учебное заведение: ABC centre, частная школа Населённый пункт: Липецк Наименование материала: статья Тема: Роль и возможности традиционного православного духовного –нравственного воспитания в современных учебных заведениях, духовно-нравственная профилактика как средство предотвращения правонарушений. Раздел: среднее образование
Роль и возможности традиционного православного духовного –
нравственного воспитания в современных учебных заведениях, духовно-
нравственная профилактика как средство предотвращения
правонарушений.
В последние десятилетия в европейской цивилизации наблюдаются процессы
потери нравственных ориентиров, возведения в норму однополых браков,
разрешения им усыновления и воспитания детей, пропаганды идеологии
вседозволенности, идей релятивизма. Всё это запустило процесс разрушения
традиционного понимания семьи и тех незыблемых духовных основ, на
которых извечно держится человеческое общество. Нормальность
ненормального активно внедряется в сознание людей посредством средств
массовой информации и коммуникации( телевидения, интернета,
литературы). С другой стороны растёт число организаций , которые
позиционируют себя как безрелигиозные , по сути являясь зачастую
сатанинскими. Они оказывают разрушительное воздействие на личность,
затягивая людей под лозунгами прав и свобод человека в сети
наркотической и алкогольной зависимостей, что приводит к внутреннему
разрушению человека. Это в свою очередь порождает рост правонарушений,
особенно в среде подростков, легко поддающихся различным влияниям
извне. К тому же возросло число различных сект, которые под видом
духовного воспитания, преследуют свои корыстные интересы и закабаляют
личность, подвергают психологическому насилию.
В такой сложившейся социальной ситуации пожалуй самой актуальной стала
проблема сохранения традиционных , исконно русских православных
духовных ценностей, проверенных многочисленными поколениями
;необходимости нравственного воспитания личности в качестве защиты и
профилактики от правонарушений.
Таким образом, роль именно духовного воспитания личности за последние
десятилетия значительно возросла. Для достижения этой цели прежде всего
следует сосредоточиться на воспитании в молодом поколении целостного
мировоззрения, устойчивой и прочной системы духовных ценностей.
Больше всего в нашей стране на данный момент этому способствуют
православные учебные заведения. Обычные светские школы не имеют такого
потенциала и арсенала, которым обладают православные воскресные школы,
гимназии, богословские университеты. Однако на сегодняшний день отчасти
духовно-нравственное воспитание осуществляется и в общеобразовательных
школах, в тех из них, где ,с согласия руководства и родителей, введен предмет
«Основы православной культуры» и проходят недели православной культуры,
организующие встречи учащихся со священнослужителями. Однако, все же в
светских учебных заведениях процесс воспитания духовно-нравственного
потенциала личности в большинстве случаев лишен последовательности и
часто носит отрывочный характер. В воскресных же школах и гимназиях
явственно реализуется преемственность духовного воспитания и обучения,
их взаимопроникающее влияние друг на друга, что обуславливает
целостность процесса.
Православное воспитание состоит в создании условий для человеческой
личности в целях достижения ею желания и способности к активному и
творческому усвоению православных ценностных установок и православных
моделей поведения.
Православные учебные заведения знакомят ребенка с понятием греха, учат с
ним бороться, осознанно делать свой выбор , нести за него и свои поступки
личную ответственность. Человека, вооруженного правильными знаниями о
духовном, имеющего нравственные понятия, принципы и установки, уже не
так легко сбить с истинного пути, как того, у кого данные знания
отсутствуют. Поэтому важным представляется вооружить молодое
поколение прочной системой нравственно-духовных ценностей. Данная цель
наилучшим образом достигается в религиозных социальных институтах, в
первую очередь воскресных школах и гимназиях.
Вообще в основе православной педагогики лежит понимание того, что вне
Церкви, вне церковной жизни достичь основной цели воспитания и жизни не
представляется возможным. Основная цель воспитания и образования
достигается не властью Церкви над человеком, но образом жизни,
проникнутой духом Церкви, духом православия. Целью воспитания в
православной педагогике является прежде всего подготовка человека к
вечной жизни, в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром и
смерть не была духовной катастрофой. Воцерковленная жизнь человека
однако не заменяет попечения о поддержке и развитии задатков и талантов
ребёнка, необходимых ему в земной практической деятельности . Таким
образом, обе цели(воспитание для вечной жизни и для земной жизни)
сочетаются и образовывать единую целостную цель православного
воспитания.
Воспитание духовно-нравственных ценностей является одновременно
профилактикой правонарушений подростков. Принцип «лучше
предотвратить, чем потом бороться с правонарушением» здесь один из
основополагающих. Духовно-нравственный потенциал религии формирует
сущность личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы
взаимоотношений человека с миром.
Духовно-нравственное воспитание, как часть целостного образовательного
процесса, является одним из ведущих направлений системы воспитания.
Но основой духовно-нравственного воспитания становится духовная
культура той среды, в которой живёт ребёнок(семья, школа, религиозные
учреждения).
Принцип духовности в воспитании отражает становление и формирование
высоконравственной, духовно богатой и социально-активной личности,
умеющей осуществлять правильный и осознанный выбор жизненного пути,
осознавая при этом ответственность за свою деятельность.
Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия
духовно-нравственному становлению человека, формированию у него
-нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,
гражданственности, патриотизма);нравственного облика (терпения,
милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к
различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к
преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности
служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности,
послушания, доброй воли).
К целям же профилактики нарушений нравственного воспитания относятся:
обогащение эмоционального мира ребёнка духовно-нравственными
переживаниями и воспитание нравственных чувств; вооружение знаниями о
Боге, вере, духовной жизни, раскрытие ее сущности, формирование культуры
общения, внешности и организации повседневного быта, навыков и привычек
нравственного поведения. Немаловажное место в духовно-нравственном
развитии играют родители, учителя и духовные лица. Они должны своим
примером показывать как надо общаться, взаимодействовать, сострадать,
жить.
В целом, если соблюдать условия профилактики нарушений духовно-
нравственного воспитания, нравственные ценности становятся устойчивым
ценностным образованием личности и защищают от пагубных влияний
социальной действительности. А это и есть главная цель воспитания в
условиях пропаганды вседозволенности со стороны запада.