Напоминание

Организация профориентационной работы при изучении физики в школе как условие формирования личности современного специалиста


Автор: Чучина Наталья Михайловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ "Средняя политехническая школа № 33"
Населённый пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Организация профориентационной работы при изучении физики в школе как условие формирования личности современного специалиста
Раздел: полное образование





Назад




Чучина Наталья Михайловна
Организация профориентационной работы при изучении физики в

школе как условие формирования личности современного специалиста
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя политехническая школа № 33», г. Старый Оскол Белгородской области В процессе преподавания школьной физики мы стремимся прививать ученикам любовь к труду , умение трудиться ,знакомим их с основами промышленного производства, разными профессиями : все это важно для сознательного выбора будущего жизненного пути. В н а ш в е к с т р а н е н е о бход и м о п о с т о я н н о е п о п о л н е н и е высококвалифицированными рабочими. Мы бьем тревогу по поводу того ,что великое благо возможность для молодого человека свободно выбрать профиль своего обучения .обеспечивая появившимися в последние годы разнообразием общеобразовательных учебных заведений, -оборачивается негативной стороной : уменьшается число часов ,отводимых на изучение физики, упрощается программа. Учащиеся ,не задумываясь, выбирают для своего изучения более легкие , чем физика, предметы. Если не преодолеть у них « противофизического» барьера , то подрастающее поколение окажется обделенным одной из важнейших оставляющих современной мировой культуры знанием и пониманием основ той науки, достижения которой образуют фундамент научно-технической революции. Наши выпускники за период учебы должны овладеть глубокими знаниями основ науки и трудолюбивыми навыками для работы в народном хозяйстве , вплотную подойти к овладению определенной профессией. Опишу, как проводится мною профессиональная ориентация в процессе обучения физике. Увлечение детей физикой выросло в стойкую потребность заниматься связанной с ней деятельностью профессионально. Надо привлекать одаренных школьников к изобретательству на базе знаний по физике. Я
разрабатываю свою систему приобщения учащихся к изобретательской деятельности. В процессе обучения физике систематически показываю связь науки с производством, подчеркивая экономическую эффективность усовершенствования техники на основе современных научных достижений. Почти к каждой теме программы по физике подбираю примеры интересных изобретений т открытий, представляющих собой использование новых физических явлений.( 4,с.50) Например, при изучении прохождения электрического тока через растворы электролитов и законов электролиза рассказываю об открытии явления переноса с катода на анод при электролизе ионных расплавов и об использовании открытого явления для создания принципиально новой технологии катодного рафинирования , при котором на анод переносятся только примеси очищаемого металла, а сам металл остается на катоде.(7,с.55) При этом энергия расходуется только на перенос примесей, что выгоднее в 15 раз анодного рафинирования. На специальных занятиях элективного курса « Измерение физических величин» знакомлю ребят с особенностями изобретательской деятельности, развивая у них способности видеть недостатки привычных устройств, стимулируя интерес к научным знаниям, с помощью которых можно их усовершенствовать . с этой целью организую работу с одаренными учащимися научно –исследовательского характера. При обсуждении результатов своих исследований школьники выдвигают идеи, которые могут стать основой рацпредложений или изобретений . Даже , если их предложения трудно осуществимы или, наоборот, имеют субъективную для них новизну , сам процесс интеллектуального поиска чрезвычайно полезен для развития способностей детей. Объясняя и закрепляя учебный материал привлекаю производственные материалы, связанные с теми или иными профессиями , сведения о способах приобретения .(1, с. 52) Город, где мы живем- один из крупных промышленных центров. Прежде всего наш гигант –ОЭМК , АТЭ, ГОК и т.д. И всюду нужны трудовые ресурсы,
притом разные. Хороший результат дает использование наглядности в виде тематических стендов, отражающих местное производственное окружение. В фойе нашей школы дети знакомятся с технологическими процессами , выпускаемой продукцией и ее практическим применением , уровнем механизации и автоматизации. В обычные контрольные работы для учащихся старших классов включаю такие вопросы; специалистам каких профессий необходимы твердые знания по изученному вопросу или изученной теме курса физики? Какими знаниями по физике должен обладать специалист.(следует название профессии)? Зачем они ему нужны? (7,с.23) Убеждена , что введение профориентационной работы значительно облегчает составление специальных информационно-связывающих вопросов (табл. 1) Таблица 1. Роль изучения вопросов по физике в приобретении рабочей профессии. Класс . Вопросы из программы по физике Рабочая профессия Назначение
7 класс
Гидравлический пресс Штамповщик Специалист о с у щ е с т в л я е т н а производстве холодную штамповку сложных дет а лей из р а з н о го металла на п р е с с а х различных видов Насосы Машинист питательных насосов Обеспечивает бесперебойную работу этих установок
8 класс
Нагревание и Термист, Нагревает в печах
плавление нагревальщик металла, отжигальщик детали и заготовки из стали разных марок, цветных металлов и их сплавов Электронагревател ьные приборы Термист Сталевар Осуществляет термообработку деталей и з а г о т о в о к в электрических печах( закалку, отпуск, отжиг). Ведет выплавку с т а л и и с п л а в о в в электропечах разных типов.
9 класс
Звуковые волны. О п е р а т о р п о проведению акустических измерений. Испытывает после сборки громкоговорители и микрофоны, готовит электроакустическую аппаратуру к работе. Ультразвук. Дефектоскопист ультразвукового контроля Осуществляет ультразвуковой контроль различ ных с в а р н ы х соединений ,деталей и узлов из сплавов и металлов.
10 класс
Конденсатор. М а с т е р п о о б с л у ж и в а н и ю и ремонту радиотелевизионной Выявляет причины н е и с п р а в н о с т и , осуществляет замену
аппаратуры в ы ш е д ш и х и з т р о я деталей
11 класс
Трансформатор. Испытатель электрических машин и аппаратов Проверяет готовность к работе собранных электрических машин. Рентгеновское излучение Лаборант лаборатории рентгеноструктурного анализа Подготавливает аппараты к выполнению рентгеновского анализа. Осуществляют экспозицию и обработку рентгеновской пленки Передача электрической энергии Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей С л е д и т з а исправностью линий э л е к т р о п е р е д а ч , выполняет их мелкий ремонт Спектральный анализ Лаборант лаборатории спектрального анализа Подготавливает аппаратуру . проводит спектральный анализ. Выполняет обработку фотопластинок. α,β,γ-излучения Дозиметрист Измеряет загрязнение радиоактивными веществами различных поверхностей Молекулярная физика содержит материал, позволяющий знакомить учащихся со многими строительными профессиями : каменщика, штукатура, маляра.
Например, при прохождении теплового расширения твердых тел, обращаю внимание школьников на то, что при постройке здания строители делают температурные швы, предохраняющие здание от появления трещин, возникающих при изменении температуры воздуха. Так, кирпичное здание , имеющее летом длину 20 м.зимой укорачивается на 10 мм. Эти данные использую при составлении задач. Задачи, выдвинутые жизнью ,требуют от нас, чтобы уже в школе мы готовили технически грамотных людей, прививали им любовь к технике, формировали у учащихся умения и навыки применения физико-технических знаний на практике. Список литературы: 1. А н а н ь е в а , Т. В . П р о ф и л ь н о е о бу ч е н и е ка к ф а к т о р профессионального самоопределения старших подростков // Методист. — 2009. — № 3. — С. 53-55. 2. Артёмова, Л. К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации // Профильная школа. — 2008. — № 6. — С.47-55 3. Байрангулова, С. Ю. Курс «Профессиональное самоопределение» как возможность осознанного выбора профиля обучения // Профильная школа. — 2009. — №2. — С.39-60 4. Воронин, И. В. Эффективность профориентационных занятий с подростками // Педагогические технологии. — 2008. — № 1. — С.71-77. 5. Зелинский, М. Экскурсии и профориентация. // ИД «Первое сентября» Начальная школа. — 2007. — № 22. — С.28 6. Переверденцев В.И. Человек выбирает профессию / В.И. Переверденцев.-М.:Знание, 1980.- 94с. 7. Эльшанский И.И. Законы природы служат людям / И.И. Эльшанский .- М. : Просвещение


В раздел образования